?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Расизм и сексизм: смысл и место в системе - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Расизм и сексизм: смысл и место в системе

Этьен Балибар, Иммануил Валлерстайн

Ксенофобия во всех предыдущих исторических системах имела своим следствием исключение всего «варварского» (чуждого) из определённого сообщества, группы «своих», вплоть до физического уничтожения  качестве крайней формы отторжения. Когда мы физически отказываемся принимать других, мы охраняем «чистоту» нашей среды, к которой стремимся, но  в то же время мы неизбежно что-то теряем. Мы лишаемся рабочей силы, вклада отвергнутого человека в создание излишка, который мы могли бы присваивать на постоянной основе. Этот пример подходит для любой исторической системы, но особенно остро серьёзность подобной потери ощущается в условиях системы, чья логика базируется на бесконечном накоплении капитала.

Расширяющейся капиталистической экономике требуется вся рабочая сила, которую только она может найти, коль скоро с её помощью можно производить, реализовывать и накапливать всё большее количество капитала. Исключение кого-либо из системы противоречит её логике. Но если есть желание максимизировать накопление капитала, то необходимо минимизировать стоимость продукции (следовательно, и рабочей силы), а также минимизировать политическую нестабильность (поскольку вряд ли получится исключить полностью протесты со стороны рабочей силы). Именно расизм и становится той волшебной формулой, которая примиряет эти цели.

Обратимся к одной из ранних и наиболее известных дискуссий о расизме как идеологии. Когда европейцы пришли в Новый Свет, они столкнулись с местными жителями, которых убивали в огромных количествах либо непосредственно – мечом, либо опосредованно – заражая различными болезнями. Испанский монах монах Бартоломео де Лас Казас высказал мысль о том, что у индейцев имелись души, которые следовало спасать. Обратим внимание на значение утверждения Лас  Казаса, получившего в итоге благословение церкви и затем признание государства. Раз у индейцев есть души, то они человеческие существа и на них распротраняется всеобщий закон. Таким образом, было признано неэтичным их убивать. Вместо этого следовало озаботиться спасением их душ (то есть обращать их в универсалистскую христианскую веру). Так как в этом случае они остаются живы, то они могут вступать в ряды рабочей силы, естественно, в соответствии со своей квалификацией (в их случае – с её отсутствием), попадая, разумеется, на самый низ социальной иерархии.

Расизм принял форму этнизации рабочей силы в той мере, в какой во все времена существовала определённая социальная иерархия занятости и вознаграждения. И хотя феномен этнизации существовал всегда, форма и особенности его проявления варьировались в зависимости от экономических, демографических и социальных обстоятельств места и времени. Можно сказать, что расизм всегда сочетал в себе «фактор прошлого» (связанный  социальным или генетическим происхождением) и фактор настоящего с его гибкостью в определении чётких границ между этно-национально-религиозными группировками.

Неясность в отношении к прошлым традиционным границам в сочетании с постоянным изменением этих границ становится сегодня источником воссоздания расистских или этно-национально-религиозных групп и сообществ. И хотя они не всегда одинаковы, они всегда присутствуют в социальной иерархии. Многие из этих групп мобильны в рамках иерархической системы, одни могут исчезать или объединяться с другими, в то время как третьи распадаются на составляющие, а четвёртые только-только появляются. Но непременно есть те, кого величают «неграми». Если нет чёрных или их слишком мало, чтобы играть эту социальную роль, изобретаются «белые негры».

Расизм как особый социальный феномен, соединяющий в себе постоянство формы с гибкостью и многообразием её конкретных проявлений, выполняет три важные функции. Он позволяет рекрутировать необходимое число работников за наименьшую плату, на наименее выгодные экономические позиции в соответствии с текущими потребностями. Он способствует росту и воспроизводству социальных сообществ, в которых дети изначально привыкают к тому, что во взрослой жизни они смогут занимать только строго определённые роли, и попутно стимулирует соответствующие формы социального протеста. И, наконец, он обеспечивает оправдание социального неравенства, не связанного с заслугами. Последнюю мысль стоит подчеркнуть. Именно потому, что расизм представляет из себя антиуниверсалистскую доктрину, он и позволяет капитализму существовать. Ибо он даёт возможность платить огромному количеству людей меньше, чем они должны были бы получать в соответствии со своими реальными возможностями и заслугами.

Итак, если расизм является необходимой составляющей капитализма, то можно ли говорить то же самое о сексизме? Да, потому что они тесно связаны. Этнизация рабочей силы существует именно потому, что позволяет целым её сегментам платить низкую заработную плату. Такая низкая заработная плата возможна лишь для тех лиц, заработок которых не покрывает в полной мере их расходы по поддержанию своего существования. Домашние хозяйства этих людей требуют определённого вложения труда, направленного на их поддержание и удовлетворение мелких нужд – частично на это должен работать мужчина, однако несопоставимо большая часть работы выпадает на долю женщины, молодёжи и старшего поколения обоих полов. Таким образом, неоплаченный труд по поддержанию домашнего хозяйства субсидирует нанимателя, позволяя ему максимально снижать заработную плату своему сотруднику.

Как расизм не есть просто ксенофобия, так и сексизм не исчерпывается навязыванием женщинам менее значимых социальных ролей. Расизм и сексизм не исключают никого из социальной системы, они лишь позволяют заявить, что работа, которую делают женщины, на самом деле не является работой, таким образом побуждая женщин всех возрастов работать на создание излишка капитала, впоследствии присваиваемого хозяевами предприятий, которые не платят женщинам на это ни копейки. Так изобретается понятие «домохозяйка», которая не работает, а лишь «хозяйничает в доме», а когда правительство берётся подсчитывать количество занятого работоспособного населения, домохозяйки не принимаются в расчёт. Рука об руку с сексизмом идёт возрастная дискриминация. Коль скоро было решено, что работа домохозяек не создаёт прибавочной стоимости, то подобная же работа молодёжи и старшего поколения так же может не считаться работой в прямом смысле этого слова.

Всё это абсолютно не отражает реальность, зато неплохо дополняет господствующую идеологию и превосходно с ней гармонирует. Подобное сочетание универсализма и меритократии создаёт «удачную» основу для легитимации этой системы со стороны среднего класса, а сексизм и расизм позволяют «структурировать» рабочую силу. Всё это вместе отлично работает, но только до определённого момента, ведь эти идеологии капиталистической системы, по сути, противоречат друг другу. Хрупкая комбинация этих идеологий начинает трещать по всем швам, когда различные общественные группы делают слишком большой упор либо на универсалистскую, либо на сексистско-расистскую логику.

Мы знам, что бывает, когда расизм-сексизм заходит слишком далеко. Расисты могут либо попытаться быстро полностью уничтожить неугодную группу, как это было в случае с нацистами и евреями, или же медленно изводить её, навязывая апартеид. В крайней форме применение этих доктрин неразумно, поэтому в крайней форме, как правило, они оказываются неприемлемыми. Им сопротивляются сами жертвы, а также влиятельные экономические силы, которые вообще-то не против расизма как такового, но хотели бы продолжать использовать экономически выгодный для них сегмент «этнизированной» рабочей силы.

... Таким образом, то, что мы имеем сегодня – это система, функционирующая благодаря напряжённой связи между строго отмеренной дозой универсализма и сексизмом-расизмом. Просто существует стремление не допустить чрезмерного развития ни одной из этих тенденций. В результате получается некая модель перегибов, которая могла бы быть вечной, если бы не маленькая проблема. С течением времени амплитуда перегибов увеличивается, а не уменьшается. С одной стороны, нарастает приверженность универсализму, с другой – расизму и сексизму. Их акции растут и для этого есть причины.

Во-первых – это влияние накопленного всеми участниками исторического опыта. Во-вторых, существуют и иные пути эволюции системы, поскольку перегиб от универсализма к сексизму является не единственным в системе.  Есть также зигзаг экономического расширения и сокращения, с которым частично коррелируется идеологический перегиб от универсализма к расизму-сексизму. Амплитуда экономического перегиба тоже растёт. Почему – это уже другой вопрос.

Э.Балибар, И.Валлерстайн. Раса, нация, класс: двусмысленные идентичности

Tags: , , , ,

32 comments or Leave a comment
Comments
From: diewolpertinger Date: July 14th, 2008 12:59 pm (UTC) (Link)
на первый взгляд всё вроде бы правильно
emuna From: emuna Date: July 14th, 2008 02:14 pm (UTC) (Link)
На первый. Как домохозяйка, могу заверить, что в наше время, чтобы жена могла сидеть дома и домохозяйничать, мужчина должен получать такую зарплату, что закон компенсации не работает. Домработница получает куда меньше, чем разница между средней зарплатой и той, которую нужно платить мужчине, чтобы он мог содержать семью. Сейчас наоборот, изо всех сил стараются "выгнать" женщин из дома на работу, так как неработающие женщины экономически невыгодны.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: July 15th, 2008 10:16 am (UTC) (Link)
Ну женщин в этой системе угнетают дважды - если она домохозяйка она ставится в зависимость от мужчины который в среднем обычно не зарабатывает столько сколько нужно на семью с неработающей женой, а когда она хочет приобьрести самостоятельность в экономичес ком смысле и сама выйти на рынок ей недоплачиваюо по сравнению с мужчиной, она не получает равной платы за равный труд. Плюс появление у мужчин конку4рентов-женщин подлучающих м ень9ше за тот же труд снижает цену мужско8го труда в той же специальности и круг замыкается. Получается имен7о то что и нужно сисртеме - оба пола работают больше, производят больше каптала а цена на их труд в среднем падает. То же верно в отношении труда цветных гастарбайтеров и т.п. А идеологии неравенства вроде расизма-сексизма освящают эту ситуацию говаоря "женщины гпупее биологич6ески, они и не должны получать наравне с мужчи7ной"
emuna From: emuna Date: July 15th, 2008 02:30 pm (UTC) (Link)
То, что женщина не может оставаться дома, даже если она этого хочет. это и в самом деле несправедливо. особенно учитывая цену детских садов. но проблема с неравной оплатой труда здесь практически решена. в большинстве профессий этого неравенства давно уже нет. на равных уровнях.Единственное, что сохраняется - это различия в карьерном росте. Тут мужчины пока все еще обгоняют женщин. А зарплата зависит от карьерного уровня. Этим и объяснятся неравенство. если сравнивать работников с равными позициями, то и зарплата будет одинаковой.
overscience_mes From: overscience_mes Date: July 15th, 2008 12:21 am (UTC) (Link)
Марксизм, однако :) разве что "нео"

Написала и увидела таги, чутье мне не изменило :)
alisarin From: alisarin Date: July 15th, 2008 06:06 am (UTC) (Link)
Коль скоро было решено, что работа домохозяек не создаёт прибавочной стоимости, то подобная же работа молодёжи и старшего поколения так же может не считаться работой в прямом смысле этого слова.

Если бы все отношения были монетаризованы, то человек бы сошел с ума, Вам не кажется?

