Вольф Кицес (wolf_kitses) wrote,
Вольф Кицес
wolf_kitses

Category:

Коммунизм одной страницей

Коммунизм - это общность имуществ и общность жизни, товарищество. Всякое обобществление выгодно и рационально - повышает производительность и уменьшает затраты. Как писал А.А.Любищев «совершенно ясно, что организация общих квартир для 15-20 семей (в особенности принимая во внимание малость современных семей и дефицит домработниц) могла бы быть чрезвычайно выгодной для всех обитателей такой квартиры. Любопытно, что, полностью сдав коммунистические принципы в жилищном вопросе в городах, наше руководство позабывает (вернее, сейчас с трудом начинает признавать), что рассуждения в пользу колхозов вполне аналогичны рассуждениям в пользу коммунальных квартир. Конечно, с истинно рациональной точки зрения коллективные хозяйства предпочтительнее индивидуальных, но эти рассуждения не учитывают тех самых эмоциональных препятствий, которые стоят на пути коллективизации» («Генетика и этика», писано в 1969 г.).

Коммунизм – за такое изменение жизни, форм общежития, чтобы в ней торжествовала эта истинная рациональность, и не просто торжествовала, а соответствовала человеческой природе. Для этого соответствующую природу следует раскрепостить, освободить от тех калечащих пелен, которые связаны с необходимость добывать и отстаивать «своё» в конкурентной борьбе. Следует восстановить на повышенном основании солидарное действие ради общей пользы, справедливое разделение долгосрочного выигрыша, которое возникает ещё в социальности у животных и которое – а отнюдь не эгоизм и не «борьба» - создали человеческое общество из животной социальности.

Да и в экзистенциальном плане - для достойного и осмысленного человеческого существования "обособление не выход: обосабливать надлежит не жизнь, а мысли" (рабби Элимелех из Лизенска). Первое - рациональный компонент коммунизма, второе - экзистенциальный. Тому и другому препятствует - и эффективно препятствует - то "хищное" отношение людей друг к другу, которое складывается в конкурентной среде (названные «эмоциональные препятствия…»).

Та злоба, раздражение, недоверие  людей друг к другу, которое вспыхивает и усиливается всякий раз, когда обобществление жизни  становится больше привычной нормы - и разваливает либо дискредитирует всякий совместный (общественно-полезный) проект. Откуда берется такое столь неразумное поведение? Из повседневного опыта жизни в конкурентном обществе, где индивиды убеждаются на собственной шкуре, что всякий приблизившийся приближается не как товарищ, а как конкурент. "Ад - это другие",  конкурентная общественная среда поддерживает и воспроизводит рациональные (а не только эмоциональные) препятствия на пути к коллективизации, срывающие сотрудничество людей, ведущее к долговременному выигрышу.

Это крысиное отношение людей друг к другу вспыхивает взаимной ненавистью и внутренним варварством при всяком внешнем увеличении общности жизни - и бессмысленное истребление скота при коллективизации, и уродская вражда на коммунальных кухнях рождаются из этого чувства.

Коммунизм предлагает идеи, как это преодолеть. Поскольку внутренне препятствия к обобществлению органичны для исходного общества, они не могут быть подавлены, но должны быть сняты (в диалектическом смысле).

Отсюда исследовательская программа коммунизма, его социология и психология.

Во-первых, надлежит исследовать общество - какие есть в нём возможности для угнетения человека человеком? И поскольку мы с 1776 года знаем, что все люди имеют право на жизнь, свободу и стремление к счастью (а с 1792 – и что они этого добиваются), всякое обнаруженное угнетение делается нелегитимным, как угроза свободе и достоинству личности. Отсюда требование уничтожения частной собственности и рыночной экономики - главного источника социального неравноправия индивидов (как в 1789 году главным источником было политическое неравноправие). Последовательное устранение источников угнетения трансформирует общественную среду из конкурентной во всё более и более солидарную, где соседа не надо бояться и свой «кусок» от него не следует оберегать, так что вышеописанная вражда бессмысленна.

У горских евреев есть пословица о капитализме и собственности «Мышь не виновата что ворует, виновата норка. Не будь у мыши норки [куда можно унести украденное], ни за что не осмелилась бы воровать». Коммунисты - сторонники общественной трансформации, при которой "норка" станет лишней затратой, "воровство" зерна с общего поля - бесполезным занятием.

Во-вторых, надлежит исследовать самих себя - что из "пережитков капитализма" во мне самом мешает не конкурентному, а товарищескому отношению к людям. Например, я мечтал бы жить в коммуне типа кибуца, где работаешь для товарищей, а не за деньги и не за карьеру (поскольку решает коллектив, на какой должности ты будешь трудиться завтра). Но моё собственное  "злое начало" чётко фиксирует, что не могу – мешает то чувство страха и недоверия, которое подпитывает всякий индивидуализм. Ну нет у меня такого доверия к мнению коллектива, а деньги, которые можно потратить на что хочу, рождают ощущение полной свободы.

Но если остановить эмоции, делающие «эгоистическим индивидом», и включить голову, ситуация оказывается совершенно иной. Сразу видишь,  - ощущение «свободы через деньги»  ложное (ты ж несвободен в процессе зарабатывания денег, а именно он формирует твой образ жизни и стиль). Далее, видишь, что жизнь человека можно построить так, что в ней будет коллектив мнению которого индивид доверяет целиком и полностью именно в «кибуцном» смысле. И да, сразу вспоминается, что у меня в жизни был КЮБЗ (кружок юных биологов Московского зоопарка), у кого-то другого – иное сообщество, которому он б не боялся доверить себя и своих детей.

То есть даже если в "большом обществе" господствует конкурентная среда, существуют сообщества, в которых среда солидарна, и которые формируют личность, во многом относящуюся по-коммунистически к себе, к жизни, к другим людям (на первом шаге хотя бы только к "своим").

Отсюда культурная и воспитательная программа коммунизма.

Первая требует чтобы в обществе сообществ с солидарной средой было как можно больше (кружков, спецшкол, станций юных натуралистов и техников, заводов и конструкторских бюро - любых организаций, где товарищеские отношения, атмосфера "общего дела" превалируют над конкуренцией и идеей "зарабатывать деньги"). Чтобы они наполняли собой большое общество, вытесняя и ограничивая ситуации, где существенны конкуренция с подавлением "худших" "лучшими".  Отсюда необходимость знаний и Просвещения: коммунизм – это создание новых школ, кружков, институтов, половодье которых возникало в 20-е годы и плодоносит доселе.

Вторая требует от каждого индивида ограничить собственное "злое начало", побуждающее видеть в других конкурентов и заботиться о "ближних", а не обо всех.

Как писал Любищев, продолжая цитированное рассуждение: «какой выход? Замена чрезмерного представления о своем достоинстве устранением обидчивости, злопамятности и мстительности. "Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему левую", иначе говоря, относись к личным обидам так же, как боксер на тренировке относится к тем ударам по лицу, которые ему наносит тренер, приучая к потере болевой чувствительности. Современным языком: пусть ваша чувствительность к личным обидам будет так же слаба, как чувствительность боксера к ударам тренера».

То есть культивирование отношения к жизни, заставляющего отключить эмоции и включить мозги. Эмоции, связанные с конкуренцией и тасканием в норку, мешают спокойно рассмотреть классический вопрос: "А кто мой ближний? - Тот, кто сотворил мне благо" и увидеть что "моё благо" на длинной дистанции, сопоставимой с ожидаемой продолжительностью жизни индивида, тем более его детей и внуков, определяется не моими способностями и возможностью урвать, а степенью развитости общества в целом.

Отсюда опять же необходимость просвещения для всех, а не только для тех, кто может заплатить за знания (иначе индивиды будет платить только за те знания, которые практически необходимы здесь и сейчас для занятия востребованными профессиями – такое общество не будет развиваться, хот я и может богатеть). Иными словами, коммунизм – это Просвещение XVIII века на современном этапе, в индустриальном, и где-то постиндустриальном обществе, и опережающие инвестиции в социальную инфраструктуру, которые делает просвещённое общество за счёт ограничения хищных инстинктов корыстной  и предприимчивой части. Как в 1776 и 1789 гг. гражданское общество того времени инвестировало с опережением в политическую инфраструктуру, обеспечивающую законность и демократию  управления, отвернувшись от немедленных интересов каждого игрока, так сейчас назрела необходимость инвестиций в структуру социальную восстанавливающую человечность отношений в массовом обществе, в условиях массового производства и общей машинизации жизни. Чтобы «свободное развитие каждого стало условием свободного развития всех».

***

Впрочем, одной страницы не получилось. Увы, как blanqi я писать не умею  -:(((

Tags: коммунизм, мысли, общество, понимание, справедливость, философия, этика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 246 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →