?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Москва для праздного класса

vas_s_al

"Сегодня внезапно происходило архиинтересное событие. К нам приходил какой-то дядь из АНХ и рассказывал о том, как они пишут стратегию развития Москвы до 2025 года. Дядь в самом начале аккуратно сказал, что не понимает, за каким лешим его сюда позвали, а мы аккуратно ответили, что мы будем обязаны проводить экспертизу стратегии, когда её всё-таки допишут и потом выносить для депутатов вердикт - чушь написана, или нет.

То, как видит Москву инициативная группа - это весьма, весьма примечательно. Но сначала история вопроса. По уму, комплексная стратегия развития страны или её части (в данном случае Москвы) должна потом конкретизироваться в 3 документах: бюджете, генплане и целевых программах. Которые все дружно будут направлены на то, чтобы реализовать предложенное в стратегии.

По факту, стратегии у Москвы нет и непонятно, когда будет, старый генплан после известных событий приказал долго жить, а госпрограммы и бюджет - почти одно и то же. Стратегию писали при Лужкове, переписывали в кризис, отменили при Собянине и теперь пишут с нуля. Думаю, как раз к 2025 году допишут. Для того, чтобы правильно понимать стратегию, надо представлять в интересах кого она пишется. Целевая аудитория - молодые люди без определенного образа жизни (читай - без определенной профессии), делающие деньги в IT и финансах.

Основная проблема Москвы - разрыв между экономической мощью и комфортом проживания. Молодые люди (целевая группа) зарабатывают много бабок, но всё равно должны ехать во всякие Лондоны, т.к. в Москве мало парков и вообще некруто. Под углом повышения комфортности проживания в городе для богачей и следует рассматривать основные тезисы стратегии.

1. Москва стареет. К 2025 году пенсионеров будет 32-33% от всего населения, детей где-то 12%. Плюс всякие инвалиды и прочие маргиналы, которые не впахивают. Имеем почти 50% нетрудящихся. А их надо кормить и с их потребностями считаться. Чтобы бюджет потянул такое, надо либо пустить в город гастеров (ужос!), либо сделать так, чтобы оставшиеся 50% трудоспособного населения зарабатывали бы столько, чтобы хватало и им, и пенсионерам с детишками.

Таким образом, имеем комплексную проблему "отбиться от желающих понаехать и платить меньше неработающим", которая должна решаться комплексно:

Повышаем стоимость привлечения рабсилы. Принудительное обучение, налоги, проверки, что угодно, но чтобы таджиков было везти невыгодно. Повышаем стоимость жизни. Чтобы таджикам в Москве самим было невыгодно.

Повышаем налоги на землю и имущество. Чтобы пенсионерам было слишком дорого жить в Москве. Агитируем их выселяться в другие регионы (с сохранением московской надбавки к пенсии) и сдавать свои Московские квартиры. Пенсионеры массово становятся рантье и валят нафиг. Снижаем социальные выплаты из бюджета.

Чтобы налогов с доходов уменьшившегося в силу старения и нежелания пускать в город мигрантов рабочего населения хватало для поддержания города в рабочем состоянии, надо, чтобы оставшиеся получали МНОГО денег. Поэтому ликвидируем остатки промышленности, развиваем финансовый сектор и IT, т.е. те сферы, где можно делать деньги из воздуха. Нужно, чтобы к 2025 году "производительность труда" возросла в 1,5 раза.

Пишу "производительность труда" в кавычках т.к. тут явно под этим термином понимаются не дополнительные тонны стали и не дополнительные километры дорог, а дополнительные доходы. Думаю, можно переформулировать "нужно, чтобы к 2025 году реальные доходы оставшихся в Москве выросли в 1,5 раза".

Далее. Как уже было отмечено, надо под маркой "постиндустриального перехода" вывести из города производства, а сферу услуг "онаучить". Правда, я не уловил, как. Нанотехнологии в торговле, нанотехнологии в образовании... ))))

2. В Москве некомфортно жить в плане городской среды и качества услуг. Корень зол в том, что город слишком равномерен. Нельзя, чтобы все жили в усредненном Марьино. Необходимо сделать районы для богатых, сделать больше парков и мест отдыха и привлечь частника к оказанию услуг, которые традиционно оказывало государство. Необходима коммерческая медицина и коммерческая школа для богатых, чтобы богатые, так и быть, согласились жить в Москве, а не валить в Европы.

Таким образом, Москва должна быть превращена в город-парк, где приятно и очень дорого жить (чтобы не лезли всякие из-за МКАДа). Встает вопрос о том, как же будут зарабатывать жители дорогого города-парка без промышленности. Официальный ответ, что в Москве должны развиваться новые технологии для более продвинутого выкачивания нефти (честное слово, чел так и сказал - будем развивать IT для нужд сырьевой экономики), меня не очень устроил.

Думаю, правильный ответ содержался в требовании снизить НДФЛ с ренты с 13% до 7,5, развивать рынок арендного жилья и снизить цены на недвижимость. Вторая половина ответа заключалась в том, как дядь видит миссию столицы.
Столица, по его мнению - это насос, предназначение которого - выкачивать лучшие кадры из других регионов, доводить их до ума ("повышать капитализацию человеческих ресурсов") и потом... Куда потом девать поумневших регионалов, дядь не сказал. Но если качаем ИЗ регионов, а Москва не резиновая, значит немного пообтесавшиеся молодые люди (повысившие свою капитализацию) должны потом деваться В... Ну не в регионы же обратно, право слово.

Таким образом, стратегия развития Москвы выглядит следующим образом. Москва служит инкубатором для отбора и выращивания самых умных и зубастых провинциалов. Пенсионеры отправляются копать грядки, за счет господдержки рынок аренды жилья достигает огромных размеров, за счет сдерживания цен на квартиры возможно большее количество людей покупает квартиры и начинает сдавать их перспективной молодежи. Поскольку половина жителей города превращается в рантье, можно превратить весь город в парк и сделать для избранных очень качественное и очень дорогое образование и здравоохранение. Молодые люди, снимающие квартиры, работают в Москве где-то в штаб-квартирах сырьевых гигантов, финансах и IT, сфере услуг, чтобы платить квартплату, а потом, оперившись, валят за рубеж. На их место приходят новые. Процесс работает до тех пор, пока перспективных молодых людей в регионах не останется.

Что сказать? Это первая стратегия Москвы, которую можно считать стратегией. Если раньше во всяких программных документах я читал невнятное бормотание "хочу, чтобы всем стало хорошо", то тут - достаточно чёткий и по-своему логичный план, как сделать хорошо некоторым".

http://vas-s-al.livejournal.com/369113.html

P.S. Прочтя, как раз вспомнил, что при Лужкове развитие Москвы не планировали, а просто приспособлялись к стихийно идущим процессам. [Думаю, и тут сие происходит – вместо попыток переломить тенденцию в интересах общего блага стремление больше выжать из усугубления ситуации, превращения социальной язвы в норму жизнь – точь-в-точь как с законом «Об образовании»].

В природоохранном плане это означало полную ликвидацию нехилых плюсов первого Генплана Москвы 1935 года – лесопарковый защитный пояс со статусом ООПТ, «зелёные клинья» подмосковных лесов плавно переходят в природные территории города и доходят почти до центра Москвы. В 60-70-е страны у нас это перенимали в Канаде и много где ещё, лужковский же план развития Московской агломерации сие ликвидирует. Собственно, последний год мы и видим ликвидацию в действии. То есть Москва, может, и превратится в парк, а вот природные территории потеряет, не воспользовавшись даже той особенностью развитых стран, что в более богатых кварталах большая сохранность «островов дикой природы», лучшее озеленение и пр. Поскольку при вышеописанной ситуации развитие города как бы к лучшему неотделимо от уничтожения природного наследия под видом "благоустройства", наши богачи вряд ли поймут, что природные территории входят в комфорт проживания.

UPD. В разговоре всплыли интересные перекосы, присущие защитникам природы именно из среднего класса. Говоря об экологической опасности, они в первую очередь, образно говоря, обращают внимание "на завод" и закрывают глаза "на частные автомобили" (недавний пример в Красноярске). Однако есть такая урбанистическая закономерность - во всех агломерациях с ростом людности города роль промышленности как источника загрязнения снижается, особенно сильно после 100 тыс, в других случаях 300-500 тыс. населения, и на 1-е место выходит автотранспорт, особенно частный - что легковушки, что грузовички и фургончики. И то, что экологически неравнодушные представители среднего класса избыточно реагируют на первое, недостаточно - на второе, говорит много об их предубеждениях и мало - о действительное иерархии рисков.
      UPD2. Автор дал ссылку на аудиозапись выступления.

Tags: , , ,

48 comments or Leave a comment
Comments
nepilsonis_eu From: nepilsonis_eu Date: January 25th, 2013 06:19 pm (UTC) (Link)

Товарищеское самораскрытие

Очень интересно.
Что у трезвого на уме...

Как бы по сути ничего нового, новизна в откровенности изложения. С пролетарской прямотой рубит товарищ.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 25th, 2013 06:23 pm (UTC) (Link)

Re: Товарищеское самораскрытие

Ну это краткий пересказ содержания, изложение скорей всего было более витиеватым и маскируемым благопожеланиями.
nepilsonis_eu From: nepilsonis_eu Date: January 25th, 2013 06:51 pm (UTC) (Link)
Вот ещё такой вопрос, извиняюсь, если не по уровню вашего Журнала.

Вот как-то слово "богатый" стали употреблять как некое свойство человека. Типа "рыжий", "толстый", "худой". Как бы как свойство индивида.

В реале же, богатство - это не свойство индивида, но только некая позиция в некой общественной иерархии. Богатство - коллективный феномен, а не индивидуальный, типа: "живущий на верхнем этаже", "живущий на нижнем этаже", "идущий по нечётной стороне улице".

Путаница в словоупотреблении перешла в путаницу в реале.

Мешаются в одну кучу "богатые", старики, таджики и дети.

Старик, таджик, ребёнок - свойства индивида.
Богатый - позиция в коллективе.

Сейчас, в пору электронных банковских систем и чипов в паспортах богатый может перестать быть богатым к 10:00 следующего дня.

wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 25th, 2013 07:31 pm (UTC) (Link)
я вполне согласен с Вашим недоумением; эмпирически эта тенденция объясняется тем, что самый верный способ стать богатым при кап-ме - это родиться в богатой семье. Несмотря на слова про "равенство возможностей", соц.статус в развитых странах наследуется, отчего и возникает иллюзия что это природное свойство.
http://slon.ru/economics/zapad_kastovoe_obshhestvo-261868.xhtml
точно также как в СССР, когда после войны стали писать национальность не по личному выбору, а строго по нац-ти одного из родителей, это "биологизировало" представление о нацпринадлежности и сильно укрепило национализм в республиках, особенно тех где нац. интеллигенцию выращвали быстрей, чем местный рабочий класс. А кому и зачем надо поддерживать эту тенденцию, тоже довольно понятно
Поэтому не токмо "богатый" но и "таджик" - не свойство индивида, это оценка принадлежности со стороны общества (как и любая оценка людей по национальности и расе). А что такие оценки как "богатый" и "бедный" пытаются сделать из релятивных характеристик атомарными, как бы природными свойствами соответствующих людей - то это вполне понятная реакция общества, в основе которого лежит разделение на богатых и бедных. Ведь иначе вдруг люди усомнятся в его естественности?
и поскольку классовое угнетение при капитализме не может без национального/расового (http://wolf-kitses.livejournal.com/99736.html), то возникает спрос на примордиальные теории наций, интерпретирующие принажлежность к ним как "естественное свойство". Хотя реально нации это воображаемые сообщества, конструкты, туда входят точно также, как делаются богатыми (и со сходными препятствиями, "удерживающими в бедности").
вот как-то так я думаю
kirrus_owmil From: kirrus_owmil Date: January 25th, 2013 07:08 pm (UTC) (Link)
Прямо Париж эпохи Второй Империи. Интересный проект на самом деле.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 25th, 2013 07:31 pm (UTC) (Link)
Да
burduh From: burduh Date: January 25th, 2013 09:16 pm (UTC) (Link)
В Тольятти похожие процессы пытаются до сих пор переходить.

А потом да, мы будем читать зарубежные методички по планированию и умиляться "зелененькому".
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 27th, 2013 06:49 pm (UTC) (Link)
да, это верно и печально
shin1 From: shin1 Date: January 26th, 2013 12:19 am (UTC) (Link)
ну собственно часть программы тупо содрана, - хотела написать я и осеклась.
собственно Собянин с наших краев, он и продвигает то, что уже делал:)
пенсионеры валите с севера - это давний призыв, тут нужны добытчики нефти. проблем тут много. во-первых, никто с большой земли не в восторге от идеи платить повышенные пенсии ,собственно никто особо и не платит , поэтому пенсионеры не выписываются, тем более что прописанные получают региональные надбавки и другие бонусы, ради которых все приезжают раз в год на подтверждения свое права на эти льготы.
раньше было много программ перселения с северов типа отдай квартиру и получи снчала дом, потмо квартиру на большой земле. некоторые даже в это вписались
потом народ понял, что они отдают квратиры по цене близкой к московской а получают копеечной стоиомости жилье и, что продав свою, он может купить несколько таких, желающих отдать свои квартиру за копейки плюс потеря бонусов с потерей прописки поставили на всех этих идеях крест.
что касается отсального - москва и сейчас насос. так что это просто попытка высосать из этой идеи деньги
про остальное. промышленность в москве я думаю самоубийственна по себестоимости. здесь действительно имеет смысл держать только те произволства, которые очень чувствительны к выскоквалифицированной рабочей силе, которую нельзя припахать удаленно, и дорогую продукцию которых будут покупать
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 27th, 2013 06:51 pm (UTC) (Link)
Понял, спасибо за рассказ
ta From: ta Date: January 26th, 2013 03:21 am (UTC) (Link)
Интересно, как эта программа будет сочетаться с федеральной. Например, новый закон о регистрации, если его примут, как раз против рантье и их квартиросъемщиков, ИМХО.
nepilsonis_eu From: nepilsonis_eu Date: January 26th, 2013 09:35 am (UTC) (Link)
Мне кажется, что "программа" сочинена в полном отрыве от реальности. Она интересна как образчик мышления "креативного класса".
katyozhka From: katyozhka Date: January 26th, 2013 03:44 am (UTC) (Link)
"промышленность в москве я думаю самоубийственна" - сдается мне, что не в одной только москве...:)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 27th, 2013 06:55 pm (UTC) (Link)
есть такая урбанистическая зак-ть - с увеличением людности города меняются основные загрязнители, место промышл-ти занимает транспорт, в первую очередь частный (http://scepsis.ru/library/id_3161.html). Он и самый губительный, а не пром-ть. То что экологически озабоченные представители среднего класса видят малую угрозу первого и не видят большой от второго, многое что говорит об их предубеждениях, но достаточно слабо вяжется с реальной экол.опасностью
blau_kraehe From: blau_kraehe Date: January 26th, 2013 08:45 am (UTC) (Link)
а мне кажется, описанный здесь процесс (подорожания, выжимания бедных, замены промышленности на более доходные виды деятельности) и так уже идет в Москве, разве нет? Правда, это только поверхностное впечатление...
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 27th, 2013 07:01 pm (UTC) (Link)
Да, конечно. Собственно, наши власти не утруждают себя выдумыванием и проведением какой-то особой политики. Они просто узаконивают те "пятна" социальной деградации, которые начинают стихийно складываться - что в образовании, что в городской политике - вместо того чтобы попытаться с ними что-то сделать. см. этот показательный разговор - даже как бы левый участник протестов не видит в такой практике ничего плохого http://kmartynov.livejournal.com/1802437.html?thread=20909509#t20909509 Я думаю, так потому что у наших воробуржуев все силы ума и души направлены на то, чтобы сняв сливки с экспорта сырьевых, интеллектуальных и прочих ресурсов, удобней устроиться в 1м мире. Специализация РФ в капсистеме уже сложилась, и они не самоубийцы, чтоб её менять - потеряют доверие западных инвесторов
nenastja From: nenastja Date: January 27th, 2013 03:48 am (UTC) (Link)
Я только не поняла, почему предполагается, что молодежь должна уезжать? Вроде бы медицина, образование, парки - это то, что нужно для разведения детей. Другое дело, что за границей этим эффективнее заниматься в пригородах (и надо их соответственно развивать - чтобы дети там учились, а взрослые относительно комфортно доезжали до работы в центре), но не исключено, что из-за особенностей климата у нас получается не так.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 27th, 2013 07:01 pm (UTC) (Link)
Например, потому, что сырьевой характер нашей экономики позволяет зарабатывать деньги лишь обслуживая экспорт наших ресурсов за рубеж, или прислуживая уже ставшим богатым на этом пути.
Естественным образом это ведёт к культурной вестернизации - предпочтение "их" науки и техники, преуменьшение их проблем и пр., вплоть до низкопоклонства, обозначаемого мемом "сраная рашка катится в сраное говно".
Соответственно, переезд туда будет восприниматься как честно заслуженный пропуск в рай.
(Suspicious comment)
vas_s_al From: vas_s_al Date: January 28th, 2013 05:37 am (UTC) (Link)
Постараюсь сегодня найти и выложить аудиозапись выступления, чтобы не быть испорченным телефоном.

Я надеялся, что наше "светлое" будущее кого-нибудь заинтересует.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 31st, 2013 09:26 pm (UTC) (Link)
Спасибо большое. Видите, многих заинтересовало, и масса всего интересного проявилась в комментах
vas_s_al From: vas_s_al Date: January 28th, 2013 05:48 pm (UTC) (Link)
Обновил свой пост, добавил в него аудиозапись выступления.
Вот ссылка на скачивание: http://yadi.sk/d/uiTEl25b2BaaS
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 31st, 2013 09:26 pm (UTC) (Link)
Спасибо, добавил в пост
vas_s_al From: vas_s_al Date: February 1st, 2013 08:26 am (UTC) (Link)
Вольф, ДЭПР разродился стратегией. Висит на оф. сайте. Посмотрите, пожалуйста.

http://vas-s-al.livejournal.com/394435.html
48 comments or Leave a comment