?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Про еврейское мореплавание - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Про еврейское мореплавание

«Из документов [Каирской – В.К.] Генизы нам известно, что евреи владели судами и путешествовали или посылали грузы на принадлежавших им кораблях по арабским и индийским морям. Но мне никогда не встречались упоминания о еврейских моряках в этой части света.

Что касается Средиземноморья, то в Генизе попадаются случайные ссылки на моряков-евреев (навати, производное от греческого слова, встречающееся в иврите и в арабском, отзвуком которого является английское navy).

Это различие несомненно возвращает нас к тому факту, что спорадические упоминания о еврейском мореплавании в Средиземноморье в позднеисламские времена обозначают лишь слабеющие следы еврейской активности, которая, как мы знаем из христианских источников, была гораздо большей в предшествующий период.

Тут я хочу предложить один пример, который интересен и сам по себе, но к тому же еврей и араб в нем действуют за две сотни лет до Мухаммада. Я имею в виду совершенно очаровательный рассказ Синезиуса, греческого ученого, о своем путешествии в 404 г. из Александрии в маленький порт на побережье Северной Африки.

Корабль, на котором ему случилось плыть, принадлежал еврейскому шкиперу, команда тоже была преимущественно еврейская. Автор с юмором объясняет, что довольно эксцентричный кормчий при помощи ширмы отделил пассажирок, которые по большей части были молоды и красивы, от мужчин.

Разразился ужасный шторм, но шкипер вдруг оставил руль, все бросил и начал громко читать что-то по свитку. Самые красноречивые увещевания пассажиров на него не действовали, так как был вечер пятницы, который, как объясняет Синезиус, принадлежит уже к следующему дню, к субботе, во время которой евреям не полагается работать.

Однако на борту было много арабов, служивших в римской коннице. Один из них выхватил меч, угрожая обезглавить шкипера, если тот немедленно не возвратится на свое место у руля. Но еврей упорствовал. Только в полночь, когда положение выглядело совсем скверным, он вернулся к исполнению своего долга, заявив следующее:

"Теперь нам действительно угрожает смерть, и в таких случаях разрешается работать в Субботу".

Естественно, это утешительное сообщение вызвало большой шум, но корабль благополучно пристал к берегу, хотя и не в порту назначения. (Эту историю можно прочесть полностью в очень полезной книге: Jacob R. Macus. The Jew in the Medievel World. Cincinnati, 1938.)

Хотя Гениза сохранила сотни документов, относящихся к средиземноморской торговле в позднеисламские времена, там не найдешь ничего такого о жизни еврейских моряков, что можно было бы сравнить с повествованием Синезиуса. Складывается впечатление, что к XII в. евреи были полностью вытеснены из этой профессии».

Шломо Гойтейн. Евреи и арабы

 

P.S. Хотел спросить ув.siegmund_kafka и nomen_nescio – есть ли данные о плавании евреев по Красному Морю в Йемен, на Сокотру, или по Аравийскому – в Оман и Индию в эллинистическую или домусульманскую эпоху?

 

 

Tags: , ,

21 comments or Leave a comment
Comments
diana_spb From: diana_spb Date: May 15th, 2011 06:40 am (UTC) (Link)
Забавная история, спасибо!

Edited at 2011-05-15 06:40 am (UTC)
siegmund_kafka From: siegmund_kafka Date: May 15th, 2011 06:48 am (UTC) (Link)
канэшна, да.
Во всех указанных места, кроме Омана (просто не знаю) были еврейские населенные пункты, которые служили именно портами. Сокотра упоминается несколько раз в других контекстах, не саязанный с морской торговлей.
Уже в Мишне есть глава, посвященная продаже корабля, где разбирается вопрос, что именно продается вместе с кораблем, например, включает ли это комманду и груз и проч., с перечислением.
Мы с reu_k как-раз пишем книгу на материале "рассказов морских путешественников из Вавилонского талмуда". Ближе к июню могу послать куски.
andrei_koval From: andrei_koval Date: May 15th, 2011 09:18 am (UTC) (Link)
А не можете выложить упоминания про Сокотру? Мне это очень важно.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 16th, 2011 06:04 am (UTC) (Link)
спасибо, будет оч.интересно прочитать
huglaro From: huglaro Date: May 15th, 2011 07:13 am (UTC) (Link)
Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной
)))
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 16th, 2011 04:09 pm (UTC) (Link)
А что значит эта реплика? я не очень понимаю (((
(хотя мб дочитав Грейвса с Патаем пойму)
huglaro From: huglaro Date: May 16th, 2011 04:20 pm (UTC) (Link)
Как ты сам знаешь, Завулон сын Лии и Иакова. Иаков в 49 главе Бытия предсказывает будущее всем своим детям "Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной". От Завулона пойдет ветвь евреев-мореходов, хотя сам Завулон, судя по Бытию, у моря все же никогда не жил (?). Вот я и попыталась пошутить, что эти пираты - потомки Завулона )
andrei_koval From: andrei_koval Date: May 15th, 2011 09:25 am (UTC) (Link)
Это четвёртое письмо Синесия. Больше половины матросов и кормчий, пишет он, были иудеями. Он их именно иудеями называет, не евреями.
From: (Anonymous) Date: May 15th, 2011 11:14 am (UTC) (Link)
иудеи sut' евреи i ne morochte nam golovy, kak nam sebja nazyvat'/
andrei_koval From: andrei_koval Date: May 15th, 2011 11:41 am (UTC) (Link)
Да шо Вы говорите. А о прозелитизме слышали? А таты -- евреи?
misha_makferson From: misha_makferson Date: May 15th, 2011 08:40 pm (UTC) (Link)
>А таты -- евреи?
Насколько я понимаю считается что да. Переселённые (возможно не совсем добровольно) евреи Ирана.
Лучше в пример приводить фалаша которые точно не евреи.
andrei_koval From: andrei_koval Date: May 15th, 2011 08:52 pm (UTC) (Link)
Да тут много чего можно в пример привести. Вообще смешное высказывание. Ни к чему тут из пушек по воробьям.
(Deleted comment)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 16th, 2011 06:02 am (UTC) (Link)
В те времена это было так или почти так: ведь национальностей до капитализма не было, были только разделения по вере/культуре
то
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 16th, 2011 08:12 pm (UTC) (Link)
Он их именно иудеями называет, не евреями. /
а в греческом того времени было соответствующее различение "иудейской веры" и "еврейского народа"?
andrei_koval From: andrei_koval Date: May 16th, 2011 08:21 pm (UTC) (Link)
Ну как раз вот у Штерна об этом много. Конечно, по большей части это совпадало. Тут не поспоришь. Но лишь по большей части. Всё равно ведь оппозицию Иудайос/Хэбрайос никуда не денешь. И там было всё же различение этноса и вероисповедания. То есть иудеями могли быть и не-евреи.
andrei_koval From: andrei_koval Date: May 15th, 2011 09:46 am (UTC) (Link)
А в 4. 113 Синесий называет кормчего Маккавеем!
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 16th, 2011 06:01 am (UTC) (Link)
да, прочёл у тебя, спасибо.
Хотя Маккавей выкинул бы этого наглеца за борт )))
andrei_koval From: andrei_koval Date: May 16th, 2011 07:20 am (UTC) (Link)
В том-то и дело, что Синесий имеет в в иду мученика, а не воина.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 16th, 2011 08:15 pm (UTC) (Link)
да, теперь понял )))
zogin From: zogin Date: May 15th, 2011 07:37 pm (UTC) (Link)
Помнится a_nikonov во фрико-опусе "Предсказание прошлого.." выдвинул тезис. Мол евреи регулярно путешествовали в Америку во времена Римской империи. И дескать именно по этому в штате команды Колумба присутствовал переводчик с иврита. Колумб мол это знал и собирался на иврите с индейцами общаться.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 16th, 2011 06:00 am (UTC) (Link)
На этот счёт есть более простые объяснения. Экспедицию Колумба субсидировали и поддерживали многие богатые/знатные марраны, стремясь спастись от надвигающегося костра, да и сам мореплаватель вроде был конверсо
21 comments or Leave a comment