?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Про инстинктивное поведение шахматистов - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Про инстинктивное поведение шахматистов

Специальные эксперименты показывают, что память ведущих игроков «настроена» на перспективные шахматные позиции. В 13 исследованиях, проведённых с 1973 по 1996 год, шахматистам разного уровня вперемешку показывали перспективные шахматные позиции из реальных игр и псевдопозиции, полученные путём случайного размещения фигур. От испытуемых шахматистов требовалось рассмотреть расположение фигур не более 10 с, и затем воспроизвести его по памяти. Мастера с рейтингом Эло более 2200 и гроссмейстеры (рейтинг >2500) распознавали реальные позиции намного лучше слабых игроков. Чем выше рейтинг шахматиста, тем быстрей, точней и «автоматичней» он распознаёт игровые позиции по сравнению со случайными позициями, не являющимися для него значимыми. В запоминании случайных позиций мастера не имели никаких преимуществ.

Следовательно, перед нами эффект не памяти, а «автоматизмов» распознавания мастером перспективной позиции на доске (перспективной, то есть такой, которую он сам или противник могут свести к победному результату через определённую последовательность ходов – и эту возможность надо распознать быстрее противника и реализовать лучше). Там, где начинающий игрок увидит выигрышный ход только после длительного, напряжённого анализа позиций (и не всегда найдёт самый выигрышный), гроссмейстер распознаёт его быстро и сразу. Очевидно, более эффективные шахматисты полагаются преимущественно не на память и не на аналитический ум, а на структурированное знание, связанное с мгновенным выделением и распознаванием перспективных игровых позиций. То есть выбор хода для них это поиск по ключевым сигналам, а не «думанье» (Росс, 2006).

Более детальный анализ показывает, что память шахматиста настроена не вообще на игру, а именно на типичные шахматные ходы в типичных игровых ситуациях, набор которых (и точность настройки) различается у разных игроков.

Где для слабого игрока элементами анализа ситуации являются отдельные ходы противника, действующее как своего рода «стимулы к размышлению», для гроссмейстера элементы анализа – отдельные игровые позиции, где «осмысленная» расстановка фигур информирует об игровой ситуации, позволяет автоматически прогнозировать возможности развития ситуации и реализовывать их в собственных интересах. Очевиден изоморфизм этой дихотомии с противоположностью стимулов и сигналов в коммуникации животных.

Анализ активности мозга добровольцев, игравших в шахматы против компьютера показал, что с увеличением рейтинга игрока постоянно возрастал уровень активность в лобной и теменной коре на фоне падения уровня активности в медиальной височной коре (при решении одни и тех же задач).

Исследования психологии мышления шахматистов Н.Крогиус показывают, что гроссмейстер гарантированно выигрывает у перворазрядника, так как оперирует более крупными информационными блоками. Малоопытный игрок вынужден просчитывать массу деталей, ходов и ответов, а гроссмейстер «видит» ситуацию, причём и выбор, и объяснение решения часто проявляются через эстетические предпочтения. Гроссмейстер выигрывает не за счёт большей интеллектуальной активности или же за счёт лучших способностей, и перворазрядник со временем может превзойти мастера. Но динамический образ ситуации (позиционное мышление гроссмейстера) аккумулирует опыт поколений шахматных мастеров, пропущенный через собственную работу и собственный игровой  опыт  (Назаретян, 2001).

Благодаря этому весь массив информации о позиционных решениях в данной игровой ситуации, накопленный шахматной традицией, легкодоступен мастеру, но закрыт для новичка (или информация неизвлекаема им за приемлемый срок). Развитие образного видения ситуации и «автоматизмов» позиционного мышления есть способ, с помощью которого отдельные игроки получают доступ к «коллективному знанию».

Этот механизм «автоматического распознавания образов перспективных партий», выделения и отреагирования «значимых образов» из множества расстановок фигур,  могущих складываться на доске, точно соответствует механизмам коммуникации животных. «Специфическая расстановка» сигналов во временной последовательности, также как и шахматных фигур на доске информирует партнёров о возможностях разрешения того «конфликта интересов», который вызвал данное взаимодействие, или к которому предшествующие «ходы» особей передвигали процесс.

Так, в исследовании механизмов распознавания песен краснокрылых трупиалов и воловьих птиц показано, что песни соответствующих видов люди распознают тем же способом, что и сами птицы - реагируя на заключительные элементы. Однако люди, в отличие от птиц люди, не могут уже по начальным фразам сразу распознавать заранее песни с атипичным звуковым строем в конце последовательности, и не тратить на них внимания. Не будучи включёнными в систему коммуникации вида, они не обладают способностью к «автоматическому прогнозу» последовательностей, которым обладают все конспецифики (Sinnoff,1987).

Вот это поведение шахматистов при распознавании игровых позиций ничем не отличается от инстинктивного распознавания животными знаков-символов, заключённых в форме демонстрации и изображаемой ею. Такой же "автоматизм" распознавания и отреагирования общих знаков, проходящий мимо сознания. Единственное отличие в том, что знак, на который срабатывает механизм, запускающий оптимальные программы поведения для разрешения "указанных" им проблемных (или игровых) ситуаций, не врождённый и видоспецифический, а искусственно созданный культурой и может заменяться любым другим, или указывать на что-то ещё, как договоришься.

И вообще говоря, подобный автоматизм распознавания и отреагирования может создаваться под очень разные знаки культуры и использовать разные психофизиологические механизмы для осуществления этих реакций. Следовательно, между "животным" состоянием с врождёнными знаками ситуаций взаимодействия, на которые поведение "срабатывает" инстинктивно, и человеческой ситуацией такого срабатывания на знаки культуры должно лежать промежуточное состояние, когда знака нет вовсе, а есть эмоциональные экспрессии, ужимки, гримасы, выражающие возбуждение животного и ничего более.

А уж особенности ситуации, суть проблемы, что делать и пр. каждый индивид (обративший внимание на эту пантомиму) должен достраивать сам в меру своего разумения и подражания типизированным действиям других особей, уже действовавших в данной ситуации. Именно это состояние, когда старая семиосфера уже разрушена, а новая, языковая, но создана, мы находим у антропоидов. Видимо она и стимулирует развитие интеллекта до почти (детского) человеческого уровня.

Источники

Росс Ф., 2006. Как воспитать гения?// В мире науки. №11. С.54-62.

Sinnoff J., 1987. Models of perceiving and processing information in bird song (Agelaius phoeniceus, Molothrus ater) and Homo sapiens// J. Comp. Psychol. Vol.101. №4. Р.355-366.


 

Tags: , , , , ,

32 comments or Leave a comment
Comments
burchakov From: burchakov Date: May 27th, 2008 07:59 am (UTC) (Link)
Насколько уверенно это можно экстраполировать на другие позиционные игры?

А не изучали ли активность мозга у специалистов разного уровня, которые тоже должны быстро анализировать многофакторные ситуации и принимать решения им соответственно, хирургов например?:)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 27th, 2008 08:02 am (UTC) (Link)
Про хирургов и др. не знаю, искал - не нашёл; было бы уждасно интересно почитать
(Deleted comment)
dobryj_manjak From: dobryj_manjak Date: May 27th, 2008 09:03 pm (UTC) (Link)
Интересно. Я, человек, мало знакомый с историей шахмат, подумал, читая этот пост, как раз о таком методе.
zeliard77 From: zeliard77 Date: May 27th, 2008 08:54 am (UTC) (Link)
Спасибо за интересную информацию
mike67 From: mike67 Date: May 27th, 2008 09:58 am (UTC) (Link)
Есть такое дело, но обычная память у шахматистов тоже лучше. А вообще все опять же сводится к искусству отсекать информационный шум.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
aldanov From: aldanov Date: May 27th, 2008 11:24 am (UTC) (Link)
Интересно уровень шахматиста сказывается в блице.
Он часто почти не считает, только основное, а про все остальное знает.
Из типичности расстановки фигур, их потенциальной динамики.
jak40 From: jak40 Date: May 27th, 2008 01:24 pm (UTC) (Link)
Если я правильно понял, о чем это, то возможна иллюстрация попроще: предложите испытуемым запомнить простые картинки, на которых изображены женщины (перспективные позиции) и случайные сочетания геометрических фигур :)
Что касается шахмат, вспомнилась хорошая книжка "Тактика и стратегия шахмат". Вот, нашел в интернете:
Отмечая значение стратегии как неотъемлемого элемента шахматной партии, мы должны то же самое, возможно, даже еще сильнее, подчеркнуть в отношении тактики. Шахматист, умеющий правильно оценить позицию и приспособить свои планы к характеру этой позиции, не сумеет их как следует провести, если в тактическом отношении он не окажется на достаточной высоте. Тактическая ошибка, как правило, наказывается значительно тяжелее, чем стратегическая. Если кто-нибудь начинает атаку на ферзевом фланге вместо того, чтобы вести ее на королевском, он при хорошей контригре противника постепенно может попасть в затруднительное положение; просмотрев же мат в два хода, он терпит поражение немедленно. На протяжении партии шахматист неизмеримо чаще сталкивается с вопросами тактики, чем стратегии; это еще раз подтверждает, что тактик имеет бесчисленные преимущества перед стратегом.
lenka_iz_hij From: lenka_iz_hij Date: May 27th, 2008 02:10 pm (UTC) (Link)
Не скажу за другие игры, но скорость запоминания стихов достоверно выше у тех, кто их любит. ;)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 27th, 2008 02:21 pm (UTC) (Link)
Это понятно. А вот верно ли что человек любящий стихи умеет отличать стих от "не стиха" если он написан в некой необычной форме, скажем белым стихом верлибром, или в какой-нибудь итз форм восточнеого стиха. Умеет ли лучше отличать стих от простого потока слов связанных неким ритмом?
ta From: ta Date: May 28th, 2008 01:50 pm (UTC) (Link)
Кстати, про эмоции интересно. В учебнике по "Психологии мышления" Тихомирова описывались эксперименты, в которых шахматистов просили совершенно не проявлять никаких эмоций в процессе игры. Такие шахматисты, обычно, успешные, почему-то проигрывали. К сожалению, результат можно списать как на роль эмоций в эвристическом анализе, так и на чрезмерную сложность второй задачи - подавление эмоций.
(Deleted comment)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: June 11th, 2008 10:58 am (UTC) (Link)
Спасибо, не знал что она выложена, обычно ВМН свои статьи открывает только за деньги (скажем интересный для меня "Зверский бизнес" де Ваала).
Для меня важно то что Росс искал там где интересно мне - именно в той части отреагирования шахматистами ситуаций которая даёт изоморфизмы с инстинктивной коммуникацией животных, интересные и необычные для этологов, позволяющие лучше увидеть за демонстраций знак, а за видовой этограммой знаковую систему. И поэтому я обратил внимание на автоматизм и не отметил те ситуации в которых нужна фантазия игрока: кстати каково влияние усвоенных "автоматизмов" на ту комбинаторику, без которой не может работать фантазия? из общих соображений она должна быть значительной.
Понятно, что поскольку играть в шахматы участся, а партии проигрываются и разбираются с участием языка, то все те игровые ситуации (на которые в игре идёт реакция почти инстин6ктивная) имеют свои словесные обозначения, вроде наименования ударов боксёров. А иначе как учить играть след.поколение?
Для меня существенно что если я правильно понял, это проговаривание позиций идёт а постериори, когда игроков про это спрашивают, а в игре - почти автоматически. Было бы интересно поставить более тонкое исследование, чтобы доказать или исключить мысленную речь а) в игре и б) при оценке таких подобранных позиций.
Про определение "перспективных позиций" понял спасибо
sentiment_ru From: sentiment_ru Date: May 31st, 2008 08:52 am (UTC) (Link)
Не являясь специалистом, и не прочитав всех текстов вашего журнала по этологии, все же оставлю комментарий:

И животные и люди распознают паттерны - комплексы сигналов, имеющих в совокупности некое дополнительное значение.
Голубь, которому корм дважды случайно выпал, когда тот повернул голову, становится маньяком по поворачиванию головы. Полагает, что вызывает этим корм.

Пушкин, старая обезьяна, не мог ошибиться, подозревая Дантеса. По маленьким деталям уж кто-кто а он-то мог верно узнать об измене. Пушкин в данном случае — тоже машина по распознаванию паттернов, но сложнее и надежнее голубя.

Ну и что из этого? Мы все так устроены.

К слову, вот популярная статья, мне показавшаяся интересной, про коммуникацию дятлов:
http://www.kinnet.ru/cterra/647/279375.html
Непонятно только почему животным выгодна коммуникация и невыгоден "обрыв взаимодействия", когда они клюют до друга до изнеможения или разлетаются. Здесь, в ЖЖ я постоянно вижу обрывы взаимодействия.
maryxmas From: maryxmas Date: June 8th, 2008 10:05 am (UTC) (Link)
читала когда-то у одной тогда взаимной френдини описание её метода игры в шахматы именно в понятиях эстетичности.
она там давала ссылки на интервью с другими шахматистками, чемпионками разными -- они концептуализировали свой опыт именно таким образом.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: June 9th, 2008 11:35 am (UTC) (Link)
Кстати, шахматы - игра в которую женщинам играть почти что не получается, в то время как высшие достиж5ения М. и Ж. в науке вполне сравнимы. Сёстры Полгар - одно из исключений которое скорей подтверждает правило. Как Вам кажется, почему так получается?
Я думаю что из-за меньшей агрессивности женщин (именно отсутствия культурно-обусловленных бойцовых качеств). Ведь шахматы также агрессивны как и бокс, из-за чего появился даже смешанный вид спорта - чессбоксинг
mike67 From: mike67 Date: June 9th, 2008 10:54 pm (UTC) (Link)
Кстати, тут такое дело, как говорится, на сто рублей. Дочь пару лет подряд наблюдала в северной Франции необычных голубей, которых в этом году по какой-то книге распознала, как вымерших странствующих голубей. Что это вообще может быть? Точно голубь, не горлица. Чуть крупнее обычного. Грудка красная, а спина серая с синеватым отливом.
From: (Anonymous) Date: July 4th, 2011 02:10 pm (UTC) (Link)

Тотальнеая расспродажа

Интернет магазин
http://sex-paradise.ru/
From: (Anonymous) Date: October 10th, 2011 02:26 pm (UTC) (Link)

Женское белье sex-paradise.ru

Женское белье sex-paradise.ru
From: (Anonymous) Date: March 1st, 2013 05:42 am (UTC) (Link)

Проблемы заминкомсвязи РФ Дениса Свердлова


Дениса Свердлова еще в прошлом году «под микроскопом» рассмотрели специалисты НИИ #Мегафончикизскартэл
32 comments or Leave a comment