Вольф Кицес (wolf_kitses) wrote,
Вольф Кицес
wolf_kitses

Category:

Брак и семья в средневековой Франции

Из книги Ю.Л.Бессмертного «Жизнь и смерть в средние века» (очерки демографической истории Франции). М.: Наука, 1990.

1. Утверждение церковной модели брака (моногамного, нерасторжимого и единственного) началось с 12 в., когда он стал таинством, а статус единственно правильной она завоевала к 15 в., всё прочее разнообразие форм половых союзов, признаваемых и одобряемых обществом, стало «неправильным» или «нелегальным». Это привело к различным последствиям: с одной стороны, резко выросла проституция, участились изнасилования одиноких женщин группами молодых мужчин, по разным, обычно экономическим причинам не дотягивающим до «законного брака», на то и другое власти смотрели сквозь пальцы. С другой стороны, церковный брак укрепил социальное положение знатных дам, за счёт лучшей охраны их имущественных прав, уменьшил приниженность женщин в этом слое по сравнению с предшествующим периодом. В т.ч. уменьшилась – хотя и не исчезла вовсе – риторика об изначальной греховности женщин, с отсылкой к историям из Писания. И если в предшествующую эпоху обязанность жены подчиняться мужу считалась бесспорной, то в эту появились первые голоса, ставящие вопрос об условиях и границах этого подчинения, в т.ч. из среды первых учёных женщин.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16


2. Исходная модель брака и семьи (=разного типа половых союзов, признанных и одобренных «малым обществом», соседями и сеньором) у гало-римлян и германцев, слиянием которых получились французы.

1-2-3-4

3. Разнообразие форм половых союзов - суаньтаж, конкубинат и др. до утверждения в обществе модели церковного брака (которая, как пишет автор, в раннем Средневековье утверждалась  трудней всего).

1-2-3-4-5

Автор доказывает, что брака (= «единственно верной» формы такого союза, которую учитывают церковные и светские власти, в церемонии заключения которой они участвуют, и т.д.) в ту пору ещё (и уже) не существовало, и даже учёнейший аббат Сугерий называл браком помолвку своего господина, хотя дело расстроилось, и невеста  даже не выехала из поместья. В жизни простолюдинов брак ассоциировался прежде всего с соитием, с последующей совместной жизнью, а не с церемонией и вытекающими из неё правами и обязанностями.


Tags: всемирная история, демография, общество, освобождение женщины, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments