?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Личное и общественное - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Личное и общественное
13 comments or Leave a comment
Comments
evgeniy_kond From: evgeniy_kond Date: January 27th, 2010 06:02 am (UTC) (Link)
В общем понятно, но как-то тяжеловато изложено, перегружено отсылками.

> 2) история движется вперёд, и происходит общественный прогресс. Почему прогресс, откуда он берётся в схеме, начинающейся со столкновения интересов? Потому что человек – разумное существо;

- Тут и далее мне видится отход от материализма. Более того, чувствуется логическая ошибка, круг, когда из определения разума (неявно включающего его прогрессивность) получается доказательство прогресса.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 28th, 2010 11:22 am (UTC) (Link)
Почему? Имхо это не большая «уступка» идеализму, чем указание на одинаковую математическую форму формул для механических и электромагнитных колебаний, при полностью различной природе систем, в которых происходят те и другие. Как раз вся фишка в том, что рассуждать и генерировать идеи человек начинает не сам по себе, а под влиянием побудительных мотивов, исходящих из действительно насущных противоречий жизни, то есть бытие определяет сознание, в том смысле что запускает, задаёт направление работы и выводит на цель. Но вот работающее сознание уже свободно, и может отыскивать гомологии между «формами» социальной организации совершенно неродственными (или формами природных законов, проявляющих в разных системах) и действовать на основании этих изоморфизмах, установленных по форме идеального элемента бытия, а не только по гомологиям, установленным по структуре материального.
Поэтому можно проводить продуктивные аналогии между ельцинским правлением и правлением царя Ирода (они эвристичны, хотя герои живут в разных формациях), поэтому индусы испытавшие влияние христианства, считают касты естественными, а испытавшие влияние ислама резко против них – из-за иерархичности первой религии и неиерархичности второй, при том что та и другая в индии поддерживает один и тот же общественный строй, индийский мусульманин индус и индохристианин одного статуса имеют полностью тождественный быт и материальные интересы и т.п. А вот отношение к кардинальной черте индусского общества – кастам – полярное – и понятно, что это связано с различиями в идейной структуре религий оказавших влияние
И, конечно, если бы у людей не было разума (поддерживаемого и движимого вперёд сопряжённым развитием материального производства и языка, это подразумевается, поскольку то, другое и третье появилось раньше появления гомо сапиенс, а у него только совершенствовалось) то борьба за существование людей друг с другом или с внешней природой, так и осталась бы на уровне межиндивидуальной конкуренции, не было бы категоризации борющихся сторон, "стремящихся" обособиться и дифференцироваться в классы, а значит и классовой борьбы, которая движет историю
evgeniy_kond From: evgeniy_kond Date: January 28th, 2010 04:01 pm (UTC) (Link)
>если бы у людей не было разума (поддерживаемого и движимого вперёд сопряжённым развитием материального производства и языка, это подразумевается

- Больно уж неявно подразумевается. По-моему проще: человек приспособляет под себя любые природные условия с помощью предметов (кров, одежда, орудия охоты), что требует орудий труда для изготовления этих предметов, что требует изготовления орудий труда для изготовления этих орудий труда и т.д., что и запускает исторический процесс (который поэтому не циклический, а спираль). По ходу этого процесса и происходит становление разума и т.д.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 6th, 2010 08:39 pm (UTC) (Link)
нет, из вашего рассуждения непонятно, почему люди в конце концов отказываются верить в полезные для них, но ложные теории, вроде идеи бога и национальных предрассудков. Единственное основание для этого - неспособность разума принять практически полезную теорию, если он точно знает, что она ложна - а тем более учить этому других, то бишь заложенное во всех нас стремление к истине, перевешивающее соображение практического склада. Понятно, что на длинной дистанции стремление к истине оказывается более практичным, чем "здравый смысл" индивида, или "производственная необходимость": в том числе потому, что для изготовления названных Вами предметов нужны истинные идеи об окружающей природе - и чем "предметы преобразования мира" сложнее, тем выше требования к истинности. Без разума оценивающего идеи и отделяющего истинные от полезных, никак не обойтись (на одной из стадий цикла конечно, но без неё эта спираль неполна).
evgeniy_kond From: evgeniy_kond Date: February 7th, 2010 05:57 am (UTC) (Link)
В чем же полезность нац.предрассудков?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 12th, 2010 03:08 pm (UTC) (Link)
увеличивают сплочённость тех, кто их разделяет, избавляет их от конкуренции с представителями меньшинств. если я уверен, что белые умнее чёрных и цветных (или женщин), я при прочих равных отдам предпочтение белом, если я учитель, буду учить "цветных" детей или девочек хуже, больше чморить их дисциплинарно и т.п. Разделяемый предрассудок о неполноценности кого-л. позволяет эффективно господствовать над ним и становится орудием в конкурентной борьбе. А угнетённая группа в ответ на угнетение, вырабатывает в ответ свой предрассудок, требующий национальной сплочённости уже для противостояния угнетению (тот самый "национализм угнетённой нации", который был прогрессивен в первой половине ХХ века, и стал реакционным во второй, когда даже самые угнетённые нации сформировали свою буржуазию, так что национаьная интеллигенция стала выражать идеи и мнения именно буржуазии вместо "народа", "трудяящихся").
13 comments or Leave a comment