?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Биологическое и социальное-3 - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Биологическое и социальное-3
«В одной из своих работ Caspi et al (2002) исследовали взаимоотношения между плохим обращением в детстве и наличием определённого аллеля фермента моноаминоксидазы А (MAOA). Она метаболизирует несколько типов нейротрансмиттеров (адреналин, норадреналин, серотонин, мелатонин, гистамин, дофамин и т.д.), и уровень МАОА, который определяется разными аллелями гена, локализованного на Х-хромосоме, в ряде выборок скоррелирован с уровнем агрессивности (низкий уровень МАОА ассоциирован с высоким уровнем агрессии). Данные, полученные на выборке из Новой Зеландии, показывают, что мальчики с низким уровнем МАОА чаще проявляют асоциальное поведение, но лишь в случае опыта дурного обращения в детстве. В случае же детей, не испытывавших дома плохого обращения, уровень антисоциального поведения для мальчиков с низкой активностью МАОА был даже несколько ниже, чем у мальчиков с высокой активностью МАОА.
В другом исследовании сходная ситуация была обнаружена для детей, имевших разные варианты гена серотонинового транспортёра 5-HTT, при исследовании связи условий развития в детстве и депрессии (Caspi et al, 2003). Для индивидов с одним из вариантов генотипа  (LL) связей между недавними депрессиями и ранним дурным обращением не наблюдалось. Напротив, у индивидов с генотипами LS и SS по 5-HTT те, чей опыт в детстве был стрессирующим, были более склонны к эпизодам депрессии вскоре после совершеннолетия, чем не имевшие такого опыта…. Эти данные согласуются с идеей, что условия воспитания детей модулируют генетические эффекты, изменяя фенотип и, возможно, меняя генно-средовые отношения таким образом, что воздействие может передаваться через поколение [о чём см. стр. 225-226 той же статьи. В.К.].
Дети не выбирают, подвергаться ли им дурному обращению в семье, но родительское поведение может варьировать в зависимости от генотипа родителей, что запутывает анализ генно-средового взаимодействия. Это смешение может быть преодолено в исследованиях на животных, работа Steven Suomi с коллегами исследует этот вопрос на макаках-резус (Suomi, 2004).
В одном из своих исследований Suomi c соавторами изучали отношения между разными аллелями гена 5-HTT (LL – гомозигота по «длинному аллелю», LS – гетерозигота, содержащая «короткий» аллель), агрессией и характером материнской заботы (Bennett et al, 2002). Выращенные без матери обезьяны демонстрировали высокий уровень агрессии в том случае, если они обладали LS аллелем, но не в том случае, если они обладали LL аллелем. Для выращенных матерями обезьян не было найдено никакой связи между аллелем 5-HTT и агрессивностью. Аналогичный буферный эффект материнского воспитания наблюдался и для влияния генотипа по 5-HTT на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую реакцию на социальную сепарацию (Barr et al, 2004) и на нейроповеденческое развитие после рождения (Champoux et al, 2002). Suomi (2004) полагает, что из обнаруженных закономерностей следует возможность передачи между поколениями определённых поведенческих характеристик. Ранее уже было показано, что материнское поведение может передаваться между поколениями даже при воспитании обезьянами приёмных детёнышей (Suomi, 1999)».
 
David F. Bjorklund, 2006. Mother knows best: Epigenetic inheritance, maternal effects, and the evolution of human intelligence // Developmental Review. V.26. P.213–242.

UPD. Биологическое и социальное-1 и 2.

Tags: , , , ,

2 comments or Leave a comment
Comments
pronzus From: pronzus Date: September 14th, 2011 09:00 pm (UTC) (Link)

Оффтоп.

Ты в курсе, что завтра (то есть, уже сегодня, 15-го) на том же месте (возле памятника Пушкину) пройдёт очередной митинг против реформы образования? Пойдёшь? Я, скорее всего, пойду. В 19.00 там всё будет.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 14th, 2011 09:59 pm (UTC) (Link)

Re: Оффтоп.

Я протупил, до сего дня думал, что это будет 19-го, и на завтра как раз на это время назначил занятие студням (((
2 comments or Leave a comment