?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Матриархат, змей (и), потерянный рай - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Матриархат, змей (и), потерянный рай
«Уточнить, какие мифологемы были принесены в Новый Свет различными волнами его заселения, можно через исследование корреляции между ареальными распределениями фольклорно-мифологических мотивов[1].и генетических маркёров.
Выяснение того, какие генетические маркёры коррелируют с основными мифологическими комплексами, принесёнными в Америку из Старого Света, мы начали с факторного анализа (методом главных компонент) фольклорно-мифологической базы данных Ю.Е.Берёзкина. Напомним, что факторный анализ позволяет выявить, как кластеризуются показатели (в данном случае мифологические мотивы).
Первая главная компонента (далее ГК1) сразу же позволила выявить группу мотивов (с отрицательными факторными нагрузками), положительно и статистически значимо коррелирующих с частотами гаплогруппы В мт-ДНК в соответствующих популяциях, «противостоящую» группе мотивов (с положительными факторными нагрузками), принесённых в Новый Свет носителями остальных гаплогрупп.
Начнём с того, что ареальное распределение негативных факторных чисел (factor scores) ГК1 указывает на наличие очень большого числа общих мотивов в мифологиях Южной и Центральной Америки, с одной стороны, и южной части Океании, с другой (в особенности в мифологии Меланезии и Амазонии). Стоит отметить, что вообще наличие большего числа общих культурных черт среди обществ Меланезии и Амазонии было замечено исследователями уже давно, а их число и значимость привели даже к появлению неологизма «Мелазония», призванного отразить существование данного феномена; поэтому ниже соответствующий мифологический комплекс мы будем обозначать как «мелазонский»[2]
[и что же это за мотивы?]
…Мотивы с максимальными негативными нагрузками на ГК1 образуют несколько взаимосвязанных комплексов, что позволяет довольно подробно реконструировать «протомелазонскую» мифологию, принесённую в Новый Свет носителями гаплогруппы В.
Есть все основания считать, что ГК! В очень заметной степени восходит к выделенному Е.Ю.Берёзкиным (2007) комплексу мотивов, появившихся в ранний период существования современного человека и затем распространившихся по мере расселения Homo sapiens’a. Значительная часть мифологических мотивов ГК1 встречается в Меланезии, Южной Америке, Австралии и тропической Африке и могут рассматриваться, как сохранившиеся элементы мифологического комплекса, принесённого с Африканского континента первой волной миграции из Африки в восточном направлении (достигшей Австралии около 40000 л.н.), а значит существовавшего в Тропической Африке ещё задолго до этого в составе о всей видимости древнейшего из поддающихся реконструкции мифологического комплекса о происхождении смерти (Берёзкин, 2007) (о всей видимости наряду с мифологическим  комплексом о культурных героях-трикстерах). Отметим, что мифологема возникновения смерти явилась одним из важнейших источников развития мифологического комплекса «Потерянного рая».
Один из таких подкомплексов взаимосвязанных мотивов принадлежит именно к группе мифологем «Потерянного рая»:
- Смерть, смена кож;
-Люди смертны, змеи бессмертны (люди противопоставлены рептилиям как смертные бессмертным)
- Ошибочный выбор (встречая двух женщин, которые приходят вместе или по очереди герой должен или может выбрать одну. Неверный выбор влечёт за собой катастрофические последствия для всех людей). [в книге Берешит данный рассказ, как я вижу, сильно смягчён, хотя есть отзвуки и этого. В.К.]
Другая группа включает в себя несколько мотивов, центрирующихся вокруг мифологемы F38 (Власть-сила-женщин):
- Конец власти женщин. Общественное и/или ритуальное положение женщин (одно время) было выше, чем у мужчин.
-Ссора мужчин и женщин. Женщины и мужчины ссорятся, покидают друг друга.
-Женщины наказаны. Мужчины лишают женщин их ведущего положения в обществе; подавляют попытку его достигнуть.
- Исчезновение первых женщин. Женщины общины первопредков убивают или покидают мужчин.
- Общий муж или предводитель женщин. Мужской персонаж, андрогин, чудовищный пенис единолично владеет всеми женщинами или уводит первых женщин.
-Мужья убивают жён. Мужчины-первопредки убивают женщин из-за их антисоциального поведения.
- Амазонки. Описываются женщины, живущие или жившие отдельно от мужчин в собственном селении. Стоит заметить, что мелазонские варианты этого мотива радикально отличаются от его западноевразийских версий. В последних особый упор делается на воинские качества амазонок (отметим также, что греческие рассказы об амазонках в высокой степени отражают существование исторически и археологически засвидетельствованного института высокостатусных женщин-воинов). В мелазонских вариантах упор скорее делается на проживание женщин и мужчин раздельно. Таким образом, здесь мы имеем дело с по сути своей совершенно разными мотивами, демонстрирующими лишь поверхностное сходство.
-Мужчины уходят. Мужчины чувствуют себя обиженными и покидают жён или сестёр.
- Исчезновение первых женщин.
- Убивают или преображают мужчин. Женщины общины первопредков убивают, пытаются убить или преображают мужчин.
- Мужчины и женщины: обмен признаков. Мужчины обладали биологическими признаками, которые теперь характерны для женщин, либо наоборот».
А.В.Коротаев, Д.А.Халтурина, 2010. Мифы и гены: глубокая историческая реконструкция. М.: URSS. С.47-48, 53-55.
Что хорошо вяжется с особенностями общественного устройства этих самых меланезийцев: родство создаётся не «кровью», а совместной едой или трудом, нуклеарная семья в сознании не выделена, отец и мать не отличаются от других классификационных родственников (как и у, например,  раннесредневековых французов). В этом регионе и «власть женщин» присутствовала.
Ещё интересный момент: на примере мотивов широко распространённой сказки о двух сёстрах показано, что границы «сказочных» ареалов сильно более чёткие, чем генетические. Т.е. этнические общности не «хранят при себе» свои  гены, а распространяют их через межэтнические браки и прочие, не столь добровольные виды скрещивания. Соответственно, гены расплываются как масляное пятно на бумаге, а вот соответствующий культурный комплекс (сказки и мифы) устойчиво воспроизводится на данной территории, даже при смене населения. И границы его от других комплексов остаются чёткими несмотря на то, что люди постоянно пересекают эту границу в обе стороны (по современным исследованиям, до 10-25% на поколение).
Что образует изоморфизм с обнаруженным у биологических видов птиц и других позвоночных. Они «заимствуют» чужие гены через гибридизацию, иногда вплоть до полного слияния генных пулов. Но не теряют обособленности о морфологии и популяционной структуре.
Это к докладу.






[1] Мотив – составляющая мифа (часть или линия в рассказываемой истории), опознаваемая как отдельная (пусть с видоизменениями) в других мифах, других народов и пр. Неслучайно тот же термин с тем же значением есть у биоинформатиков, исследующих генетические тексты.
[2] Мелазонский мифологический комплекс был выделен на одном из полюсов первой ГК факторным анализом Ю.Е.Берёзкина (2000, 2002, 2005).

Tags: , , , ,

11 comments or Leave a comment
Comments
oohoo From: oohoo Date: October 17th, 2013 09:13 am (UTC) (Link)

Угу, спасибо

Хорошая иллюстрация, подтверждающая мою реконструкцию антропогенеза.
knyasa_o From: knyasa_o Date: October 17th, 2013 11:14 am (UTC) (Link)
нужно прочитать книгу
maoist From: maoist Date: October 17th, 2013 11:17 am (UTC) (Link)
Лучше не читайте. Читать самого Березкина полезно и интересно, а вот спекулятивные интерпретации его данных этими авторами бессмысленно
knyasa_o From: knyasa_o Date: October 17th, 2013 11:26 am (UTC) (Link)
Березкина тоже не читала
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: October 17th, 2013 08:08 pm (UTC) (Link)
расскажите что у них не так/чего они не понимают/где лажают? Ваше мнение мне всегда интересно и важно
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: October 26th, 2013 12:11 pm (UTC) (Link)
то есть Вы думаете, что наложение генеалогических родословных по ДНК на историю мифологических мотивов и анализ возникающих здесь корреляций ничего не даёт? а почему?
denis_poltavets From: denis_poltavets Date: October 17th, 2013 02:32 pm (UTC) (Link)
Альтернативно можно предположить, что всякие "мотивы" мифов похожи, потому что очень похожи сами люди, которые их порождают. Мифы берутся из людей, а люди все одинаковы в целом.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: October 17th, 2013 08:09 pm (UTC) (Link)
мифы скорее берутся из общества, люди их пересказывают лишь. А общество меняется. В какой-то момент скажем, миф в лит-ру переходит
denis_poltavets From: denis_poltavets Date: October 18th, 2013 05:41 am (UTC) (Link)
Общество состоит из "людей массы", то есть из того, что в людях есть общего, а общего в людях немало. Мифы берутся из общего-в-людях и потому они в целом одинаковы для всех "обществ".
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: October 26th, 2013 12:13 pm (UTC) (Link)
общего много - да, но по части их собственных личных качеств (по которым они похожи). А мифы чаще всего - не про людей, а про общественные отношения/общее понимание, лишь "расцвеченные" людьми. Люди с их качествами начинаюьтся только с литературой. Если я верно понял Проппа.
denis_poltavets From: denis_poltavets Date: October 27th, 2013 01:59 pm (UTC) (Link)
Если элементы "общества" обладают одинаковыми свойствами, то и отношения между этими объектами образуют ограниченное число паттернов. Разнообразие, конечно, может быть огромным, но - конечным. Более того, некоторые из свойств могут иметь более высокий приоритет (все - едят, все - спариваются, все - конкурируют, все - рождаются и умирают, все - ....; но многие - общаются, многие - охотятся, многие - ...; но некоторые - имеют одного партнера, некоторые - имеют детей, некоторые - ...; но немногие - ...; и тд.). Соответственно и миф-лейтмотивы пищевого поведения, сексуального поведения, агрессивного поведения, рождения и смерти должны быть универсальными, другие же - будут разниться от "общества" к "обществу", отражая характер приспособления данного "общества" к конкретным условиям экологической ниши. В этих последний мифах бОльшую роль будут играть элементы случайности. Нпр., до тех пор, пока спаривание в целом происходит, не так важно (на коротких промежутках, в сотни-тысячи лет) будет ли оно моно- или полигамным. До тех пор, пока "внутриобщественная" конкуренция выщелкивает менее приспособленных, не так важны ее конкретные формы.
11 comments or Leave a comment