Вольф Кицес (wolf_kitses) wrote,
Вольф Кицес
wolf_kitses

Categories:

Дело Бейлиса,

подробно рассказанное в последней главе уже упомянутой книги С.А.Степанова (1992) про чёрную сотню.
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-29-30-31-32-33
Отмечу два интересных момента. Первый общеизвестен – приказчик кирпичного завода Зайцевых Мендель Бейлис был крайне неудачной фигурой для ритуального процесса. Во-первых, у него были очень хорошие отношения со всеми вокруг: что местные жители, что работники-неевреи говорили о нём только хорошее. Во-вторых, он был полностью равнодушен к религии, в синагоге бывал пару раз в году, в том числе потому, что непрерывно крутился, чтобы оплачивать обучение старшего сына в прогимназии. И если бы он платить за его учёбу не мог, вся семья теряла право жительства в Киеве.
А второй почти неизвестен, и заслуга автора состоит в рассказе об этом.
Да, гражданская роль «дела» была велика – невиновный оправдан, ещё раз было наглядно показано, кто, как и зачем фабрикует «кровавый навет», полностью раскрылась симфония черносотенцев и правительства в фабрикации собственно процесса. Но! Узко-криминалистическую задачу процесс не решил, кто и зачем убил мальчика, доказано не было. Автор показывает, что вина в этом либеральной стороны меньше, чем черносотенной, но она «того же рода». Они также хватались за политически удобные версии, вместо того чтобы двигаться к истине, использовали полицейское насилие (почему - единственный раз в истории! - черносотенцы обличали избиения в полицейских участках) и подкуп. Верка Чибиряк, несомненно была уголовница, но версия о причастности её и компании к убийству столь же сомнительна. В конечном итоге «след был затоптан».
Что позволило с.-д. прессе задать вопрос: «Если сливки таковы, то что же молоко?». Ведь либералы, противоставшие стороне обвинения, были лучшими из людей Старого порядка, единственной надеждой на его продолжение без революции. Но типологически это были те же люди, характеры и пр., что их черносотенные оппоненты; не случайно, в июльские дни и после кадетская партия не только включила черносотенные настроения в число одобряемых и разделяемых - её пресса использовала в дни июльских событий и после достижения правыых по части диффамации из дела Бейлиса для антибольшевистской пропаганды про «немецких шпионов», «германское золото» и пр.
***
И штришок - иллюстрация «благодарности" Старого порядка. В деле Бейлиса монархисты доказывали, что ритуальные убийства совершает именно «секта хасидов" (вообще черносотенцы сохраняют эту версию по сей день). Ирония судьбы состоит в том, что именно белорусские хасиды усилиями р.Шнеура-Залмана из Ляд (родоначальника династии любавических раввинов Шнеерсонов) много чего сделали для победы русской армии над Наполеоном в 1812 году. Как и русский абсолютизм, они боялись распространения атеизма, эмансипации и прочих «французских идей". Последствия были вполне ожидаемы - русские крестьяне вернулись под власть помещиков, городское мещанство Александр стал разорять отменой протеционизма французским товарам, евреи же вновь попали во власть польских помещиков, державших сторону Наполеона. Которые, по давней традиции, не замедлили использовать кровавый навет, и русские черносотенцы восприняли это от них. Не зря «богословские доказательства" ритуальных убийств у евреев представили именно ксёндзы.

Tags: история СССР, история евреев, либерализм, общественная борьба, просвещение, реакция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments