Лариса Попугаева — одна из трёх первооткрывательниц советских алмазов. На следующий день после открытия трубки «Зарница»
Некогда обсуждали с т.pronzus, что в геологии до сих пор очень много женщин благодаря «железным тёткам» советских времён. Тогда в этой области мужчины и женщины были на равных, и они сейчас молодым девчонкам дают модель для подражания, мол они тоже могут. И вот недавно значение таких моделей для женщин в науке было показано строго — в исследовании Danielle M. Young (2013) влияния женских ролевых моделей на подсознательные установки у женщин относительно науки.
«Могут ли женщины-преподаватели естественных наук принести пользу женщинам в целом? Негативные подсознательные установки у женщин относительно STEM-дисциплин (точные науки, технологии, инженерные специальности и математика) влияют на их результаты в этих областях. Мы можем увеличить долю женского участия в этих областях посредством работы с подсознательными установками.
Исследуя крупные научные кафедры колледжей (N = 320, 63% женщины), которые специализируются на химических и технических курсах, мы попытались понять, сколь значимо влияет на отношение женщин к STEM-дисциплинам контакт с женскими образцами для подражания. Мы использовали тест для определения подсознательных установок, чтобы выяснить отношение к науке, идентификацию с наукой и подверженность гендерным стереотипам о науке; а также сравнили реакцию студентов на преподавателя женского и мужского пола.
Наше исследование сначала продемонстрировало прямые и косвенные связи между предрассудками и женскими карьерными устремлениями в STEM. Затем, когда профессора-женщины были взяты как образцы для подражания, женщины автоматически стали идентифицировать себя с наукой и стереотипизировать науку как скорее феминную область, чем маскулинную. Более того, демонстрация профессоров как позитивных ролевых моделей ассоциировалась с про-научными устремлениями и амбициями (как сознательными, так и подсознательными), как для женщин, так и для мужчин.
Результаты предполагают, что преподаватели естественных наук женского пола особенно полезны для женщин тогда, когда студентки воспринимают их как образец для подражания. Мы приходим к заключению, что женщины-преподаватели STEM-дисциплин не только предоставляют положительные образцы для подражания женщинам, но также помогают побороть гендерные стереотипы о том, что наука — дело мужчин. Мы продолжим обсуждение того, как борьба с гендерными стереотипами в науке может повлиять на женские достижения в научной карьере. / Перевод Елены Стаховой. Корректировка Елизаветы Романовой и Димки Всёпутём.
Что мы и видели в СССР (ГДР и других соцстранах), бывших лидерами в достижении реального равенства полов. Так, исследование гендерных аспектов карьеры в РФ показывает, что оно до сих пор действует:
По ссылке — статья сотрудницы ИСЭПН РАН З.А. Хоткиной о гендерных аспектах карьеры. Статья небезынтересная сама по себе, но лично моё внимание в ней больше всего привлекло следующее:
«В советское время, с его идеологией и пропагандой равенства, доля женщин среди руководителей была достаточно высокой и составляла в среднем, с учетом высказанных выше замечаний, вероятно, около одной трети. Этот процент женщин на руководящих должностях согласуется и с долей женщин, которая была определена «женскими квотами», которые существовали при советской власти, для приема женщин в партию и прохождения их в Верховный Совет (аналог нынешнего парламента). То есть, «впереди планеты всей» по доле женщин-руководителей мы оказались не сегодня, а давно, еще в 80-х годах ХХ века. «Стеклянный потолок» в карьере советских женщин, безусловно, был [1] (ведь в общем числе занятых они составляли 52%), но он не был низким, а соответствовал тем международным стандартам гендерного равенства при продвижении женщин на уровень принятия решений, которые сегодня имеются в документах и рекомендациях ООН и МОТ. То есть, цивилизованный мир только в последние десятилетия пришел к пониманию необходимости представленности женщин в такой пропорции (1/3), которая была практически достигнута в нашей стране уже тридцать с лишним лет назад.».
И это не просто мнение — в статье приведены ссылки на источники.
То есть, в очередной раз ВНЕЗАПНО™ оказалось, что по части всего, что связано с равенством (а значит, и с возможностью самореализации максимально большого числа индивидов) Тоталитарный Ад™ намного обогнал Цивилизованный Мир™! Да так, что тенденция сохранилась даже после четверти века просирания полимеров в области социальной политики.
Источник pronzus
Примечания:
[1] В ГДР среди судей, руководителей производственных советов и пр. была строго половина.
http://www.socialcompas.com/2014/10/28/zhenshhiny-v-nauke-rol-modelej-dlya-podrazhaniya/