Вольф Кицес (wolf_kitses) wrote,
Вольф Кицес
wolf_kitses

Category:

Актуальность Маккавеев

Мой любимый еврейский праздник – Ханука, поскольку там вообще не упоминается бог, люди сами добыли свободу и равенство, «своею собственной рукой». О чём хорошо рассказано в книге американского коммуниста Говарда Фаста  (по имени родного городка Фастов на Украине) «Мои прославленные братья» в диалоге одного из Маккавеев, единственно оставшегося в живых, Шимона, с послом Рима (из своей выгоды поддержавшего борьбу), Лентуллом Силаном.

«Во всей истории мира не было войн столь кровавых и унесших столько человеческих жизней, как эти тридцать лет еврейского сопротивления. И сама бессмысленность этого сопротивления только увеличила ненависть греков к евреям и желание их покорить. Однажды я указал на это этнарху, сказав:

- Не лучше ли было бы, если бы в какой-то момент ты и твои братья заключили с греками мир, во имя закона, порядка и всеобщего благополучия?

- Поступившись свободой? - спросил он.

- Ты говоришь о свободе, как о некоем абстрактном понятии, - заметил я. - Если свобода, как ты, кажется, утверждаешь, есть добродетель сама по себе, то что можно сказать о рабах?

Он явно смутился.

- Не знаю, - сказал он.

- Ты не можешь не признать, - настаивал я, - что рабовладение - это основа свободы.

- Как я могу такое признать?

- Но ведь у вас есть рабы!

- Это верно. Однако во время войны рабство у нас исчезло.

- Как так?

- Мы освободили своих рабов, чтобы они могли сражаться рядом с нами.

- И они сражались?

- Они сражались, и они умирали рядом с нами.

Таким образом, высокому Сенату должно быть ясно, какую угрозу представляет для нас сам образ жизни и образ мышления этого народа. Без сомнения, этот фактор побуждал греков снова и снова возобновлять свои попытки покорить Иудею».


Это написано в 1949-м, реалии тех лет очень чувствуются в тексте, и совершенно ясно, кто «Рим», а кто «Иудея» (и кто Епифан):

«Евреям нельзя доверять, ибо люди с западным образом мышления не найдут с ними общего языка. Все наши понятия свободы, достоинства и ответственности им совершенно чужды.

Евреи от природы неполноценны, ибо они отвергают все блага цивилизации и неспособны усвоить высшие принципы современной жизни.

Евреи враждебны человечеству, ибо они отвергают, презирают и поносят все, что ценно для человека: его богов, его убеждения и его обычаи.

Евреи представляют собою серьезную угрозу Риму, поскольку они отрицают основу западной культуры — свободное рабовладение.

Евреи враждебны всяческому порядку, ибо они прославляют беспорядок и неповиновение и превозносят самый акт восстания.

По всем вышеизложенным причинам, а также ввиду других обстоятельств, указанных в данном докладе, я настоятельно рекомендовал бы благородному Сенату рассмотреть пути и средства подчинения и последующего уничтожения этого народа.» (из отчёта Лентулла).


Настоящее чудо Хануки вовсе совсем не в масле, горевшем 7 дней вместо одного. Оно в том, что горстка свободных крестьян с «архаичными» идеалами равенства и справедливости  дала окорот "сильным людям" - первопроходцам классового общества. По отношению к "варварам" и собственному демосу последние выступали (и считали себя) прогрессорами, втягивали их в рыночный и рабовладельческий эллинистический мир, где маня выгодой, где соблазняя культурой, где просто оружием.

Все уступили и приняли общечеловеческие, пардон, общеэллинистические ценности - кельты, иберы, пунийцы, нумидийцы... Лишь однажды споткнулся каток первой в истории глобализации - на нашем народе. Не зря Пьер Левек, очень любящий свой предмет исследования - эллинистический мир - в некотором раздражении назвал главу одноимённой книги про сабж "Еврейская проблема".

Чудо также состоит в том, что "проблемы" вначале никак не просматривалось. "Интеллектуалы" с "начальниками" быстро эллинизировались, первосвященник Осия называл себя Язоном, тогдашняя "золотая молодёжь" голыми состязалась в гимнасиях и шла на болезненные операции, восстанавливающие крайнюю плоть. Разложение казалось необратимым - и тут случилось восстание.

Третье чудо происходило уже в ходе борьбы. У восставших, гражданских людей, пусть охотников, не было шансов одолеть в поле бронированных профессионалов-наёмников. Но засада, завал, и извечное оружие народа против «рыцарей» - длинный лук - сделали своё дело.


Тут хорошее соответствие нашим «тёмным векам», начавшимся после гибели коммунистического блока. Иудея отбилась от эксплуатации «эллинистическим миром», но подпала римскому, реализовывавшему тот же гнёт, специфический для рабовладельческого строя, но тоньше и эффективней. Нечто сходное случилось с СССР - отбился от «
крестового похода против коммунизма» 1930-1945 гг., но проиграл «холодную войну».

В сегодняшнем «мире насилья» гомолог Рима – США, вместе с союзниками по НАТО. «Как некогда Рим вёл свою империалистическую политику, последовательно поддерживая олигархию против демоса в союзных и зависимых государствах, его нынешний преемник в части мирового господства – США – делает то же самое. В бывших соцстранах она поддерживает правых и ультраправых (союз либералов с фашистами, как в Венгрии). Степень зависимости руководства «освободившихся от коммунизма» стран перед заокеанским хозяином можно видеть по этому эпизоду.

В третьем мире она поддерживает исламистов и пр. агрессивных традиционалистов, легко оставляя  им на съедение либералов, не говоря уже о более прогрессивных политиках. Оно и понятно, ведь целью является удобство эксплуатации этих стран, а не развитие, пусть даже капиталистическое (тогда стоило б поддерживать с.-д.).

И эта империалистическая политика проводится упорно и последовательно, не мытьём, так катаньем, как крокодил, который нацелившись на жертву, уже её не выпустит. Когда оранжевый путч закономерно выдохся, оставив в сухом остатке героя Украины гауптштурмфюрера Шухевича, и народ свободно и честно выбрал того, кто якобы фальсифицировал выборы 5 лет назад, надо было понимать, что дальше будет переворот, мировой гегемон этого так не оставит». via

Для чего это делается? Чтобы раз навсегда решить проблему красной опасности», которую пробовал, но не сумел разрешить Гитлер («Епифан» Фаста). В противоположность ему, западный империализм сегодня действует тоньше и эффективнее, используют культуру и психологию, а не только расовую теорию и танковые дивизии (хотя то и другое не на «запасном пути», но при необходимости немедленно вводится в строй. А иногда и сверх оной, просто из ненависти к «плебсу»).

Развитые капстраны, конкурентные общества во главе с США, сегодня не только эксплуатируют ресурсы стран "периферии", но культурно разлагают их общества, ликвидируя традиционные формы равенства и солидарности бедняков (способные быть преимуществом в состязании с западным обществом, включая базовую из конкуренций - дарвиновскую). И, конечно, оставляя и мультиплицируя минусы, свойственные более солидарным обществам, более коллективистским психологиям - авторитарность, невыделенность личности из массы, проблемы с самостоянием личности в гражданских вопросах и пр. Поэтому сегодня максимально усилены традиционные же формы угнетения бедных - богатыми, женщин - мужчинами, "низших" каст и национальностей - высшими и пр.

В такой обстановке жизнь делается невозможной; в бывших республиках СССР сколько-нибудь человеческое существование держится на оставшемся от советских идеалов, институций и инфраструктуры. Всякому видно, что для трудящихся бывших соцстран «евроинтеграция» означает новое варварство и пр.

И в мире нет левых, чтобы эту связь разорвать, нет даже левых националистов, чающих социального освобождения более, чем национального государства, пользы от социального равенства всем больше, чем от культивирования "национального". Самая тёмная ночь - перед рассветом; во тьме сегодняшнего «мира насилья», где люди рассортировываются рынком на "лучших" и "худших", и "лучшие" могут ездить на «худших» верхом, история братьев Маккавеев вновь актуальна.

В том числе потому, что если низы не сопротивляются действенно, то спонтанное развитие классового общества идёт в одну сторону – хуже угнетение, больше эксплуатация, чтобы выжимать больше труда и прибавочного продукта. И в нынешнюю эпоху как в ту, эллинистическую, большее продвижение вперёд в технологиях сопряжёно с ещё большим угнетением плебса, с социальной деградацией, первое живёт вторым как червь яблоком. «Знание – сила, которое сейчас сражается на стороне предрассудков»… «Общественный прогресс при капитализме напоминает того отвратительного языческого идола, который не может пить прекрасный нектар иначе как из черепов убитых им жертв», и т.д., и т.п.

