?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Про профессиональные риски исследователей - Вольф Кицес — LiveJournal
wolf_kitses
wolf_kitses
Про профессиональные риски исследователей
рис-1
Рисунок 1. Частота инфаркта миокарда в различных группах населения (на тысячу человек). А - рабочие, б - служащие, в - научные работники. [Spoiler (click to open)][Жаль, нет руководителей, но у них в брежневское время, как я понимаю, частота инфарктов тоже была ниже, чем у исследователей, хотя и выше, чем у остальных. В.К.].

«Сотрудниками института терапии АМН СССР под руководством Л.А.Мясникова было проведено сравнение частоты инфаркта миокарда в трёх группах населения одного из районов Москвы в трёх группах населения…. Оказалось, что если у служащих по сравнению с рабочими инфаркт миокарда наблюдался вдвое чаще, то у научных работников по сравнению с рабочими инфаркт миокарда наблюдался чаще в 3-4 раза (рис.1)….
Исследование распространённости гипертонической болезни среди научных работников АН СССР провёл врач М.А.Муров. Были обследованы 3313 сотрудников в 12-ти институтах АН СССР в Москве, более 60% которых составили лица молодого возраста (до 40 лет). Наблюдение велось от 3 до 10 лет. Обследованные были разделены на 4 группы: 1) кандидаты и доктора наук (1172 человека); 2) младшие научные сотрудники, не имеющие учёной степени (689 человек); 3) инженеры (209 человек) и 4) контрольная группа, состоявшая из высококвалифицированных рабочих-механиков и лаборантов (1243 человека).
Сравнительный анализ показал, что артериальное давление у кандидатов и докторов в среднем более высокое, нежели у младших научных сотрудников и инженеров. Эти различия проявляются уже в молодом возрасте. Так, в возрасте 20-29 лет заболеваемость гипертонической болезнью у кандидатов и докторов наук в 5 раз выше, чем в контрольной группе, и в 1,2 раза выше, чем в группе младших научных сотрудников. В 30-39 лет она в 3 раза, в 40-49 лет - в 2 раза выше, чем в контрольной групапе, и на 3,6% выше, чем у младших научных сотрудников. В 50-59 лет она выше на 9,8% по сравнению с кон рольной группой и на 2,5% по сравнению с младшими научными сотруднриками. Анализ этих данных показывает, что влияние характера выполняемой работы на частоту тгипертонической болезни больше всего проявляется в младших и срих возрастахз, и с увеличением возраста падает. Это может объясняться те5м, что фактор возраста (и связанный с ним фактор прекращения занятий спортом) влияет на частоту гипертонической болезни более сильно, чем характер выполняемой работы«.
Козлова Т.З., 1983. Возрастные группы в научном коллективе. Сравнительный анализ. М.: Наука. С.17-18.
Я думаю, это следствие не чрезмерных аффектов и стрессов на работе, или сидячего рода занятий - у служащих того же побольше, а фундаментальной неопределённости в «выдаче« научной продукции. Если квалифицированный рабочий, хороший врач, инженер, бизнесмен и пр. просто будут работать в «рутинном режиме« сообразно инструкции с квалификацией, они в подавляющем большинстве случаев - процентах в 95-ти, думаю - выдадут продукт, ожидаемый и одобряемый обществом. Учёного же в новых исследованиях ничто не гарантирует от честной ошибки или стойкого отрицательного результата, даже самых квалифицированных и много сделавших раньше, примерно как лорд Кельвин ошибся в разы с определением возраста Земли, ибо был не пророк и не мог предсказать новый источник теплоты в виде радиоактивности.
А положительный результат, ценимый коллегами и ожидаемый обществом, при самой качественной работе будет процентах в 10-20 где-то. Особенно в зоологии и ботанике, которые «науки медленные«, один полевой сезон - одна повторность наблюдений и пр. «Поэзия - та же добыча радия// в грамм добыча, в год труды// изводишь, единого слова ради// тысячи тонн словесной руды« - и в науке аналогично. Неопределённость же тяжела и нам, и животным, особенно когда касается не среды а результатов предпринятых действий.

Tags: , , ,

40 comments or Leave a comment
Comments
niktos12 From: niktos12 Date: December 20th, 2013 07:43 pm (UTC) (Link)
спасибо, интересная статистика. кажется пора увольняться :)
homers_wife From: homers_wife Date: December 20th, 2013 07:45 pm (UTC) (Link)
Согласна, что отсутствие предсказуемого положительного результата сказывается отрицательно. Похожее есть и у родителей детей с особенностями развития, когда приходится прилагать очень много усилий (гораздо больше, чем родителям обычного ребенка) и слабо предсказуемый результат, часто не соответствующий приложенным усилиям. Или уход за некоторыми пожилыми или психически больными людьми.
vigna From: vigna Date: December 20th, 2013 11:56 pm (UTC) (Link)
Зато, вроде бы, у ученых средняя продолжительность жизни больше.
"От него, бывало, мрут - но уж если выживают, то до старости живут".

Edited at 2013-12-20 11:57 pm (UTC)
brother2 From: brother2 Date: December 21st, 2013 06:12 am (UTC) (Link)
Это у "английских учоных" продолжительность жизни больше, а это исследвали позднесоветских РАНовских.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 21st, 2013 09:01 am (UTC) (Link)
просто в западном обществе (а тем более в странах 3го мира),которое классовое, высшие классы имеют большую продолжительность жизни и наукой могут заниматься лишь представители средних и высших классов, а рабочие и служащие -низший. http://slon.ru/economics/zapad_kastovoe_obshhestvo-261868.xhtml Ну кроме разве что скандинавии где общество не такое кастовое.
А в СССР общество было бесклассовым и наукой могли заниматься все способные.
Т.е. сильная социальная разница.
esya From: esya Date: December 21st, 2013 02:15 am (UTC) (Link)
да, возможно... у нас прилив адреналина не всегда может сопровождаться действиями ведущими к снятию стресса
fumiripits From: fumiripits Date: December 21st, 2013 05:36 am (UTC) (Link)
Интересно.
entropia_n From: entropia_n Date: December 21st, 2013 05:53 am (UTC) (Link)
Может, сидим много? От микроскопа к компьютеру, а от него - к ПЦР-машинке. Движения мало :) Интересно, как делится группа ученых? Есть ли там всякие полевые люди, или только лабораторные?
vladoff_revolt From: vladoff_revolt Date: December 21st, 2013 06:33 am (UTC) (Link)
мне тоже кажется, что тут дело еще и в стиле жизни у ученых. Наш сидит в лаборатории, не двигается, приходит домой, тоже не двигается, нездоровый образ жизни в целом, плюс многие (ну или некоторые, ладно) пьют (есть перед глазами примеры из числа гуманитариев). А у них там, можно предположить, немного по-другому: до лаборатории на велосипеде, обратно тоже, активные выходные (если есть) и пр. Надо бы на это вот посмотреть, мне кажется.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 21st, 2013 08:57 am (UTC) (Link)
наши тоже в те годы активно занимались туризмом и сортом, куда как активней "просто населения". И естественники, и гуманитарии, и математики, про полевиков вообще не говорю.
brother2 From: brother2 Date: December 21st, 2013 10:42 am (UTC) (Link)
Отдельные случаи таки да были, но сколько человек ездили на великах на работу? И сравните с велостоянками перед запаными универами и инстиками даже в невелосипедных странах.
brother2 From: brother2 Date: December 21st, 2013 06:41 pm (UTC) (Link)
Кстати да, если видишь на конференции белого учоного с изрядным лишним весом - с вероятностью 2/3 подойдя поближе услышишь русский акцент.
egor_13 From: egor_13 Date: December 22nd, 2013 11:56 am (UTC) (Link)
На мой взгляд, тут нельзя забывать еще и об одном факторе - назовем его "преадаптация". У тех, кто идет в экскаваторщики, нервная система с детства в среднем поуравновешеннее, чем у тех, кто идет в науку, - на мой взгляд, это явная "плата за интеллект".
achernitsky From: achernitsky Date: December 22nd, 2013 01:09 pm (UTC) (Link)
ИМХО, научные работники меньше умирают от пьянки, производственных травм и тех болезней, что легче профилактировать. Наверное, и онкологию у них выявляют на ранних стадиях. Вот и приходится помирать от инфарктов-инсультов.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 24th, 2013 03:19 pm (UTC) (Link)
ну, это ж не обязывает помирать от сердца. Просто жили бы дольше и радовались )))
40 comments or Leave a comment