1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15
Хороший пример, как поддерживается - и преодолевается - угнетение. В социальном и материальном плане программа черносотенцев была выгодна дворянам-помещикам и невыгодна всем прочим, крестьянам особенно. Однако большинство голосовавших за «союзников» и значительную часть активистов составляли крестьяне и мелкие городские мещане (кое-где даже рабочие). То есть на первый взгляд получается, что для этой значительной массы людей национализм с монархическими чувствами, на которых играли «союзники», перевешивал классовые – да и долгосрочно-материальные – интересы.
Но! Автор показывает, что так было ровно до тех пор, пока мужики находились под плотной опёкой местного помещика и попа. Как только они оказывались, скажем, в Думе, где имели возможность судить и рядить по-своему, говорить своим голосом, то черносотенные депутаты от крестьян по вопросу о земле и другим остронасущным вопросам стали выступать как крестьяне вообще и всё ближе и ближе к левым партиям. Чем вызвали сугубое недовольство «однопартийцев» - классовых врагов, чётко чувствующих, что классовое побеждает «национальное» (стр.250). Другой пример – когда на Волыни вокруг Почаевской лавры среди украинских крестьян «союзники» развернули агитацию против польских помещиков. И очень быстро допустимость атаки на них крестьяне интерпретировали как возможность атаки на помещиков вообще, поскольку все они для них были одним миром мазаны – кровопийцы, независимо от нации.
То есть когда вдруг – из-за активности ли низов, из-за их собственных ошибок, из-за кризисной ситуации для всего общества – «верхи» теряют способность эффективно окормлять массы предрассудками и иллюзиями, удерживающими людей во враждебной их интересам системе, классовое деление и классовое чувство сразу берут верх над прочими. С рабочими, к слову, всё получилось точно также, только опыт не такой чистый: они намного менее были и инфицированы черносотенными настроениями, и слабее предрасположены к ним – из-за активности левых партий и отчётливо-негативного отношения к рабочим в черносотенных программах (крестьянам же, как и охотнорядцам в городе направленно льстили).