?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
О стимуляторах умственной деятельности

В.П.Эфраимсону принадлежит обоснование идеи, согласно которой эффективное превращение способностей человека в реализованный талант, а тем более гений, мотивация к постоянной умственной деятельности, устойчивость и упорство последний намного более важны, чем собственно сила ума (в том случае, когда интеллект превышает некоторую верхнюю границу «нормы»). С этим связана его идея эндогенных стимуляторов умственной деятельности, присутствие которых у "великих людей" способствовало реализации их возможностей, "рождению таланта". В качестве таких стимуляторов он рассматривал

- гиперурикемию (повышенное содержание мочевой кислоты, в пределе ведущее к заболеванию подагрой),

- циклотимию (слабое выражение маникально-депрессивного психоза, которое уже даёт периодические возбуждения деятельности, но ещё не разрушает личность),

- гиперсексуальность (в форме повышенного влечения к женщинам, их вниманию и любви, нежели повышенное стремление к сексу как к таковому),

- синдром Марфана, Морриса и некоторые другие.

При этом В.П.Эфроимсон указывал, что до 1/3 проанализированных им биографий гениев и талантов не дают очевидного представления об "их"  факторах стимуляции умственной деятельности, так что более чем возможно открытие новых категорий стимуляторов.

Собственно, его представления о "наследовании интеллекта" были много разумней современных идей "генов интеллекта". Очевидно что все вышеперечисленные эндогенные факторы стимуляции умственной деятельности наследуются, гиперурикемия и циклотимия уж точно. В сочетании с мощным брачным подбором в семьях людей, занимающихся умственной деятельностью (уровень образования жены не ниже уровня образования мужа - впервые эта корреляция была обнаружена в семьях немецкой профессуры в XIX веке, а затем распространилась на всю "образованную публику" в развитых странах) это даёт постоянное присутствие факторов стимуляции умственной деятельности. И если в этой прослойке появится потенциальный талант, вероятность его реализации будет существенно выше, чем у талантливых людей из низов (не говоря о том, что среда богаче и условия воспитания лучше). 

То есть никаких корреляций "качества таланта" с социальным статусом или родством с известными людьми (=уже реализовавшими свой талант) не обнаруживается, а вот корреляция с мотивированностью индивида этот талант реализовать, с умением работать устойчиво и ровно, без трагедий и срывов, увы, да. То есть «генетика гениальности» (реализованных талантов) и «наследование интеллекта» (потенциальных возможностей развить талант) связаны не столько с «наследованием ума», который скорей воспитывается, сколько с накоплением в соответствующих родословных перечисленных стимуляторов умственной деятельности. Они дают индивиду некий постоянный «моторчик» толкающий try, try and try again, если уж человек обнаружил в себе интерес к какой-то области и почувствовал способность к соответствующим занятиям. Поэтому так необходимы социальные "костыли", облегчающие реализацию талантов людей из провинции, из низов (см. “The Discovery of Talent” - о соответствующей  программе Merit в США).

Но дело даже не в этом. Интересней всего разнообразие эндогенных стимуляторов умственной деятельности и высокая эквифинальность их действия – разные факторы, разные механизмы побуждения, а на выходе один и тот же результат в форме реализации таланта.

Естественно, эфроимсоновский список факторов далеко не достаточен. Так, Ганс Селье, автор концепции стресса, в книге «От мечты к открытию. Как стать учёным» пишет, что самую активную стимуляцию научного творчества он получал от повышенной температуры, продолжительный жар вызывал появление новых идей, позволял разрозненным экспериментальным фактам сложиться в непротиворечивое объяснение и т.п.  Об аналогичных самонаблюдениях мне рассказывали многие коллеги, и такое же наблюдал у себя – продолжительный жар «пробивает» концептуальные противоречия, которые раньше не давали работать уму, разрешая их изящной (не всегда верной, требующей корректировки_) схемой. Если долго бьёшься над чем-то, и кажется, что разнородные факты вот-вот должны сложиться в целостную непротиворечивую картину явления, но не получается, то подъём температуры почти всегда позволяет последнее «родить». Конечно, «полезное действие» жара сохраняется лишь до тех пор, пока от температуры не начинают вырубаться внутренние органы, особенно при хронических болезнях печени, поджелудочной и т.п. После этого можно лишь лежать и постанывать.

