?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Первомайское


Вчера

«Меню рабочей семьи [квалифицированных рабочих – В.К.] из Франкфурта-на –Майне в 1900 году выглядело примерно так:

По воскресеньям можно приготовить фунт мяса и немного овощей, по дешёвке купленных перед закрытием рынка. По понедельникам я готовлю гороховый суп с суповой зеленью и парой картофелин… Во вторник можно подать суп из поджаренной крупы и картофель с овощами, причём мужу (sic!) добавить немного колбасы. Вечером я пью кофе или что-нибудь тёплое, что останется. По средам можно приготовить кислую капусту с картофельным пюре, тогда к этому я готовлю для мужа (!) свиную ногу, чтобы у него было немного мяса. В четверг можно приготовить бобовый суп с суповой зеленью, небольшим количеством муки и лука… В пятницу можно приготовить также недорогой молочный суп. Я достаю чёрствый хлеб, муку и битые яйца, которые можно купить очень дёшево и делаю клёцки, а также к этому немного фруктов… В субботу можно также сварить хороший картофельный суп из полфунта баранины за 20 пфеннигов».

Как явствует из этого примера, лучшая по качеству и более богатая жирами пища предназначалась работающим членам семьи, прежде всего супругу и отцу. Женщины и дети были ограничены в потреблении мяса, масла и жиров. «Женщины и дети едят маргарин, денег в хозяйстве просто не хватает на большее», - заметила о положении жён рабочих буржуазная деятельница Алиса Саломон, боровшаяся в 1900 гг. за права женщин. А жена рабочего из английского города Йорка сообщает: «Если нам когда-либо нужно купить что-то особенное, пару сапог для одного из детей или в этом роде, для меня и детей нет обеда, или, может быть, чашка чая с куском хлеба, но Джим всегда получает свою еду на работу, и я никогда ничего не рассказываю ему об этом».

Еду готовили, как правило, без изысков. Всё нужно было сделать быстро и по возможности просто. Во многих семьях рабочих не было подходящих плит. В большинстве случаев создать припасы съестного было невозможно из-за отсутствия денег, возможностей хранения в свежем виде, недостатка места. Покупали поэтому всегда понемногу, например, одну десятую фунта кофе или масла, одно яйцо, три фунта картофеля и т.п. Основная масса рабочих жила в буквальном смысле слова «из руки в рот» (нем.von der Hand in den Mund leben (букв. «жить из руки в рот») = русскому «едва сводить концы с концами» прим. пер.). Преобладало потребление холодных блюд.

 

В одной из анкет опрошенные работницы самой тяжёлой домашней работой назвали не приготовление пищи, а стирку белья. «Рациональное ведение хозяйства», как позднее требовали буржуазные женские общества и функционеры рабочего движения, было невозможно. Имел значение недостаток знаний о ведении домашнего хозяйства у многих жён рабочих; после школы они сразу начинали работать, чтобы пополнить семейный бюджет. Чтобы познакомить их с основами домашнего хозяйства, не хватало ни времени, ни подходящих примеров. Только с наступлением нового, ХХ в. повышение реальных доходов и рост потребностей позволили рабочим семьям больше заботиться о питании.

Райнхард Зидер. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIIIXX вв.). М.: изд-во  ВЛАДОС, 1997. С.187-188

 

Сегодня

 

zemleroi

«В Канаде послезавтра проводятся досрочные парламентские выборы, на которых НДП, социал-демократическая партия, должна, согласно опросам, набрать значительное число голосов. Впервые в истории канадской политики у социал-демократической партии есть надежда стать официальной оппозицией. Канада - страна, где экономика и раньше была в значительной степени сырьевой, но за последние несколько лет деиндустриализация здесь проходила быстрее, чем в США и в Великобритании.

Закрываются даже лесопилки, а круглую древесину теперь отправляют на переработку в Китай. Безработица, которая в провинции Онтарио составляет более 8%, а в бедных приморских провинциях достигает 14%, ощущается в Канаде не так остро, как в США. Дело в том, что безработный в Канаде получает государственное пособие, в то время как в Соединённых Штатах пособие - в каждом штате своё: в некоторых штатах выплаты длятся всего две недели. Ну и кроме того, в Канаде все имеют доступ к государственному здравоохранению (обязательное медицинское страхование осуществляется через провинциальное учреждение). Правда, именно со здравоохранением существуют серьёзные проблемы. О приватизации здравоохранения на протяжении более сорока лет политики не могли и говорить. Однако там, где нельзя приватизировать напрямую, всегда можно найти другую форму.

В Гондурасе эта форма называется "муниципализация", когда народное образование объявляется ответственностью не государства, а отдельного муниципалитета. Муниципалитет за школу (больницу, канализацию, водопровод) платить не может - школа и больница хиреют, канализация и водопровод начинают работать с перебоями (то же самое на Украине, в г. Житомире). Вот тут-то и становится очевидно, что без эффективного собственника не обойтись. Куда-то собственник приходит из-за рубежа, где-то им становится городской голова - дела это не меняет: приватизация свершилась сама собой.

Так вот, и в Канаде, этом самом благополучном 51 штате, здравоохранение вплотную подведено к приватизации. Не знаю, как называли проводившие в своё время реформы центристы из Либеральной партии, но ответственность за здравоохранение давно перешла от федерального правительства к провинциальному. Федеральное правительство, конечно, выделяет деньги провинциям. Но денег этих не хватает. В результате приёмные отделения больниц забиты, инфарктники сидят там часами, люди с переломанными ногами ждут по одиннадцать часов; очередь к специалисту такая, что легче всё-таки дойти (не прибегая к услугам "скорой помощи") пешком до приёмного отделения.

Вот на этом фоне страна оказывается расколота: одни говорят, что надо наконец-то разрешить людям самим платить за больницы и врачей. Пусть частные клиники разгрузят государственные. Не надо, говорят, ликвидировать государственную систему. Но частную-то разрешите! Так говорят консерваторы (партия "ПК", Прогрессивные консерваторы). Центристы ("Либеральная партия") призывают ничего не менять. Социал-демократы (НДП) призывают направить деньги на поддержку всей системы здравоохранения.

Конечно, Канада не Гондурас, а Россия скорее Гондурас, чем Канада. Но логика знакома и нам. Если продать разом все больницы, школы, музеи, в народе создастся ненужное возмущение. Надо это сделать в два этапа. Сперва можно всё оставить на месте, но слегка изменить правила. Школы пусть будут, но платить учителям станем совсем мало (так уже у нас). Библиотека останется на месте, но её мы переведём на хозрасчёт и туда нельзя будет проносить ручку, бумагу и фотоаппарат (так сейчас в Баку, сообщает [info]Граф Гернийский). Больница пусть стоит, но не станем переводить туда деньги на лекарства.

Канализация и водопровод пусть пока будут государственными, но чинить их не станем, чтобы время от времени выключать воду и дать людям пропитаться зловониями. А обыватель, спустя некоторое время, с омерзением взглянет на развалины государственных зданий, и сам потребует всего частного.
Цель же разрушения социального государства везде одна и та же: увеличить прибыли капиталистов и одновременно создать новые области приложения капитала. Как говорится - объективная необходимость. Так устами людей говорит интерес капитала» [в тему –
грустные стихи Марата Ахтьямова. В.К.].

http://zemleroi.livejournal.com/82126.html?mode=reply

 

Завтра?

 

Vidnjana

 

Солидарность трудящихся

«Вот чего в России нет, так это солидарности трудящихся.
Впрочем, и других видов солидарности негусто, общество атомизировано, но уж на месте солидарности трудящихся - прямо-таки чёрная дыра.
Сейчас принято обвинять в этом самих трудящихся, что на мой взгляд, столь же глупо (если, конечно, не ангажировано), что и выказывание де Местра "Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает". Что и высказывание Монтескье «Каждый народ достоин своей участи». Глупо, потому что отождествлять достоинство или заслугу с существующим положением означает попросту сделать бессмысленными и излишними слова "достоинство" и "заслуга".
Если любой защитник чьих бы то ни было прав решит, что его подзащитный достоин своей участи, сам во всём виноват, получил по заслугам, то защита станет противоестественной.

Так ему и надо.
Впрочем, странно обвинять в отсутствии солидарности трудящихся и правящий класс, и его государство - понятно, что им такая солидарность невыгодна.
Я бы воздержался вообще от обвинений кого бы то ни было.
Скорее всего, время ещё не пришло.
Живём мы в довольно отвратительную эпоху нарастания индивидуализма.
Всяк от него страдает, но пока что мера страдания не перешла в осознание "так жить нельзя".

Пока что представляется, что вполне себе можно.
У многих есть ещё надежды, что ежели пролезть по головам "неудачников", то можно обрести искомое благополучие, хотя разумеется, никому не хочется, чтобы лезли именно по его голове, сочтя "неудачником".
По чьей-нибудь другой, и так думают все.
Осознание того, что рано или поздно пройдут именно по твоей голове, и что чем большему количеству людей будет свойственная сия психология, тем ходить будут чаще, отсутствует.

У многих, у большинства есть надежды, что если жить конформистской частной жизнью, то всё будет в порядке. Нет понимания, что частная жизнь в современном обществе невозможна. Что все сейчас зависят от всех, а островки суверенной стабильности с лица земли постепенно исчезают.
Ещё пока есть надежды, что как-то оно всё само собой когда-нибудь и кем-нибудь образуется и сделается. Возьмёт - и улучшится. Внезапно повезёт.
А те, у кого вышеперечисленные надежды исчезли, предпочитают уезжать.

Туда, где жить хорошо, потому что кто-то другой эту лучшую жизнь уже построил.
Все эти иллюзии должны пройти у больших масс населения, прежде чем станет возможным говорить о солидарности.
К солидарности в деградировавшем обществе толкает ощущение, что никаких надежд на лучшее нет, что дальше будет только хуже, что сбежать невозможно и что терять уже нечего.
Когда люди перестают надеяться на богов, царей и героев, на государство и законы, и понимают, что опереться можно только на таких же, как и они сами.
Свобода, равенство и братство возникают лишь после исчезновения позиции войны всех против всех или "моя хата - с краю".
Но, повторюсь, от чьего-то прекраснодушного мечтания индивидуализм не исчезнет.
Должно появиться настроение безысходности и стать всеобщим, овладеть массами.
В том довольно-таки жутковатый смысл коммунистической идеологии: она именно говорит о тех, кому нечего терять, кроме своих цепей. О движении отчаявшихся и потому отчаянных.

Тут работает пресловутая "диалектика", если угодно: к позитивному изменению ситуации можно прийти лишь от потери всех надежд на её изменение, когда люди хватаются за соломинку солидарности, даже толком не веря в неё, просто потому, что все прочие пути закончились тупиками.

Впрочем, возможен, конечно, и сценарий тихого умирания, замещения русского народа какими-то иными солидарными народами. Почему нужно думать, что на суицид способен лишь индивидуум. Возможно, и народы могут стремиться к смерти. [вот это мне представляется ошибкой, столь же опасной, как индивидуалистические иллюзии. Невозможно противостоять вымиранию и корыстному давлению тех, кто эксплуатирует индивидуалистические иллюзии, если страдающие от них трудящиеся будут сами делиться по нациям. Тем более что иллюзия национальной общности отлично дополняют и укрепляют иллюзию индивидуального успеха «по головам других», поскольку подсовывают вместо реальной, классовой связи, мнимость. А ведь наши классовые враги, они-то на нации отнюдь не делятся. В.К.]

Но всё-таки хотелось бы думать, что у России и её народа будущее имеется, а потому солидарность трудящихся ещё будет востребована. И первомайский праздник перестанет быть днём дачника и огородника, к чему (вполне естественно) призывает народ правящий класс, а будет выражать то чувство, которое ему и подобает - солидарной решимости в борьбе за свою лучшую жизнь».

http://vidjnana.livejournal.com/580403.html#cutid1

Tags: , , , ,

52 comments or Leave a comment
Comments
brother2 From: brother2 Date: May 2nd, 2011 04:01 pm (UTC) (Link)
"По воскресеньям можно приготовить фунт мяса и немного овощей"

то есть мясо (300 или 450 грамм - разве у них не килограммы были?) готовится отдельно.

"Вечером я пью кофе"

нормально так, ибо напиток был недешёвым

"В субботу можно также сварить хороший картофельный суп из полфунта баранины"

во-во, супы-то у них все с мясом идут (просто баранина как мясо нетипичное для Германии, особенно для Гессена, указывается особо), а в осттальном идёт описание заправки

"тогда к этому я готовлю для мужа (!) свиную ногу"

свинная нога - это огого сколько.

"а также к этому немного фруктов… "

неплохо

"Женщины и дети едят маргарин"

вообще-то маргарин и сейчас рекомендуется многими европейскими педиатрами длай детского питания.


Ну а вообще не будем забывать что еда тогда была вся натуральная (нынешняя "органик") она была естественно дороже, но при этом и сытнее ибо лучше усваивалась.

И ещё важная деталь: тогда не было холодильников, не говоря уж про морозилки, что с одной стороны повышало цены на продукты, а с другой стороны приводила к отличию меню от сегодняшнегоза счёт минимизации скоропортящихся без холодильника продуктов вроде сливочного масла (ещё одна причина - почему маргарин) и конечно же мяса.
pronzus From: pronzus Date: May 2nd, 2011 04:23 pm (UTC) (Link)
>во-во, супы-то у них все с мясом идут (просто баранина как мясо нетипичное для Германии, особенно для Гессена, указывается особо), а в осттальном идёт описание заправки

На чём основано Ваше мнение?

>вообще-то маргарин и сейчас рекомендуется многими европейскими педиатрами длай детского питания.

Не знаю, как там европейские педиатры, а нас на орг.химии учили, что в маргарине повышено содержание транс-жиров (это жиры, в которых высшие жирные кислоты присутствуют в виде транс-изомеров - в природных жирах таких немного, а в искусственных - половина), увлекаться которыми не полезно - канцерогены. И в той же Европе, сколь я понимаю, за содержанием оных транс-жиров в пище здорово следят. Может, конечно, сейчас у них маргарин "идентичный натуральному", но с технологиями начала века - вряд ли.

>Ну а вообще не будем забывать что еда тогда была вся натуральная (нынешняя "органик") она была естественно дороже, но при этом и сытнее ибо лучше усваивалась.

Что сытнее - можете цифрами калорий подтвердить, или это абстрактные соображения?
vaf From: vaf Date: May 2nd, 2011 04:42 pm (UTC) (Link)
>Ну а вообще не будем забывать что еда тогда была вся натуральная (нынешняя "органик") она была естественно дороже, но при этом и сытнее ибо лучше усваивалась.

Натуральность и "органик" означали тогда паразитов чуть менее, чем во всём.
blau_kraehe From: blau_kraehe Date: May 2nd, 2011 05:27 pm (UTC) (Link)
Кофе, скорее всего, был ячменный. Свиная нога - зашибись много, вообще-то так называют просто кусок мяса от свиной ноги, он может быть каким угодно.
seann From: seann Date: May 2nd, 2011 05:56 pm (UTC) (Link)
==свинная нога - это огого сколько==

Здесь имеется нижняя часть (12-15) ноги от сустава до копытца, которая весит не более 300 гр. и на которой мяса именно что немного (как указано в тексте). Собственно, его там и нет почти, а есть кожа, хрящ и кость.

Диета, прямо скажем, не очень сытная, что подтверждают фотографии того времени.
From: (Anonymous) Date: May 2nd, 2011 04:42 pm (UTC) (Link)

в принципе, верно

В принципе, всё верно. И попытки представвить дело так, что рабочие в Германии 100 лет назад жили замечательно, потому что ели много НАТУРАЛЬНОЙ пищи - они не очень серьёзные. Вряд ли комментатор согласиться сам перейти на такой рацион, чтобы считать каждый грамм.
Кстати, о фунтах.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Фунт
Фунт, весовая единица: русский Ф. = 1/40 пуда = 32 лот. = 96 золотн. = 409,51 грамм; германский Ф. (Pfund) = 500 гр., австрийский Ф. = 560,01 грамм, шведский Ф. = 425 грамм.—Ф. стерлингов или соверен (sovereign), англ. золотая монета в 7,32-14 грамм чистого золота, делится на 20 шиллингов по 12 пенсов = 9 руб. 46 к.
Но есть один подводный камень, связанный с понятием "социального государства" именно СЕГОДНЯ, а не 100 лет назад.
Древний Рим при Нероне - это было социальное государство, да?
То есть, социальность измерялась количеством ресурсов, выкачанных из провинций на содержание той самой толпы, которой полагались "хлеб и зрелища"? (за политическую лояльность).


wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 2nd, 2011 04:49 pm (UTC) (Link)

Re: в принципе, верно

альфа и омега социального гос-ва - это бесплатное образование и лечение + соцпособия (пенсии, поинвалидности и пр.). Именно то, начто ведётся сейчас атака. А откуда берутся на это средства в развитыхстранах, примерно понятно - оттого что в третьем мире работают за гроши по 10-14 ч,а у нас и в других б.соцстранах мрут по 1-2 млн.в год. Плюс ещё долговая петля, плюс "второе издание колониализма"
http://rabies-rabbit.livejournal.com/10333.html
From: (Anonymous) Date: May 2nd, 2011 04:52 pm (UTC) (Link)

Re: в принципе, верно

Конфискация, т.е.. прямой грабеж ливийских денег (десятки миллиардов) объясняется не в последней очередью необходимостью выполнять "социальные" обязательства Обамы: ипотека под госгарантии и пр. радости жизни для граждан, не желающих работать.
В Европе таковых еще больше, поскольку политический климат "левее".
И легионы бездельников - естественная (с точки зрения марксизма) социальная опора той самой бюрократии, которая выписывает им пособия.
А бюрократия выступает в связке с глобальным финансовым капиталом.
Хорошо ли такое "социальное государство"?
Чудовищно.
emuna From: emuna Date: May 2nd, 2011 04:50 pm (UTC) (Link)
Всем хороши канадские социалисты.. вот только не рассказывают, где именно они будут брать эти деньги, чтобы вложить их в здавоохранение. Хотя, стойте! Я знаю, где они их будут брать повысят налоги, и знаю, куда они их будут вкладывать. Например, в открытие отдельной школы для негров в Торонто. Либеральная инициатива по настоятельным просьбам афро-канадской общины. Или в выплату пособий многодетным матерям-одиночкам. А, да, еще есть программы профессионального переобразования, когда не закончившие школу сварщики приходят и говорят, что хотят быть программистами, программистам много платят. Точно так же они будут вкладывать средства и в здравоохранение - введут еще несколько десятков бумажек и посадят дюжину клерков эти бумажки обрабатывать. Уменьшат количество медсестер, зато построят столовые с несъедобной едой. И прочие прекрасные инициативы. У нас город либеральный, я знаю, во что это выливается не понаслышке. И это с менеее радикальными левыми. А уж с НДП...
(Deleted comment)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 2nd, 2011 05:21 pm (UTC) (Link)
у меня есть мнение, что если канадские предприниматели будут платить такие же подоходные налоги, как в швеции во времена шведского социализма, квалифицированным рабочим и служащим, ни разу не неграм, можнобудет наскрести и на бесплатное лечение, и на бесплатное образование. Канадские корпорации пока что конкурентоспособны, и канадские капиталы на равныхс прочими эксплуатируют нашу страну и др.страны третьего мира - так почему бы не поделиться с согражданами?
А вот если тихой сапой переходить к ситуации когда каждый сам своё образование-лечение оплачивает - ну или его работодатель, если тот любит и умеет перед ним гнуться -появится такой же мощный слой людей "на дне",как у вашего южного соседа. А это,в долгосрочной перспективе как фугас под себя подкладывать,поскольку за госсредстваа лучше учить рабочего, чтобы он работал, чем платить подачки люмпену.
Опять же, что мешает оменить либерализм/федерализм,чтобы за инвестиции в человека отвечало государство в целом, и включить демократю - чтобы люди сами обсуждали, какие проекты нужны большинству (правда,тут загвоздка думаю в том,что Ваше мнение - скорей благополучного меньшинства). Тогда, глядшь, и те деньги что есть, пойдут по назначению???
blau_kraehe From: blau_kraehe Date: May 2nd, 2011 05:30 pm (UTC) (Link)
In Erwägung, dass wir hungrig bleiben,
Wenn wir dulden was ihr uns bestellt,
Wollen wir mal feststell'n, dass nur Fensterscheiben
Uns von guten Brote trennen, das uns fehlt :))
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 2nd, 2011 05:38 pm (UTC) (Link)
Чьи это стихи?
alexaggi From: alexaggi Date: May 2nd, 2011 05:51 pm (UTC) (Link)
Нифигово немецкие рабочие жили в 1900 году. Как минимум 1250 г. мяса в неделю. Это 60 кг в год.
Согласно советской статистике в СССР в 1985 году было продано 12 миллионов 359 тыс. тонн мяса, т.е. при населении 272 миллиона - по 45 кг на нос.
diksi From: diksi Date: May 2nd, 2011 07:27 pm (UTC) (Link)
это откуда у вас столько мяса получается? 250 грамм баранины плюс грамм 300 свиной ноги которая в основном кость. И это на семью, а не на одного человека
52 comments or Leave a comment