?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Арабская работорговля - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Арабская работорговля

Ужасы европейской работорговли всем известны: они длились более четырёх столетий, и в целом унесли около 60 млн. жизней, с таким вот распределением по векам и странам-работорговцакм.

СТРАНЫ

Вывоз рабов, тыс.чел/столетие

XVI

XVII

XVIII

XIX

Всего

Португалия

50

600

2000

1200

3850

Испания

75

300

600

600

1575

Англия

300

1800

2100

Франция

160

1400

50

1610

Голландия

н.д.

н.д.

н.д.

1000

ИТОГО:

125

более 1360

более 5800

более 1850

10035

Meyer J., 1991. Sklaverei und Sklavenhandel // Mitteilungen AvH-Magazin. Nr. 57 Н.7. S.6.

http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/polian/polian_0-2.pdf

А про арабскую  работорговлю мало кто слышал, хотя она практикуется аж с VIII века и погубила почти столько же – 40 млн. африканцев. В традиционном арабском обществе не было своих аболиционистов, никто из мусульман до начала влияния европейских социальных идей не выражал возмущение этой практикой, и эти миллионы жизней ушли бесследно, как вода в песок. В Турции рабство официально было запрещено только после крушения Османской империи в 1918 году, в Саудовской Аравии в 1949 году, но втихую существует и поныне, в Судане и Мавритании его и не отменяли.

На восточном побережье Африки арабы основали ряд городов, создали плантации кокосовых пальм, гвоздики, перца, где работали невольники-африканцы. Затем начался вывоз рабов в страны Востока: Аравию, Ирак, Персию, Турцию, Мьянму, страны Дальнего Востока. Черные рабы использовались, в частности, на плантациях сахарного тростника в окрестностях Басры. Кипр, Египет были наводнены рабами всегда: как и на американском Юге, здесь рабов использовали на плантациях – сахарного тростника и хлопка, реже на рисовых полях.

С рабами арабские и турецкие рабовладельцы обращались покруче американских или гаитянских коллег. Те старались разводить своих невольников: транспортировка через океан обходилась дорого, да и с 1807 г. ввоз рабов в США был запрещён. Турки и арабы расходовали невольников не жалея, ведь всегда можно снарядить следующую экспедицию. Поэтому в мусульманских странах негров и мулатов практически не осталось, в отличие от обоих Америк (одно из немногих исключений – два или три негритянских села в Абхазии). Наконец, невольников использовали также и в индустрии удовольствий: красивых мальчиков, особенно эфиопов при этом кастрировали – варварски и без всякой дезинфекции. Выживал один из десяти (А.Брэм «Путешествие по северо-восточной Африке»). 

В Омане и на Занзибаре рынки рабов активно функционировали ещё в конце XIX века, общий объём продаж на них (с учётом существенной гибели при транспортировке) соответствовал примерно миллиону негров и эфиопов ежегодно. В нынешнем столетии главным центром арабской работорговли сделались Занзибар и Египет; отсюда работорговцы отправлялись с вооруженными шайками в глубь Африки — в страны по верховьям Нила и Конго и в область Великих озер, производили там опустошительные набеги (рацции), основывали, местами, укрепленные станции и выводили толпы рабов к прибрежным пунктам восточной Африки. Такой же центр работорговли существовал в Мали.

И европейская, и арабская работорговля носила истребительный характер, в корне подрывала воспроизводство населения (вроде того, как китобойный промысел ведёт к закономерному вымиранию китов). Поэтому область работорговли постоянно расширялась по мере исчерпания ресурсов «живого товара» в местах первоначального промысла: у европейцев  «отработанная зона» активной работорговли, образовавшись в районе современного Сенегала, быстро продвигалась в направлении Берега Слоновой Кости, затем Нигерии, а к концу XVIII века— в сторону Конго и далее на юг, вплоть до Анголы, в свою очередь уже истощенной португальцами и бразильцами. У арабов – от Судана и Чада в Центральную Африку, до Конго и Замбези, а также в Эритрею и Эфиопию, с одной стороны, от восточного побережья Африки вглубь континента – до Уганды, Руанды и той же Анголы, с другой.

Как действовали арабские работорговцы, хорошо описано в биографическом очерке Я.М.Абрамова об известном путешественнике Г.М.Стенли «Г. М. Стэнли. Его жизнь, путешествия и географические открытия» и у Альфреда  Брэма в «Путешествии по северо-восточной Африке». Впрочем, к концу XIX века турецкие власти в Судане при помощи отдельных европейцев-энтузиастов пытались положить конец этому промыслу, и мир узнал об арабской работорговле больше.

Одним из таких европейцев - Эмин-паша (немецкий еврей Эдуард Шнитцер), ради поисков которого предпринял свою экспедицию Стэнли, «был назначен губернатором самой южной провинции Судана, лежащей на верхнем течении Нила почти под экватором. Провинция эта, недавно присоединенная к Египту, в первые годы египетского управления подверглась чудовищному разграблению со стороны египетских властей, их войск и в особенности находившихся под их покровительством арабских работорговцев. Последние обратили всю страну в поле охоты за людьми и вели это гнусное дело в столь широких размерах, что грозили превратить всю страну в пустыню. Вступив в управление провинцией, Шнитцер, переименовавший себя в Эмина, обуздал египетскую администрацию, египетские войска заменил самими туземцами и начал такую решительную войну против работорговцев и охотников за людьми, что скоро их и следа не осталось в его провинции.

По мере того, как Стэнли в это путешествие приближался к водопадам его имени, страна, которую он нашел при первом посещении столь цветущею и переполненною населением, теперь предстала перед ним совершенно разоренной. Деревни были выжжены, пальмовые деревья вырублены, поля заросли дикой растительностью, население исчезло. Словно какой-то исполинский ураган прошел по стране и сокрушил все, что можно было сокрушить. Только кое-где встречались люди, сидевшие на берегу реки, опершись подбородком на руку и тупо смотревшие на все окружающее. Из расспросов этих людей Стэнли узнал, что разорение страны было делом рук арабских работорговцев, проникших наконец и сюда. Эти разбойники пробрались из Ниангуэ на верхнем Конго на Арувими, один из главнейших притоков Конго, и разорили огромную область в 50 тысяч квадратных верст, зацепивши при этом и часть населения по Конго, выше впадения Арувими. Подойдя к какой-либо деревне, арабы нападали на нее ночью, зажигали с разных сторон, убивали из жителей взрослых мужчин, а женщин и детей уводили в рабство.

Скоро Стэнли встретил огромный отряд работорговцев, который вел больше двух тысяч пленных туземцев. Чтобы набрать такое количество пленных, арабы разрушили 18 деревень с населением приблизительно в 18 тысяч человек, которые частью были убиты, частью разбежались, частью, наконец, умерли уже в плену от жестокого обращения своих новых господ. Обращение это было неизмеримо хуже обращения со всякой скотиной. Несчастные были в оковах и привязаны целыми партиями к одной цепи. Цепь прикреплялась к ошейникам, давившим горло. Во время пути положение закованных было неизмеримо хуже вьючного скота, как бы он ни был тяжело нагружен. На привалах оковы и цепь не давали возможности расправить члены или свободно лечь. Люди должны были жаться один к другому и никогда не имели покоя. Кормили арабы своих пленных лишь настолько, чтобы из них выжили сильнейшие, так как более слабые являлись для них лишь обузой ввиду далекого пути до Занзибара — главного невольничьего рынка в Восточной Африке.

Стэнли готов был напасть на этих разбойников, наказать их и силой отнять у них несчастных пленников. К сожалению, он располагал слишком ничтожными силами для того, чтобы иметь хоть какой-нибудь успех в стычке с многочисленным отрядом арабов и их людей, вооруженных превосходными ружьями. Но он решился сделать все возможное для защиты туземцев от разбоя арабов и вскоре основал у Водопадов Стэнли станцию, назначение которой состояло в том, чтобы помогать туземцам давать отпор арабам-работорговцам, если они появятся на верхнем Конго. Затем Стэнли вступил в сношения с Типпо-Типом: он предложил ему титул губернатора верхнего Конго и жалованье с тем, чтобы Типпо принял на себя обязанность не допускать в страну работорговцев и выгонять их, если они появятся. К сожалению, меры эти недолго имели практическое значение на верхнем Конго. Лица, заменившие вскоре Стэнли во главе администрации “штата Конго”, сочли излишним поддерживать с Типпо-Типом те отношения, которые были установлены Стэнли; вместе с тем не было приложено забот о том, чтобы сделать станцию Водопады Стэнли достаточно сильной для отражения арабских шаек, и в 1886 году она была разрушена соединенными силами арабов-работорговцев. Зато более действенной оказалась другая мера, на принятии которой усиленно настаивал Стэнли, — запрещение торговли невольниками в Занзибаре. Мера эта принята лишь в самое последнее время, хотя при том влиянии, которое получили европейцы в Занзибаре с 1884 года, когда они — сперва немцы, а затем англичане — сделались полными хозяевами султанства, такая мера могла бы получить осуществление немедленно по опубликовании Стэнли тех ужасов, которые производят работорговцы внутри Африки, отыскивая там рабов» .

Торговая роль арабов в высшей степени важна, так как единственно благодаря им внутренняя Африка имеет возможность сбывать свои продукты и получать продукты цивилизации — ткани, железные изделия, оружие и прочее. Но вместе с тем арабы оказываются страшнейшей язвой Центральной Африки, — потому что важнейшими предметами, которые они вывозят из Центральной Африки, являются слоновая кость и рабы. Охваченные жаждою наживы арабы, чтобы добыть больше слоновой кости, без церемонии отнимают ее у туземного населения, сжигая при этом селения и убивая жителей. Еще убийственнее торговля рабами. Арабы просто предпринимают охоту на людей, разоряя и лишая населения целые страны. Так как оба главных предмета арабского вывоза становится все труднее добывать в областях, лежащих ближе к морю, — слоновую кость из-за ухода отсюда слонов, а рабов — вследствие того, что туземцы, получив огнестрельное оружие, дают теперь отпор арабским разбойникам, — то арабы с каждым годом проникают все далее и далее внутрь Африки. В середине шестидесятых годов они не проникали далее озера Танганьика, а в конце восьмидесятых Стэнли встретил их далеко на западе, по берегам Арувими, притока Конго, и в верхнем течении самого Конго. Конечно, далеко не все арабы занимаются таким разбойничьим ремеслом; есть между ними благородные люди, ведущие правильную и честную торговлю, которая сама достаточно выгодна здесь, чтобы обогатить каждого занимающегося ею. В новейшее время многие из работорговцев убедились в невозможности продолжать свой промысел при новых условиях, созданных появлением в Центральной Африке европейцев, и перешли к правильной торговле и обработке своих плантаций. Против упорных же работорговцев в настоящее время принимаются серьезные меры в Занзибаре, который недавно еще являлся главным пунктом работорговли. Меры эти явились, главным образом, под влиянием открытого Стэнли чудовищного способа, которым арабы получали свой живой товар. Однако еще до сих пор это зло сильно, и многие арабы по-прежнему охотятся на людей, опустошают целые области».

http://www.krotov.info/lib_sec/01_a/abr/amov_ya.htm.

Сейчас в мире имеется примерно 30 миллионов рабов. Большинство из них, как и в прошлом, черные А в той части Судана, которую посетил Брэм – в Дарфуре, арабская работорговля существовала в XIX веке и существует по сей день. Дарфур населяют разные народности, но все их можно разделить на две группы — чернокожие африканцы и арабские племена, населяющие регион примерно с XIII века. Те и другие исповедуют ислам, но их отношения всегда были напряжёнными и приводили к регулярным вооружённым столкновениям. Однако в одном они были едины – в работорговле: до XX века чернокожие и арабские работорговцы Дарфура соперничали друг с другом при осуществлении набегов на соседний Bahr el Ghazal для захвата рабов и последующей перепродажи в прибрежные районы Африки.

В ходе конфликта на юге Судана мусульмане с более светлой кожей совершают набеги на деревни народа Динка (черные христиане и анимисты), убивают всех взрослых мужчин, а женщин и детей продают в рабство. По всей Африке: в Мавритании, Мозамбике, Анголе, Гане, Бенине арабские работорговцы, точно так же, как два столетия назад, покупают черных детей и везут их в Саудовскую Аравию, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Индию и в другие места, где их ожидает неоплаченная трудовая или сексуальная эксплуатация - рабство.
Раб на местном рынке стоит $35, и в Европе с Америкой есть благотворительные организации, которые выкупают рабов и пытаются выпускать на волю – но куда? Они ж везде «нелегальные иммигранты».  Часть дарфурцев, пытаясь спасти от гибели, объявила себя происходящими от эфиопских евреев, из Судана просочилась в Израиль и пытается закрепиться там. Левые израильтяне требуют их принять, правые пытаются выгнать по причине сомнительного еврейства, а египетская пограничная стража расстреливает беженцев ради собственного удовольствия – словом, всё персонажи этой социальной драмы действуют именно так, как от них ожидаешь.
via wsf1917

 

 

Tags: ,

59 comments or Leave a comment
Comments
luybu From: luybu Date: August 17th, 2007 08:35 pm (UTC) (Link)
Какое у вас определение рабов?
Я к тому, что русские крепостные, это рабы?
wsf1917 From: wsf1917 Date: August 17th, 2007 08:39 pm (UTC) (Link)
Русские (и особенно польские) крепостные приближались к статусу раба - их можно было продавать с разрывом семьи. Но в принципе господин не имел права крепостного убить, за это судили. Крепостной крестьянин был субъектом права - мог свидетельствовать в суде даже против господина и пр. Т.е. как ни тяжелы были его повинности, закон его признавал человеком. Раб - это тот кто по закону считается вещью "говорящим орудием", а не человеком. Вот только это различие - оно тонкое как все социальные грани, но действенное. Массовые убийства крепостных по прихоти барской молодёжи, вроде судов линча на Юге или охот спартанцев на илотов, у русских или польскихз помещиков всё-таки были немыслимы.
(Deleted comment)
dmitryle From: dmitryle Date: August 17th, 2007 10:50 pm (UTC) (Link)
В тексте - 60 млн, а в таблице - 10 млн.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: August 17th, 2007 11:22 pm (UTC) (Link)
В таблице - оценки по минимуму: те негры что выжили и были оформлены как товар (то есть довезены до Кюрасао и др. перевалочных пунктов). Оценка 60 млн. - по максимуму, исходя из демографических потерь для территорий, затронутых работорговлей в основном в западной африке.
carolinknekt From: carolinknekt Date: August 18th, 2007 11:27 am (UTC) (Link)

Вшивый о бане:))

А Вы знаете, что Россия экспортировала рабов? При Петре Первом. Увозила мирное население Ингерманландии, Лифляндии и прочей шведской Прибалтики и продавала туркам! Женщин и детей...:(
Но статистики, увы, нет...
wsf1917 From: wsf1917 Date: August 18th, 2007 02:04 pm (UTC) (Link)

Re: Вшивый о бане:))

А можно факты и источники? Это очень интересно -:) А зачем туркам ингерманландцы?
li_c From: li_c Date: August 18th, 2007 12:04 pm (UTC) (Link)
"В нынешнем столетии" — это в ХХ-м?
wsf1917 From: wsf1917 Date: August 18th, 2007 04:59 pm (UTC) (Link)
Да.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: August 18th, 2007 03:36 pm (UTC) (Link)
Для меня эта тема связана с юннатским детством - одновременно прочёл "Пятнадцатилетний капитан" Жюля Верна где португальская работорговля и Брэма про путешествия по С-В.Африке. Читал понятное дело ради путешествий натуралистов, но сравнение двух работорговлей отметил.
luybu From: luybu Date: May 1st, 2012 01:53 pm (UTC) (Link)
Вы знаете, что я вспомнил.
Весма существенную работорговлю при правлении Монголов, когда куманов (половцев) было так много продано в рабство в Египет, что они образовали существенную силу, мамелюков, и разбили монголььский (еще называемый желтым) крестовый поход. Изловили вождя монголов Ара-Буку в плен и как-то плохо его казнили. работорговля этого типа шла через Киев-Итиль, так чьл легко догадаться кому ее приписывают :)
From: ex_kir1 Date: August 18th, 2007 06:34 pm (UTC) (Link)
спасибо за статью
doktoraikasap From: doktoraikasap Date: August 21st, 2007 10:51 am (UTC) (Link)

Интересно. Но даже европейская и американская работорговля были вторичными по отношению к арабской и собствено негритянсой. Рабов тем же европейцам и американцам обычно поставляли те же негры и арабы у которых рабовладение было обычным делом. Таким образм пусть нигеры вначале со своими негерами-работорговцами разберуться, потом с арабцами.
geneus From: geneus Date: November 13th, 2007 11:13 pm (UTC) (Link)
А кроме того сознательно замалчивают, КТО И КОГДА прекратил работорговлю в Африке и захват черных невольников арабами.

А это были белые, точнее евангелистские христиане. Если бы они не вмешались всего 200 лет назад, то Мусульманские Братья и до сих пор спокойно переправляли бы живой товар из Африки ежегодно десятками тысяч, как они делали на протяжении веков. Да и освященной веками традиции торговать своими же соотечствениками как скотом повсеместно положили конец "проклятые колонизаторы".
wsf1917 From: wsf1917 Date: November 9th, 2009 07:23 am (UTC) (Link)
А это были белые, точнее евангелистские христиане.//
это были "войска свободного государства конго", владения католической бельгии. они выгнали арабских конкурентов и установили для африканцев такое жуткое рабство, что мир доселе не видывал (и даже в англии появлялись памфлеты против "бельгийских ужасов"
далее, работорговлю отменило английское гос-во, роль евангелистских христиан тут не просматривается. более того, протестанты из америки весь 19 век более чем успешно обходили запрет и доставляли живой товар своим братьям во христе на плантации, ибо экономика требует - а священнослужители на том же юге по понятным причинам ничего не имели против
rositsa From: rositsa Date: December 6th, 2012 04:03 am (UTC) (Link)
Получается, что крайний юг - чуть ли не единственный регион Африки, не страдавший от экспорта рабов? (Наоборот - "страдавший" от импорта).
59 comments or Leave a comment