Вольф Кицес (wolf_kitses) wrote,
Вольф Кицес
wolf_kitses

Categories:

Хельмут Гельвитцер: Почему я, христианин, стал социалистом

Пишет Синяя_Ворона: «По-моему, очень хорошая статья – «Почему я, христианин, стал социалистом»
(перевод названия грубый, правда, простите). Очень все логично, четко и правильно.

www.brsd.de/historisch/31-warum-bin-ich-als-christ-sozialist-1980

Пара отрывков: 

1. Что имеют в виду ,когда говорят "Я социалист"? 

1.1. Социалист считает, что общество, лучшее, чем то, что есть сейчас - возможно и необходимо.

1.2. Под "лучшим обществом" понимаются при этом не только улучшения внутри существующего общественного порядка, но общество, принципиально измененное по сравнению с существующим. То, что социалист работает над улучшением существующего общества, связывает его со всеми социально ответственными мыслящими людьми этого общества в совместной активной деятельности; то, что он считает возможными и нужными принципиальные изменения структуры - отличает его от этих людей.

 

1.3. Цель социалиста, существующая в его представлении - это по возможности эгалитарное общество, то есть общество с как можно более высоким равенством шансов, как можно более высоким правом самоопределения (свободой) и участием каждого члена общества, при отсутствии привилегий по праву рождения или собственности; если выразить это негативно: минимизировать эксплуатацию, господство и неравенство в присвоении общественного продукта.

 

1.4. Социалист таким образом серьезно относится к изначальным целям буржуазного общества - "Свобода, Равенство, Братство" - которые в этом обществе всегда воплощаются лишь очень ограниченно, из-за закрепленных в нем привилегий и неравенства, а часто, если кажется трудным защитить эти привилегии, то данные принципы и вовсе отрицаются (фашизм во всех его разновидностях).... Годесбергская программа СДПГ: "Социализм может быть воплощен только в демократии, демократия может быть полной и завершенной только при социализме".

1.5. У социалиста есть фантазия, и он в состоянии представить альтернативы существующему обществу, и с этой позиции критиковать существующие порядки. Он подчеркивает, что нынешнее общество не дано ни природой, ни Богом, и не является целью и концом истории; оно стало таким в процессе истории и может так же измениться - в социализм или варварство.

1.6. Социалист борется за структурное изменение общества; в этой мере он - революционер. Изменение, о котором идет речь - длительный процесс, в этой мере социалист мыслит эволюционно. Необходима ли для изменения политическая революция с применением насилия, или переход к новому обществу произойдет мирно и постепенно, зависит от  обстоятельств; особенно от того, в какой степени силы, заинтересованные в сохранении существующей системы привилегий, сами используют для этого насилие и отрицание демократических прав.
......


4. Почему христианин становится социалистом?

4.1. (....) Для христиан позитивный импульс для этого исходит из Евангелия.

4.2. Евангелие показывает нам

1. Мир, как любимое творение Бога, куда человек направлен, чтобы этот мир "строить и охранять" (Быт. 2,15)

2. Людей, как любимых детей Бога, которых Бог хочет спасти путем самоотречения, в своем Сыне Иисусе Христе, от следствий их греховного саморазрушения, которых он хочет объединить в общую братскую семью.

3. Деятельную любовь, ответственную за плотскую и духовную жизнь собратьев-людей - как плод веры, любовь, для которой люди, до тех пор закабаленные своим эгоизмом, освобождаются через Дух Иисуса Христа.
(....)

4.6. Обращение, к которому ежедневно Божье слово призывает христианскую общину, включает также - прекратить встраивание в существующую систему привилегий и деятельно работать для возникновения более справедливых, то есть не определяемых общественными привилегиями общественных структур. Поэтому первичный вопрос сегодня заключается не в отношениях христианства и социализма, но - в отношениях между христианством и капитализмом: может ли христианин поддерживать и защищать существующую общественную систему вместе с лежащим в ее основе экономическим порядком? Не должно ли это быть для христианина непереносимым?

4.7. Если христианин осознал несовместимость Евангелия и капиталистической системы привилегий и считает, что Евангелие безусловно и неостановимо ведет его к участию в борьбе за справедливое и солидарное общество - он должен исследовать собственным разумом и решить, в какой мере сейчас возможно и нужно изменение общества, какая стратегия, какие союзы и какие компромиссы для этого нужно выбрать, как должны выглядеть ожидаемые структуральные изменения. Это происходит в рациональной дискуссии и в процедурах принятия политических решений. В  области разума нет абсолютных решений, также нет и абсолютных противоречий. Но "Направление и линия" (Карл Барт) нашей политической деятельности определены Евангелием: вперед к солидарному, демократическому, свободному от привилегий обществу. Таким образом, Евангелие дает христианину для его политической ответственности мотив, цель и критерии выбора методов борьбы. ...

(Там еще много интересного, конечно...)»

Отсюда + хорошая книга про христианский социализм от товарища caliban_upon.

Вообще, я бы очень хотел  прочесть аналогичные рассуждения иудея (а также мусульманина и буддиста). Поскольку в еврейской традиции содержится не меньше оснований для утверждения социализма как нормы человеческих отношений, а современного капитализма – как мира, который во зле лежит, Сдома и Аморы.


Tags: книги, коммунизм, понимание, религия, ссылки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments