?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Мифы о генетическом предопределении и IQ Сочинили… - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses

Мифы о генетическом предопределении и IQ

Сочинили совместно с marina_fr 

Интересно, что для современной психометрики становится всё более привлекательной идея измерения способностей не в статических ситуациях, а во взаимодействии ребенка со взрослым — внутри зоны ближайшего развития, происходящая от культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Там она получила название динамического тестирования.

 

Несмотря на трудности контроля, возникающие в ситуации взаимодействия двух людей, есть первые примеры успешной реализации этой идеи в исследованиях интеллекта (Guthke & Beckmann, 2003; Sternberg et al., 2002).
Далее, современные психогенетические исследования не подтверждают мнение Кетелла о большей генетической обусловленности текучего интеллекта по сравнению с кристаллизованным (Guthke & Beckmann, 2003). К  тому же накапливаются данные о том, что текучий интеллект, который идентифицируется сегодня с экзекутивными функциями, зависит прежде всего от социоэмоционального развития ребенка (Blair, 2006).

Источники

Blair C., 2006. How similar are fluid cognition and general intelligence? // Behavioral and Brain Sciences. Vol.29. P.109-160.

Guthke, J. & Beckmann, J.F., 2003. Dynamic assessment with diagnostic programs // In: R.J. Sternberg, J. Lautrey & T.I. Lubart (Eds.). Models of intelligence: International
perspectives. Washington, DC: American Psychological Association.

Sternberg R.J., Grigorenko E.L., 2002. Dynamic testing. NewYork: CambridgeUniversity Press.



 

 

Tags: , , , , , , , , , ,

30 comments or Leave a comment
Comments
elpervushina From: elpervushina Date: September 3rd, 2010 04:56 pm (UTC) (Link)
Вы с Мариной,как водится, молодцы :)
Но меня всегда удивляет, почему рассмтаривая "азиатский", "европейский" и "латиноамериканский" стили воспитания, никто не рассматривает классический "еврейский", хотя он, на мой взгляд более чем интересен и показателен :)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 3rd, 2010 05:19 pm (UTC) (Link)
я думаю потому, что в выделении этих стилей есть известный произвол. Опять же очень трудно понять, какая из множества черт стиля воспитания реально влияет на тот результат, который воспитатели хотят получить (а де5йствуют-то они все - хотя бы в силу избыточного подражания у детей).
o_huallachain From: o_huallachain Date: September 3rd, 2010 05:24 pm (UTC) (Link)
Спасибо огромное. Прямо вот на педсовете бы сделала доклад по Вашей статье.
go_away_ira From: go_away_ira Date: September 3rd, 2010 06:04 pm (UTC) (Link)
Они еще довольны стыдливо мельком пишут, что IQ сильно снижается под сильным стрессом. Как определять IQ ребенка, говорящего и обучающегося не на родном языке, тоже никто не знает, ограничиваются визуальными тестами.
Тем не менее корреляция между IQ и академическими успехами большая. То есть определить тестом IQ сможет ли ребенок учиться в классе повышенного уровня вполне можно. Все остальное не так важно. Кстати, сами учителя (в США) как раз интуитивно учитывают динамику развития ребенка, то есь ЗБР.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 3rd, 2010 06:27 pm (UTC) (Link)
То есть определить тестом IQ сможет ли ребенок учиться в классе повышенного уровня вполне можно. //
я бы по другому ставил вопрос. Ребёнок ничего не "может" сам, у него есть потенции, которые надо развить. И талант учителя заключается в том, чтобы понять, что может быть развито до повышенного уровня и какими подходами. Темты IQ тут скорее вредны - они направляют внимание учителя на селекцию детей, а не на развитие, позволяют отлынивать от второй обязанности, а она ведь главная. Учить же надо всех, а не только легко обучаемых; ведь талантливые есть и среди труднообучаемых. Именно поэтому IQ очень плохо коррелирует с теми жизненными достижениями, которые связаны с талантом (научные открытия, художественные произведения, технические изобретения и т.п.). А важен в конечном счёте именно талант, а не обучаемость, ведь школа для ребёнка, а не ребёнок для школы (или рынка труда).Во всяком случае таковы мои советские представления; у вас в США доминируют скорей противоположные взгляды (см. Schooling in Capitalist America Боулса и Гинтиса). Поэтому я не откровенно доверяю вашей последней фразе: во-первых, такое не получается инстинктивно, а может быть лишь сознательной позицией, интуитивно получается именно селекция а не развитие. Во-вторых, если эту фразу заменить на "некоторые учителя в некоторых школах пытаются учитывать...", то она ещё как-то будет соответствовать действительности. Боюсь, тут ваш американский патриотизм влечёт за собой крутую лакировку действительности.
см. например, мнение ак.Арнольда по части изучения математики, где даже при наличии таланта учитель должен именно что развивать ученика
про россию и америку, в части математики
http://scepsis.ru/library/id_1880.html
или вот это, про педагогику угнетения в сша
http://scepsis.ru/library/id_2634.html
http://scepsis.ru/library/id_380.html
как вы понимаете, ни о какой ЗБР в таких условиях речь не идёт, материал бы преподали
go_away_ira From: go_away_ira Date: September 3rd, 2010 06:37 pm (UTC) (Link)
Школы очень разные везде...
С ESL учениками учителя не имеют других критериев, кроме динамики развития второго языка. Учителя дествительно радовались любым знакам интеллекта, знаний, навыков , которые были скрыты из-за языкового барьера.
Еще до тестов на IQ учительница уверяла моего мужа, что малыш смышленый, показывала на признаки, на скорость учебы. Мой муж считал (наверно считает до сих пор) мальчика дурачком, но учительница разуверяла его... Это мой личный частный опыт, конечно, но бывает и так. Инструкции, теории - это одно, но люди всегда остаются людьми вопреки всему. Талантливые учителя учат вопреки всему, и таланливые ученики тоже учатся вопреки школьным системам.
Никакого патриотизма у меня ни к одной стране нет. Я саму школу в любой стране сильно не люблю.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 6th, 2010 07:32 am (UTC) (Link)

вот всё хочу спросить

мы общаемся с вами уже довольно долго, и я никак не могу понять одну вещь. Вы ведь вроде бы родитель, не учитель, тем более не работодатель, почему же вы упорно глядите на проблему со стороны удобства для них, а не со стороны максимального раскрытия способностей ребёнка и его права на получение качественного образования??? Ведь тут ни тревожность, ни IQ ни какие другие индивидуальные особенности (например, то что он легко раним и его травят в классе) не должны быть препятствием. С т.з. ваших интересов вы. как любой родитель, должны требовать устранения этих барьеров, бы же из кожи вон лезете, простите за резкость, чтобы обосновать естественность этих барьеров.
Откуда это? иначе как следствием идеологической обработки (о чём пишут цитированные мной американцы в "Скепсисе") это объяснить сложно -:(((
А так я очень рад, что у вас в школе всё хорошо (а что такое ESL? - я не знаю -:(((). Но не всем так везёт – у многих из моих друзей, ныне работающих в США, были проблемы в школе, да, собственно это и в ЖЖ довольно часто обсуждается
http://tannenbaum.livejournal.com/78299.html (ведь если училка бьёт детей линейкой то она с вероятностью 0,99 ничему не научит)
Я уж не говорю о случаях, когда над русскими детьми соученики издеваются именно потому, что они русские
http://letopisetz.livejournal.com/598487.html
И вероятно не только над ними; расизм и ксенофобия в США отнюдь не изжиты, но в чём-то даже усиливаются
nikveresov From: nikveresov Date: September 3rd, 2010 06:59 pm (UTC) (Link)
Очень классный материал. Лев Семёнович всё-таки гений.
From: (Anonymous) Date: September 4th, 2010 10:48 am (UTC) (Link)

не открывается

а куда ведет ссылка - первая же, с "мифов о..."?
Или у меня в ящике что-то не так?
From: (Anonymous) Date: September 4th, 2010 05:13 pm (UTC) (Link)

открывается

вечером открылось!
Спасибо.
По основным позициям - чрезвычайно убедительно.
Тесты IQ с которыми я познакомился еще в 70-мохнатом году, никогда не вызывали доверия, поскольку было совершенно очевидно, что молодой человек, который учится в математическом классе и ездит на соотв. олимпиады, имеет громадное преимущество в этом "виде спорта". Тест, для него, в сущности, продолжение олимпиады. Но из этого совершенно не следует, что ровесник -гуманитарий глупее.
Об интеллекте разумнее всего судить "по плодам" - по решениям, которые принимает человек в практической жизни.
go_away_ira From: go_away_ira Date: September 6th, 2010 01:51 pm (UTC) (Link)

Re: открывается

Да не по тестам IQ дети попадают в классы на год-два-три старше своего возрастного класса, а только по академическим успехам. Те дети у кого выский IQ, но которые академически неуспешные, тех собирают в отдельные классы на сколько-то часов в неделю, как-то их по-особому развивают, пытаются заинтересовать учебой всякими занимательными проектами.
Академически сильных ребят берут в ускоренные классы независимо от IQ. Основной преквизит для попадания в класс старше - тест по предмету, нужно сдать минимиум на B по предыдущему курсу, а это от 85%, часто пререквизит A, то есть от 92% .
Отбор по IQ как раз и дает шас способным троечникам из неблагополучной социальной среды, получить необходимую мотивацию и подготовку для учебы в академически продвинутых классах.
Всё с точность до наоборот тому, что пишет автор блога.
Я не слышала еще случаев, чтобы ученика взяли в класс алгебры только за мифические потенциальные способности, но если он еще арифметику не усвоил. Во многих школах родители жалуются, что учителя не признают результаты IQ, никуда дтей не переводят, а смотрят только на знания ребенка.
В начальной школе есть либо акселерация уже академически опережающих программу, либо занятия на час в день в гифт классе с проектами. Никаких других особых сервисов дети не получают благодря IQ. С высоким IQ можно учиться ни шатко-ни валко, брать классы на годы позади своих ровесников с более низким IQ. В мидл школе уже никто на эти IQ не смотрит, смотрят в каком классе сможет учиться ученик. тем более в хай школе или колледже критерий один - знания и навыки.
From: (Anonymous) Date: September 6th, 2010 04:48 pm (UTC) (Link)

Re: открывается

Я бы добавил для полной ясности вслед за А.Б. Залкиндом, что никакие тесты не объективны, ни психологические, ни экзаменационные.
«Тесты – это определенные, жестко (по возможности) дозированные задания, требующие определенного, закономерного выполнения. Степень полноты этого выполнения, быстроты его и прочие качества решения учитываются по определенной шкале… Все это было бы совсем хорошо, если бы подобные тесты адресовались машинам (на предмет определения их годности, грузоподъемности и пр.) или людям для использования их в качестве машин"
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 7th, 2010 05:52 pm (UTC) (Link)

Re: открывается

фишка в том, что те у кого низкий IQ никогда не станут академически успешными - хотя без тестов могли бы. в силу вот этого вот
http://wolf-kitses.livejournal.com/86290.html
их просто не будут учить как следует. а поскольку величина IQ во многом определяется соцпринадлежностью и условиями жизни семьи, и сами тесты дают установку на селекцию, то тут вообще дело в шляпе.
к научным проектам и прочим изыскам такие ребята просто не допускаются системой, барьером в которой служат в том числе и тесты, давая как бы научное обоснование дискриминирующему поведению учителей вроде описанного по ссылке
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 7th, 2010 05:56 pm (UTC) (Link)

Re: открывается

Отбор по IQ как раз и дает шас способным троечникам из неблагополучной социальной среды,//
учитывая что главным эффектом бедности и других форм социального неблагополучия является стресс, тревожность и т.п. - а всё это снижает IQ (почему в принципе при тревожности даже мерять нельзя) вынужден усомниться в ваших словах. Вы молжете привести некую статистику, подтверждающую, что а) этот шанс есть и б) кто-то из бедняков им реально пользуется?
мне кажется, если этот шанс и есть, то лишь для троечников из достаточно богатых семей
vita_kh From: vita_kh Date: August 9th, 2012 07:20 am (UTC) (Link)
Есть такая точка зрения, что интелект - это способность к обобщению. В таком случае уровень IQ во многом зависит от приоритетов среды формирования личности))
30 comments or Leave a comment