Думаю, такой же стимулирующий эффект может быть достигнут специфическими дыхательными упражнениями, болеть гриппом не обязательно. И действительно, В.П.Эфроимсон, увлечённый своей идеей «подагрических гениев», активно коллекционирующий примеры на эту тему, сознательно или бессознательно, но упустил из виду противоположную категорию «гениев чахоточных».

Подагрический гений – победитель по жизни, знающий своё назначение и идущий вперёд, не считаясь с сопротивлением среды, подчиняя себе людей, умея их использовать для реализации своего замысла. Такой вот  успешный все давишь, очень популярный сейчас тип. О чахоточных гениях писали все предшественники Эфроимсона в области исследований «генетики гениальности», в первую очередь Питирим Сорокин.

Методика исследований Сорокина следующая. С помощью группы сотрудников им были выписаны из Британской энциклопедии все сколько-нибудь выдающиеся деятели культуры Ближнего Востока и Европы за последние три тысячи лет. Их деятельность относилась к пяти главным, по П. Сорокину, системам культуры: языку, науке, религии, изящным искусствам и этике, а также к политике, бизнесу, философии, юриспруденции. Каждый деятель был отнесен к одному из трех ментальных типов: мыслительных, или идеациональных, личностей (ideation), рационалистов (sensate) и личностей гармоничных (idealistic). Первые олицетворяют духовное начало в обществе. Это люди, преданные отвлеченной идее, неважно, гражданского или духовного содержания, иногда фанатики, аскеты, идеалисты. Ко второй группе отнесены личности противоположного склада: реалисты, доверяющие лишь собственным органам чувств, занимающиеся лишь конкретными делами, нередко материалисты и циники. Гармоничники сочетают в себе приблизительно в равной пропорции качества первых и вторых (Sorokin PA. Social and cultural dynamics. Vol. 1-4. N.Y.: Amer. book, 1939-1941).

«Чахоточные гении» составляют от ¼ до ½ во всех этих группах, что очень много, поскольку им реализовываться трудней чем «подагрикам». «Чахоточный гений» - слабый, часто болеющий человек, обычно не успешный и сильный, а бедный, преследуемый и страдающий (Виссарион Белинский, Лев Выготский, Элизе Реклю, Эварист Галуа – из примеров). Он также легко, как «подагрик», идёт на конфликт со средой, пробивая собственным идеям дорогу, но не побеждает, а страдает и гибнет (смерть от чахотки, убит на дуэли, сбит машиной – обычный удел). Фактором стимуляции умственной деятельности здесь скорей всего выступают те приступы возбуждения и интенсивного, учащённого дыхания, которые свойственны чахоточным (и сменяются изнеможением и бессилием – очень похоже на действие циклотимию). Это мои соображения – прошу врачей тут подкорректировать меня.

Я абсолютно уверен, что того же результат стимуляции умственной деятельности можно достичь упражнениями вроде йоги, или эндогенной тренировки, чахотка, жар и подагра необязательны. Правда, что-то не слышно, о развивающей мышление йоге, может быть потому, что для йоги нужно полное подчинение учителю, а для эффективного мышления – самостоятельный ум?

Замечательно, что в эндогенных стимуляторах нуждается не только ум, но и воображение, и стимуляторы воображения также эквифинальны. Имеется в виду то воображение, рисует причудливые  и страшные фантазии, запечатлённые на полотнах Ван Гога, Уильяма Блейка, многих средневековых художников, и которые не родишь просто так «из себя» или из созерцания внешнего мира [к слову, поэтому я бы сей ящик Пандоры не открывал и, будь моя воля, запечатал бы намертво]. Именно это воображение создаёт картины рая и ада, которые не почерпнёшь из обыденных впечатлений и которые вне соответствующего опыта просто нельзя объяснить.

Олдос Хаксли в «Дверях восприятия» подробно исследует факторы, «открывающие дверь» для работы сознания в сторону порождения подобных фантазий: это и наркотическое действие мексиканского кактуса пейотль, и голотропное дыхание, и гноящиеся раны, которые наносили себе бичующиеся в средневековье, и много чего ещё.  Правда, таким же действием обладает и ЛСД, и поэтому книга Хаксли (а дальше Тимоти Лири) погубила немало людей, поскольку за дверью – пропасть.



Tags: , , , , ,

37 comments or Leave a comment
Comments
konservator From: konservator Date: December 23rd, 2007 11:10 am (UTC) (Link)
любопытно. выходит, что стимулятор - это может быть любое потрясение, какие-то обстоятельства (внутри организма - а может быть и вне), которые заставляют мозг быстро адаптироваться - и в результате получается интеллектуальный (побочный?) продукт. я б тогда отнесла к таким стимуляторам сильный недосып, в какой-то момент (пока не вырубаешься совсем) есть период полутрансового состояния, в котором мыслишь нестандартно, свободно.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 23rd, 2007 11:28 am (UTC) (Link)
Про недосып согласен. И думаю вообще, что первый звоночек наступающей старости - это момент когда недосып начинает не стимулировать а угнетать. Лет в 35-40 наступает
popandopulo From: popandopulo Date: December 23rd, 2007 11:12 am (UTC) (Link)
не всё понятно, потому что шибко всё научно, но вот в том месте, где значится про готовность непрерывно впахивать как неотъемлемое свойство гения, это - абсолютно по следам моих недавних мыслей на эту тему: когда кто-т о вокруг стонет и завидует какому-нибудь "счастливому и беззаботному Моцарту", я тут же указываю ему на некорректность в позиционировании объекта зависти. Не бывает счастливых и беззаботных гениев. Все впахивают, как лошади,тем и живут, тем и счастливы.
Спасибо вам большое, очень интересная подборка.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 23rd, 2007 11:18 am (UTC) (Link)
Напишите что непонятно? объясню
steissd From: steissd Date: December 23rd, 2007 11:46 am (UTC) (Link)
Гипотеза Эфроимсона — это первое приближение к истине. Действительно, существуют биохимические факторы, способствующие интеллектуальной деятельности, например, пуриновые основания. Но требуются дальнейшие исследования на молекулярном уровне.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 23rd, 2007 12:14 pm (UTC) (Link)
Тут существенна множественность и эквифинальность этих факторов. А Вы знаете о "следующих шагах" в этой области? Расскажите.
У нас в этом направлении работаю давно: например, разрабатывают вв-ва позволяющие восставиться умственной деят-ти после инсульта, инфаркта мозга, других нарушений мозг.кровобращения.
А какие "исследования на молек.уровне" имели в виду Вы?
siegmund_kafka From: siegmund_kafka Date: December 23rd, 2007 12:39 pm (UTC) (Link)
[к слову, поэтому я бы сей ящик Пандоры не открывал и, будь моя воля, запечатал бы намертво]

это точно.
unokai From: unokai Date: December 23rd, 2007 02:50 pm (UTC) (Link)
эпилепсию можно добавить. среди эпилептиков много всяких "пророков"
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 23rd, 2007 03:20 pm (UTC) (Link)
Тут важны мысли а не пророчества. А учащающиеся припадки ведут к их деградации
marina_fr From: marina_fr Date: December 23rd, 2007 04:13 pm (UTC) (Link)
Ещё один распространённый стимулятор - нехватка времени и необходимость спешить, ситуация журналиста. Не зря есть люди, которые как будто специально ставят себя в эту малоприятную позицию.
From: aini_plaza Date: December 23rd, 2007 04:30 pm (UTC) (Link)
дилетант в данной области, но статья интересная, спасибо большое.
насчет умственной (или ведущей к эффективным действиям гениальности?) активности: хочется проанализировать по сравнению с другими, но на личном примере наблюдала "инвертную" последовательность -- насыщенность информацией, образами, как зрительными, так и слуховыми, приводит к повышенной активности мозга, что, в свою очередь, мешает его естественному отдыху. и вот как раз на этом фоне и начинается работа "реактора": обработанные образы и информация получаются не пищей для производства своей умственной работы как продукта, а движком (хотя значения близки друг к другу).
очень интересен пример с температурой и жаром: очень бы хотела понаблюдать, но редко выпадает возможность. жаль, что тут не смогу ничего добавить. однако от знакомого знаю, что сильная зубная боль тоже является стимулятором или мотиватором мыслей (не знаю, можно ли это назвать полноценной умственной работой, т.к. выходные данные могут содержать в себе лишь идею, а не законченную её реализацию): зуб болит, образуя не просто причинно-следственные связи физиологического процесса, а что-то иное, некие "высокие идеи" (не могу сказать более конкретно, потому как я не участник процесса, а, скорее, наблюдатель).
zveriozha From: zveriozha Date: December 23rd, 2007 06:43 pm (UTC) (Link)
"сильная зубная боль тоже является стимулятором или мотиватором мыслей"

Если зубная боль по-настоящему сильная, то присутствует единственная мысль - как сделать так, чтобы перестало болеть. Плавали, знаем. =)
vinichenko From: vinichenko Date: December 23rd, 2007 10:03 pm (UTC) (Link)
Мне кажется, что в Вашем тексте речь идет о двух существенно различных вещах. Одна - это факторы, помогающие "пробить барьер", "сложить мозаику" и т.п. Похоже, именно к таким факторам относится большинство конкретных механизмов, упомянутых в статье, - жар, необычные режимы дыхания и т.п. Вторая - то, что заявлено в первом предложении: "мотивация к постоянной умственной деятельности, устойчивость и упорство последней намного более важны, чем собственно сила ума". И это (способность try and try and try again), как представляется, есть нечто отличное от способности "пробивать" или "складывать картинку" (которую как раз можно рассматривать как один из аспектов "силы ума").

Вполне возможно, что эти две вещи коррелируют между собой, и, безусловно, обе они вносят вклад в конечный результат, но тем не менее представляется, что это разные вещи. Часто имеет место дефицит не ярких идей (результатов "прорыва"), а устойчивой долговременной мотивации, необходимой для того, чтобы должным образом развить, разработать полученный инсайт. Или, допустим, механизм "прорыва" имеется, но не хватает мотивации, чтобы загрузить и проработать исходную информацию, необходимую для качественного прорыва.

При этом неочевидно, что факторы, работающие на первую способность, работают и на вторую. Так, в принципе понятно, как те же жар или "чахоточное дыхание" могли бы способствовать прорыву, но непонятно, как они могли бы способствовать поддержанию длительной, устойчивой мотивации. А вот про факторы последней как раз сказано довольно мало - разве что про социальную обусловленность в профессорских семьях. Хотя вопрос весьма интересный.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 24th, 2007 07:46 am (UTC) (Link)
Это да. Хотя чахотка как и подагра - длительный и устойчиво действующий фактор. Как и жар: даже сейчас с антибиотиками, около 1 мес в году с температурой обеспечено, насколько можно посчитать по друзьям и знакомым.
knyazna From: knyazna Date: December 25th, 2007 08:25 am (UTC) (Link)
Почему-то в этом обзоре забыли, как много выдающихся людей страдали мигренями. Добавить бы легенды о серотонине-мелатонине-эпифизе, тем более что депрессивные состояния и характеризуются как раз жестким нарушением серотониновой регуляции, кроме прочего.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 25th, 2007 04:54 pm (UTC) (Link)
Но ведь мигренями страдали и обычные люди. Как состояние мигрени облегчает работу ума? ведь в посте речь именно об этом. Может ли боль быть стимулятором умственной активности - лишь это типа боль механизма от перерабатывания?
provid From: provid Date: January 20th, 2011 06:19 am (UTC) (Link)

??? КОМПЕТЕНТЕН ЛИ АВТОР ;)

‹ Правда, таким же действием обладает и ЛСД, и поэтому книга Хаксли (а дальше Тимоти Лири) погубила немало людей, поскольку за дверью – пропасть. ›
? РАЗВЕ АВТОР ПРОБОВАЛ Л.С.Д. , ЧТО ЗНАЕТ ЧТО ЗА ДВЕРЬЮ .
ВОПРОШАЮ , ИБО ТЕРЗАЮТ МЕНЯ СМУТНЫЕ СОМНЕНИЯ …
37 comments or Leave a comment