?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
О бюджетной реформе - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
О бюджетной реформе

Аккурат 8 мая президент РФ преподнёс народу России «подарок», подписав поганый закон «о школе для восточных территорий»; или точней, о реформе бюджетных учреждений, поскольку касается он не одной только школы.

Так что сейчас главная новость РФ - реформа бюджетных организаций.

Вот тут можно прочитать про новый закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», его опасности, явные и скрытые, и что можно сделать против (программа-минимум).

Для краткости его можно именовать «законом о коммерциализации бюджетной сферы». Впрочем, тех кто учит детей в негосударственных школах, всё это думаю тоже коснётся. Как только в обычных школах что-то станет платным, плата за обучение в негосударственных сразу же взлетит – рынок-с! Тоже и в медицине и т.п.

 

Как рассказывал коллега, работающий в МИПКРО (ин-т усовершенствования учителей), сперва намеревались в Южном округе Москвы провести эксперимент по практическому применению этого закона. А надо сказать, что слово «эксперимент» наше начальство использует для обозначения той ситуации, когда соответствующее решение принято и будет проведено, но нужно ему придать некий научный (или демократический) декор, как это было, скажем с ЕГЭ. В частности, в «экспериментах» не выделяются социологически адекватные контроли.

Так вот, в Южном округе образовательное руководство спохватилось и отменило эксперимент, видимо, чтобы не получить чего-то обескураживающего раньше времени. И (как говорят приходящие в МИПКРО московские учителя) они надеются только на Лужкова – типа «он хоть и тянет, но с нами делится». В провинции надеяться не на кого (а по здравому размышлению, и москвичам тоже), они уже протестовали 15 мая и готовят новые акции протеста.

Требования протестующих просты и разумны:

- соблюдать конституционное право граждан на полноценное бесплатное образование и медицину;

- приостановить принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" [поскольку сейчас закон уже опубликован в «Российской газете», нужен мораторий на вступление его в силу, вроде действующего моратория на применение смертной казни];

- инициировать общественные слушания для обсуждения этого законопроекта.

Если их не услышат, следует повторить и про. См. информацию.

ЖЖ-сообщество "Мы против "реформы" образования"

сайт "Против реформы бюджетной сферы"

"Гражданская инициатива за бесплатное образование" (http://vkontakte.ru/club16867029 ) и здесь (http://vkontakte.ru/pristupik)]

***

Собственно, уже сейчас проступают трупные пятна той самой «оптимизации», которые, когда закон заработает на полную мощь, сольются в один большой некротический очаг.

- в новых образовательных стандартах необходимый минимум не предусматривается

http://www.schooloftomorrow.ru/content/articles/index.php?article=7714. Как правильно пишет marina_fr «Я вообще полагала бы, что раз уж ЕГЭ в школу впихнули, то стандарт должен обеспечивать принципиальную возможность ответа на все вопросы ЕГЭ. Сейчас во многих школах детям прямо говорят, что их готовят только к ответу на вопросы группы А. Оказывается, это не нарушение школы, а вполне себе заложено в документах. Думается, что конкретно такой возможности и надо требовать. Иначе вся эта система превращается просто в разводилово».

- сейчас уже школьной программы для поступления в ВУЗ недостаточно и учебников, зачастую, тоже.

- оптимизация бюджетной сферы  началась и продолжается.

[в дополнение – ликбез бухгалтера «О бюджете школ, новом законе и малоизвестных деталях». Части 1 и 2. Речь идёт об известной московской школе-интернате для одарённых детей]

 

Подчёркиваю, это пока предвестники, новый закон их легитимизирует и сделает нормой. Как пишет парламентский корреспондент Анна Козырева:

«Тут меня попросили еще раз рассказать про закон, который реформирует всю бюджетную сферу страныЧто будет, когда он вступит в силу? А будет полный абзац. Мало не покажется. Это точно. И сегодня за все платим. Но кое-что еще можно получить и бесплатно. Например, я все еще могу взять книжку в библиотеке, вызвать врача на дом, вызвать скорую в конце-концов. А в  школе еще бесплатно учатся мои племянники. Да, у в школах есть некие поборы. Но пока еще  родители   не платят за посещение их чадушками    всех  уроков.  Что будет потом, не знаю. Подробно писала про закон   в статье "Все бюджетные организации страны отменяются".  

Напомню также, что ко второму чтению единороссы решили увеличить так называемый  "переходный период" до  1 июля 2012 года. То есть «в полную силу закон вступит УЖЕ ПОСЛЕ  думских и президентских выборов.  Понятно, что если закон так хорош, как его нам преподносят, то  зачем откладывать облагодетельствование народа на попозже?

Наоборот, его надо было бы срочно принять, и благодарные избиратели, все 100 процентов  в едином порыве выбрали бы только единороссов  в ГД, а  их ставленника - в президенты страны.  Но нет, боятся народных возмущений!  

Да,   действительно, (как мне писали сторонники закона), в законе прописано, что  вместо сметного финансирования бюджетные организации переводятся на финансирование под  госзаказ. НО!

1. У нас нет стандартов оказания услуг.  Дело в том, что их разрабатывают уже 10 лет, а воз и ныне там. Главное препятствие - если прописать стандарты и их принять, то окажется,  что у нас социальная сфера сильно недофинансирована. А ведь хотят её еще "оптимизировать"!

2.  В законе четко прописано, что сметное финансирование будет исходить из финансирования 2010 года (то есть не будет индексации на инфляцию, к тому же, финансирование 2010 года - минимально,  меньше 2009, "кризис", однако).

Приведу также интересный диалог депутатов на  заседании бюджетного комитета и замминистра финансов  Татьяны Нестеренко. Депутаты вносят поправку, в которой прописано, что финансирование госзаказа должно быть "НЕ МЕНЕЕ, ЧЕМ В 2010 году".

Нестеренко не согласна с такой формулировкой.  Она сообщает, что,  возможно, госзаказ будет меньше, зачем же писать, что надо финансировать ТАК ЖЕ, как в 2010? Поправка снимается.   В первом чтении  была  формулировка, которая гласила, что  платные услуги должны оказываться населению только сверх госзаказа. Теперь стоит формулировка, что могут и в рамках  госзаказа. 

Еще одно важное нововведение: государство отказывается от ответственности за учрежденные им организации.  Не ясно, что будет со школами и больницами,  если  они не смогут расплатиться по долгам. А такое очень даже может быть. Дело в том, что, к примеру, тендеры на ремонт школ будут объявлять не сами школы, а чиновники из министерства образования. Мы знаем, какие откаты они берут и по каким ценам оплачиваются фирмам  оказанные услуги. И вот школу отремонтируют за такие деньги, за которые  в нормальной стране обычно строятся дворцы. Деньги же со счета школы сразу все и спишут. И  что дальше? Не ясно. В законе не прописана так называемая "субсидиарная ответственность"

Депутат  фракции "СР" Оксана Дмитриева считает, что закон специально придуман для того, чтобы можно было сразу приватизировать всю социальную  сферу.

Ну, у нас ведь поделили нефтянку и газовую отрасль между хорошими пацанами. Также поделили все фабрики и заводы. А вот социалка пока у государства. А, между тем, многие школы и больницы находятся в  центре городов и городков, где такая дорогая земля. А многие до сих пор занимают вполне себе старинные особняки. А

 в этих особняках вполне могут разместиться: какой-нибудь олигарх, или его племянник, или офис хорошей компании, или новый ресторанчик с массажным салоном. Да мало ли что можно придумать. А ведь сейчас там учатся дети. И какие? Прямо скажем, никудышные и просто  бедные.  Хорошие-то мальчики    и девочки давно осваивают премудрости науки в туманном Альбионе, богатой   Германии, солнечной Франции или спокойной и ухоженной  Швейцарии (помните, где учились правильные мальчики, которые гоняли по швейцарским дорогам и  наехали на   какого- старикашку?)»…

http://avlady.livejournal.com/269978.html

Её же - вкусные детали прохождения закона в Совете Федерации

««Никто не сомневался, что сенаторы этот закончик одобрят, иначе не сидели бы в сем достойном учреждении.  При этом в кулуарах они его сильно ругали. Ну и что? А вот и ничего - голосовали, как миленькие и еще хвалили.  Но вот  Сергей Миронов  выступил в самом конце обсуждения и заявил, что проголосует против. Честное слово, после этого я его зауважала.

Но по порядку. Не буду повторять, что это за закон,  и с чем его едят. Уже писала.   После  второго  чтения  в ГД его поругали многие СМИ. И это дало повод зам министра финансов г-же Нестеренко заявить, что, дескать, СМИ распространяют "мифы про этот закон". Про мифы говорили и члены СФ.  Молодцы! Принимают отвратительный документ и при этом хотят, чтобы все были в восторге. Но нам-то столько, как им,  не платят!  И мы  также совестью,  как они, не торгуем. 

Татьяна Нестеренко отвечала на вопросы сенаторов.  Так, она заявила, что законопроект не противоречит Конституции РФ. Конечно, вряд ли можно представить себя чиновника, который говорит, что подготовленный с его участием документ, противоречит Основному закону страны.  Не смущает и её то, что правительство больше не будет нести ответственность (субсидиарную) за учрежденные им  школы, поликлиники и больницы.  Еще бы, она этому обстоятельству рада.  Сенатор Вячеслав Новиков заявил, что после  вступления закона в силу, страна получит сразу 320 тысяч новых управленцев,  тех новых менеджеров, которые начнут  рулить бюджетными учреждениями,  а сами  до этого никакого управленческого опыта не имели. Он предложил начать обучение  людей, которые займутся  управлением.    Да, пожалуй, единственный сенатор, заявивший  что не понимает, как в новых условиях будут работать школы и больницы и  сказавший, что  бюджетники этого тоже не понимают, была Драгункина ( сенатор от Москвы). Но её не услышали. 

 Теперь про выступление Сергея Миронова.   Обращаясь к своим коллегам, он  заявил, что  будет голосовать «против». Отметим, что думская  фракция партии  «Справедливая Россия», которую  он возглавляет, голосовала против этого закона.  Миронов подчеркнул, что реформа бюджетных учреждений затрагивает всех граждан России. «Мы присутствуем при ломке всех социальных услуг.  Давайте назовем вещи своими именами: закон сделает платными многие услуги», - заявил он с трибуны. По его словам, принцип    работы бюджетных учреждений не сводится только к «оказанию  услуг». Так, школа не просто оказывает образовательные услуги, а воспитывает гражданина и патриота.  Он также считает, что отмена субсидиарной ответственности приведет к тому, что многие учреждения закроются, на их финансирование денег в муниципальных бюджетах не будет.

 Миронов также  заявил, что многие вопросы сегодня  не имеют ответа. «Что войдет в гос.задание?», «Какова будет цена платных услуг?». Он также  добавил, что у нас нет стандартов  оказания образовательных, медицинских,  культурных  и иных услуг. «Власть должна служить народу, а не бюджету», - подчеркнул Миронов. В заключении он  вспомнил о законе о монетизации и заявил, что не хочет опять наступать на те же грабли.

 Но следом  за Мироновым слова попросили  представитель правительства в  ГД и представитель президента  в ГД, Они призвали сенаторов  одобрить законопроект. И их призыв  был услышан.  «За» - 90 сенаторов,  «против» – 5, воздержалось –  6». 

http://avlady.livejournal.com/270887.html

 

Собственно, власти вполне понимают первые очевидные последствия – что отечественному образованию настанет кирдык. Не зря одновременно в Госдуме в окончательном чтении принят законопроект, который касается «гастарбайтеров и приезжающих в Россию специалистов высокой квалификации.  Первое - гастарбайтеры, которые работают  у физ.лиц  должны покупать патент за 1 тысячу руб. в месяц.  Ну, хотят хоть какие-то налоги с них получить. 

Но при этом  механизм контроль  за соблюдением этого положения никак не прописан. И, главное, эти гастарбайтеры будут работать вне квот.  Второе – вне квот будут работать    и эти самые высококлассные специалисты.  Механизм их привлечения хорошо прописан, они поедут по "зеленому коридору".

Пока подразумевается, что в нашу "кремлевскую долину" - Сколково.  Но, если вспомнить принятый недавно закон о реформе бюджетных учреждений и фактическом переводе их на платное «оказание услуг», то становится ясно, что подавляющее большинство наших граждан должно распроститься с надеждой получить  не только высшее, но и нормальное среднее образование: денег просто на это не будет. Таким образом можно сделать вывод, что  уже сегодня планируется  постепенное замещение русских иностранцами, а русские, вероятно,  будут  у иностранных спецов ботинки чистить»

http://avlady.livejournal.com/274427.html

Опять же не зря перед принятием закона по социальным сетям гулял очевидный наброс, типа успокойтесь мол, «все будет хорошо, только не дёргайтесь, нам не мешайте» (а некоторые ЖЖ-исты, увы, его пиарили).

Понятно, что это слова, ни на чём не основанные. Верить им нет никакой возможности: исполнительная власть только и делает, что врёт, начиная с Ельцина ложащегося на рельсы, до предвыборных обещаний ЕР в 2004 г. Постоянное враньё характеризует даже первых лиц, что уж говорить про мелкого чиновника, который здесь оказывается источником информации, да ещё анонимного.

Ведь что может "подкрепить" эти слова о том, какие уроки будут обеспечиваться государством, сделать их обязательными? Законодательные акты, скажем, образовательные стандарты для тех классов, в которых эти предметы изучаются. А они пока не разработаны и будут разрабатываться только к 2012 году, когда все успокоятся, расслабятся, и можно будет спокойно программку обкорнать.

 

О том же собственно – что из коммерциализации бюджетной сферы выйдет примерно такая же катастрофа, как на шахте «Распадская», говорит нам vox populi. См. данные опроса на сайте Росбалта (активно выступающем «за» реформу)

К чему приведет бюджетная автономия школ и вузов?

- образование станет платным для всех 20% (137)

- общество окончательно расслоится и будет деградировать         61 % (412)

- население будет сокращаться, т.к. россиянам будет «невыгодно» иметь детей      13 % (88)

- образование будет бесплатным, а школы и вузы станут лучше, т.к. им придется «конкурировать» за каждого ученика      2 % (20)

образование будет частично платным, и это будет стимулировать детей к учебе 2% (18)

Всего проголосовало: 675

http://www.rosbalt.ru/2010/05/12/736009.html

Я думаю, реформа бюджетной системы - это последний акт приватизации советского социального государства. Сперва в 1992-м из общенародной собственности приватизировали заводы и фабрики, а теперь вот взялись за социальные гарантиите, что остались недоразрушены 20-ю годами капитализма; нынешнее правительство чётко следует курсом Ельцина и Гайдара, и если уклоняется, то лишь вправо, не влево. Поэтому его в этом дружно поддерживают либералы, даже оппозиционно настроенные во всём остальном.

По моему прогнозу, результат «реформирования бюджетной сферы» будет где-то между монетизацией льгот и приватизацией по Чубайсу, поближе к последней.

 

А теперь скажу пару (высоких) слов, почему этот закон неприемлем в принципе, даже для тех, кто рассчитывает ничего не потерять или (есть и такие) что-нибудь выгадать. Сам дух этой реформы вызывает у меня омерзение и неприятие, независимо от мировоззрения и общественных взглядов.

Образование - это средство раскрытия и развития личности, поэтому оно должно быть дано всем и по максимуму, чтобы каждый мог найти свой талант и развить его. Ограничения в изучении фундаментальных наук, обусловленные "практическими соображениями", "востребованностью" рынком - это чисто ограничения на то чтобы быть (или стать) человеком, чётко описанные Олдосом Хаксли по соответствующей социальной практике в западных странах («The Brawe New World»).

Когда говорят, что задача школы - "социализация" индивида, или образование лишь тогда будет качественным, когда будет "востребовано" рынком, это всегда означает очень специфическое отношение к людям (и между прочим, нашим детям!). Именно, отношение к человеку как к средству, колёсику и винтику для обслуживания рыночного механизма, который должен "по одёжке протягивать ножки".

Тем более что в конкретных условиях созданной рыночными реформами сырьевой экономики эта "одёжка" будет очень узкой: элита получает качественное образование за деньги, а плебсу оно и без надобности. Так было по всему миру: ликвидация бесплатного образования – это конёк  МВФ и святая святых неолиберализма.

В соответствии с этическим императивом Канта, к человеку нельзя относиться как к средству, только как к цели, тем более к личности ещё формирующейся, которую легко сломать и исказить, как гамм и дельт у Хаксли. Поэтому я против подобных реформ, рассматривающих человека под углом того самого «нехорошего корыстного интереса», как криминальная нечисть из Арканарского порта – а отнюдь не в свете идеи, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», как демагогически вещает нам конституция РФ.

То же самое чувствуют студенты всех европейских стран, протестующие под лозунгом "Образование не товар!". Останавливая "бюджетную реформу", мы поддержим и их борьбу.

Если мы ещё остаёмся людьми, и хотим сохранить уважение к себе, нельзя позволять правительству рассматривать себя в качестве расходного материала для созданной им дефективной экономической системы, давно уж отжившей своё по всему миру, не то что в России.

Надеюсь, протесты граждан направятся именно против закона, а не только одних его «вредных последствий», сама идея образования / здравоохранения как товара оскорбительна для нормальных людей. Платность - это всегда разделение на касты, с некачественным для бедных и элитарным для богатых, как в какой-нибудь Бразилии; надеюсь, что люди (в отличие от «элиты») не захотят социального апартеида в своей стране. Сам дух этого закона негоден.

Dixi.

 



 

Tags: , , , , ,

50 comments or Leave a comment
Comments
(Deleted comment)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 20th, 2010 06:55 am (UTC) (Link)
ну да, это же не разумная точка зрения, а идеологическая. а она всегда вырождается в квазирелигию
(Deleted comment)
dorombos From: dorombos Date: May 19th, 2010 09:30 pm (UTC) (Link)
Каким образом развитие личности противоречит ее социализации?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 20th, 2010 06:54 am (UTC) (Link)
самым простым - социализация это требование "по одёжке протягивать ножки", а структура талантов личности часто требует других "одёжек" (качественное образование для талантов из бедных/провинциальных семей - самый распространённый вариант). при упоре на социализацию этим людям предлагается забыть о талантах и интересах личности и заниматься тем, к чему их рынок приставит
http://scepsis.ru/library/id_2383.html
вот скажем, человек талантливый, но,увы, уже социализированный в ЭТОМ обществе
http://go2phystech.ru/news/view/389
(есть и другие, более правильно организованные, где социализация может быть неопасна)
kiowa_mike From: kiowa_mike Date: May 20th, 2010 03:13 am (UTC) (Link)
Не вполне уверен что этот закон столь плох как об этом рассказывают. Нужен внимательный его разбор профессиональным юристом. А я такового еще не видел.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 20th, 2010 06:26 am (UTC) (Link)
какие у вас критерии для оценивания по шкале "хорош или плох"? (уверенность или неуверенность берутся ведь именно из них)
по этому закону гражданам предлагается платить за то, что раньше было бесплатным, и смириться с целым рядом скажем так "трудностей и дефектов реорганизации", ничего не получая взаимен. Зачем им это нужно, тем более если это делает правительство, которое они содержат?
cybersocialism From: cybersocialism Date: May 20th, 2010 03:39 am (UTC) (Link)
Мой племянник учится в частной школе. В течение пяти лет плата за обучения выросла в два раза. Несмотря на это, мы (взрослые родственники) всерьез опасаемся переводить ребенка в общеобразовательную государственную школу. Там не столько образование другое, сколько сама среда. Если в 6-м классе оказаться в обычной российской школе (с советским прошлым) можно в какой-то мере говорить даже о ресоциализации. Пойдем на это только в самом крайнем случае.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 20th, 2010 06:49 am (UTC) (Link)
Там не столько образование другое, сколько сама среда.//
чем на ваш взгляд, там "среда" хуже?
И правильно ли я понял что к "ресоциализации" вы относитесь отрицательно? вы не хотите чтобы ребёнок социализировался под это общество?
mikeura From: mikeura Date: May 20th, 2010 06:32 am (UTC) (Link)
полностью согласен
ottern From: ottern Date: May 20th, 2010 06:51 am (UTC) (Link)
Школа - ерунда, на детишек родители последнее отдадут! В ВУЗ школа никогда не готовила, и образование во многих было ... отрицательное.
Со здоровьем ситуация гораздо хуже. И у хорошего и дельного человека может денег не случиться в критической ситуации...
Но вот чему полнейший амбец - так это науке! Вот это просто полный жирный крест! Не на науке - на ней уже давно. На стране.
bdag_med From: bdag_med Date: May 20th, 2010 09:46 am (UTC) (Link)
есть мнение, что закон не так страшен, как рассказывают. НО! Если он кажется таковым, почему никто не выходит на улицы и тд? Боюсь, что тут случай "каждый народ имеет то правительство, которое его имеет"
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 20th, 2010 10:24 am (UTC) (Link)
не скажете, на чём это мнение основано? по крайней мере для вас, если вы его разделяете?
по моим наблюдениям, не боятся закона те у кого есть лишние деньги (в смысле не живущие от зарплаты до зарплаты, а способные делать накопления), которых по "их прогнозу" будет достаточно для "покупки" качественного образования и лечения в течение соответствующего периода прогноза и/или которые приучены к тому что каждый должен образовываться и лечить за свой кошт, и это нормально, "нечего ждать помощи от государства" (тут вступает в действие момент идеологии). проблема в том, что таких у нас 5-10%, ну 15%, прочим закон губителен.
Среди тех кто боится закона или кто сознательно против, это те кто живёт от зарплаты до зарплаты и понимает, что даже с приработками переход от бесплатного образования/лечения к платному не потянет, либо сознательные противники платности социальной инфраструктуры. Пока протестуют в основном вторые, первые, думаю, начнут подтягиваться в основном когда этот самый жаренный петух клевать начнёт, поскольку и жизнью замотаны, и оболванивающее воздействие ти-ви не надо преуменьшать.
вот как-то так.
и, судя по последней реплике, вам не нравится этот народ? может быть сменить его?
elena_daos From: elena_daos Date: May 20th, 2010 10:13 am (UTC) (Link)
"Омерзение и неприятие", как Вы правильно сказали. Систему высшего образования хоронят под фанфары, так уже и до среднего добрались! Лично у меня, кроме горечи и разочарования, такие "новации" больше ничего вызвать не могут.
cdissident From: cdissident Date: May 20th, 2010 01:13 pm (UTC) (Link)
Спасибо за большой хороший пост. Будем гнать информационную волну и раскачивать лодку. :)
sergebor From: sergebor Date: May 21st, 2010 10:27 am (UTC) (Link)
С точки зрения "рынка" был бы логичен параллельный шаг по снижению налогов, т.к. получается что бюджетными остаются разве что пожарники с милицией. Чтобы человек сам нёс денежки туда, куда ему нравится. Ну и развитие институтов внебюджетных соц. и мед. страховок. Однако вместо этого только планы по увеличению налогов и сборов.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 21st, 2010 02:51 pm (UTC) (Link)
так налоги и так снизили больше некуда, поэтому социалка недофинансирована (собственно суть нынешней реформы в том, чтобы предложить педагогам и врачам выкачать потребные им деньги с населения до того как ввиду очевидной нужды они будут требовать их с гос-ва, у которого они к тому же есть). опятьже давно пора от плоской шкалы подоходного налога переходить к возрастающей + налог на роскошь и т.п., иначе запись в конституции о том что РФ это социальное гос-во так и будет оставаться издёвкой
50 comments or Leave a comment