?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Про «добровольчество морали»
Оказывается, правый сионист Владимир Жаботинский (правее, пожалуй, только стенка) писал в "Одесских новостях" умные статьи на тему женской эмансипации
=================================
Петербург, 18 февраля
Собираюсь писать на безнравственную тему.
В Одессе у меня есть друзья-читатели, которые этого ужасно не любят: таковым предлагаю не читать, и мы квиты.
— Война войною, но есть все-таки надо, а по нынешним временам если не потанцуешь, то и есть не дадут.
Здесь имеется академия художеств. Собственно говоря, академии художеств полагалось бы пребывать на юге, ибо какое же художество без солнца? Но не в том дело.
В академии учится много молодежи, а народ все, как водится, небогатый. Ввиду чего, несмотря на войну, пришлось устроить костюмированный бал в Таврическом дворце, дабы потанцевать и собрать на прокормление.
На балу, впрочем, было скучновато. Устроили предлинную индийскую процессию, обставленную довольно наивно, потанцевали довольно мало… Как водится на русских балах.
Я в индийской процессии не участвовал, а танцевать не умею. Поэтому я понуро брел от колонны к колонне и вылавливал редких знакомых, чтобы перемолвиться словечком.
Один меня спросил:
— Вы кому отдали свой билетик за лучший костюм?
— Никому.
— Почему?
— Некому.
— Какой вы разборчивый. А я так отдал свой билетик барышне в носовом платочке.
— А где она? Я не видел.
— Не видели! Ну, тогда вы ничего хорошего не видали.
Мы пошли искать и скоро увидели барышню в носовом платочке.
Говоря строго, это был не носовой платочек, а целая шелковая белая шаль.
Но кроме шали, не было ничего — разве только трико на ногах. Шаль была плотно обтянута вокруг бюста и боков и ровно столько же скрывала, сколько и не скрывала.
Барышня была лицом не бог весть какая писаная, но сложена действительно во славу матери-природы.
Держалась она спокойно и мило, брала билетики, так и сыпавшиеся отовсюду, улыбалась и отдавала их спутнику, а тот прятал в карман.
На нее со всех сторон любовались или просто глазели.
Я тоже поглазел и пошел дальше, пока не встретил знакомую госпожу.
— Видали барышню в носовом платочке? — спросил я.
— Видела. Какая гадость!
— Вовсе не гадость, — обиделся я, — а очень красиво.
— Красиво или нет, а гадость, — настаивала госпожа, видимо, сердясь. — Все на нее смотрят, а она как ни в чем не бывало. Я бы ее убила!
При этих словах я стал вглядываться в лицо госпожи. Не то чтобы выражение гнева особенно украшало ее, а просто меня заинтересовало это чисто женское озлобление.
Мне вспомнилось, как однажды в Италии я рассказывал дамам о каком-то студенческом съезде и упомянул, что там, между прочим, выступила с речью девица-студентка; и дам это настолько возмутило, что одна из них, вовсе не самая старая, с истинной злобой закричала:
— Так бы я и надавала ей пощечин!
Им поступок этой девицы показался безнравственным, и они самым искренним образом рассердились до отчаяния, до слезливой бессильной злобы.
Мужчина, кажется, вовсе не способен принимать так близко к сердцу интересы половой морали. Он пожмет плечами, осудит, но беситься не станет. Впрочем, в иных краях, очевидно, бывают и мужчины с этой странностью; такие типы не редки у Ибсена.
Но Скандинавия так далеко, а ни в России, ни в романских землях я не встречал добровольцев-аргусов эротоманской морали среди мужчин. Но среди женщин видел их много, и всегда меня это занимало, и оттого я теперь стал вглядываться в лицо госпожи.
— Вы что, любуетесь? — спросила она задорно.
— Нет, совсем напротив, — сознался я.
— Вы очень любезны. Что во мне такого безобразного?
— Не то чтоб безобразно, а скорее противно.
— Вы грубите!
— А вы не сердитесь. Я правду говорю. Разве не противно видеть, как высеченный человек любовно целует розгу, которой его били, бьют и будут бить?
— Это при чем? Не понимаю.
— Плохо, что не понимаете. Я вам объясню. Возьмем такой пример: ваш муж, допустим, негодяй.
— Не допускаю.
— Допустим. Он негодяй, и вы хотите от него уехать.
— Ну и уеду.
— А он вас по этапу вытребует назад. И повезут. Сгребут за шиворот и повезут. Я знаю один такой случай. Совсем извели молодую славную женщину. Что скажете?