Если ваша оценка здесь совпадет с моей, то следует область монетарного хозяйственного оборота отделить от проблематики жизнедеятельности в целом, не так ли?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: July 16th, 2008 04:11 pm (UTC) (Link)
Я бы ответил несколько в иной логике. Ведь т.н. эффективность капитализма достигается именно за счёт того, что хотя он провозглашает монетизацию всех человеческих отношений, их проверку на прочность рынком, реально рыночные фундаменталисты консерваторы очень существенный сектор человеческих отношений а) выводят из поля монетизации и б) превращают из отношений равенства, товарищества бркатства в отношения господства сильного над слабым, причём безвозмездного господства. Это отношения жены и мужа, взрослых и детей – подростков, коренных народов и «понаехавших» гастарбайтеров. Благодаря а) и б) слабым в этой системе можно не доплачивать, из-за угнетения они не смеют пикнуть или возмущаются не очень эффективно, а идеология угнетения (сексизм-расизм) освящает все эти мерзости. Собственно за счёт этого капитализм и держится, и требование монетизации всех отношений, с одной стороны играет очень важную роль в показе этой скрытой эксплуатации. С другой оно морально оправдано – по сравнению с господством честная сделка лучше, с третьей – «давление» изнутри этих требований на капиталистическое общество дискредитирует систему и или простимулирует её эволюцию в сторону социализма, либо приведёт к её полному краху.
Но это ответ на уровне системы, а на уровне индивидуальных отношений каждый строит свои отношения любви дружбы работы купли-продажи в соответствие со своей идеологией. То есть если я коммунист я не могу эксплуатировать друзей и брезгаю предпринимательством и пр.
alisarin From: alisarin Date: July 17th, 2008 05:45 am (UTC) (Link)
Тады начну издалека, с обвинения нашего телевидения в кликушестве. Как только оно что-то показывает о США, у них всегда один рефрен: американцы мало о нас знают. Возвращаю мяч на поле соперника: мы ни шиша не знаем об американцах... :)

Пример. Я просто читал советские переводные, левые, кстати книги американцев об Америке. Началась ваучеризация, обещание акционерных златых гор, я сразу вспомнил, - "а Джей Гулд?", - тогда это была никому не известная фигура, в отличие от нашего времени.

Итак, мои впечатления: представления о "дикости" капитализма - сказка. Суд - это тоже орган государства, как и законодательные собрания, федеральное и каждого штата в отдельности, федеральная резервная система и т.п.

Сильный аргумент - эксплуатация негров, но к конвейеру они встали только во времена Генри Форда, здесь я ничего не могу возразить, но ... если бы хлопок бы стоил чуть подороже (его собирал белый сборщик) катастрофы бы не произошло. На мой взгляд, любопытный момент, африканцев ввозили в Америку и, в том числе, просто "от безлюдья". Как, впрочем, и китайцев, но имеющийся у последних все же какой-никакой уровень культуры позволял им во 2-3 поколении интегрироваться в более дорогую экономику. Еще: тот аргумент, что работающий в городской экономике муж способен обеспечить семью полностью ... не относится к фермерскому хозяйству. И тогда, - лучше избежать усреднения... :)

За что уж я уважаю Гегеля, то это именно за тезис: развитие общества есть развитие мирового духа. И хотел бы обратить внимание, что случай Штатов - это великолепное подтверждение этого положения. На свободные территории внедрились две европейские культуры: британо-франко-германская и испанская + португальская. Результат - налицо... Все прочее - это, может быть, не столь существенно важные локальные акселераторы. Но "культура" - это норма, нет дикого капитализма. :))
(Deleted comment)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: July 16th, 2008 04:15 pm (UTC) (Link)
скорей работник соглашается на низкую оплату потому что его уже успешно притеснили и господствующая идеологимя расизма - сексизма принудила к повиновению многих таких как он до него он об этом знает и не готов бороться
http://wolf-kitses.livejournal.com/99736.html?thread=2280088#t2280088
А какие профессии рынок ценит больше какие меньше и почему, и насколько эти оценки совпадают с потребностямси общества - это другая тема, но она может быть проанализирована сходным образом. Думаю тут прямое сходство с недлоплатой гастарбайтерам - учителя и преподаватели скованы рыночной идеологией и не решаются заявить обществу что их труд намного ценней чем предпринимателей и спекулянтов-финансистов, от которых только кризисы и безработица, или труд работников дорогущей модной индустрии обслуживающей всех этих спекулянтов.
(Deleted comment)
From: golden1000_2 Date: July 15th, 2008 11:33 pm (UTC) (Link)
Примите наши поздравления! Ваш журнал имеет настолько сильную поддержку среди постоянных участников Живого Журнала, что вы заняли 261-ю позицию среди лучших - Золотой Тысяче Живого Журнала.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус
050778 From: 050778 Date: July 30th, 2008 05:42 pm (UTC) (Link)
по ссылке говорится, что есть два перевода. Как Вам кажется, какой удачнее?
bigbeast_kd From: bigbeast_kd Date: February 25th, 2011 11:35 pm (UTC) (Link)
По-моему они перемудрили... Здесь капитализм просто попадает в ловушку рациональности - чтобы рассчитать свою прибыль, капиталист должен подчиняться рациональным причинно-следственным связям, между тем наибольшую прибыль обещают как раз иррациональные решения. Именно поэтому капиталист вовлекает в систему ресурсы полученные из окружающей среды - на них логика системы не распространяется.
Однако, вовлекая их в систему, он тем самым вынужден рационализировать свое поведение по отношению к ним.
Поскольку таких рациональных причин очевидным образом не существует, статус рациональных присваивается причинам иррациональным.
orfis_sakarna From: orfis_sakarna Date: February 20th, 2015 10:04 am (UTC) (Link)
Я не могу согласиться с тем,что это именно капиталистический вопрос.

Айн Рэнд:
"Расизм — это самая низкая, самая грубая и примитивная форма коллективизма. Он являет собой принцип, по которому нравственная, социальная или политическая значимость человека приписывается его происхождению; принцип, гласящий, что интеллектуальные свойства и черты характера порождаются и передаются внутренней телесной структурой. На практике это означает, что человека судят не по его поступкам и его уникальным свойствам, а по свойствам и поступкам совокупности его предков.

Расизм утверждает, что содержание человеческого разума (не познавательная часть, а содержание) переходит по наследству, а убеждения, ценности и характер определяются еще до рождения неподвластными нам физическими факторами. Это первобытный вариант учения о врожденных идеях, или унаследованных знаниях, который основательно опровергнут философией и наукой. Расизм - доктрина, созданная дикарями, исповедуемая ими и для них пригодная. Это — присущая быдлу или скотам разновидность коллективизма, подходящая для тех, кто разделяет не животных и людей, а разные породы животных.

Как всякая форма детерминизма, расизм отрицает то особое свойство, которое отличает человека от всех живых существ, — его способность мыслить. Он игнорирует два аспекта человеческой жизни, разум и выбор,иначе говоря, сознание и нравственность, заменяя их телесной предопределенностью.

Приличная семья всячески поддерживает никчемных родственников или покрывает их преступления, чтобы «защитить наше доброе имя» (как будто моральное положение одного человека может пострадать из-за действий другого); бродяга бахвалится, что его прадед был одним из создателей империи; провинциальная старая дева хвастает тем, что дядя ее матери был сенатором штата, а ее троюродная сестра выступала в Карнеги-холл (как будто достижения одного человека могут восполнить бездарность другого); родители невесты исследуют генеалогическое древо потенциального зятя; некая знаменитость начинает свою автобиографию с подробного отчета об истории своей семьи. Все это — примеры расизма, остаточные проявления теории, которая полностью выражается в межплеменных столкновениях доисторических дикарей, массовых убийствах нацистской Германии или чудовищных злодеяниях нынешних «возрождающихся народов».


В историческом плане уровень расизма всегда возрастал или падал вместе с ростом или падением коллективизма. Коллективизм утверждает, что у отдельного человека нет прав, что его жизнь и труд принадлежат определенной группе («обществу», племени, государству, стране, народу) и что группа по своей прихоти может принести его в жертву. Воплотить подобную теорию можно лишь грубой силой, и государственность всегда была политическим следствием коллективизма.

Абсолютное государство — лишь узаконенная форма бандитского правления, независимо от того, какая именно банда захватит власть. Поскольку подобному правлению не было, нет и никогда не будет разумного оправдания, мистика расы играет ключевую роль во всех, абсолютистских государствах.

Связь здесь взаимная: государственность вырастает из первобытной межплеменной вражды, основанной на том, что члены одного племени — естественная добыча другого, и устанавливает собственные подкатегории, систему каст, определяемых рождением человека, — например, дворянские титулы или потомственное рабство."
32 comments or Leave a comment