Прогрессом в действительном понимании этого слова (свободное развитие каждого как условие свободного развития всех) это назвать сложно, если не невозможно. Он появляется только после того, как в каком-то из уголков планеты описанной тенденции «всех давишь» дадут отпор, опрокинут её. Говоря словами Фаста, оскорбят действием и эффективно отрицать «основу западной культуры – свободное рабовладение», и тем подадут благой пример, с которым придётся считаться. Иными словами, прогресс -  равнодействующая «давления» саморазвития классового общества в сторону всё большей эксплуатации и опыта успешного отпора ему. Если последний удался, субъективные мотивы участников – реакционные, архаические, романтические и пр. – не имеют значения. Это хорошо обосновал Мих.Лифшиц в диалектике «благодаря» и «вопреки».

Если серьёзно, во всяком национализме в колониальных и зависимых странах есть левые и правые, "маккавеи" и "иродиане", или «джадиды» и «кадимиты», см. хороший текст коллеги wsf1917. Первым больше нужен социальный прогресс, чтобы одолеть отсталость и зависимое развитие, чем национальное государство с его прибамбасами в виде преференций госязыку, нацкультуре и проч. «политической этнографии», выгодной нацбуржуазии и кормящей нацинтеллигенцию (а оплачивает сие народ). Вторым достаточно "национального освобождения", они в как бы независимом государстве вроде Латвии-Грузии-Венгрии-Украины (и даже ЮАР, Индии и РФ) готовы быть приказчиками у мирового империализма, помогать страну эксплуатировать. А народ охмуряют национализмом или "традиционными ценностями-антизападничеством", как у нас, чтобы служил и не рыпался.

Увы, среди русских националистов нет "маккавеев", одни лишь "иродиане", вот в чём беда. Это отвращает, притом что чувство национального унижения от последних 25 лет испытывают все люди сколько-нибудь социальные и порядочные.

А вот у повстанцев Юго-Востока и созданного им Союза Народных республик есть шанс на первое – правда, пока только шанс. Их движение началось как социальный бунт, и продолжается как классовое, а не национальное восстание – при том что националисты при поддержке РФ пытаются его оседлать. Не случайно его предшественник - Интердвижение Донбасса, гомологичное другим движениям советских людей в контрреволюцию 1989-1991 гг. против различных национализмов (происходящих от местным фашизмов конца 1930-х) - Интерфронтам в Латвии и Эстонии, Объединённого Совета трудовых коллективов в Тирасполе (единственно победившему) и пр.


Если они, отбившись от карателей, разовьют
плановую экономику и социальное государство, как собираются, это будет благой пример на фоне его быстрой деградации в Европе. Вспомним старика Гераклита: всякий из нас делается тем, что он есть, не из своих собственных зачатков, а в процессе борьбы с чем-то, выступающим как противоположность. Греция стала сама собой, потому что боролась с Персией, и наоборот.

Написано это было в августе, и сейчас, увы, слишком оптимистически. В последние два месяца, боюсь, они его упустили, - но показали urbi et orbi, что он был, что он есть для любой другой территории, способной на такое восстание, важно этого не забыть.

Как потом государство, созданное восстанием Маккавеев, стало обычным эллинистическим царством: подавлявшим движения в защиту прежних идеалов, как Александр Яннай в 88 г. до н.э.; призвавшим римлян для разрешения внутренних споров. Что кончилось сходно с историей СССР: в римскую эпоху, в отличие от эллинистической, Иудея оказалась порабощена тому виду гнёта, который сумела сбросить при Маккавеях. Ельцин-Гайдар-Чубайс, ненавидимые русским народом, соответствуют ненавидимому евреями царю  Ироду.

И реальное противостояние глобальному капитализму (не риторическое, для отвода глаз, как у правых Европы, активно заимствующих «социальные» лозунги), торжествующем без ограничений на территории хунты с её тотально антисоциальной политикой, быстро сдвинет восставшее общество к красным – даже ту его часть, что пока ошибается знаменем и идеями. Собственно, это уже происходит, тем более что на освобождённой территории – в отличие от подконтрольной хунте – коммунисты свободно действуют. Лишь бы продержались. [Повторюсь: сейчас шансы на это многажды ниже, но возможность есть повсеместно, важно это запомнить, чтобы использовать в нужный момент.].

Tags: "морфология истории", возрождение нацизма, всемирная история, история евреев, книги, марксизм, методология, национализм, общественная борьба, понимание, прогресс, реакция, современный мир, угнетение, эллинистический мир
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments