?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
8 Марта
С запозданием, но поздравляю с днём борьбы трудящихся женщин за равенство – всех, кому это актуально и важно.
И подборка по теме.
1. Как классовая иерархия рождает гендерную
Когда говорят о межполовой иерархии, имеющей результатом угнетение женщины в докапиталистических классовых обществах, забывают, что она производна от ю с иерархии "почётного/непочётного", "чистого/грязного" труда. В соответствии с ней работать на себя, на своей земле, в своей мастерской почётно, а на кого - то нет. Наёмник, наймит в древности социально уязвимый тип, фактически слуга, легко становящийся рабом, и не случайно Ветхий Завет защищает наёмников наравне с пришельцами, вдовами и сиротами, а современные мелкие предприниматели, у которых социальный расизм также раздут, как у белых бедняков в США - антинегрский расизм, называют своих работников наймитами, противопоставляя себя («свободных людей») этим как бы почти рабам.
Другой аспект того же самого .- труд умственный предполагает что ты учишь других (ты говоришь, а они молчат слушают и внимают), поэтому он почётней и "чище" физического, из физического самые низкие формы труда - те что связаны с обслуживанием других (особенно в их непосредственном присутствии и "под их крышей"), ещё ниже - имеющие дело с грязью, нечистотами и пр. Примеры см. тут и тут, см. также «унитазный вопрос» как модель угнетения и коммунистическое решение оного. Возрождение этой "неформальной" иерархии происходит в армейских, тюремных и т.д. коллективах, она культивируется в традиционной/религиозной семье и пр.

Именно по этой причине (а совсем не в силу биологии пола или уязвимости, связанной с рождением детей) женщина оказывается в традиционном обществе приниженной и угнетённой - поскольку занята "грязным" и обслуживающим трудом. И действительно, ровно тем же формам поражения в правах, что и женщины, до конца 19 века подвергалась прислуга, живущая под крышей хозяина, подмастерья и пр. Они не подпадали под общегражданское право, а подчинялись семейному, идущему от власти pater familias над женой, детьми и работниками, что видим в традиционной крестьянской семье в Европе. Напротив, в традиционном обществе рождение ребёнка сильно поднимало статус женщины, в фактор уязвимости это превратилось только при капитализме, когда женщины вышли на рынок труда.
Увы, современные левые забывают, что иерархия видов труда от почётного до "нечистого" - тоже докапиталистический пережиток, который надо выкорчёвывать, ибо в нынешней кап.реальности он питает и социальный расизм, и угнетение женщин, и ксенофобию в отношении "гастарбайтеров", занятых на обслуживающих и грязных работах. А она, как тот слон, остаётся незамеченной

2. Как исторически сложилась насущность равенства мужчин и женщин именно для рабочих и, соответственно, социалистов-коммунистов:
«…структура рабочей семьи прямо противоположна таковой буржуазной, описанной Зидером в предыдущей главе [имеется в виду книга Райнхарда Зидера «Социальная история семьи в Центральной и Восточной Европе, 18-20 вв.». В.К.]. Там мы видим строго разделение частного пространства семьи от работы мужчин, рождающее идею «естественного различия» нравов и склонностей у обоих полов, защиту детей от «вредного влияния улицы», отсюда индивидуализм и презрение к низшим классам, не способным сие обеспечить, в половой морали - «законный брак» вместо любви. У первых же, «открытые семьи», когда углы, койки, а то и комнаты всё время сдаются чужим людям, с которыми надо уметь уживаться, отсюда коллективизм (Ленин в Европе как раз жил в таких семьях рабочих), «кочевое жильё» при отсутствии частного пространства как дома, так и на улице, отсюда стремление к социализации быта, свободная любовь при ответственности парней за возлюбленных, контролируемой коллективом.
Правда, семьи эти парни и девушки продолжают создавать традиционные, с типичным для них угнетением женщин и, мягко говоря, не лучшим положением детей; плюс традиционные семьи максимально страдают при безработице, кризисах и т.п.: мужчины деградируют,  женщины надрываются. Отсюда требование освобождения женщины при социализме; т.е. все лозунги коммунистического и социалистического движения вырастают не из абстрактных идей, но из реальных нужд рабочего класса, и распространяются на всё общество по мере того, как этот класс собственной борьбой подрывает и «социализирует» капитализм, а в ряде стран и сокрушает вовсе, создавая бесклассовое общество.
Интересен ещё один момент: в описываемый период женщина была угнетена что в рабочей, что в буржуазной (включая мелко-) семье, но очень по-разному. В первом случае они просто надрывались на работе, включавшей производство, домашний труд, плюс подготовка своих мужчин к их работе, которая не легче первого и второго, но могли достигать реального равенства через участие в общей борьбе, где бывали инициаторами и лидерами (ibid., стр.175-176). Во-втором – это проблемы неполноправия в семье и несчастья в браке, вроде описанных в автобиографии Айседоры Дункан» (link).

3. Российские мужчины отдыхают + исследование домашнего труда Балабановой. Приближение к равенству во-первых, позитивно связано с уровнем образования; во-вторых, в целом увеличивается при движении снизу вверх социальной пирамиды, хотя именно низшим классам с малой/неустойчивой з/пл оно было бы выгодней всего. Иными словами, наше общество за 20 лет от советского равенства деградировало в ситуацию почти 100летней давности, когда именно традиционная семья у трудящихся классов больше всего страдала в ситуации экономических кризисов/безработицы.
Опять же, надо сказать, что идея «мужчины добытчика-защитника», буде принята обществом, ничуть не гарантирует освобождение женщин от тяжёлых работ, а прямо наоборот. До начала борьбы за эмансипацию женщины были бурлаками (1-2-3, работали на лесосплаве, на них пахали – и не только в царской России (Венгрии, Польше, Румынии), где положение было совсем аховое, но и в Европе. Оно понятно – ведь эта и другие «традиционные ценности» созданы как прикрытие для угнетение слабого, в данном случае женщин, а не для защиты. То же самое, к слову, и с религией – её слова о мире и любви никак не заявка на реализацию этого в жизни, а прикрытие практики прямо противоположного свойства (ну, и приманка).

4. в тему исследований гендерных стереотипов + развенчание мифа о предменстуальном синдроме + психологические различия мужчин и женщин преувеличены.

5. СССР (потом вместе с ГДР и Кубой) был первопроходцем в деле равенства мужчин и женщин; 8 марта не грех вспомнить достижения на этом пути, чтобы в последующем не менять первородства на чечевичную похлёбку. Кроме первой  в мире женщины-министра и женщины-посла (Александры Коллонтай) это первая в мире женщина-генерал Мария Сахновская:
«САХНОВСКАЯ (Гетц, Мирра, Флерова) Мария (Мирра) Филипповна (1897, Вильна – 1937, Москва), военный деятель. Участник Гражд. войны – ком. отряда, кавполка; в 1-й Конной армии – военком кавполка. Дел. 10-го съезда РКП(б), участник штурма Кронштадта. В 1921 первая женщина – слушатель Академии Генштаба РККА. В 1923 секр. СНК Украины, затем вновь в армии. В 1924 окончила Воен. Академию РККА; назначена пом. нач. академич. отд. УВУЗа РККА, с дек. 1924 – в ГРУ. В 1924–26 – в Китае, нач. штаба Южнокитайской гр., преп. академии Вампу. В 1928 выполняла особо важные поручения при науч.-уставном отд. Генштаба РККА, в 1929 нач. отд. В 1930 в штабе нач. вооружений РККА и в том же году снова в ГРУ с присвоением категории «К-11» (комдив, див. комиссар); в 1932 одноврем. нач. уч. отд. Воен.-техн. академии РККА. С 1935 нач. Симферопольского воен. санатория (разведшколы). Награждена орд. Кр. Знамени. В 1937 арестована. Расстреляна».
«Среди советских военных советников в Китае была и Мария (Мирра) Филипповна Флерова (по мужу Сахновская), которая работала там под именем Марии Чубаревой. Она родилась в Вильно (Вильнюсе) в 1897 году. В январе 1918 она принята в члены РКП(б), а в марте когда немцы наступали на Петроград добровольно вступила в Красную Армию. На фронте была санитаркой и бойцом.
С апреля 1918 по январь 1919 года находилась на гражданской работе, а затем вернулась в РККА. Была военкомом пулеметной роты в особой группе войск екатеринославского направления во главе с П. Е. Дыбенко, военкомом отдельного батальона и помощником военкома 7-го Сумского полка 2-й Украинской дивизии.
Дивизия вела бои с петлюровцами, освободила Харьков, затем освободила Полтаву, Лебедин, Ахтырку, Кременчуг, Умань, сражалась на коростеньском и житомирском направлениях.
В составе 2-й пластунской (132-й) бригады 44-й дивизии Флерова воевала против деникинских войск, участвовала в освобождении Чернигова и Нежина, Киева, Белой Церкви, Василькова, Умани, Винницы. В 1920 году часть дивизии бились с польскими войсками в районе городов Мозырь, Коростень, Овруч, Киев.
В июне 1920 года Флерова переходит на службу в 1-ю Конную Армию, — комиссаром полевой санчасти, затем военкомом автоуправления армии, управделами РВС 1-й Конной. В июле — августе Флерова участвовала в сражении под городом Львовом, взять который не удалось, попала в окружение в районе Замостья, где армия прорвала фронт и вышла 31 августа из кольца. В октябре — ноябре участвовала в боях при взятии Крыма.
В марте 1921 года Мария Филипповна присутствовала в качестве гостя на 10-м съезде партии, когда вспыхнул Кронштадтский мятеж. Вместе с другими делегатами съезда она прибыла в Петроград и была назначена уполномоченной при санчасти Южной группы войск. 23 марта Мирра Флерова была награждена орденом Красного Знамени среди тех, кто «участвуя в штурме фортов и Кронштадтской крепости, личной храбростью и примером вдохновляли красных бойцов». В том же году штаб Северо-Кавказского военного округа командирует ее в Военную академию РККА, где учится вместе со своим мужем Рафаилом Натановичем Сахновским. Оба успешно заканчивают основное отделение академии в июле 1924 года года. Он получает назначение в войска — помощником начальника штаба 45-й дивизии, а она направлена на должность помощника начальника отдела Управления военно-учебных заведений РККА.
Однако, они так и не приступили к исполнению этих обязанностей. Супругов Сахновских перевели в распоряжение Разведупра Штаба РККА и оттуда командировали в Китай в качестве военных советников. Они входили в Гуанчжоускую группу, преподавали в военной школе Вампу. Мирра была ещё и начальником штаба Южнокитайской группы советников, где занималась и вопросами разведки. Вот как вспоминала о ней участница тех событий В. В. Вишнякова: «Мужская профессия, привычка носить мужскую одежду наложили на неё неизгладимый отпечаток. Она говорила низким голосом, много курила, ходила большими шагами, женское платье сидело на ней кое-как, и было видно, что она досадует на то, что вынуждена его носить. По возвращении в Москву она снова вернулась к привычным ей гимнастерке, галифе и сапогам, которые, следует признаться, шли гораздо больше к ее высокой сухощавой фигуре. Стриглась она под скобку, у неё были пышные вьющиеся волосы золотистого оттенка. При редкой её улыбке было видно, что многих зубов у неё не достает. На мой вопрос она как-то рассказала, что в гражданскую войну у нее часто болели зубы, а лечить было некогда, так она их попросту выдергивала.
Все, кто знал ее по фронту, рассказывали, что она была в ту пору замечательно хороша собой, но с величайшим презрением относилась ко всему, что красило ее как женщину. Тогда это не было редкостью… Товарищи добродушно подтрунивали над Сахновской, когда она накануне декретного отпуска, во всей характерной особенности своего положения, читала лекции в академии Вампу, что, может быть, действительно выглядело необычно, но слушатели видели в этом только лишнее доказательство женского равноправия в Советском Союзе. Сахновская была очень нежной матерью двух детей. Только ей некогда было высказывать им всю свою любовь…» (Вишнякова — Акимова В. В. Два года в восставшем Китае, 1925— 1927. М ., 1980. С.148.).
8 июня 1926 года Сахновские вернулись из Китая и поступили в распоряжение IV Управления Штаба РККА. Однако, Р. Н. Сахновского уже в октябре направили на стажировку в войска, начальником штаба 43-й стрелковой дивизии, как это и положено было выпускнику академии. В ноябре 1927 — январе 1928 года он вновь в распоряжении Разведупра, а затем был… уволен в долгосрочный отпуск «за невозможностью соответствующего использования». Сначала работал в Москве, затем был начальником инспекции при начальнике строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в г. Свободном. Мария Филипповна проходила службу в должностях начальника сектора 2-го (агентурного) отдела, помощника начальника 4-го (внешних сношений) отдела, в распоряжении IV Управления Штаба РККА.
В декабре 1927 года личный состав Разведупра, как и других центральных управлений, проверяла совершенно секретная комиссия во главе с Я. К. Берзиным. В составе комиссии были представители и Командного управления и Особого отдела ОГПУ. Сахновскую комиссия постановила заменить, отметив, что она «исключена из ВКП(б) в 1927 г .» и что она «ярая троцкистка, не отмежевавшаяся и после XV съезда партии» (РГВА. Ф.4. Оп.2. Д.282. Л.39, 77.).
После этого она состояла для особо важных поручений 1 разряда в Научно-уставном отделе Штаба РККА до декабря 1928 года, когда её арестовали. Особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило Сахновскую 5 января 1929 года к ссылке в Сибирь на три года. 23 декабря 1929 года решение ОСО было отменено. Вернувшись в Москву, Сахновская командовала учебным отделом Вечерней военно-технической академии. 10 августа 1932 года, наверное не без содействия Я. К. Берзина, она вновь начинает работать в военной разведке. И дело ей поручают весьма важное. Она становится начальником подразделения, ведавшего «активной» разведкой, т.е. разведывательно-диверсионной деятельностью.
Будущий «бог диверсий» И. Г. Старинов в июне — августе 1933 года работал под её началом и преподавал на военных курсах при Исполкоме Коминтерна, которые возглавлял сотрудник военной разведки Кароль Сверчевский. Курсы размещались в Москве на Пятницкой улице и на подмосковной станции Баковка. Через много лет Старинов вспоминал: «… В столице я вдруг обнаружил, что подготовка к будущей партизанской борьбе не расширяется, а постепенно консервируется. Попытки говорить на эту тему с Сахновской ни к чему ни приводили. Она осаживала меня, заявляя, что суть дела теперь не в подготовке партизанских кадров, что их уже достаточно, а в организационном закреплении проделанной работы (позже я узнал, что она острее меня переживала недостатки в нашей работе. Все её предложения отвергались где-то наверху). Нерешенных организационных вопросов действительно накопилось множество. Но решали их не в нашем управлении. Будущий легендарный герой республиканской Испании Кароль Сверчевский успокаивал: сверху, мол, виднее. Я тоже верил в это» (Старинов И. Г. Записки диверсанта. М., 1997. С.40-41.).
Весной 1933 года Сахановский был арестован по вымышленному делу о так называемой «Контрреволюционной троцкистской группе Смирнова И. Н. и других» и осужден к 3 годам лишения свободы. Сахновскую в марте 1934 года зачисляют в распоряжение Главного управления РККА и прикомандировывают к Московской пролетарской стрелковой дивизии. Но в марте — июне 1935 года Мария Филипповна опять служит в Разведупре, потом её отправляют в Крым, где она работает начальником санаторного отделения Симферопольского военного госпиталя в Кичкинэ, начальником санатория «Кичкинэ» Киевского военного округа.
В 1936 году в Тобольске был арестован её муж. А 15 апреля 1937 года арестовали и Мирру Сахновскую, 31 июля её приговорили к высшей мере наказания и в тот же день расстреляли. Реабилитировали Сахновскую 29 октября 1959 года.
http://vif2ne.ru/rkka/forum/arhprint/27229
http://war-only.com/mirra-sohnovskaya.html
----------------
Или первые в мире женщины-капитаны дальнего плаванья - Анна Ивановна Щетинина в Дальневосточном пароходстве и Берта Яковлевна Рапопорт в Черноморском.
--------------------------------------------------------
Или, например, «кому мы обязаны советскими алмазами? Метод поиска кимберлитовых трубок (месторождения алмазов) был разработан геологом Наталией Сарсадских. С его помощью потом открыли множество таких месторождений, в том числе крупнейшую в мире трубку "Удачная". Первую кимберлитовую трубку нашла тоже женщина, Лариса Попугаева. И одну из крупнейших трубок, "Мир", открыли трое геологов, в числе которых была Екатерина Елагина».

--------------------------------------
Или изобретательница высокооктанового бензина Анна Межлумова (ей 92 года, живёт в Волгодонске).
-------------------------------------------------------------------------
Я вообще думаю, что культурная работа коммунистов и социалистов в нашу реакционную эпоху должна состоять в сохранении памяти о советской (ГДРовской, чешской, кубинской и пр.) альтернативе капитализму в отношениях людей, жизнеустройстве. Сохранить учебники,  массовую литературу, как сейчас говорят, «второго ряда» - приключения, научпоп, детективы и пр., лучше всего отражавшие общественное устройство и жизненные коллизии. Сохранить историю переработки по письмам возмущённых читателей Любови Воронковой повести «Старшая сестра»; первая редакция показалась некритичной к традиционному стереотипу женщины – домохозяйки. И во втором варианте глава семьи – рабочий, описанный вполне позитивно, осознаёт, что был неправ, дав дочери запустить учёбу и надрываться по дому после смерти матери (за рассказ спасибо huglaro).
Чтобы потом, когда наступит социалистическое возрождение, люди могли учиться коллективизму и солидарности по этим прорывам в будущее, как они учились другому отношению к себе и к миру по античным статуям в эпоху Ренессанса. И история борьбы за равенство мужчин и женщин, с прорывами вперёд, консервативными откатами и пр. тоже должна быть сохранена именно наша, без чужих Бовуар или Бетти Фридан – их освободительный порыв был попыткой получше устроиться в старом обществе, где господство с эксплуатацией не оспариваемая норма. Он не очень годится для коммунизма, где надо убрать все отношения господства, подчинения и неравенства, начиная с главного – классового (о чём просто и умно сказано у ув. homers_wife).

6. Материнство и наука: к вопросу о родительских установках современных российских женщин-учёных + сколько ненаписанных научных статей стоит родить ребёнка? Via isya
+ Why women leave academia and why universities should be worried

7. Про раздельные мужские / женские школы. О том, как важно читать всё и к каким искажениям может привести информация, вырванная из контекста via homers_wife

Tags: , , , , , , , , , ,

35 comments or Leave a comment
Comments
pronzus From: pronzus Date: March 11th, 2013 12:06 pm (UTC) (Link)
Мощно! Спасибо, ценная подборка.

Я вот только не уверен, что традиционные ценности создаются только для угнетения. То есть, создаются-то да, несомненно. Но тот же патриархат подразумевает и защиту женщины. Да, это защита своей собственности. Да, это защита от проблем, созданых патриархатом же. Но тем не менее. Это я никоим образом не в защиту патриархата, не подумай - тут как раз тот случай, когда "мышь продаётся только с лосем".

Штука ещё в том, что чем дальше, тем больше женщин противятся против эмансипации. Кто-то (их обычно называют Женщинами или "стервами в хорошем смысле слова") как раз и стремится получше устроиться, найти индивидуальный выход. Их устраивает роль собственности, при условии, что они будут очень дорогой и престижной собственностью. Другие настолько слабы, что как раз ищут мужчину-защитника, и согласны терпеть "лося" ради "мыши". А есть и те, вполне сильные и самостоятельные, которые не осознают, что трудности переходного периода вызваны не избытком эмансипации, а наоборот - её недостатком. (про первый и третий случаи хочу тоже написать).
Вот как с таким бороться?

А насчёт алмазной трубки... Как ты понимаешь, я, по роду деятельности, периодически общаюсь со старыми геологинями и ещё часто слышу упоминания о них. Железные тётки! Они меня искренне восхищают. И кстати, складывается впечатление, что их было чуть ли не больше, чем геологов-мужиков. Не знаешь, так ли это?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: March 11th, 2013 12:34 pm (UTC) (Link)
тут есть такое дело. Защита - да, конечно, в самом начале. например пуштуны ещё в середине ХХ века не знали что такое семейное насилие мужчины уходили на полгода на заработки в другую страну, и даже не думали сомневаться в жёнах. А потом идёт монетизация экономики, втягивание в рынок, и возможность соответствовать "традиционным ценностям" становится а) неподъёмной для бедных; б) предметом престижа богатых и способом угнетения бедных. Поэтому, к слову, феминизм выход для мужчин-бедняков, равенство позволчяет не тянуться до "мужа кормильца-добытчика" (это примерно 70000 руб у нас в нерезиновой, я столько не зарабатываю). см. наш креатифф wsf1917.livejournal.com/260127.html
ray_idaho From: ray_idaho Date: March 11th, 2013 12:11 pm (UTC) (Link)
отлично, сохранил в твиттере
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: March 11th, 2013 12:35 pm (UTC) (Link)
рад, что Вам понравилось. Я регулярно читаю Ваш сайт и на многое ссылаюсь.
pronzus From: pronzus Date: March 11th, 2013 12:12 pm (UTC) (Link)
Кстати, раздельным обучением навеяно.

Скажи, а в ваше время в Павловке и т.д. парней селили отдельно от девчонок?

В наше время расселение было бе-ме добровольным и мы тупо поселились подгруппой. Никаких проблем не было. Когда девчонкам надо было сделать что-то специфически женское, они нас не надолго выставляли из домика. А польза, напротив, была - девчонки организовали график дежурств по комнате. Меж тем, как в чисто мужских комнатах часто царил тот ещё свинариум.

А вот сейчас поселение строго раздельное. Причём, похоже, уже и самим студентам не приходит в голову, что можно иначе.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: March 11th, 2013 12:37 pm (UTC) (Link)
в позднесоветское время (85 86 89, когда я был) - раздельно
beth4ever From: beth4ever Date: March 11th, 2013 12:14 pm (UTC) (Link)
Спасибо :)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: March 11th, 2013 12:35 pm (UTC) (Link)
Рад, что Вам понравилось
pronzus From: pronzus Date: March 11th, 2013 12:19 pm (UTC) (Link)

Ну, и немного лирики.

Извини за флуд, но пара цитат вспомнилась.

Насчёт сибирских геологинь:

...она была хороша той недостижимой в городах привлекательностью,
которой одаривают горы, леса, тундры, моря скромных геологинь,
изыскательниц, топографинь, археологинь. Без драгоценностей и
липовой косметики входят они в московские, ленинградские,
новосибирские компании, и пламя свечей начинает колебаться, и
мужчины, не какие-нибудь тридцатилетние юноши, а мужики
настоящие, молча приподнимаются с югославских диванов, готовые
тут же идти за незнакомкой в неведомые края, оставляя в снегах,
по краям дороги своего бегства разбитые должности, обломки
карьеры и совершенно новенькие, свеженаписанные исполнительные
листы алиментов. От вошедших пахнет полынью, степными звездами.
В словах - истина, в глазах - бездна. Трепещут обриллиантенные
жены, страх поднимается к горлу, умная ненависть ограненными
камушками сверкает в глазах. Но нет, нет, милые, не по души
ваших мужей прибыли эти временные ангелы. Вон в прихожей все
вытирает и вытирает ноги, ступить не решаясь на финские паласы,
тот, кто пришел вместе - двухметровый и чернобровый, седеющий
или лысеющий, с глазами, промытыми таежными ручьями, со
скулами, продубленными ледниковыми ветрами, с руками, которые
тут же хочется лепить из глины, вырубать из камня. И тихо сядет
на пол, как собака у ног хозяина. О, женщины, прибывшие
издалека! Какие за вами тянутся чернобурые хвосты далеких тайн!
Какие ясные звезды горят у вас во лбу! Какое истинное
целомудрие приобретено среди сотен сильных и красивых мужчин,
половина из которых влюблена в вас тайно!
В какие причудливые, горожанам ну совсем непонятные, формы
выливается эта любовь, которую принято называть "настоящая"!
Идут через перевалы по две недели на лыжах, чтобы на базе
полчаса чайку - именно чайку - попить при любимых глазах. А
потом - обратно, полгода вспоминать эти полчаса. И самолеты
тяжелые гоняют с восточного сектора Арктики в западный, и
деньги пачками в полыньи швыряют, и письма в стихах сочиняют, а
потом загружают радиосеть, передавая в эфир эти любовные
романы. Но уходят женщины, пришедшие издалека, уходят как
парусник, помаячат на горизонте белыми материями, а уж утром
пусто, нет ничего, хоть криком кричи. На востоке, на севере, в
горах, в степях их звезда. Сидят у своих костров, спят на
мазутном брезенте в вертолетном углу, до старости не сдаются на
милость панельным, многоквартирным тюрьмам. Терпят, ждут. Чего?
Неизвестно.

Юрий визбор, "Альтернатива вершины Ключ".

И насчёт сохранения знаний:

Вы только не подумайте, Халаддин, что я
ловлю вас "на слабо": здесь сейчас будет бездна работы, тяжелой и смертельно
опасной, так что нам понадобятся все: солдаты, механики, поэты...
-- А эти-то зачем?
-- "Эти" понадобятся как бы не более всех остальных. Нам ведь предстоит
спасать все, что еще можно спасти на этой земле, но прежде всего -- память о
том, кто мы есть и кем были. Мы должны сохранить ее, как угли под пеплом --
в катакомбах ли, в диаспоре, -- а тут без поэтов никак не обойдешься...

Кирилл Еськов, "Последний Кольценосец".
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: March 11th, 2013 12:36 pm (UTC) (Link)

Re: Ну, и немного лирики.

когда речь идёт о писателях, я всегда в сумнении - а насколько явленная ими правда художественная соответствует правде факта? ведь пушкин гений, но сальери не убивал моцарта, и был талантлив поболее его - не только как композитор, но и как учитель бетховена?
как с правдой факта в творчестве обоих этих писателей?
red_w1ne From: red_w1ne Date: March 11th, 2013 02:49 pm (UTC) (Link)
Очень интересно. Я смотрел недавно фильм про непальских маоисток - они рассказывали, что присоединялись в Народно-освободительной армии, чтобы уйти от патриархальной семьи и сопровождающих ее "радостей". В результате в НОА было 40% женщин, многие занимали командные посты. Сахновская была бы довольна.

Edited at 2013-03-11 02:50 pm (UTC)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: March 11th, 2013 02:51 pm (UTC) (Link)
да, я тоже читал такое. Во всяком случае, альтернатива в виде индуистского традиционализма к женщине совершенно беспощадна - также как к низкокастовым работникам
dimmel From: dimmel Date: March 11th, 2013 08:30 pm (UTC) (Link)
Вспомнилось, в записных книжках Марк Твена, эпизод про швейцарских женщин, которых вполне использовали в качестве тяглового скота. Он приводит случай, когда женщина затащила в гору рояль...
darena13 From: darena13 Date: March 12th, 2013 01:56 am (UTC) (Link)
Спасибо! Хоть кто-то поздравляет с 8-ым марта, а не с выдуманным днём весны, красоты, домашнего уюта и цветочков.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: March 12th, 2013 02:06 pm (UTC) (Link)
Рад, что Вам понравилось
frumentum From: frumentum Date: March 15th, 2013 03:42 pm (UTC) (Link)
Спасибо!

Кстати, сегодня в одном из сообществ опубликовали материал о Вирджинии Апгар. Оказалось, большинство участников думали, что Апгар -- врач-мужчина, а некоторые -- что это вообще аббревиатура :)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: March 15th, 2013 06:26 pm (UTC) (Link)
Рад, что Вам понравилось
а кто это на самом деле? врач - женщина?
voencomuezd From: voencomuezd Date: March 8th, 2015 05:54 pm (UTC) (Link)
А как Сахновская может быть генералом, если это звание введено в 1940-м?
35 comments or Leave a comment