?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Обезьяны распознают лица тем же способом, каким люди выучивают язык

Нашёл интересную статью про роль разного рода опыта в распознавании лиц у интактных и депривированных детёнышей обезьян. В исследовании Йоити Сугита из Института нейробиологических исследований детёнышей макак со всей японской тщательности искусственно выкармливали поодиночке люди в балахонах, напоминающих куклуксклановские и закрывающих лицо (рис.1А), так что зверёныши не могли видеть ни мир вокруг, ни лица кормящего человека. Длилось это 6, 12 или 24 месяцев (контрольную группу выкармливали вручную люди с открытыми лицами, рис1В), после чего тестировали

а) на предпочтение разных объектов (на чём  они будут чаще – и раньше останавливать взгляд – на лицах человеческих обезьяньих, тили на игрушках и др. внешних предметах в жилище детёныша, рис.1С и D),

б) на различение разных лиц, человеческих и обезьяньих, и на различение разных тиндивидуальных предметов, лицами не являющихся. Стимульный материал с индивидуальными вариантами лиц, человеческих и обезьяних, в плоском и объёмном вариантах, и фотографии с индивидуальными предметами, не являющимися лицами см. рис.2.

Все детёныши – и депривированные, и не депривированные – предпочитали «лица» (человеческие и обезьяньи) предметам, даже игрушкам. Правда, в опытах не было тестов с мордой долгопята, кошки, совы, другими лицеподобными, но «чужими» образами. А вот различение лиц, отличение человеческих от обезьяньих, существенно зависело от опыта детёныша.

Те детёныши, кто видел вокруг себя лицо обезьяньи лица, предпочитали их человеческим и предметам, те кто был депривирован - в равной мере смотрели на человеческие лица и обезьяньи, не делая явного предпочтения того и другого. По мере взросления интактные детёныши потихоньку научались индивидуально различать и человечьи, и обезьяньи лица (со скоростью, обратно зависящей от срока депривации). Депривированные, предоставленные самим себе, индивидуально различали только обезьяньи лица (но не человеческие, хотя и отдавали им не меньшее предпочтение, чем «своим»). Однако если депривированных обезьян в течение месяца ссаживали с не-депривированными, они также начинали различать только обезьяньи лица, теряя способность к различению человеческих.

То есть вначале у детёныша есть некий генерализованный образ, отличающий лицо от «нелица», и лишь потом в зависимости от опыта общения со «своими» (а в природе – взаимодействия с родителем) детёныш обучается распознавать лицо как «своё», «болванка лица» приобретает для него родовые черты, а затем и дифференцировать лица индивидуально. То же самое видим в развитии  языка: из гуления развивается детский лепет. Это уже человеческая вокализация, причём развивающаяся лишь при наличии обратной связи от матери (у слепоглухонемых детей гуление не встречая поддержки реакцией родителей на фонации младенца, так и не переходит в лепет, и постепенно исчезает). Но лепет – это ещё не человеческий язык, звуковой строй и особенно «слоговая структура» этих вокализаций организованы противоположным образом, нежели звуковой строй любого национального языка. В этот же период у младенцев фиксируется неопределённая изменчивость вокализации: в их фонациях можно услышать все звуки всех языков землим, вплоть до щелкающих звуков («кликс») койсанских языков. Но постепенно во взаимодействии с родителем идёт отбор, и в вокализациях младенца остаются только фонации, свойственные его будущему родному языку. Причём грудные дети узнают родной язык по речевой мимике, которая существенно ускоряет отбор нужных элементов звукового строя, складывающихся в формы будушего родного языка.

Параллелизм полный, я думаю.

Ещё что интересное в этих опытах, так то что для обезьян в отличие от людей длительная (до двух лет) депривация вообще не является препятствием к различению лиц как целостных образов (это т.н. холистическое различение, так мы распознаём лица наших друзей и знакомых. Есть ещё различение лиц по отдельным ключевым признакам, оно производится другими отделами мозга, чем в норме, и аутисты, например, способны только ко второму). У людей же невозможность видеть внешний мир в раннем возрасте (скажем, вследствие врождённой катаракты) необратимо нарушает холистическое распознавание лиц, если «пройден некий «чувствительный период», и это уже не корректируется, в отличие от обезьян.

Так что обнаруженная недавно у взрослых людей «врождённая реакция» на бэби-схему есть, скорей всего, результат уже завершившегося процесса «обучения распознаванию», после которого он становится автоматическим и проходит помимо сознания. Ведь реакция на бэби схему требует устойчиво отличать детские лица от взрослых и отвечать специфической эмоциональной реакцией только на первые; было бы интересно протестировать на сей счёт подростков и взрослых до рождения ими собственных детей. Тем более что в статье указывается, что отслеживание специфической нервной реакции на бэби-схему может быть хорошим методом для отслеживания послеродовой депрессии, когда эта реакция ослабляется или исчезает совсем. Уже поэтому  сомнительна «врождённость» в том смысле в каком «врождённы» Лоренцевские инстинкты, в смысле ВРМ.

Отсюда идея, что язык развивается из умения подражать движениям (телодвижениям других особей), переносить их в гомологичную ситуацию и копировать по выделенному идеальному образцу. Только подражательные движения здесь не внешние, тне телодвижения или движения руками, а перенесённые вглубь, внутрь гортани (именно эти мышечные движения самые тонкие и аналитические выполняют филигранную работу создания моделей звуков фонем как движения рук выполняют работу по созданию моделей орудий). И орудийная деятельность протолюдей не только рождает символизацию (необходимую для изготовления орудий по идеальному образцу, символизация же автоматически рождает язык и культуру), но и является средством для этого «перенесения вглубь».

Tags: , , , ,

2 comments or Leave a comment
Comments
anbotticel From: anbotticel Date: June 27th, 2008 04:12 pm (UTC) (Link)
отлично написано!как ветерок.
biostamps From: biostamps Date: June 27th, 2008 05:09 pm (UTC) (Link)

прям сдувает

так вот что главное в нейробиологии! хорошо пошитый балахончик, и вы стильный нейробиолог! ))))
2 comments or Leave a comment