Вольф Кицес (wolf_kitses) wrote,
Вольф Кицес
wolf_kitses

Categories:

Динамика умственного развития школьника в связи с обучением

(Конспект статьи Л.С. Выготского)

 "В этой статье Л.С. Выготский рассматривает связь между умственным развитием и продвижением ребенка в школьных занятиях.

Он пишет от том, что огромный педагогический опыт и эмпирические наблюдения показывают, что обучение должно быть приноровлено к определенным возрастным этапам, которые проходит ребенок в своем умственном развитии.

Раньше основное внимание была направлено на то, чтобы найти низший порог и не начать обучать ребенка чему либо слишком рано. При этом упускалось из вида, что нельзя обучать какому либо предмету и слишком поздно. Для обучения существует оптимальный срок и уклонение от него как вверх, так и вниз одинаково гибельно.

 

Пример: Ребенок начинает обучаться речи в 1,5 года; для этого необходимо созревание каких-то определенных функций, и кажется, что если начать обучать ребенка в 3 года, когда у ребенка эти функции созрели лучше, его будет легче обучить. Но это не так. Кроме того, обучение в более старшем возрасте идет другим путем, по другому принципу.

Таким образом, это учение об оптимуме поколебало закон зрелости функций как необходимую предпосылку обучения в школе.

Исследования показали, что отношения   между ходом умственного развития ребенка и его обучением оказывается более сложным, чем может показаться при первом рассмотрении вопроса. Пример: Дети поступают в школу. Среди них есть те, у кого IQ больше 110% (I), у кого IQ от 90 до 110% (II) и те, у кого IQ от 70 до 90 (III). Следует ожидать, что дети с более высоким IQ должны развиваться лучше. Исследования (Термен – Америка, Берт – Англия, Блонский) показали, что дети, приходящие с более высоким IQ в школу, в дальнейшем в большинстве своем имеют тенденцию его снижать. Т.е. по сравнению с другими детьми, они могут быть все-таки впереди, но относительно самих себя они снижают в ходе школьного обучения высокий IQ. Наоборот, дети с низким IQ в массе имеют тенденцию повышать IQ, т.е. по абсолютным показателям они могут уступать по уму первым, но относительно самих себя они повышают IQ. Дети со средним IQ сохраняют его.

  

Таблица 1.

Уровень

Динамика IQ

Успешность

абсолютная

относительная

Высокий

III

I

II

Средний

II

II

III

Низкий

I

III

I

 

Получается, что можно быть первым по IQ на пороге школы и последним по его темпу в ходе школьного обучения и снова первым по успешности.

Это затруднение разрешается, если учесть еще одну величину – относительную успешность.

При работе с учениками важно отличать, тех, кто абсолютно не успевает, от тех, кто относительно не успевает. Во вспомогательную школу надо переводить того, кто систематически обнаруживает не только абсолютную неуспеваемость, но и относительную. Ученик, обнаруживающий  абсолютную неуспеваемость при некоторой относительной успеваемости (по сравнению с классом), нуждается в изменении условий внутри школы, но не вывода из нее.

Л.С. Выготским были обнаружены интересные зависимости между IQ ребенка на пороге школы и его абсолютной успешностью и  между динамикой умственного развития и   его относительной успешностью.

Первый вопрос, решение которого дает ответ на вопрос об этом взаимодействии – вопрос о зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем его актуального развития (т.е. умственного возраста ребенка), определяемого с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемого с помощью задач, решаемых под руководством взрослого. Зона ближайшего развития определяет функции, которые находятся в процессе созревания.

Исследование: Взяли четырех детей с различным IQ и зоной ближайшего развития  (см. табл. 2)

Таблица 2.

Категория

IQ

Зона ближайшего развития

I «А»

Высокий

Большая

I «В»

Высокий

Малая

III «А»

Низкий

Большая

III «В»

Низкий

Малая

 

Это исследование показало, что значительно большее сходство в динамике умственного развития и относительной успешностью оказывается не между детьми с одинаковым IQ, а между детьми с одинаковой зоной ближайшего развития. Из этого следует, что существенным для школы является не то, чему ребенок уже научился, а то чему он способен научиться, именно это и определяет зона ближайшего развития.

Другое исследование (см.  табл. 3).

Таблица 3.

Категория

IQ

Группы

I «С»

Высокий

Грамотные в грамотной или

неграмотные в неграмотной

I «С»

Высокий

Грамотные в неграмотной или

неграмотные в грамотной

III «Д»

Низкий

Грамотные в грамотной или

неграмотные в неграмотной

III  «Д»

Низкий

Грамотные в неграмотной или

неграмотные в грамотной

 

Это исследование показало, что гораздо больше сходства между I «С» иIII «С» ,                    I  «Д»  и III «Д». Это значит, что для динамики умственного развития определяющей является не столько сама по себе величина IQ сколько отношение уровня подготовки к уровню требований, предъявляемой школой. Это отношение назвали идеальным умственным возрастом.

Т.о. идеальный умственный возраст – это те степень и характер умственного развития ребенка, которые позволяют ему идти с максимальными успехами, справляться с требованиями, предъявляемыми обучением в классе. Определяющей величиной является отношение между идеальным умственным возрастом данного класса и реальным умственным развитием и подготовкой учеников, работающих в этом классе.

Исследования показали, что идеальный возраст школьного класса для конкретного ребенка совпадает с зоной его ближайшего. Когда это совпадение происходит, мы констатируем оптимальные условия развития ребенка. 

Заключение:

1.               Почему в классической психологии считали показателем детского ума,  только то, что ребенок может делать сам?  Так как был неправильный взгляд на подражание и на обучение. Считалось, если я сам опытным путем дошел до чего либо, то это показатель ума, а если подражаю, то подражать чему угодно. Психологи показали, что подражать можно только тому, что лежи в зоне ближайшего развития.

2.               О практическом использовании изложенного выше.  Практическое применение этих вопросов имеет первостепенное значение для всех аспектов диагностики, отбора умственно отсталых, учета успеваемости, анализа неуспеваемости,  как частичной, так и общей, выявления латентной успеваемости относительно двоечников и неуспевающих учеников. Также важно применение этих вопросов при комплектовании класса, при выяснении того, насколько пребывание в школе содействует не только обучению ребенка, но и всестороннему его развитию.

Мысли Выготского об отношении актуального развития ребенка и зоны ближайшего развития, имеющиеся в этой статье, стали затем основой многих обучающих и диагностических экспериментов.

Использование обоснованных Выготским принципов оценки относительной успешности и зоны ближайшего развития ребенка может существенно сократить количество «педагогического брака» без значительной перестройки всей системы школьного образования».

 http://asenkaaa.narod.ru/vygotsky.htm

 

Примером такого психодидактического подхода (сокращающего количество «педагогического брака») к процессу обучения является модель «полного усвоения» (mastery learning), которую разработали Дж.Кэррол и Б.С.Блум. Суть этой модели обучения заключается в следующем. Если условия и методы обучения одинаковы для всех учащихся, то их учебные достижения описываются кривой нормального распределения. Иными словами, большая часть класса (или выборки детей определённого школьного возраста) будет иметь средний уровень учебной успешности и весьма незначительная часть – очень низкий, либо очень высокий уровень учебной успешности.  Соответствующий «колокол» нормального распределения будет расположен по осям «усвоение учебного материала – успеваемость» (абсцисса) – «число школьников с данной степенью усвоения» (ордината), и вершина пика по оси Х будет сдвинута не очень сильно направо, степень усвоения материала у среднего школьника будет «средней», а не «высокой».

Если же индивидуализировать условия обучения, а именно не ограничивать время изучения материала для каждого ученика, то при снятии жёстких временных рамок и учёте индивидуального темпа усвоения учебного материала около 95% учащихся могли полностью освоить необходимое содержание обучения. «Колокол» нормального распределения в тех же координатах очень сильно сдвинется вправо, и «средний» ученик в классе будет показывать «высокую степень усвоения» материала, за какой бы период материал не рассматривали.

Характерно, что если при традиционном обучении коэффициент корреляционной связи между интеллектуальными способностями учащихся в виде показателя IQ и учебными результатами составляет около 0,7 (то есть чем ниже способности, тем хуже ребёнок учится), то при реализации модели «полного усвоения» коэффициент корреляции между этими двумя переменными значительно снижается, приближаясь к 0. Иными словами, есть дети успешно учатся вне зависимости от исходного уровня своих способностей (а точнее, независимо от лучшего или худшего качества семейной и домашней среды, дающей или отнимающей предпосылки для быстрого старта и уверенного обучения в школе, что, собственно, и выражает IQ).

Bloom B.S. All our children learning: a primer for parents, teachers and other educators. NY: McGraw-Hill, 1981



Tags: Л.С.Выготский, интеллект, образование, психология, психология личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments