?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Инстинкты (и почему их нет у человека)-2 - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Инстинкты (и почему их нет у человека)-2

Продолжение.  Начало здесь.

Во-первых, у низших позвоночных психика и индивидуальность животного развиваются в «матрице» инстинктов, подчиняющей и берущей под управление остальные формы активности. Практически у всех позвоночных, кроме некоторых птиц и высших млекопитающих (попугаи, врановые, обезьяны, дельфины, кто ещё?) неинстинктивные реакции либо обслуживают реализацию инстинкта, либо осуществляются по созданной им «матрице» разделения времени между разными видами деятельности животного, либо подвергаются инстинктивному смещению. То есть именно видовые инстинкты задают «пределы осуществления» неинстинктивных форм поведения во времени и пространстве, «цели», и «верхние этажи» развития интеллекта  (Никольская и др., 1995; Никольская, 2005).

В процессе прогрессивной эволюции индивидуальности животного в ряду позвоночных эта матрица «истончается» и «разрушается», замещаясь актами индивидуального интеллекта (например, концептами ситуаций), результатами обучения  и другими элементами опыта. Проявление инстинктов «уходит в тень», всё больше ограничивается неопределёнными и неспецифическими ситуациями.

Далее, «инстинктивная матрица» паттернов видоспецифического поведения описана в исследованиях нервального субстрата  вокализаций низших обезьян, но не найдена у антропоидов. Проводя стимуляцию разных отделов мозга беличьих обезьян-саймири при помощи вживленных электродов, U.Jurgens и D.Plooge показали, что каждый из восьми выделенных по структурным признакам спектра типов звуков саймири имеет в вокальных зонах головного мозга собственный морфологический субстрат. Если субстраты совпадали и из одной точки можно было вызвать два разных типа звуков, они вызывались разными режимами электрической стимуляции (по интенсивности, частоте и длительности стимула, цит. по Jurgens, 1979, 1988).

На других видах низших обезьян  получены сходные результаты. Дифферецированности сигналов тревоги на уровне поведения соответствует дифференцированность нервного субстрата, опосредующего выдачу сигнала в ответ на сигналы партнёра и/или опасные ситуации (это участки лимбической системы, включающей вокальные зоны промежуточного и переднего мозга). При общности морфологического субстрата разные сигналы "запускаются" разными режимами стимуляции, то есть каждому видоспецифическому сигналу соответствует «свой собственный» участок и/или запускающий режим воздействия (Fitch, Hauser, 1995; Ghazanfar, Hauser, 1999).

С одной стороны, всё это точно соответствует "высвобождению" инстинктов после специфических "уколов" ключевых стимулов, как его понимали классические этологи. С другой - доказывает дискретность и дифференцированность видовых сигналов у низших обезьян и других позвоночных, имеющих системы сигнализации того же типа (Evans, 2002; Egnor et al., 2004). С третьей - подтверждает наличие биологической основы у традиционной типологической классификации сигналов животных, основанной на сведении всего многообразия изменений структурно-временного спектра звуков, продуцируемых в данной ситуации, к некому конечному набору «идеальных образцов» (Current topics in primate vocal communication, 1995).

То есть у низших обезьян видим  жёсткое «тройное соответствие» между сигналом, ситуацией и паттерном поведения, запускаемым в ответ на сигнал, при видоспецифичности паттернов, «автоматичности» запуска, врождённости «означивания» ситуаций сигналами и врождённости реагирования других особей на сигнал. Физиологические исследования показывают, что сигналы имеют изолированные «модели выдачи» в мозгу, этологические исследования тех же видов –  что существуют изолированные «модели восприятия и отреагирования» разных сигналов, связанных с разными ситуациями и дифференцируемых на основании разной формы сигнала.

Также организованы системы сигнализации всех других позвоночных (грызунов, ящериц, птиц и рыб). А вот в филогенетическом ряду приматов это «тройное соответствие» ослабевает и полностью ликвидируется у антропоидов. Уже у павианов и макак нарушена точность соответствия между дифференцированными сигналами, морфологическими субстратами, из которых вызывается сигнал, и дифференцированными режимами стимуляции или классами внешних объектов, ответственными за появление сигнала (Current topics in primate vocal communication, 1995; Ghazanfar, Hauser, 1999).

Соответственно, многие визуальные и акустические демонстрации неспецифичны, и деспециализированы до уровня индивидуальной пантомимы. Эти целиком неспецифические сигналы тем не менее вполне действенны в коммуникативном отношении, например, так называемый «пищевой крик» цейлонских макаков (Macaca sinica).

Обнаружив новый вид пищи или богатый источник корма обезьяны издают характерный крик продолжительностью около 0,5 с (частота колеблется от 2,5 до 4,5 кГц). Эмоциональной основой крика служит общее возбуждение, своего рода эйфория, стимулированная находками новых источников или видов пищи, где уровень возбуждения (отражённый в соответствующих параметрах крика) растёт пропорционально степени новизны и «лакомости» пищи.

Доказательством неспецифичности сигнала служит тот факт, что индивидуальные различия в реактивности макак существенно влияют на интенсивность звуковой активности и на частотные характеристики самих звуков. Кроме того, характеристики сигнала не зависят от конкретных особенностей пищевых объектов, то есть пищевой сигнал макак лишён иконического смысла.

Тем не менее пищевой крик - эффективное и надёжное средство коммуникации. В адекватной ситуации крик зарегистрирован в 154 случаях из 169. Положительная реакция других особей на крик обнаружена в 135 случаях из 154; члены стада, услышавшие крик, сбегаются к нему с расстояния до 100 м (Dittus, 1984).

При переходе к высшим приматам всё больше сигналов становятся неспецифическими, их форма определяется индивидуальной экспрессией, на которую влияют состояние и ситуация, при полной невыраженности «идеальных образцов» и, следовательно, инвариантов формы сигнала. Реакция определяется индивидуальной оценкой ситуации, а не «автоматизмами» видового уровня, дифференцированные видовые системы сигнализации «типа верветок» преобразуются в пантомиму индивидов (сигналы ad hoc), которые каждое животное издаёт в меру собственной возбуждённости и своей специфической оценки ситуации, а другие интерпретируют в меру собственного наблюдения и понимания.

То есть в филогенетическом ряду приматов идёт деспециализация видовых сигналов: из специализированного «языка», использующего сигналы-символы, они превращаются в индивидуальную пантомиму, способную передать настроение, но не информировать о классе ситуаций. Данный процесс зафиксирован и для вокализаций, и для визуальных сигналов (лицевые экспрессии, жесты, позные демонстрации). Логического завершения он достигает у антропоидов. В их поведенческом репертуаре полностью отсутствуют элементы поведения, соответствующие «демонстрациям» классических этологов.

Их место занимают вокализации, жестикуляции, телодвижения  и лицевые экспрессии, сугубо индивидуальные по характеру, синхронизация и унификация которых достигается через взаимное «копирование» способа исполнения «нужных» криков или жестов в «нужной ситуации». Так, пищевые крики (long-distance food calls) шимпанзе сугубо индивидуальны, при некоторой зависимости также от ситуации и новизны пищи (чем напоминают пищевой крик M.sinica). Однако при совместном издавании крика самцы шимпанзе начинают подражать акустическим характеристикам крика партнёра. Этим достигается некоторая унификация криков, тем более полная и устойчивая, чем чаще данные животные кричат вместе по поводу сходных видов пищи (то есть, чем тесней социальная связь между ними, чем чаще они сотрудничают в поиске пищи сходными способами и пр.).

Поскольку характер крика и степень унифицированности его с другими особями – маркёр тесноты социального взаимодействия между животными, разные самцы, кричат по-разному в зависимости от того, с кем именно. Это приводит, с одной стороны, к существенному разнообразию криков, с другой стороны – к унификации, маркирующей существующие социальные альянсы, но способной гибко перестраиваться при всяком преобразовании структуры группы. Тем самым индивиды информируются о всех значимых перестройках структуры социальных связей (Mittani, Brandt, 1994).

Как показывают наблюдения, другие особи прекрасно ориентируются на структуру криков и характер жестикуляции индивидов, используя их как маркёр изменений социальных связей животного с индивидами из ближайшего окружения (силы, тесноты, устойчивости связей, доминантного или субординантного положения, Гудолл, 1992). Сходным образом поступают орангутаны Pongo pygmaeus. Для возобновления прерванной коммуникации: они точно воспроизводят сигналы партнёра, если "понимают" его значение и ситуацию, в связи с которой он был  издан, но модифицируют его при непонятном (неизвестном) значении соответствующих жестов и криков, или незнании обстоятельств, в которых он был воспроизведён (Leavens, 2007).

То есть наблюдатель-этолог среди звуков или экспрессий антропоидов всегда может выделить элементы, которые в определённый период времени были бы и «оформленными», и «наделёнными значением» для всех членов группировки.

Но эти элементы непостоянны, их «наделение» сугубо ситуативно и динамично меняется на всём протяжении жизни группы, то есть «сами по себе» они  «бесформенны» и «семантически пустые» (сигналы ad hoc). Хотя пластика поведения животного (включая вокализацию) всегда распадается на некоторое число относительно выделенных элементов, напоминающих демонстрации, при сколько–нибудь продолжительном наблюдении она оказывается своеобразной tabula rasa, на которой динамика социальной структуры группы оттискивает то или иные «структуры поведения» с сигнальным значением ad hoc и быстро модифицирует их.

По-видимому, системы зеркальных нейронов высших приматов, интенсивно изучаемые в настоящее время, развиваются как замена дифференцированных систем сигнализации высших обезьян. Они позволяют придавать сигнальное значение всякому социальному действию животного меру его «типичности» и «типичности» обстоятельств, в которых оно проявляется, доводить воспроизводимое действие до уровня стереотипа, по жёсткости и оформленности неотличимого от «настоящей демонстрации», если ситуация неизменна и менять стереотип, если она меняется. См.Michael Arbib. Mirror system hypothesis.

Поэтому второй ряд доказательств отсутствия инстинктов у высших приматов связан с неудачей поиска систем сигнализации «типа верветок». Последние основаны на видовых наборах дифференцированных демонстраций, «обозначающих» логически альтернативные категории объектов внешнего мира и этим как бы «именующих» их. Кроме них тот же самый сигнал «обозначает дифференцированные» программы поведения, которые запускаются при взаимодействии с данным внешним объектом и/или после поступления сигнала о нём (Seyfarth et al., 1980; Cheeney, Seyfarth, 1990; Blumstein, 2002; Egnor et al., 2004). 

Тем самым в значении сигналов здесь как бы сочетаются имя и действие, что позволяет назвать эти системы сигнализации «языком», при сугубой «инстинктивности» сигналов и «автоматичности» запуска процесса сигнализации. Естественно, что такой «язык» пытались обнаружить у антропоидов, ведь так соблазнительно cчитать эти простенькие, но уже «знаковые» сигнализации предтечей человеческого языка! Возникали даже предположения о наличии у обоих видов шимпанзе жестового или «акустического» протоязыка (построенного по тому же принципу, что у верветок, но в отличие от них являющегося открытой системой знаков, с возможностью создания новых знаков для новой ситуации через комбинирование некоторых базовых элементов, Mitani, Brandt, 1994).

С такой надеждой системы сигналов-символов активно искали в акустической и жестовой коммуникации шимпанзе и бонобо. Но все попытки  описать «что-нибудь сходное с верветками» были неудачными и в отношении вокализаций, ни жестов.

Показательно, что  в ситуации опасности и тревоги (а также агрессии, полового возбуждения, и во всех остальных ситуациях) антропоиды неспособны информировать партнёров, какая точно опасность грозит, откуда именно, и что   следует делать в данной ситуации. Их жестикуляция и крики отражают лишь степень беспокойства в связи с ситуацией, способны возбудить аналогичное эмоционально состояние в других, заставить их обратить внимание на ситуацию и при наличии отношений, предполагающих социальную поддержку, побудить её оказать.

Так, в группах шимпанзе периодически появляются каннибалы (-лки), ворующие и поедающие детёнышей других обезьян. Иногда эти попытки успешны, иногда матери им оказывают отпор, мобилизируя поддержку в виде дружественно расположенных самцов. Одна из таких самок несколько раз подвергалась атакам каннибалки и успешно отражала их за счёт социальной поддержки. Однако характер сигнализации объекта нападения показывает, что её интенсивная сигнализация и жесты никак не информирует «группу поддержки» о том, какого рода опасность грозит и как её лучше всего отражать, только передаёт состояние тревоги и стресса в связи с ситуацией. Прибывшие самцы вынуждены оценивать ситуацию и  выбирать действия сами (Дж. Гудалл. Шимпанзе в природе. Поведение. М.: Мир, 1992).

Напротив, простенькая система сигнализации низших обезьян (3-4 дифференцированых крика вместо 18-30 вокализаций у шимпанзе, связанных континуальными переходами) легко справляется с задачей информирования об альтернативных категориях опасностей, существенных для их внешнего мира (Zuberbűhler et al., 1997; Zuberbűhler, 2000; Blumstein, 2002; Egnor et al., 2004). Видимо, именно в силу невозможности точного указания опасности, исходящей от каннибалов, эти шимпанзе спокойно существуют в группах и вне актов нападения на других детенышей вполне терпимы другими особями. Последние вполне распознают данных субъектов индивидуально, но за отсутствием и видоспецифических инстинктов, и «протоязыка» их действия остаются «неназваными», а, значит, «неоценёнными» по достоинству коллективом.

То есть у низших обезьян мы видим одно состояние стереотипных форм поведения, один способ использования ритуализированных демонстраций, точно соответствующий «классическому» определению инстинкта,  у антропоидов и человека – другой, прямо противоположный первому. Фактически у шимпанзе и бонобо (в отличие от верветок) не существует видового «языка», решающего задачу «именования» значимых ситуаций и объектов внешнего мира, и обозначения действий, эффективных в данной ситуации. В то же время по уровню интеллекта, способности к обучению, к точному воспроизведению  чужих действий в сложной ситуации (тех же жестов «языка глухонемых») вполне способны к обучению языку и использованию символов. Это многократно доказано знаменитыми опытами с «говорящими обезьянами».

Следовательно, человеческий язык – не видовой инстинкт Homo sapiens, как считают хомскианцы (Пинкер, 2004), а такой же продукт культурной эволюции в сообществах приматов и пралюдей, как орудийная деятельность. С последней он имеет много общего, включая общий неврологический субстрат говорения, изготовления орудий по образцу, и метания предмета точно в цель. Но тогда даже у антропоидов (а тем более у человека) нет паттернов поведения, соответствующих этологическому определению инстинкта.

Третий ряд доказательств отсутствия инстинктов связан с радикально иным характером лицевых экспрессий (возможно, и других элементов «языка тела») человека по сравнению с видоспецифическими  демонстрациями низших обезьян и других позвоночных, скажем, демонстрациями ухаживания и угрозы. Последние представляют собой классический пример инстинкта в том числе и потому, что точность соответствия стимула и реакции, изданной демонстрации особи и ответной демонстрации партнера обеспечивается автоматически, за счёт механизма стимуляции подобного подобным.

Модель «стимуляции подобного подобным» М.Е.Гольцмана (1983а) возникает из необходимости объяснить устойчивость/направленность течения коммуникации, её специфический результат в виде социальной асимметрии, устойчивой в течение определённого (прогнозируемого) периода времени, а также дифференциацию ролей, которая стабилизирует систему-социум без каких-либо «слишком сильных» утверждениях о наличии специализированных знаковых систем. Известная диалоговая модель коммуникации классических этологов – вариант «стимуляции подобного подобным» для того предельного случая, когда воздействия, которыми особи обмениваются друг с другом, представляют собой специализированные сигналы, жёстко связанные с определёнными ситуациями закономерно развивающегося процесса взаимодействия.

Природу стимуляции подобного подобным можно пояснить на примере взаимодействий матери и ребёнка в период «младенческого лепета», когда знакового общения точно нет (Винарская, 1987). В первые месяцы жизни ребёнка часть коммуникативных механизмов импринтингуется. Среди них именно те, «которые являются необходимой предпосылкой всякого взаимодействия»: быстрые и пристальные взгляды, движения приближения, улыбка, смех, характерные звуки голоса. Все эти реакции подкрепляются поведенческими механизмами матери, которые включаются настолько неожиданно и действуют так неосознанно для самой матери, что автор даже совершает «ошибку потенциальности», предположив их врождённость.

Это замедление тона материнской речи в ответ на эмоциональные проявления ребёнка, повышение средней частоты основного тона голоса за счёт высоких частот и пр. Если б речь шла о диалоге взрослых, можно было бы сказать, что мать переводит речь в регистр «для иностранца». Собственно «стимуляция подобного подобным» состоит в следующем: «Чем больше физические характеристики эмоциональных высказываний матери уподобляются голосовым возможностям младенца, тем легче ему подражать ей и, следовательно, устанавливать с нею характерный для раннего возраста эмоциональный социальный контакт. Чем полнее … контакт, тем скорее врождённые звуковые реакции ребёнка начинают приобретать национальные специфические черты» (Винарская, 1987: 21).

Согласно М.Е.Гольцману (1983а), основной регулятор поведения животных в сообществах основан на двух совместно протекающих процессах: стимуляции поведения подобным ему поведением партнёра, или, наоборот, блокировке данной активности. Первый процесс: любой поведенческий акт стимулирует, т.е. инициирует или усиливает у всех воспринимающих его точно такие же акты или комплементарные им. Поведение животного оказывает самостимулирующее влияние на него самоё, так и стимулирующее воздействие на партнёров. Это влияние осуществляется одновременно на всём множестве возможных уровней организации поведения животных в сообществах. Хотя основное влияние каждого параметра поведения (степень ритуализации формы актов, интенсивность и экспрессия действий, напряжённость ритма взаимодействий) приходится на тот же параметр поведения самого животного и его партнёров, оно распространяется и на другие формы поведения, физиологически и моторно связанные с данной. Второй процесс основан на противоположном свойстве: поведенческий акт блокирует появление аналогичных актов у социального партнёра.

Поэтому взаимоотношения особей разного ранга в структурированном сообществе носят по преимуществу «соревновательный» характер. Высокая частота предъявлений доминантными особями специфических комплексов поз, движений и действий, составляющих так называемый «синдром доминанта», обеспечивает тем лидирующее положение в группе и одновременно создаёт ситуацию, когда проявление идентичных форм поведения у других членов группы в значительной степени подавлено, так что те становятся в подчинённое положение (Гольцман и др., 1977).

Далее, постулируется существование положительной обратной связи,  позволяющей обоим особям сравнить параметры собственной деятельности с  параметрами действия партнёра и оценить «соотношение сил» противонаправленных потоков стимуляции, созданных реализацией поведения той и другой особи (Гольцман, 1983а; Гольцман и др., 1994; Крученкова, 2002).

Если социальная активность партнёра «слабей» активности самой особи, это стимулирует прогрессивное развитие поведения животного в сторону появления всё более экспрессивных и специфических элементов, оказывающих более интенсивное и долговременное воздействие на партнёра. Если же активность партнёра «сильней» собственной активности особи, то она подавляет проявление однотипных элементов поведения в деятельности партнёра и «обращает» развитие поведения последнего в сторону, противоположную развитию поведения более сильного партнёра (Гольцман и др., 1994; Крученкова, 2002). Например, в агонистических взаимодействиях побеждённые особи животное переходят к позам подчинения, тогда как будущий победитель по-прежнему демонстрирует позы угрозы.

Далее, всякий поведенческий акт стимулирует у воспринимающей особи точно такие же акты (инициируя их появление или усиливая выражение уже имеющихся) либо комплементарные им. Всякая реализация определённого поведения, а особенно ритуализированных демонстраций, специфически стимулирует партнёра и одновременно увеличивает чувствительность самого животного к однотипной стимуляции извне, то есть имеет место самостимулирующий эффект. Процессы стимуляции и самостимуляции оказываются сопряжёнными: здесь это две стороны одной медали.

В этом случае для всех инстинктивных реакций животного наблюдается жесткая положительная корреляция между способностью животного воспринимать сигналы, связанные с соответствующими демонстрациями, и продуцировать их самому.

В любой популяции существует полиморфизм по способности кодировать исходящие сигналы (связанный с точностью воспроизводства сигнальных инвариантов в конкретных актах демонстрирования животного, со стереотипностью исполнения видовых демонстраций), и по способности «расшифровывать» поведение партнёра, выделяя специфические формы сигналов на фоне континуума неспецифических  несигнальных действий. У всех видов, исследованных в этом отношении, способность продуцировать стереотипные, легко узнаваемые демонстрации «на выходе» коррелирует с большей способности дифференцировать демонстрации в потоке действий партнёра «на входе» системы-организм (Andersson, 1980; Pietz, 1985; Aubin, Joventine, 1997, 1998, 2002).

Лицевые экспрессии человека, выражающие разные эмоциональные состояния, очень сходны с демонстрациями ухаживания и угрозы низших обезьян: те и другие экспрессивные реакции, обладающие некоторой видоспецифичностью и исполняемые достаточно стереотипно. Однако здесь корреляции между способностью отправлять и получать лицевые сигналы нет никакой, а если есть, то отрицательная. Например, J.T.Lanzetta и R.E.Kleck выяснили, что умелые отправители лицевых сигналов очень неточно расшифровывали чужие экспрессии, и наоборот. На видеоплёнку были засняты реакции студентов колледжа на красный и зелёный свет, первый предупреждал об ударе током.

Затем этой же группе студентов показывали записи реакций других участников и просили определить, когда им показывают красный сигнал, а когда зелёный. Те испытуемые, чьи лица наиболее точно отражали переживаемое состояние, хуже прочих определяли данное состояние на лицах других участников (Lanzetta, Kleck, 1970).

У животных исполнение собственных демонстраций прямо пропорционально чувствительности к аналогичной стимуляции партнёра и способности классифицировать экспрессивные реакции оппонента по наличию/отсутствию нужных демонстраций (на которые готово реагировать животное). Позитивная корреляция сохраняется, даже если демонстрация воспроизводится с искажением, исполнитель заслоняется ветками, листвой и пр., именно в силу инстинктивного характера продуцирования и отреагирования сигналов (Nuechterlein, Storer, 1982; Searby et al., 2004; Evans, Marler, 1995; Hauser, 1996; Peters, Evans, 2003a, b, 2007; Evans, Evans, 2007).

Следовательно, отрицательная корреляция у человека связана с неинстинктивным механизмом социализации, основанным на коммуникативной среде в семье и связанном с ним обучении. В высокоэкспрессивной среде в семье навыки лицевые демонстрации отлично развиваются, но поскольку высокоэмоциональные сигналы всех членов семьи крайне выразительны и очень точны, навыки расшифровки развиваются слабо в силу отсутствия необходимости. И наоборот, в низкоэкспрессивных семьях навыки экспрессивного выражения эмоциональных состояний развиты очень слабо, но поскольку необходимость понимания объективно существует, идёт обучение более точной расшифровке слабых сигналов (Izard, 1971, цит. по Изард, 1980).

Это предположение получило полное подтверждение при использовании «Опросника экспрессивности в семье» (Family Expressiveness Questionnaire) для оценки коммуникативной среды. Навык кодировки эмоционального состояния в лицевых экспрессиях позитивно коррелирует с уровнем эмоциональности отношений и эмоциональной свободой в семье, навык расшифровки – отрицательно (Halberstadt, 1983, 1986)

****

И в заключение – зачем же у человека сейчас ищут инстинкты с тем же усердием, с каким раньше искали бессмертную душу? Цель одна – не мытьём, так катаньем примирить с несправедливостью устройства мира, который во зле лежит и, несмотря на 1789 и 1917 год, не собирается оттуда вылезать, напротив, погружается во зло всё глубже.
 

Tags: , , , , , , ,

75 comments or Leave a comment
Comments
igeid From: igeid Date: April 16th, 2008 05:36 pm (UTC) (Link)
Прошу прощения, но как же можно говорить, что у человека "нет инстинктов". А инстинкт самосохранения, например, или инстинкт продолжения рода? Вообще в омей терминологии (см."Прорыв в Будущее. Социология Интернет-революции" ОГИ 2007г. Инстинкты в обществе это имманентно на генетическом уровне присущие индивидам мотивации к получению доступа к тем или иным первичным ценностям (материального и интеллектуально-эстетического потребления, творческого самовыражения, престижа и т.д.)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: April 16th, 2008 06:07 pm (UTC) (Link)
А Вы начните читать с первой части -:)))
lunaire From: lunaire Date: April 16th, 2008 06:31 pm (UTC) (Link)
я не продерусь через всю поведенческую историю - но разве есть-нет инстинктом не решается на клеточном уровне? клетки мозга которые отвечают за инстинкты и собственно мышление - имеют разную структуру. таким образом, задача сильно упрощается - сразу видно чем вороновые отличаются от куриных и макаки от героев днепра
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: April 16th, 2008 06:34 pm (UTC) (Link)
Нет, не решается на клеточном уровне. Нет специфических клеток мозга, ответственных за инстинкты или, наоборот, за "человечность". Более того, даже связь разных отделов мозга с разным функциями в общем достаточна условна, она выполняется "в среднем", но в каждом отдельном случае мб почти любые вариации
id_j1984o From: id_j1984o Date: April 16th, 2008 07:09 pm (UTC) (Link)
спасибо за статью!
alisarin From: alisarin Date: April 17th, 2008 07:24 am (UTC) (Link)
Все-таки...

А то, от чего отучают ребенка, класть палец в рот, это не инстинкт? Может быть, причина ненаблюдения инстинктов в подавленности самопроизвольных реакций?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: April 17th, 2008 08:28 am (UTC) (Link)
А есть дети, которые палец в рот не кладут и их приходится отучать например, от таскания еды в постель и забывания там
Вот эти навязчивые стереотипы (грызть ногти ковырять в носу забывать нос.платок и пр.) - отрицательные плоды нашего воспитания которые всегда возникают вместе с положительными когда мы учим мыть посуду завязывать шнурки открывать дверь ключом и пр. Лес рубят - щепки летят
From: ex_kosilova Date: April 17th, 2008 01:32 pm (UTC) (Link)
(Ностальгически) Кира Никольская была моим научным руководителем когда-то. Открыла по старой памяти ее статью по вашей ссылке. Эпиграф впечатлил, особенно подпись к нему.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: April 17th, 2008 01:34 pm (UTC) (Link)
А что Вы исследовали под её руководством?
asc_ii From: asc_ii Date: May 13th, 2008 06:37 am (UTC) (Link)
спасибо, очень познавательно
и про ИПР тоже
nowname From: nowname Date: June 11th, 2008 09:53 pm (UTC) (Link)
Я правильно поняла, что инстинктом считается лишь то поведение, которое появляется у животного в определенной коммуникативной ситуации с вероятностью 100%? А если оно проявляется с меньшей вероятностью, то это уже не инстинкт?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: June 12th, 2008 06:27 am (UTC) (Link)
Нет, вероятность может быть и 0,6 и 0,3 - это зависит от уровня мотивации внутри, уровня беспокойства извне и много ещё чего. Но если инстинктиваное действие (скажем закатывание клювом яйца в гнездо, вентилирование кладки икры, тащение осой парализованного кузнечика за усики) уже началось оно в стереотипной форме действия доводится до конца даже если вдруг появляется препяствие делающее его неуспешным. Казалось бы так просто скорректировать, чуть уклонившись от стереотипа! ан нет
klein0 From: klein0 Date: December 14th, 2008 04:31 pm (UTC) (Link)

Наука и инстинкты vs человека и Бога

Здесь (а тем более у человека) полностью отсутствуют инстинкты в этологическом понимании этого термина, как бы это не противоречило обыденному значению слова «инстинкт», «инстинктивный», где инстинкт путается со стереотипом и ритуалом на основании общего сходства в «бессознательном» осуществлении действия. - Про приматов (высших приматов) - не знаю. Хотя, действительно - может быть вариант, когда у них инстинктов... У человека же их - точно нет. Рад, что несколько человек (из всего человечества), :))))) оказывается копают в эту сторону и уже достигли какого-то понимания. Не знал. Спасибо за информацию - очень важную, между прочим. :))

зачем же у человека сейчас ищут инстинкты с тем же усердием, с каким раньше искали бессмертную душу? -

Отвечу. :))) Это происходит оттого, что "наука не оперирует началами и концами". Т.е. в не может существовать в тех зонах, где ведется выбор всей аксиоматики "моделей наблюдаемых процессов, явлений" в зависимости от ответа всего лишь на один вопрос - "есть Бог или его нет?" Также наука не может существовать, когда выбор сделан следующим образом: "Бог есть". (Даже когда ученый является верующим человеком, вера находится в его "личном пространстве", в пространстве как "человека, души". В своей нучной работе, т.е. находясь в "пространстве научной деятельности", он не может исходить из таких причин как "промысел Божий", "Бог так создал" и т.д. - потому что наука сразу прекращается).

Причина "отсутствия инстинктов" находится именно в той зоне, что "Бог есть", или, другими словами, в том, что "свобода воли (т.е. отсутствие инстинктов, т.е. "по образу и подобию") является обязательным условием всей этой игры, созданной Богом (создавшим человека и все остальное в качестве "набора оболочек" для его существования).

Далее. Из этого же исходит, что человек - единственное существо, наделенное свободой воли, испутывающее боль и желания, видящее зеленый цвет, собирающее в точке картинку мира (в отличие от видео-камеры и прочих механических приспособлений). Из этого же следует, что все животные - это "биологические боты" (ничего не "видящие", не чувствующие, но старательно имитирующие все эти реакции). Из этого же следует, что весь мир (включая собственное "я") - это иллюзия, "иллюзорная (виртуальная) реальность". ...А это уже не наука. :))))))) Это уже сугубый субъективный идеализм, с высокоточным прицелом в солипсизм, что даже среди философов (не говоря уж о физиках-биологах-практиках) :))) считается бякой. И уж точно не способствует развитию техники и технической цивилизации. :)))) А также партий и прочих общественных нужд, движений и борьб за "реальные материальные ценности". :)))

Поэтому - человечество обречено считать себя обезъяной (наделенной инстинктами), обезьяну и котика - чувствующими существами, а тех, кто пытается сказать обратное - дураком. :)))))))

Ну, и хрен с ним, с человечеством. :)))) Оно не для этого создано, чтобы "считать". А то, для чего оно создано, оно с этим вполне справляется. А тот, кто поймет, для чего оно создано и что из этого следует для него конкретно (для понявшего это) - тот и молодец! :)))

Привет! :)))
Кл.
unkle_fuka From: unkle_fuka Date: March 10th, 2009 07:36 am (UTC) (Link)
Тут у меня была аналогичная дискуссия http://www.gestaltlife.ru/forum/index.php?showtopic=605&view=findpost&p=17334 но человек был с биологическим образованием и задавил авторитетом, мол я не знаю современной концепции инстинкта. http://www.gestaltlife.ru/forum/index.php?showtopic=605&view=findpost&p=17833 Короче так и не удалось мне понятно изложить свои агрументы. Ваша статья полезна, спасибо :)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: March 10th, 2009 08:06 am (UTC) (Link)
спасибо, я стараюсь -:))) Вы посмотрите, у меня много работ по этологии и вообще аспектам биологии имеющим общественное звучание
From: ol_kubryak Date: October 13th, 2009 08:31 pm (UTC) (Link)

НЕУГАСИМЫЙ ИН.

Есть исследователи зоопсихологии и, наоборот, есть исследователи человеческих инстинктов. Однако не удивлюсь, если окажется, что некоторые животные способны к рассуждению, а некоторые люди действуют только инстинктивно. INSTINCTUS по латински значит "побуждение". Словарную статью об инстинкте можно почитать здесь. А, например, из форума С-Пб Классической гимназии №610 можно узнать, что слово stinctus переводится как "угасший". Что же тогда ИНСТИНКТ? Уж не означает ли это "в угасшем" - в смысле в потухшем свете сознания? Добавим теперь к нашим рассуждениям закон сохранения энергии и получим формулу: свет из угасшего сознания переходит в инстинкты, распаляя их:-)

cran_berry From: cran_berry Date: October 22nd, 2009 10:36 pm (UTC) (Link)

Re: НЕУГАСИМЫЙ ИН.

> Есть исследователи зоопсихологии и, наоборот, есть исследователи человеческих инстинктов.

# А еще есть иследователи НЛО и зеленых человечков.

> Однако не удивлюсь, если окажется, что некоторые животные способны к рассуждению,

# Не придется. Животные не способны к рассуждению. Это шиза.

> а некоторые люди действуют только инстинктивно

# И это антинаучная ахинея. Человек является человеком именно в силу общественной природы своего социального развития.

> INSTINCTUS по латински значит "побуждение".

# И что?

> А, например, из форума С-Пб Классической гимназии №610 можно узнать, что слово stinctus переводится как "угасший".

# Интересные источники информации у тебя. Ты книжки читать пробовал?

> Что же тогда ИНСТИНКТ? Уж не означает ли это "в угасшем" - в смысле в потухшем свете сознания?

# Нет, не означает. Инстинкт имеет научное определение.

> Добавим теперь к нашим рассуждениям закон сохранения энергии и получим формулу: свет из угасшего сознания переходит в инстинкты, распаляя их:-)

# Смешно, но глупо.
nature_wonder From: nature_wonder Date: October 25th, 2009 01:03 am (UTC) (Link)
Читали? http://budilnik.livejournal.com/89331.html
У Антимантикоры чел. инстинкты просто-таки унаследованы от гоминидов.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 28th, 2011 06:20 pm (UTC) (Link)
только сейчас прочитал. мне представляется что ин-тов (в этологическм смысле) нет и у антропоидов, т.ч. скорей всего не было и у гоминид. такая склонность апеллировать к и-там по поводу и без повода имхо связана не с научными, а с социальными причинами, которые достаточно прозрачны
sv_rex From: sv_rex Date: March 2nd, 2010 01:55 am (UTC) (Link)
ну и что же нужно сделать, чтоб детишки не мастурбировали?
torbasow From: torbasow Date: May 16th, 2010 10:38 am (UTC) (Link)
Я отнюдь не во всём с Вами согласен, но вот это Ваше разъяснение насчёт инстинктов мне пришлось очень «ко двору». Всегда нечто подобное предполагал (и в кругах моего общения принят такой же взгляд), а по прочтении (не сейчас, а давно уже) утвердился в этих мыслях, как убедительных фактах. Теперь в спорах ссылаюсь на эти посты.

Однако вот какой момент, по моему, требует уточнения: каково положение этого мнения в современной науке? Насколько оно общепризнанно или оспаривается среди этологов, социологов, психологов? Какие в этом отношении существуют подходы и школы? Существует ли серьёзная научная оппозиция отрицанию инстинктов у человека? А то мне в ответ приводят ссылки, по коим упоминаются, например, «примативность» человека, и расследовать обоснованность каждой отдельной такой публикации малопродуктивно.
lenivtsyn From: lenivtsyn Date: June 27th, 2010 07:13 pm (UTC) (Link)
Профессор Б.Ф. Поршнев в книге "О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии)" (сокр.изд.1974; 2007) предложил модель, детально описывающую механизм замещения инстинктов, развившийся у предкового для Homo sapiens'а вида, заложивший основу для формирования предпосылок человеческой психики, в центре функционирования которой - речь (в этом вопросе он последователь Выготского).
alexnelson From: alexnelson Date: February 28th, 2011 01:33 am (UTC) (Link)
ДА, читал его, вполне обоснованная теория.
bigstonedragon From: bigstonedragon Date: June 13th, 2016 05:57 am (UTC) (Link)
Ссылка на "Никольскую, 2005" не работает :-(
75 comments or Leave a comment