?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Роль правых социалистов в становлении системы белого террора - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Роль правых социалистов в становлении системы белого террора

Дмитрий Чураков

Еще до установления в Сибири диктатуры Колчака антисоветский режим в Прикамье скатывался к методам неприкрытой военной диктатуры - ее проводниками были и лидеры правых социалистических партий - меньшевиков и правых эсеров. Карательные органы здесь фактически полностью состояли из них. Не случайно поэтому многие рабочие перешли на сторону большевиков, другие - предпочли откровенную диктатуру Колчака лживой диктатуре учредиловцев. Похожим образом события развертывались повсюду, где у власти оказывались деятели пресловутой "третьей силы" . Они не только расчищали путь генеральской контрреволюции, но и сами активно участвовали в становлении всеобъемлющей системы белого террора, хотя и проводили его подчас под прикрытием "революционной" риторики. Все их разговоры о "демократической республике", об Учредительном собрании везде оборачивались установлением всевластия террора и подавлением всякого инакомыслия.

Одним из наиболее важных и одновременно трудных вопросов истории Октябрьской революции 1917 г. является вопрос о терроре, его масштабах и причинах. Как соотносятся гуманистические идеалы революции с массовым нарушением прав и насилием, окрасившими революционную эпоху в мрачные тона? В последнее время проблема террора в период гражданской войны всё чаще и чаще попадает в поле зрения исследователей. К сожалению, работы, появившиеся в последние полтора десятилетия скорее запутывают, чем проясняют вопрос. Связано такое положение дел в современной историографии с предвзятым отношением к событиям тех лет. Повышенное, можно смело сказать гипертрофированное внимание в наши дни авторы уделяют красному террору, видя в нём неизбежное следствие революции. Вместе с тем Красный террор и хронологически, и по самой своей сути являлся следствием, а не причиной царивших в те годы произвола и насилия. Красный террор стал ответной мерой. Что же предшествовало ему? В советской историографии красный террор считался ответом на белый террор, но это мнение также являлось результатом идеологической предвзятости.

И красный, и белый террор выросли на волне того беззакония, которое стало визитной карточкой буржуазного февраля. Уничтожив законную власть, "февральские" либералы и социалисты не смогли обеспечить законность и порядок. В стране разрастались преступность, бандитизм, анархия, хаос. На это либералы и правые социалисты попытались ответить репрессиями. Но затронули они в первую очередь отнюдь не преступный мир. Жертвами государственного террора оказывались то большевики, то рабочие, требовавшие 8-часового рабочего дня, то крестьяне, требовавшие земли, то офицеры, требовавшие одного - восстановить в армии дисциплину. Именно эта беззубая и в то же время репрессивная политика, проводившаяся с марта по октябрь 1917 г. и стала питательной почвой для процветавшего в последующие годы террора.

Особого внимания заслуживает вклад в возникновение в стране массового террора правых социалистов, прикрывавших свои действия лживыми лозунгами и призывами. Так, критикуя большевиков за гонения против оппозиции, эсеры и меньшевики на практике стали создавать оппозиционные большевикам политические режимы, основным содержанием которых становится террор по отношению ко всем сторонникам советской власти. Тем самым не только реакционные военные и кадеты, но и меньшевики заодно с правыми эсерами стали родоначальниками системы белого террора, унёсшего в годы гражданской войны жизни сотен тысяч ни в чём не повинных людей. Роль правых эсеров и меньшевиков в становлении белого террора можно наглядно проследить на примере событий, развернувшихся летом-осенью 1918 г. в Ижевске, где произошло самое мощное за всю советскую историю антибольшевистское рабочее восстание.

Казалось бы, придя к власти на волне недовольства большевиками, пользуясь поддержкой или благожелательным нейтралитетом многих рабочих завода, ижевские эсеры и меньшевики могли взяться за реализацию своих программных установок - строительство "образцового рабочего социализма" или хотя бы "образцовой демократической республики" без коммунистов и без Советов. Но режим, существовавший в Ижевске с 8 августа по 7 ноября 1918 г., на практике не имел никакого отношения ни к социализму, ни к демократии. С самого начала пришедшие к власти правосоциалистические деятели главным средством ее удержания делают белый террор.

В ходе описываемого мятежа со всей очевидностью выяснилась цена пропагандистских заявлений правых "социалистов" о свободе, гуманизме и демократии. Конечно, и Советская власть, существовавшая в Ижевске до переворота, была не безгрешна. Случались аресты деятелей меньшевистско-эсеровского блока, закрытие оппозиционных газет. Но в целом большевики не переходили определенную грань, осуждали практику политического террора. Даже когда оппозиция перешла к силовым действиям, большинство советских лидеров Ижевска настаивало на применении мирных средств, чтобы не проливать рабочую кровь.

Иначе повели себя мятежники. Уже начало переворота связано с кровавым эпизодом - бессмысленной расправой, учиненной толпой над разъездом конной милиции. С самого утра 8 августа в разных районах Ижевска шли митинги, на которых лидеры союза фронтовиков и меньшевистско-эсеровского блока вели свою агитацию. На один из таких митингов, проходивший недалеко от здания городского Совета, был послан начальник милиции Большаков, чтобы разобраться в ситуации и навести порядок. С ним отправилось только два милиционера. Понятно, что никакой угрозы толпе в несколько сотен человек трое всадников представлять не могли. Но взвинченная речами своих вожаков толпа встретила прибывших угрозами и бранью, а затем набросилась на них и стала избивать. Большакову удалось вырваться из рук нападавших. Он открыл стрельбу в воздух. Когда толпа отхлынула, Большаков и еще один милиционер поспешили вернуться к Совету. Однако второго милиционера толпа стащила с лошади и убила на месте. Зверски истерзанное тело было сброшено в заводской пруд. Так началось восстание.

После первых успехов мятежа началась кровавая расправа. По свидетельству военного лидера повстанческой армии полковника Федичкина, мятежники, среди которых было немало рабочих, в течение 12 часов ловили и расстреливали большевиков. В первые же дни восстания зверская расправа состоялась над начальником милиции Рогалевым, одним из лидеров максималистов Т. Дитятиным, был выведен из госпиталя и растерзан Жечев - и этим список жертв мятежа далеко не исчерпывается. Расправы носили варварский, циничный характер. Обыски и убийства проводились на улицах, в советских учреждениях, в больничных палатах, в домах, где жили рабочие. Издевательствам подвергались не только жертвы, но и тела убитых. Так, после того как в бою погиб председатель ревкома Холмогоров, один из погромщиков вставил в рот убитому огурец и пнул труп со словами: "Жри, собака, не жалко теперь..." .

Подобные картины бессудных расправ наблюдались в те дни во всех заводских поселках и деревнях Прикамья, захваченных повстанцами. На большевиков и всех сторонников Советской власти устраивалась настоящая охота. Как показывают исследования современных ижевских историков П.Н. Дмитриева и К.И. Куликова, очень часто речь шла вовсе не о стихийных вспышках насилия, а о вполне продуманных, целенаправленных акциях новой повстанческой власти. Арестами и содержанием под стражей первоначально занималась специальная комиссия по расследованию деятельности большевиков, а затем - созданная на ее основе контрразведка. Арестам подвергались не только деятели большевистского режима, но и члены их семей. Так, были арестованы отец заместителя председателя Воткинского Совета Казенова, а вслед за ним и 18-летняя сестра, которая пыталась передать брату посылку. Через несколько дней они были расстреляны. Был схвачен и расстрелян проявлявший сочувствие к большевикам священник Дронин, многие другие.

С целью сохранить "демократическое" лицо новой власти Ижевский Совет 15 августа 1918 г. принял резолюцию, в которой говорилось: "Принимая во внимание, что российская демократия всегда стояла за отмену смертной казни, а Совет состоит из сынов этой демократии, Ижевский Совет Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов единогласно постановил... что в Ижевске не должно быть и речи о смертной казни и расстрелах". Но, несмотря на появление этой резолюции, бесчинства в городе не прекратились. Выступая на одном из частых в те дни митингов, перед лицом тысяч собравшихся на нём рабочих, руководитель союза фронтовиков Солдатов торжественно заявил, что "постановление постановлением, а контрразведкой на днях произведён в исполнение смертный приговор над следующими лицами: Председатель военного отдела Исачёв, военный комиссар Лихвинцев, Председатель Чрезвычайной комиссии Бабушкин и председатель ревтрибунала Михайлов, члены ревкома Папельмейстер, Посаженникова и Баталов". При этом все они были не расстреляны, а переколоты штыками.

С течением времени репрессивные меры распространились на все более широкие слои населения Ижевска, всего Прикамья. Даже сами повстанческие авторы признают колоссальный размах осуществляемых ими репрессий. К примеру, один из них пишет о сотнях арестованных в импровизированных арестных домах. Около 3 тыс. человек содержалось на баржах, приспособленных под временные тюрьмы. Этих людей называли "баржевиками". Примерно такое же количество арестованных находилось в Воткинске, не менее тысячи их было в Сарапуле.

Условия, в которых содержались заключенные, были невыносимо тяжелы. Не соблюдались элементарные нормы гигиены. Прогулок и свиданий с родственниками не было. Арестованные круглые сутки находились в переполненных камерах с тяжелым запахом. Бань не было, паразиты заедали. Питание заключенных состояло из горячей воды и малосъедобной похлебки. Передачи принимались, но не передавались. У заключенных отбирались сапоги, брюки, теплые вещи, белье, деньги.

Никаких человеческих и гражданских прав за арестованными не признавалось, и в любую минуту они могли стать жертвой самого грубого произвола. В расправах над узниками особенно "отличались" такие руководители повстанцев, как Куракин, Власов, Солдатов. Особой жестокостью уцелевшим запомнился лидер союза фронтовиков: "В душную, переполненную арестованными камеру тюрьмы, где на грязном полу валялись десятки измученных заключенных, - описывает один советский источник применяемый к заключённым способ судопроизводства, - вечером врывается с десятком белогвардейских опричников Солдатов.

- Встать! Смирно! - раздается зычный голос тюремщика.- На первый, второй рассчитайсь!

Пришибленные заключенные торопливо исполняют грозную команду, выстраиваясь в две шеренги, и с замиранием сердца ожидая дальнейших издевательств пьяных палачей.

- За что арестован? - грозно обращается к кому-либо из арестованных Солдатов. - А, молчишь, собака! - рычит, не ожидая ответа, озверевший хам, и со всего размаха ударяет несчастного заключенного револьвером по лицу. - Бей его мерзавца, ребята! - командует пьяный палач и на глазах остальных заключенных начинается зверское истязание несчастной жертвы. Насытившись расправой, палачи удаляются из камеры, а за ними уносится окровавленный, истерзанный товарищ. Выносится на двор, где его и приканчивают".

Подобные расправы творились чуть ли не каждый вечер, и не только фельдфебелем Солдатовым, но и образованными офицерами, приходившими в компании с девицами, и даже некоторыми просвещенными "социалистами".

По мере роста настроений обреченности у руководства мятежников тюремный режим все более ужесточался. Протесты рабочих против творимых тюремщиками бесчинств в расчет не принимались. На случай прорыва красных баржа с арестованными, расположенная у пристани Гольяны, была приготовлена к затоплению. Только дерзкая операция, проведенная красной флотилией под командованием Ф.Ф. Раскольникова, спасла узникам жизнь. Флотилии удалось ввести в заблуждение охрану и увести "баржу смерти" в Сарапул.

Произошедшее дало повод Юрьеву издать приказ, аналог которому трудно отыскать в истории всей гражданской войны: "Пусть арестованные молят бога, чтобы мы отогнали красных, - значилось в нём, - если красные приблизятся к городу ближе, чем на 3 версты, то арестантские помещения будут закиданы бомбами"". Тогда же было казнено 19 человек - видных партийных и советских работников, а также простых рабочих завода. Такое поведение становилось морально приемлемой нормой.

Итак, на примерах событий ижевско-воткинского восстания можно проследить своеобразную динамику эскалации насилия и белого террора в условиях гражданской войны в целом. Еще до установления в Сибири диктатуры Колчака антисоветский режим в Прикамье скатывался к методам неприкрытой военной диктатуры. И ее проводниками были не только представители белого офицерства, но и лидеры правых социалистических партий - меньшевиков и правых эсеров. Карательные органы здесь фактически полностью состояли из них. Своими действиями они дискредитировали не только себя, но и социалистическую идею как таковую. Не случайно поэтому ижевцы в конце концов отвергли правых социалистов. Многие рабочие перешли на сторону большевиков, другие - предпочли откровенную диктатуру Колчака лживой диктатуре учредиловцев.

Похожим образом события развертывались повсюду, где у власти оказывались деятели пресловутой "третьей силы" - мелкобуржуазных правых социалистов. Они не только расчищали путь генеральской контрреволюции, но и сами активно участвовали в становлении всеобъемлющей системы белого террора, хотя и проводили его подчас под прикрытием "революционной" риторики. Все их разговоры о "демократической республике", об Учредительном собрании везде оборачивались установлением всевластия террора и подавлением всякого инакомыслия. По другому не могло и быть: правые социалисты - меньшевики и эсеры - могли удержаться у власти, только прибегая к насилию, масштабы которого должны были постоянно разрастаться, чтобы преодолевать растущее сопротивление их своеволию.

"Альтернативы", 2004. №4.

http://www.situation.ru/app/j_art_787.htm


Tags: , , , ,

11 comments or Leave a comment
Comments
joanerges From: joanerges Date: January 11th, 2008 12:26 pm (UTC) (Link)
Спасибо, интересно
siegmund_kafka From: siegmund_kafka Date: January 11th, 2008 12:33 pm (UTC) (Link)
ИНТЕРЕСНО. Демонстрирует уровень одичания общества, с одной стороны, и необходимость *твердой власти*, дабы держать все это насилие под крышкой.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 11th, 2008 12:44 pm (UTC) (Link)
Скорей вредность желания "твёрдой власти" которое оборачивается запредельным насилием, ну и расслоение "промежуточных" политических программ, поляризацию их, одни диффундируют к большевикам другие к кадетам т.к. те и другие честно следуют своим принципам, "промежуточные" социалисты - нет
wsf1917 From: wsf1917 Date: January 11th, 2008 12:46 pm (UTC) (Link)

предложу биологическую аналогию

Я бы сказал, что в историческом процессе насилие выступает как инструмент отбора наиболее честных и последовательных политпрограмм, а затем их сталкивает в "кто кого"
ex_blau_kra From: ex_blau_kra Date: January 11th, 2008 01:14 pm (UTC) (Link)
Спасибо, очень интересно.
yurvor From: yurvor Date: January 11th, 2008 06:24 pm (UTC) (Link)
Спасибо, это важная тема.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 11th, 2008 06:40 pm (UTC) (Link)
А чем она важна Вам? Расскажите.
yurvor From: yurvor Date: January 11th, 2008 06:54 pm (UTC) (Link)
Это факты, факты...

Лично я придерживаюсь мнения, что большинство человеческих пороков - это пороки человеческой породы, а не идеологические. Т.е., например, как красный террор, так и белый имеют своей причиной не какие-то идеологические основы, а вполне конкретные (хотя, может, и неизвестные до поры) психологические мотивы и/или реакцию на сложившиеся условия. Собственно, автор текста об этом прямо говорит вначале...

Исключения, впрочем, бывают - например фашизм в его немецком варианте середины XX века.
meshekskyi From: meshekskyi Date: January 11th, 2008 10:33 pm (UTC) (Link)
Вот я не уверен, что это такое уж исключение. По большому счету, и идеологию можно в какой-то степени отнести к "сложившимся условиям". В которых легко проявлялись и, более того, культивировались пороки человеческой природы.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 12th, 2008 09:49 am (UTC) (Link)
Всякая идеология в первую очередь культивирует достоинства и добрые чувства человеческой натуры. См. христианская идеология. А вот беды и проблемы от идеологии связаны с её скажем так "невполне научностью" - люди идеологизированные не думают где как когда и с кем сие можно осуществить. См. "Идеология как фактор устойчивости бытия"
http://wolf-kitses.livejournal.com/59485.html
wsf1917 From: wsf1917 Date: January 12th, 2008 09:52 am (UTC) (Link)
Достаточно посмотреть на разное отношение красных и белых (не только белогвардейцев но любых антибольшецских сил) к военнопленным противника как станет видно что разница следствие разной идеологии. Не зря ж жертв белого террора в разы было больше чем жертв красного. Собственно, поэтому о последнем нам рассказывают снова и снова - чтобы впечатление не терялось
11 comments or Leave a comment