— Это все возмутительно — да при чем это здесь?
— А при том, что все эти варварские остатки порабощения женщины мужчине (и вы хорошо знаете, что этих остатков сохранилось еще больше в обществе, чем в законе[1]), все то, что бессовестно ломает и коверкает жизнь женщины, не дает ей ни трудиться на равных правах с мужчиной, ни пользоваться его свободой, — все это проявления того самого духа, который говорит и в вас, когда вы ополчаетесь против барышни, осмелившейся показать свою фигуру en toutes lettres (в полном объеме (фр.)).
— Откопали связь!
— Не откопал, а так оно и есть. Прочтите любую книжку по социологии. Увидите, что всяческое рабство женщины возникло из ее полового подчинения. Чтобы обеспечить неприкосновенность своей самки, мужчина создал половую мораль, по которой женщина должна считать себя опозоренной, если чужой увидел ее тело. Эта мораль, со всеми ее подробностями и разветвлениями, есть мораль к услугам поработителей женщины. Эта мораль освящала и укрепляла веками ваше женское унижение. И оттого, когда мужчина отстаивает эту мораль, я просто говорю, что он эгоист или бурбон, но когда ее отстаивает женщина, я заявляю, что она целует розгу, которой ее самое секут.
— Это все метафизика, — сказала госпожа, — а я вот пойду танцевать.
И пошла танцевать, а я пошел в буфет и просидел там безвыездно аж до трех часов, когда стали подсчитывать билетики и выдавать призы.
Барышня в носовом платочке получила, конечно, первый приз от публики: она, как все премированные, взошла на вышку, а публика шумно захлопала. Некоторые дамы тоже искренно хлопали.
Но я стоял в толпе, а возле меня стояли две девицы, от которых так и веяло в эту минуту страшной досадой. Обе были в обыкновенных нарядных платьицах, значит, тут была не зависть к призу, а опять то самое добровольчество морали.
Я расслышал, как одна говорила другой, почти задыхаясь от негодования:
— В первый раз в жизни вижу. Прямо не воображала до сих пор, чтобы можно было позволить себе что-нибудь подобное!..
В эту минуту барышня в носовом платочке со своим спутником прошла мимо нас, мило и спокойно улыбаясь, видимо, гордая собой и довольная своим сложением и нарядом.
И мне вдруг подумалось:
— А ведь это, это, черт возьми, отчасти триумфальное шествие Принципа!
Я, конечно, не знаю, кто такая эта барышня. Может быть, и пустая какая-нибудь вертушка-болтушка.
Но тут она бессознательно олицетворяла боевой принцип и бессознательно ратовала за него.
И как ратовала! Можно написать десять статей против эротоманской морали, но они все вместе не расшатают столько устоев, сколько расшатала их эта барышня одной смелостью своего выхода в носовом платочке.
Вот, например, те девицы говорят: в первый раз в жизни!..
И они правы: они действительно до сих пор не воображали, что это «возможно». Они даже были крепко убеждены, что нельзя.
И вдруг им так дерзко и наглядно показали:
— А вот и можно!
Ведь это будет целый переворот во всем их мировоззрении, во всей даже психике, ибо ведь они прежде верили, что нельзя, а оказалось, что можно.
Аltalena
Одесские новости. 18.02.1904
====================
Имел он в виду, конечно, ещё и евреев, когда писал, что не надо секомому любовно целовать розги, а может, и в первую очередь их. Тем более что поганое "добровольчество морали" общее для всех групп угнетённых.
"В 1939 г. Барбара МакКлинток была избрана вице-президентом Американского генетического общества. Весной 1944 она была избрана членом Американской Академии наук — самой престижной организации США Это был третий случай в истории американской академии, когда избиралась женщина. В ответ на поздравления генетика Трэси Соннеборна, неканоническим взглядам которого на наследственность она симпатизировала, Б. МакКлинток писала: "Вы проявили и внимание, и благородство, поздравив меня с избранием в Академию наук. Я должна признаться, что была ошеломлена. Евреи, женщины и негры обычно дискриминируются и не должны ожидать многого. Я вовсе не феминистка, но мне всегда доставляет удовлетворение, когда рушатся аналогичные барьеры — для евреев, женщин, негров" (Keller, 1983, с. 114)".
М.Д.Голубовский, 2000. Век генетики (эволюция идей и понятий).





[1] Должен сказать, наша реставрация таки пытается вернуть «те времена». Это первый шаг, но путь уже вполне проговаривался, и властью, и её идеологами.

Tags: , , , , ,

20 comments or Leave a comment
Comments
intatin From: intatin Date: December 26th, 2013 12:29 pm (UTC) (Link)
А хорошо :) По нашим временам малость наивно, но у кого-то и такого понимания нет.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 26th, 2013 12:48 pm (UTC) (Link)
да,дух веет где хочет. Во всём (или многом) остальном данный господин не радовал, но это правильно
arusinov From: arusinov Date: December 26th, 2013 01:33 pm (UTC) (Link)
А Вы его много читали?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 26th, 2013 01:42 pm (UTC) (Link)
изрядно
arusinov From: arusinov Date: December 26th, 2013 01:59 pm (UTC) (Link)
А чем "не радует"? Просто как любой националист, или чем то конкретным?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 26th, 2013 02:31 pm (UTC) (Link)
именно как правый националист, к левым (для которых социальный прогресс важнее "национального освобождения") я отношусь нормально. И антикоммунист, конечно
arusinov From: arusinov Date: December 26th, 2013 03:48 pm (UTC) (Link)
Я к тому, что у него в тогдашнем сионизме была репутация полновесного фашиста... Но в его статьях фашизма в общем-то и нет.
Я сам хоть и не коммунист, но всё-таки скорее социалист и не в восторге от капитализма, так не то чтобы его сторонник. Но взгляды в статьях основателя Бейтара скорее демократические и либеральные (по крайние мере, сравнивая с буржуазными националистами других стран того времени), чем расисткие, ксенофобские и "тоталитаристкие"... В общем, болельщикам иерусалимского "Бейтара" (если б они такие статьи вообще могли прочитать) эти взгляды не понравились бы.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 26th, 2013 04:23 pm (UTC) (Link)
да, я знаю, это от симпатии к муссолиниевскому движению и порядкам. Другое дело, что тогдашний сионизм был настолько левым, что ничем кроме как симпатиями это не оставалось,фашистского содерожания там так и не появилось.
Также как и другие правые сионисты того периода соответствуют левым нынешнего времени. Скажем, Т.Герцль - на что уж рафинированный буржуазный журналист, но в его утопии Альтнойланд (Старо-новая страна) о будущем еврейского государства есть и социальное равенство, и равноправие мужчин и женщин.
Я думаю социальная ситуация двойного угнетения - и национального и бедностью - в которой находились тогда огромные массы восточноевропейских евреев - толкала влево даже осознанных сторонников кап-ма. Они понимали что надо поступиться частью чтобы не потерять всё
плюс женское равноправие имеет чёткие корни в еврейской традиции. см. Р.Патая "Иудейская богиня"
"Что удивительно, на первый взгляд, в Филоновой дихотомии божества, так это «законодательный, наказывающий, исправляющий», как царская власть, относящиеся к женщине, к материнскому аспекту божества, и «мирный, нежный, благодетельный» — как благость, относящиеся к мужскому, отцовскому аспекту божества. Однако есть логическая последовательность в таком разделении. Мать вынашивает, нянчит, учит, то есть устанавливает и поддерживает порядок, поэтому она должна быть законодательной, наказывающей и исправляющей силой, которой владеет власть. Отец же, который, естественно, зачинает и создает, должен быть, напротив, нежным, благодетельным, добрым. Таким образом, «мягкие» черты Филон приписывал отцу, но он также держал в мыслях библейские изречения типа «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся его»42 и многие другие, которые говорят о милосердии Божьем; тогда как в характеристике матери, которая поддерживает порядок, Филон имел в виду библейские стихи, в которых сказано, что ей надо подчиняться или что она похожа на злую львицу43. Прав или не прав Филон, однако несомненно, что в его теории мы должны искать ранние корни средневекового каббалистического символизма, в котором, как указывал Шолем, «женщины не являют, как можно было бы ожидать, таких качеств, как, например, нежность, наоборот, они выступают строгими судьями», — концепция, «не известная древней мистике меркабахского периода и даже хасидам в Германии, но... с самого начала очень значительная в каббалистической литературе и, несомненно, представляющая важный элемент каббалистической теологии»44. В каббале и у Филона «Царство» — женский аспект божества (в каббале «Царство» — десятая сефира, идентичная Шехине, персонифицированному женскому «Присутствию» Бога) и ассоциируется с жестким, бескомпромиссным божественным принципом справедливости, тогда как мужской аспект проявляет себя в доброте и сочувствии".
http://astrovic.ru/lib/j-goddess/04.htm

поэтому в самом начале репатриации в Эрец-Израель во всех группах активистов, налаживавших с/х и прочее производство, девушки немедля потребовали права голоса - и получили его. включая религиозные и даже сефардские где с этим было похуже.
pronzus From: pronzus Date: December 26th, 2013 02:04 pm (UTC) (Link)
Плюсую! Именно так.
pronzus From: pronzus Date: December 26th, 2013 02:15 pm (UTC) (Link)
Хорошо написал! И человек, судя по всему, был интересный. Правые - они же тоже не однородны. Вот попалась мне тут на развале фантастика с интересным сюжетом. Вполне предсказуемо было имперодрочерство, но не устоял перед возможностью купить интересную (интересная не равна хорошей, если что) книгу по цене пирожка.
Так вот - красноимперство as is - "Наш Совьетский Союз покарает...", "англичанка гадит", пидорги заполоняют планету, примирение коммунизма с монархизмом, и прочая красноимперская херь. Но при этом на удивление феминистические идеи попадаются.

А от собеседницы Жаботинского чем-то до боли знакомым веет. И в "Откопали связь!" и в "Это все метафизика — а я вот пойду танцевать." Знаем мы таких дам. Да и не только дам.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 26th, 2013 02:19 pm (UTC) (Link)
Ага, интересный человек (сильный, умный, организованный и пр.) - как герой известного стиха Брехта http://komsomol.narod.ru/culture/BrehtGood.htm
pronzus From: pronzus Date: December 26th, 2013 02:29 pm (UTC) (Link)
Да, стихотворение прекрасно!!! В нём вся суть революции.
Но мне оно раньше попадалось под названием "Допрос хорошего человека". Какое из названий правильное?

Кстати, совсем недавно оно мне попалось на глаза опять, но тот, кто запостил, был уверен, что это у Брехта сарказм, а допрашивают хорошего человека фашисты (хотя риторика-то ни разу не фашистская). Такой "общегуманист".
Darya Gladkih From: Darya Gladkih Date: December 26th, 2013 03:55 pm (UTC) (Link)
Интересно, красивое тело во все времена вызывало мысли об устройстве общества?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 26th, 2013 04:26 pm (UTC) (Link)
да, как-то примерно этим человек и отличается от животного. Хотя зачатки и мыслей, и чувства прекрасного у них тоже есть
Darya Gladkih From: Darya Gladkih Date: December 27th, 2013 10:02 am (UTC) (Link)
Но нет платочков )
knyasa_o From: knyasa_o Date: December 27th, 2013 10:42 am (UTC) (Link)
встречал добровольцев-аргусов эротоманской морали среди мужчин.

мне только мужчины встречаются, целую коллекцию уже собрала
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 27th, 2013 01:48 pm (UTC) (Link)
сейчас время иное, чем 100 лет назад. Эмансипация женщин благодаря социализму - коммунизму сильно шагнула вперёд, и у известной части мужчин родилось стойкое опасение за свои преимущества по этой части

Edited at 2013-12-27 01:49 pm (UTC)
pronzus From: pronzus Date: December 27th, 2013 02:45 pm (UTC) (Link)
Причём для многих из этих защитников - опасение необоснованное. В том смысле, что они сами что-то от эмансипации потеряют, а что-то приобретут. Но первое они видят, а второе - отказывается. Почему-то они считают, что если женщина обходит их по карьерной лестнице, то это ужасный оскал матриархата и толерастии, а если Настоящая Женщина (тм) (то есть, рассчётливая стерва-манипуляторша) садится им на шею и пьёт кровь, то это нормально, это, типа, они завоевали неприступную крепость.

В общем, как ты и говорил - чем ниже ранг мужчины, тем менее выгоден ему патриархат.
knyasa_o From: knyasa_o Date: December 27th, 2013 06:13 pm (UTC) (Link)
чем ниже ранг мужчины, тем менее выгоден ему патриархат.

более чем спорное утверждение, почему же именно низко ранговые мужчины строят отношения в патриархальном стиле?
pronzus From: pronzus Date: December 27th, 2013 07:23 pm (UTC) (Link)
Потому что выгоды своей не понимают. :)
Точнее, краткосрочная выгода (самоутвердиться по принципу "А зато мужЫк!") оказывается важнее долгосрочной (сотрудничества всех, имеющих в системе низкий статус).
Причины? Не могу знать точно, но, некоторые мысли есть.
Во-первых, борьба против системы угнетения - это выход контринтуитивный, и люди, не склонные к глубоким размышлениям (а это, увы, большинство: мозг - штука ленивая, а уж в сочетании с обработкой СМИ...) его просто не видят. Напротив, личный выход (подняться из "рабов" в "рабовладельцы") очевиден, более того - пропагандируется. А о том, что die trying гораздо вероятнее, чем get rich, никто ж не задумывается... На слуху истории успеха, но не истории провала. А тут ещё куча гуру, обещающих за скромную сумму научить "мыслить, как победитель". А уж придумать себе достоинства, поднять самооценку за счёт унижения другого - это ещё более простой и интуитивный выход...
А во-вторых, разнообразная пропаганда. Пропаганда "традиционных ценностей" и идущая с ней об руку пропаганда биологизаторских концепций человеческого поведения (на кои справедливо нападает хозяин журнала). Пропаганда "успеха" (сиречь, возможности успешно потреблять), для которого требуётся быть жёстким, эгоистичным и т.д.
Ну и в-третьих, просто инерция системы, заставляющая людей поступать "как принято" - и пряником безмыслия, и кнутом остракизма (пардон за пафос).
20 comments or Leave a comment