Вольф Кицес (wolf_kitses) wrote,
Вольф Кицес
wolf_kitses

Categories:

О текущем моменте


wolf_kitses , wsf1917 

Все обсуждают, что нас ждёт в образовании (что показательно – никто не ждёт чего-то хорошего: одни уверены, что будет сильно хуже, другие надеются, что им-то хуже не будет, «их» школу обойдёт стороной и т.п., а до остальных дела нет).

Ну, и мы напишем за всеми, тем более что обсуждение одноимённого закона заканчивается 1.02.

Вот что нас ждёт (из правительственного проекта Закона «Об образовании», спасибо knotweed2010 ):

 «Ст. 8.  Пункт 3.      В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

4. Дошкольное и общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование каждого уровня предоставляются гражданам бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации однократно по основаниям и в порядке, установленным настоящим Федеральным законом.

Высшее образование будет бесплатно только для 9% студентов.

Единый образовательный стандарт можно найти здесь

Проект стандарта среднего общего образования можно скачать здесь

Учебный  план  обеспечивает  в  случаях,  предусмотренных
законодательством  Российской  Федерации  в  области  образования,
возможность изучения родного (нерусского) языка.

Обязательная  часть  учебного  плана  обеспечивает  реализацию
требований  Стандарта  к  предметным,  метапредметным  и  личностным
результатам  освоения  основной  образовательной  программы  среднего
(полного) общего образования.

В учебный план входят обязательные для изучения учебные предметы,
(Россия  в  мире,  физическая  культура,  основы  безопасности
жизнедеятельности, выполнение обучающимися индивидуального проекта) и
выбранные  обучающимися  учебные  предметы
курсы  из  указанных  ниже
предметных областей:

русский  язык  и  литература,  родной  язык  и  литература  (русская
словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература);

иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык);
общественные  науки  (обществознание,  история,  география
экономика, право);

математика  и  информатика  (математика  и  информатика,  алгебра  и
начала математического анализа, геометрия, информатика);
естественные  науки  (естествознание,  физика,  химия,  биология,
экология);

 

курсы  по  выбору  (искусство,  или  предмет  по  выбору
образовательного учреждения, или один курс из предметных областей).
Реализация  задач  обязательной  части  учебного  плана  обеспечивается
выбором  одного  (двух)  учебных  предметов,  курсов   из  каждой  предметной
области (но не более 7 учебных предметов)
. При этом три (четыре) учебных
предмета из  всех предметных областей изучаются на профильном  уровне  и
три  (четыре)  на  базовом  или  интегрированном  (общеобразовательном)
уровне.
  Содержание    предметной  области  «Курсы  по  выбору»  должно
определяться  образовательным  учреждением,  исходя  из  особенностей
региона и потребностей обучающихся» [отсюда].

Проект закона обсуждается здесь до 1 февраля

 

Что это значит, если перевести с бюрократического речекряка на более-менее человеческий язык?:

Примерно это:

1. «Для любого государства воспитание гражданина и патриота своей страны является главной задачей, оно важнее математики или физики. Физику можно выучить потом, если не выучил, математику можно выучить. Но воспитать ценностную сферу гораздо сложнее. Потом не наверстаешь….

…необходимо снизить нагрузку на школьника. Сегодня старшеклассник изучает от 18 до 21 предмета одновременно. Мы предлагаем снизить количество предметов вдвое: до максимум 10 предметов. Мы будем затачивать старшеклассников на дальнейшую успешную социальную и профессиональную деятельность и профобразование.».  [Отсюда].

Это говорит сторонник закона (и, как понимаю, один из главных разработчиков нового стандарта, вызывающего тяжёлое недоумение даже у либералов, кроме разве особо идейных, см. комменты здесь). И во что выливается «патриотическое воспитание» на республиканском уровне, вполне известно; теперь этот опыт националистической ажитации хотят повторить для страны в целом.

 

2. «Почему я утверждаю, что принятие законопроекта в версии Минобрнауки приведет к дальнейшему падению качества российского образования? На чем держится качество российского образования? И на чем может держаться качество образования вообще? Бесспорно, финансирование, кадры, содержание образования, технологии, информационная среда, ценности.

Прокатимся по нескольким позициям. Финансирование. Министерский проект не говорит на эту тему вообще ничего. Зато мы знаем бюджет, который говорит о том, что за три года образованию будет прибавлено примерно 30%, что соответствует только инфляции, и то по расчетам нашего замечательного Минфина и Минэкономразвития, потому что реальная инфляция намного больше.

В нашем альтернативном законопроекте мы требуем, чтобы финансирование образования было увеличено примерно вдвое. И мы не с потолка взяли эту цифру, а мы ее взяли из международного опыта. И это тот случай, когда мнение левых политиков в образовании (а я принадлежу именно к этой категории) совпадает, как ни странно, с мнением правых политиков в образовании. Высшая школа экономики, комиссия Общественной палаты тоже говорят о том, что финансирование российского образования должно быть поднято примерно вдвое, до 7% ВВП, иначе модернизации не будет.

Кадры. Сколько получает учитель не в Москве, мы знаем: 5-8, максимум – 10. 64% от средней зарплаты в производительных отраслях народного хозяйства. В Штатах – 129. Новый законопроект об этом скромно молчит.

Содержание образования. Новый законопроект об этом скромно молчит, поскольку, по новым стандартам, содержание образования вообще стандартами не регулируется, по новому закону и по новым проектам стандартов.

Что касается информационной среды. Правительственный проект молчит. Почему в России катастрофически падает качество образования? Не только из-за работы школ, вузов и так далее, но, прежде всего, из-за информационной среды. Российское телевидение, как сказал бы Илья Эренбург, в основном испытывает колоссальный интерес к человеку, но преимущественно – к его нижней половине.

…И может быть, самое главное. Что вообще собой представляет огромный правительственный законопроект, 300 с лишним страниц? Это некий паровоз для машиниста, он в основном расписывает, кто и чем управляет. И рядовому учителю, родителю, ученику, студенту, профессору он дает или ничего, или практически ничего. Более того, он у многих много чего отнимает. Например, этот законопроект ликвидирует начальное профессиональное образование как особый уровень. Сегодня по этому поводу очень интересные были выступления на слушаниях. Это значит, что те дети из неблагополучных семей, которые получают образование в ПТУ, образования не получат, а они получат только профессиональное обучение, то есть натаскивание без всякого образования. Ждите еще больших походов на Манежные площади или куда-то еще.

Законопроект лишает инвалидов льгот при поступлении в профессиональные учебные заведения. Сейчас инвалидов у нас 1% от числа студентов. Значит, будет в 4-5 раз меньше. Законопроект устраивает массовую реструктуризацию вузов. И если Академия труда, наверное, имеет шансы стать университетом, и многие наиболее сильные академии идут этим путем... А чем отличается академия от университета? Широтой, количеством образовательных программ, так называемых укрупненных групп. То другим академиям превратиться в университет будет достаточно сложно. Значит, вариант такой: либо понижай свой статус, либо ищи университет, к которому искусственно будешь присоединяться. Зачем эта головная боль, никому не понятно.

Поэтому я настаиваю на своем выводе, что новый министерский законопроект продолжает, усиливает и ухудшает проводимый курс образовательной политики, последствия которого я уже приводил: катимся с каждым годом в рейтинге ООН (и ладно бы только в рейтинге ООН) в реальном образовании людей.

Политика Путина (и не только Путина, но и в целом власти) в образовании состоит из двух основных направлений, на мой взгляд, или особенностей. Особенность первая заключается в том, что в России все более и более вместо образования для всех, демократической системы образования выстраивается система элитарная. Обратите внимание, у нас пирамидальная система вузов, у нас неравенство образовательных возможностей все больше зависит от уровня доходов родителей или студентов.

Вторая особенность – это выставочные варианты. Президент объявил прекрасную, вроде бы, программу «Наша новая школа», что замечательно. На нее выделено аж 15 миллиардов рублей. На эти деньги возможно только обеспечить российскую школу учебниками. Ни вопросы питания детей, а у нас 30% детей болеют из-за плохого питания, ни вопросы повышения зарплаты учителям, а нам нужно 270 миллиардов, чтобы на 30% проиндексировать заработную плату, ни вопросы создания системы безопасности в образовательных учреждениях, ничего на эти деньги не сделаешь. Закончится это одним – построят несколько новых, «умных» зданий и закроют еще несколько тысяч школ. Кстати, в 90-ые годы у нас количество школ сократилось примерно на 1 тысячу, в 2000-ые годы у нас количество школ сократилось примерно на 17 тысяч. У нас что, в 2000-ые годы денег было меньше? Значит, это не вопрос денег. Это вопрос политических приоритетов». [отсюда].

 Это говорит противник закона и главный разработчик нормального, человеческого проекта закона «Об образовании», общественные слушания которого прошли недавно.

 

Легко видеть, что оба имеют в виду одну и ту же реальность – которая нам несёт полное уничтожение всего ещё как-то сохранившегося и функционирующего в образовательной системе. Иными словами, в мирное время (то бишь при СССР) в старших классах все науки полагалось изучать на соответствующим старшим классам уровне, а понятно, что и химия, и биология, и математика в 10-м классе не такая, как в 7-8-м, сложнее и интересней. В 90-е годы эти нормы в принципе сохранялись (во многом в силу достаточно прогрессивного закона об образовании 1992 года, одним из 4-х авторов которого и был О.Смолин; кстати, не зря авторы правительственной галиматьи пожелали остаться неузнанными), но реальность капитализма «играла на понижение». Потихоньку в большинстве школ складывалось правило, что они не дают знаний, позволяющих поступить в нормальный ВУЗ и успешно учиться там, это забота родителей. Сейчас эта реальность деградации становится нормой закона, см.

http://www.rabkor.ru/authored/5256.html

http://www.rabkor.ru/analysis/5259.html

Уничтожение остатков общедоступного образования и медицины, нынешнее превращение того и другого из права в привилегию в некотором смысле и есть похороны Ленина, за которые не случайно ратует «Е…ная Россия» одновременно с подобными инициативами.

То есть правительство, существующее на наши деньги, видит, что «в жизни» закон нарушается, от чего многим гражданам причинён реальный ущерб. Так оно делает нарушение закона нормой вместо того, чтобы заставить закон заработать! К слову, точно также оно поступает и с нормами Трудового Кодекса, не мытьём так катаньем старается протащить известные поправки  союза промышленников и предпринимателей. Видимо рассчитывает на то, что в перспективе одна мера укрепит другую и наоборот –малограмотная, одурманенная религией и казённым патриотизмом рабсила будет не такой требовательной и позволит ещё больше экономить на зарплате и, главное, на технике безопасности, охране труда и прочих структурных моментах.

Вообще, за последние годы у меня сложилось стойкое ощущение неизбывной ненависти наших властей и обслуживающих власть либеральных экономистов к нашей системе образования. И в этой ненависти антисоветизм берёт начало над обычной прагматикой – в маниакальном стремлении сокрушить всё то, что осталось от советского периода гг. либералы рождают проекты, возмущающие даже здравомыслящих консерваторов, которые хоть как-то и где-то думают о развитии страны.

"И — в придачу к новости о стандарте — пришла другая: оказывается, бизнесмен Керимов при поддержке вице-премьера Шувалова строит общеобразовательную школу за 100 миллионов долларов — с бассейном, крытым катком, ещё чем-то. Разумеется, рядом со Сколково — где же ещё! Согласитесь, это венчает картину; это и есть кольцо в носу, к которому подвешена начищенная консервная банка. Школы для простецов, где их нехотя обучат азбуке и маршировке, — и рядом супершкола для сагибов".

 

При этом, повторим, есть нормальный проект закона «Об образовании», отстаиваемый депутатом Олегом Смолиным (он же последовательно выступает против коммерциализации бюджетной сферы). См. сравнительный анализ федерального и альтернативного законопроектов (за второй готовы голосовать фракции КПРФ и «СР»).

[вообще, в получении знаний всякая «свобода выбирать» уменьшает количество реально полученных знаний и увеличивает невежество, чему могут противодействовать лишь «подталкивания» со стороны родителей и родственников, заинтересованных в продвижении потомков «наверх», и прежде всего финансовые. А чем меньше человек знает, тем меньше он может реально выбирать. «И познаете вы истину, и истина сделает вас свободными» - а как может быть свободен невежа? Он может только слушаться хозяина или роптать против него, но не жить своим умом и не действовать в своих интересах.

Чем раньше предлагается специализироваться, тем трудней получить полноценное образование тем, кто по какой-то причине запоздал с выбором. И это почти всегда (или исключительно) бедные слои населения: жизнь на них обрушивает достаточно текущих проблем, у них нет сил вовремя подумать о будущем, или они не верят в возможность своими силами уменьшить безрадостность этого будущего. И чем более ранняя специализация предлагается (или что то же самое – чем раньше детей тестируют по «достижениям» или «по уровню интеллекта» для распределения в разные потоки обучения) тем более дискриминационной получается эта система образования для бедных, провинциалов и нацменьшинств.

Собственно, мы за годы реформ давно поняли, что всякое "больше свободы в составлении расписания" означает только большую лёгкость деградации образования с того уровня, который остался от СССР. Ведь чтобы пользоваться свободой, нужны ресурсы, и финансовые, и материально-технические, и кадровые, нужно развитие образовательной отрасли по всем перечисленным направлениям. А государство (существующее на наши деньги) эту отрасль не развивает, экономит на ней, что естественным образом ведёт к деградации, после чего говорит – не хотите, чтоб деградировала, платите сами].

В дополнение не надо забывать  о коммерциализации бюджетной сферы по закону ФЗ-83. Как мина замедленного действия, она нас ожидает в 2012 году, после всех выборов (так что протестовать надо уже сейчас, тогда уже скорей всего, будет поздно). Не исключено, что обсуждение намеренно гротескных глупостей нового образовательного стандарта вброшено нам именно сейчас, чтобы отвести внимание от главного – ФЗ-83, фактически ликвидирующего общедоступное образование и здравоохранение в нашей стране. Также как при обсуждении людоедских предложений союза промышленников и предпринимателей дискуссия вертится вокруг «60-часовой рабочей недели», тогда как главную опасность представляет радикальное облегчение увольнения и другие наступления на права профсоюзов.


Читать дальше

 

 

 

Tags: РФ, деградация культуры, капитализм, общественная борьба, угнетение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments