?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Адам Смит против Мальтуса - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Адам Смит против Мальтуса

Томас Роберт Мальтус  более чем известен, почти знаменит (и нём и его теории - http://cepa.newschool.edu/het/profiles/malthus.htm). В первую очередь из-за популярной в развитых странах идеи, что "пряников сладких всегда не хватает на всех", и население развивающихся стран следует сократить. Мол, размножаются слишком быстро.

И средства сокращения Мальтус предлагал оптимальные для современного общества, больше всего боящегося социальных преобразований - войны, голод, болезни это ж не изменение существующих институтов и не посягательство на права господствующего меньшинства.

В его расчётах были, конечно, и погрешности, и подтасовки: ведь он задался прямой целью доказать, что бедность вызвана исключительно перенаселённостью и не исправляется изменением общественного устройства. Так, для демонстрации экспоненциального роста численности человеческих популяций он использовал данные по населению Северной Америки, где были свободные земли и мощный приток мигрантов.

Для демонстрации "социальных язв", связанных с перенаселённостью, он использовал данные по Великобритании - острову, где свободных земель не было уже более двухсот лет, и где уже начался демографический переход - смертность упала, а рождаемость ещё оставалась на высоком уровне.

Отсюда уникальная перенаселённость, не повторяющая более в истории соответствующей популяции (Мальтус, 1803). В отличие от обычно цитируемого памфлета 1798 года ("Опыт о законе народонаселения") это спокойное статистическое исследование, даже скучноватое (http://www.econlib.org/library/Malthus/malPlong.html). Именно на него ссылался Маркс в критике Мальтуса.

Как противник мальтузианства приведу самый мощный аргумент в пользу мальтузианских идей, иначе анализ не будет честным.

Если взять логистическую кривую роста популяции dN/dt=N(0)*r*(K-N(t)/K), описывающую приближение численности популяции N(t) к пределу К со мгновенной скоростью роста r, то у всех обследованных видов растений и животных r и N(t) коррелировали отрицательно, то есть чем ближе к пределу тем ниже мгновенная размножаемость: по мере приближения к пределу рост численности тормозится. И лишь у человека эта корреляция положительна, то есть по мере приближения к пределу кривая роста разгоняется (затем следуют научно-технические усилия, переход на новые ресурсы, социальные изменения) и рост продолжается (Розенберг и др., 1999).

Однако, хотя человеческие популяции растут экспоненциально (и даже быстрее по кривой вида у=х в степени х), рост происходит при сокращении удельной рождаемости в растущей популяции.

Среднее число детей на одну женщину падает на всём протяжении человеческой истории, а рост достигается за счёт увеличения среднеожидаемой продолжительности жизни, при которой выживут и будут размножаться те кто иначе бы умер в детстве. Среднее число детей на женщину в развитых странах уже давно упало ниже не только уровня простого воспроизводства, но и уровня ниже числа детей желаемых супружескими парами (Капица, 1999).

Поэтому рассуждения об отборе лучших - рынком ли в период до достижения пределов роста, войной голодом и болезнями в период, когда экспоненциальный рост выведет популяцию за пределы, обусловленные средой - в этом случае просто не имеют места. Популяции людей хотя и растут экспоненциально, но структура воспроизводства (падение детности, удлинение жизни) и структура расселения (урбанизация, появление городов, поглощение ими сельского населения, индустриальный рост) в процессе роста видоизменяются так, что создают предпосылки стабилизации на следующем этапе.

Более того, используя социальные регуляторы воспроизводства населения этот следующий этап можно приблизить, уменьшив разрушительные последствия "демографического взрыва". Другое дело, что это требует социалистической политики вместо либеральной и потому агрессивно отвергается рыночными фундаменталистами.

Действительно, модель Мальтуса не работает ни в одной из частей мира, разделённого на «мировой город» (промышленно развитые страны), и «мировую деревню» - развивающиеся. В развитых странах рост душевого потребления, уровня жизни индивида происходит в геометрической прогрессии, а рост населения почти прекратился, еле удерживается уровень простого воспроизводства, даже до мальтусовой арифметической прогрессии не дотягивает (Медоуз и др., 1994).

В развивающихся странах нечто обратное: душевой уровень потребления, уровень качества жизни не растут или даже падают, по сравнению с 1950-1970-ми гг. увеличилась смертность от войн, голода, болезней, но рост населения в геометрической прогрессии продолжается. Действительно, рост смертности в человеческих популяциях стимулирует подъём рождаемости после всплеска смертности, если только популяция не выбита начисто (Капица, 1999).

Не случайно психологи рекомендуют в качестве средства утишить боль после потери ребёнка - родить следующего или следующих.
Если "новые индустриальные государства" в своём развитии переходят из первой категории во вторую, то сценарий воспроизводства населения просто меняется скачком от второго варианта к первому, но мальтузианская модель [рост населения происходит в геометрической прогрессии, рост производства материальных благ - в линейной] не выполняется ни в одном из двух случаев.

Следовательно, что-то не складывается. Действительно, в развитых странах люди в среднем имеют меньше детей, чем хотели бы и могли иметь (1,8-2,2 и  2,1-3 в зависимости от страны). В развивающихся странах наоборот - во всех слоях населения, включая образованную и обеспеченную "элиту", люди в среднем имеют больше детей, чем хотели б иметь, в пропорции 6, 2/4,1 в менее развитых странах и 4-4,7/3,1-3,5 в странах более развитых и богатых (Население России…, 2000). Следовательно, есть некий общий механизм, который снижает средний уровень рождаемости в популяциях "мирового города" ниже желанной нормы, и поднимает её в популяциях "мировой деревни" выше уровня желаемого для индивидов, который действует одновременно, повсеместно, и там и там.

Величина невязки соотношения "желаемой" и "актуальной" детности в популяциях показывает положительную корреляцию со степенью урбанизованности территории и сроком начала демографического перехода (сначала в Европе, затем в странах вроде СССР и Японии, затем в странах третьего мира), и отрицательную - с долей сельского населения и долей неграмотных, особенно девочек, в популяции. См. Население России на рубеже XX-XXI веков, 2000.

Объяснение этому было дано в том же XVIII веке практически одновременно с Мальтусом, но его не заметили. Адам Смит писал, что рабочие руки определённой квалификации, как любой товар, производятся на рынок в соответствии с балансом спроса и предложения.

Действительно, С.П.Капицей (1999) установлено, что логарифм прироста численности человеческой популяции зависит от логарифма прироста количества добываемой энергии в Дж линейно, так, как будто человечество это машина.

То есть если растущая экономика в соответствии со своими собственными деловыми планами и инвестициями производит на N калорий больше, воспроизводство человеческих популяций по всему миру подгоняется таким образом, что на эту калорию находятся рабочие руки, которые будут её обрабатывать  последовательно на разных стадиях технологических циклов в процессе создания разного рода товаров. И если файнмеханику в Швеции или в Канаде платят $45  в час за выточку сложных деталей, то взаимодействие популяций разных стран устроено и согласовано так, чтобы произвести 100 низкоквалифицированных рабочих рук в Боливии, Таиланде и Индии, которые добудут соответствующий металл за $1 в час или в день, и 10 рабочих рук металлургов, получающих в $10 в странах, куда выселяется европейская и американская металлургия.

Цены условны, а вот пирамида технологических уровней (или волн) в мировой экономике вполне реальна и очень похожа на экологическую пирамиду чисел - повышение доходов в сколько раз при переходе к следующему более верхнему слою пропорционально снижает рождаемость в соответствующей популяции и стимулирует рост рождаемости в нижележащих слоях. То есть стабилизация населения, даже частичная депопуляция в "мировом городе" одновременно провоцирует рост рождаемости на "сельской периферии" (скажем, в семьях мигрантов из Туниса или Алжира, работающих на Сицилии и в Калабрии).

Механизм стимуляции рождаемости тоже понятен - чем больше город нуждается в рабочей силе со стороны, тем выгодней приглашать гастрабайтеров издалека, из сельской периферии, а не из "ближних пригородов" урбанизированного ареала.
Денежные переводы гастарбайтеров поддерживают высокую рождаемость в их семьях и в семьях их родственников, остающихся на сельской периферии - ведь там сохраняется патриархальный склад жизни, туда не дотягиваются процессы урбанизации и модернизации, связанные с ростом урбанизированного ареала где работают эти люди, так что нет факторов, препятствующих снижению рождаемости, но есть поддерживающие (см. А.С.Мартынов "Природа и люди России", www.sci.aha.ru).

Соответственно, экономическое развитие Москвы стимулирует рост рождаемости на Северном Кавказе и на юге России, Итальянских городов - в арабских странах Северной Африки, развитие экономики Калифорнии и Техаса поднимает рождаемость в Мексике. Конечно, в той мере в какой эти пары регионов "города" и "деревни" связаны только потоком рабочих туда и денег обратно, без распространения соответствующей культуры.

Действительно, анализ данных из Демографического Ежегодника ООН показывает, что средний уровень детности  в поколении i во всех странах мира чётко отрицательно коррелирует со средней величиной инвестиций в создание одного рабочего места, сделанных поколением i-1. Чем больше инвестируется в образование следующего поколения, в ео профессионализацию, в создание рабочих мест, чем заблаговременней произведены инвестиции, тем ниже будет в нём рождаемость (Население России…, 2000). Данные о среднем размере вложений в создание одного рабочего места взяты из книги Б.Небелл «Жизнь в окружающей среде» (1994).

Эта закономерность равным образом действует как для развитых стран, так и для развивающихся, богатых и бедных, и, видимо отражает именно тот механизм обратной связи от экономического развития, потребляющего людей, как росту численности популяции, производящему рабочие руки, о котором писал Адам Смит 200 лет назад. Опять же она хорошо согласуется с чёткой отрицательной корреляцией между средним числом детей рождаемым женщиной (и мужчиной!) за жизнь, и временем, затраченным на получение образования. Чем дольше учится юноша или девушка, тем в среднем позже они вступают в брак, и позде рождается первый ребёнок, что серьёзно уменьшает общее число детей за жизнь. именно этот фактор (а не рост доходов или уровня жизни) объясняет резкое падение рождаемости в процессе индустриализации и урбанизации, ныне идущий по всему миру (Капица, 1999).

Поэтому Мальтус ошибся - рост численности популяции регулируется, и именно процессами социальной трансформации в обществе, связанными с ростом городов, модернизацией страны, изменением структуры занятости и пр.
И личное: приятно видеть, что в этом идейном споре, как во многих других, шотландец победил англичанина. -:).

Источники

Капица С.П., 1999. Общая теория роста человечества. Сколько людей жило, живёт и будет жить на земле. Новосибирск: Наука.
http://www.i-u.ru/biblio/archive/capica%5Fskolko/

Население России на рубеже ХХ-ХХI веков: проблемы и перспективы. Глава 16.   Социально-экологические факторы динамики населения. / Под ред. Ионцева В.А., Саградова А.А. МАКС Пресс, 2002. С.296-330.

Небелл Б., 1994. Наука об окружающей среде: как устроен мир. Т.1-4. М.: Мир

Розенберг Г.С., Мозговой Д.П., Гелашвили Д.Б.,1999. Экология. Элементы теоретических конструкций современной экологии. Самара. 395 с.


Tags: , , ,

24 comments or Leave a comment
Comments
catta From: catta Date: September 8th, 2007 03:41 pm (UTC) (Link)
Отличная статья, спасибо. Буду переваривать.
asafich From: asafich Date: September 8th, 2007 03:45 pm (UTC) (Link)
Очень интересно!
Любопытно, наверное, рассмотреть связь между демографической ситуацией в метрополиях и их имперской политикой. Особенно в Британии.

"""И личное: приятно видеть, что в этом идейном споре, как во многих других, шотландец победил англичанина. -:)"""

Абсолютно солидарен!
vita_kh From: vita_kh Date: September 8th, 2007 05:29 pm (UTC) (Link)
Очень интересно ))
А как начёт плотности популяций?
(в городах плотность популяции выше и это один из моментов регулирующих уровень рождаемости)
Популяция может находиться в стадии прогресса, стабильности и регресса. В городах она чаще в состоянии стабильности, что и обуславливает уровень рождаемости.
Всё как в природе ))
steppengreywolf From: steppengreywolf Date: September 8th, 2007 04:15 pm (UTC) (Link)
Отличная статья
vadim_i_z From: vadim_i_z Date: September 8th, 2007 04:52 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
А "Розенберг и др." - это какая книга?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 8th, 2007 05:01 pm (UTC) (Link)
Вставил в список лит-ры, сорри
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: October 21st, 2007 04:37 pm (UTC) (Link)
Зайдите на сайт ievbran.ru, там эту книгу можно скачать и многие другие очень интересные работы розенберга и др.
vadim_i_z From: vadim_i_z Date: October 22nd, 2007 07:15 pm (UTC) (Link)
Спасибо! Скачал, буду изучать...
siegmund_kafka From: siegmund_kafka Date: September 8th, 2007 04:54 pm (UTC) (Link)
даю ссылку
atly From: atly Date: September 8th, 2007 04:55 pm (UTC) (Link)
в принципе-то верно... вообще, то что производство джинсов переводится из Европы (где их себестоимость высокая) в Китай (где себестоимость ниже) - это никого не удивляет, а то что производство новых людей тоже переносится туда, где себестоимость рабочей силы ниже - это почему-то находит самые фантастические объяснения, типа того, что европейцы зажрались, развратились и размножаться не хотят (пидоры, этакие)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 8th, 2007 05:03 pm (UTC) (Link)

Что делать с ростом бесплодия у мужчин?

atly From: atly Date: September 8th, 2007 05:13 pm (UTC) (Link)

Re: Что делать с ростом бесплодия у мужчин?

хм... смелое предположение. ИМХО, пока результаты исследования такие скудные, делать выводы рано... Может всё из-за памперсов? ;)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 8th, 2007 05:35 pm (UTC) (Link)

Re: Что делать с ростом бесплодия у мужчин?

А причём тут м.б. памперсы?
atly From: atly Date: September 8th, 2007 08:43 pm (UTC) (Link)

Re: Что делать с ростом бесплодия у мужчин?

тут ведь как... детям часто стали помперсы натягивать, они повышают температуру тестикул, что может впоследствии приводить к ухудшению сперматогенеза...
rexy_craxy From: rexy_craxy Date: September 8th, 2007 05:50 pm (UTC) (Link)
Хорошая статья. Сунул в мемориз.
freedom_of_sea From: freedom_of_sea Date: September 8th, 2007 07:02 pm (UTC) (Link)

все завязано на снижение рождаемости

но вы не показали, что это снижение стабильно.
Размножение всегда обеспечивалось желанием секса. Сейчас это перестало работать.
Значит, в результате эволюции в популяции вырастет число особей с другой мотивацией, например чадолюбие или психологическая склонность к
религии запрещающей контрацепцию.

Исследование падения рождаемости на примере 50 лет - это смешно. Это мгновение.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 8th, 2007 07:08 pm (UTC) (Link)

Re: все завязано на снижение рождаемости

Читайте С.П.Каgицу, это лучше чем Ваши домыслы. Демографический переход - это последние 200 лет. Начавшись в европе, во франции и в швеции он постепенно охватывает весь мир+ посмотрите выше в моём комменте к atly мой пост про нарастающее бесплодие у мужчин. Я биолог, и демография - одна из областей деятельности. Желание секса, наоборот, сейчас изо всех сил азжгается рекламой и пр., активно использующей эротические образы - коррелирует это скорей со снижением рождаемости. И т.п.
Если не секрет, кто Вы по профессии?
zlyuk From: zlyuk Date: September 11th, 2007 03:37 pm (UTC) (Link)
два момента:
1. "Если взять логистическую кривую роста популяции dN/dt=N(0)*r*(K-N(t)/K), описывающую приближение численности популяции N(t) к пределу К со мгновенной скоростью роста r, то у всех обследованных видов растений и животных r и N(t) коррелировали отрицательно, то есть чем ближе к пределу тем ниже мгновенная размножаемость: по мере приближения к пределу рост численности тормозится".
Это высказывание не совсем математически корректно. Кроме того, в данном контексте непонятно в чью пользу оно приведено (неясно какое отношение логистический закон имеет к модели Мальтуса). Такие модели вводят для коррекции экспоненциальной модели и они отражают определённый смысл вложенный в них. Взятые сами по себе это просто диффуры, без страха и упрёка.
2. "Действительно, С.П.Капицей (1999) установлено, что логарифм прироста численности человеческой популяции зависит от логарифма прироста количества добываемой энергии в Дж линейно, так, как будто человечество это машина."
Поскольку речь идёт об эмпирическом открытии, понятие "зависит" тут не означает функциональной зависимости (в физическом смысле) а лишь корелляцию. Корелляция может указывать на зависимость и в обратном направлении, либо на зависимость обеих величин от третьей, неучтённой. Я бы например предпочёл такое объяснение: энергия добывается в соответствии с потребностями человечества. Чем больше людей - тем больше добывается энергии для их нужд.
alexandr_rogers From: alexandr_rogers Date: December 20th, 2007 12:36 pm (UTC) (Link)
1. И каким образом каждый конкретный индивидуум перестаёт рожать детей исходя из падения спроса на рабочие руки?
2. А в Украине сейчас оплата труда низкая, а детей всё равно не рожают. Лажа..
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 20th, 2007 03:46 pm (UTC) (Link)
Вы читали статью невнимательно - это верно лишь для популяций, не завершивших демографический переход. В европейской части СССР (Укр, Бел., молдавия и прибалтика) он закончился ещё в 60-е гг., а к 80-м города впитали все дем.излишки из сельской местности. Поэтому сейчас даже при нынешнем всплеске сверхсмертности в трудоспособном возрасте не происходит компенсаторного роста рождаемости, то же и про реагирование на "рыночные стимулы". Опять же спрос в Москве и Киеве на рабочие руки должен давать всплеск рождаемости в Таджикистане и на С.Кавказе, что и происходит (про связку "мировой город" и "мировая" деоревня читайте внимательней!). То есть в мировом городе растёт экономика - в мировой деревне рождаемость, дальше следует поток мигрантов.
В республики европейской части б.СССР - тоже мировой город, только загибающийся
alexandr_rogers From: alexandr_rogers Date: December 20th, 2007 04:20 pm (UTC) (Link)
У меня свои мысли по этому поводу, но больше из области социальной психологии. Поскольку у меня стойкое ощущение, что не будь развала СССР - и население xUSSR продолжало бы расти.
Надеюсь, на днях выложу свои наработки.
magpie73 From: magpie73 Date: May 10th, 2009 06:32 pm (UTC) (Link)
Так выаод-то какой? Я что, спорю? Именно об этом я и говорю! но , сорри, уж коммунизм в нынешнем виде, - архаичное, изначально автократическое, те архаичное, к этому не относится. А еще вам будет интересно почитать это http://magpie73.livejournal.com/261955.html и послушать на русском это. У меня еще куча видеолекций по современной демографии, но они на англ. и кстати, они тоже говорят вовсе не за авторитарные системы. А по-другому его на данном этопе не устроишь
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 10th, 2009 08:34 pm (UTC) (Link)
Мне кажется, Вы хотели, чтобы я Вам чем-то помог? Но у меня складывается впечатление, что Вы и так знаете что и как надо. Тогда Вам и карты в руки -:)))
magpie73 From: magpie73 Date: May 11th, 2009 12:19 pm (UTC) (Link)
Извините за то, что потреаожила. Вам и так хорошо, даи ладно. Тем более, что то, о чем я хотела вас попросить, вы все равно сделать не можете.
Счастливо оставаться
24 comments or Leave a comment