Вольф Кицес (wolf_kitses) wrote,
Вольф Кицес
wolf_kitses

Category:

Про агрессию автомобилистов

wsf1917 

Из научно-популярной статьи Е.Н.Панова про человеческую агрессивность:

«...многочисленные примеры спонтанной, вроде бы не спровоцированной агрессии, дает нам человек, сидящий за рулем автомобиля. Американские социальные психологи заинтересовались тем, какие эмоции испытывает водитель, сталкиваясь с неадекватными действиями других участников автомобильного движения. Анкеты с целым рядом вопросов, касающихся этой темы, были разосланы 26 мужчинам и 27 женщинам, постоянно пользующимся автомобилем.

И что же оказалось? 12% мужчин и 18% женщин признались, что они нередко ощущают острое желание убить водителя, который своими непредсказуемыми действиями нарушает привычный ход событий. Большинство опрошенных — 77% мужчин и 56% женщин в таких ситуациях проклинают мешающего им водителя про себя, а 23% и 41 % соответственно ругаются вслух.

 

... Как выяснилось из проведенного анкетирования, одно из проявлений неконтролируемой агрессивности в таких ситуациях — подача звуковых сигналов. Это позволило исследователям приступить к изучению агрессивности людей на автомобильной трассе, пользуясь примерно теми же приемами, что и зоолог, наблюдающий в природе из укрытия за поведением животных.

Эксперименты проводили следующим образом. Один из участников исследования сидит за рулем, а второй, скрытно расположившись неподалеку от светофора, наблюдает за происходящим. Первый подъезжает к перекрестку, пока горит красный свет. При включении зеленого сигнала он запускает секундомер и лишь спустя 12 секунд трогается с места. Все это время наблюдатель фиксирует марку стоящего сзади автомобиля, пол водителя и его поведение — в частности, момент, когда тот в нетерпении начинает сигналить.

Очень интересно было выяснить, существуют ли в принципе какие-либо особенности у препятствующего движению автомобиля, которые могут вызывать наиболее агрессивную реакцию у водителя, принужденного к пассивному ожиданию. С этой целью исследователи меняли антураж своей машины. Например, в некоторых опытах они клали винтовку на полочку у заднего стекла, и наклеивали на него яркий ярлык с надписью. Слово, отпечатанное крупными буквами на ярлыке, изменялось от опыта к опыту. В одних случаях это было слово «Друг», в других — «Месть».

После того, как удалось провести 137 опытов с ничего не подозревавшими водителями-мужчинами и 63 — с женщинами, выяснилось следующее. Как могли бы с самого начала догадаться и мы с вами, в наибольшем числе случаев «звуковую агрессию» наблюдали у водителей-мужчин, управляющих автомобилями современных марок в тех случаях, когда движению препятствовала машина с винтовкой у заднего стекла и с надписью «Месть». Здесь антагонизм проявлялся в 65% случаев. Если эта надпись присутствовала, а винтовки не было, процент негативных реакций у водителей этой категории был почти вдвое ниже (33%). Интересно, однако, что при той же комбинации «винтовка — «Месть» открытые проявления агрессивности (в форме подачи звуковых сигналов) оказались несопоставимо более низкими (всего лишь 14%) у мужчин, управляющих старыми, не престижными машинами". 

Далее, "...даже на автомобильной трассе, где по закону все равны, поведение водителей отражает их социальное неравенство. Водители престижных автомобилей не сдерживают своих негативных эмоций, тогда как собственники старых машин ведут себя много скромнее, осознанно или скорее неосознанно учитывая свой сравнительно невысокий социальный статус в данной ситуации.

И все же самое неожиданное, что удалось узнать при изучении агрессивных эмоций водителей, — это роль так называемой дегуманизации, а по-русски — обезличивания твоего потенциального недруга. В этой части экспериментов психологи использовали занавески, закрывающие заднее стекло автомобиля экспериментатора. Кроме того, чтобы едущий сзади водитель не мог видеть лица сидящего за рулем той машины, которая тормозит движение, ее зеркало заднего вида частично заклеивали пластырем. Поразительно, насколько резко эти манипуляции изменили поведение тех людей, которые невольно оказались участниками опытов.

Из 48 водителей, чье поведение наблюдали психологи, при открытых занавесках звуковые сигналы подавали 31%, при закрытых - 52%. Наибольшее число проявлений нетерпения, которое можно было расценить как признак агрессивности, наблюдали при задернутых занавесках, если к тому же из-под них торчала винтовка, а надпись на наклейке гласила: «Месть». В, таких ситуациях 77% водителей, не вытерпев задержки всего на какие-то 10 секунд, начинали отчаянно сигналить.

Любопытно и то, что водители-женщины, в отличие от мужчин, практически не меняли своего поведения в зависимости от присутствия или отсутствия оружия за стеклом идущего впереди автомобиля, как и от того, что именно было написано на наклейке. Впрочем, и в тех и в других случаях нервозность проявляли 50% от числа водителей-женщин. Неожиданным оказался лишь тот факт, что во всех опытах самый высокий уровень «автомобильной агрессивности» (80%) был отмечен у женщин, дорогу которым преграждал автомобиль, ничем не замечательный — с открытыми занавесками, без винтовки и какой-либо наклейки.

Это согласуется, правда, с данными анкетирования, которые показали, что женщины в целом чаще, чем мужчины, реагируют негативно, когда идущий впереди автомобиль перестраивается, не просигналив предварительно. Если среди мужчин это вызывает раздражение у 58% опрошенных, то у женщин эта цифра вырастает до 92%".

Отсюда

Связь большего уровня агрессивности водителей с индивидуализмом-эгоизмом очевидна, также как и с социальным неравенством; в отношении водителей к пешеходам это проявляется ещё ярче - см. «Автомобильные аналогии». Опять же, такая наука, как  этология человека солидарно с социальной психологией говорит, что когда субъект сидит в своём авто, отгородившись от мира (как крыса в своей норе, водитель отчуждён от других людей стенкой машины, в отличие от ситуации, когда человек движется в толпе или сидит на собрании), он настроен максимально эгоистично и агрессивно по отношению ко всему что вокруг. Поэтому в обследованных крупных городах ФРГ частота наездов авто на пешеходов позитивно коррелирует с частотой преступлений на почве национальной и расовой ненависти ("давящими" в обоих случаях движут сходные чувства) [нет ссылки на конкретное исследование, мне лично эта связь кажется сомнительной – В.К.], а негативные чувства автомобилистов друг к другу и особенно к пешеходам проистекают из идеи господства.

Водители престижных автомобилей не сдерживают негативных эмоций в адрес водителей непрестижных, те и другие – в адрес «безлошадных» или работающих на дороге, возникает и поддерживается социальная стратификация, в которой как в кривом зеркале отражается стратификация «большого общества».

Amasonka_urals: «Вопрос: почему вся сволота ездит на иномарках? А ответ прост: сволоту, которая пытается ездить на стареньких жигулях или москвичонках, дорога очень быстро выбрасывает путем естественного отбора. Если сволочь относится к бедным слоям населения, то на дороге она просто не удержится. Ведь за подобное поведение на дороге все-таки приходится платить штрафы или откупаться от гайцов, а иногда и выкупать отобранные права, а также надо ремонтировать машину. Ублюдки машину ремонтировать не умеют. Поэтому булюдок на стареньких жигулях - это достаточно большая редкость.
Поэтому поддерживаю полностью - "сволота на иномарках". Как водитель далеко не новых жигулей могу подтвердить, что многие водители иномарок ведут себя на дороге так, что сразу хочется отобрать у них и права и машину. Водитель подержанных жигулей не может вести себя подобным образом, потому что если он будет вести себя так, то он проездит очень недолго - откупаться-то за свои "подвиги" нечем. И на новую машину денег нет. Приходится беречь ту, которая у тебя имеется.

И все "заи" тоже ездят исключительно на дорогих иномарках. Потому что проблема "зай" на дорогах - это не проблема "женщин за рулем", пол тут совершенно ни при чем. Это все та же проблема богатых ублюдков на дорогах, которые еще и своим "заям" права покупают. Вы можете себе представить водительницу подержанных жигулей в роли той "заи" из Новосбириска, убившей мента? Нет, это исключено. Водительницы не новых жигулей тоже подвергаются очень жесткому естественному отбору.Из небогатых женщин за руль садятся те. которые могут нормально водить. А "заи" небогатых ублюдков как правило даже не знают, как машину завести».

 

Вообще, не только экологи, но и социалисты-коммунисты должны быть резко против автомобилей и целиком "за" общественный транспорт, прежде всего железные дороги. Прекрасную аргументацию, почему так, см. в лекции Б.Б.Родомана «Автомобильный тупик России и мира» на polit.ru. Автор -  крупнейший географ, и отлично видит проблему. А автомобиль сегодня – такой же символ буржуазности, как смокинг сигара и галстух-бабочка на плакатах 20-х гг.

Не зря ещё в 70-е годы треть автовладельцев в Париже отвечала что не оставит авто никогда, даже если общественный транспорт будет предельно удобный и совершенно бесплатный. Мол, он даёт ощущение свободы, такое же, как деньги на счету, - хотя реальность пробки показывает, что это лишь ощущение. А когда люди апеллируют не к реальности, а к своим представлениям о свободе и счастье, то автомобиль и его альтернативы – ж/д, другой общественный транспорт, из технических и экологических проблем превращаются в политические символы. Красным пора сие осознать.
 

Tags: капитализм, коммунизм, массовые явления, современный мир, социальная психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments