?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Каста может быть несущественна - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Каста может быть несущественна

«…В процессе исторического развития одни касты поднимались вверх по иерархической  системе, другие опускались вниз. Так, на протяжении средневековья происходила весьма заметная в сравнении с древностью деградация брахманства, о чём свидетельствуют, в частности, произведения литературы, осуждающие брахманов, унизившихся, как считали авторы, до службы («варварам» - мусульманским правителям), торговли и иных «неподобающих» занятий, утративших предписанную им святость и учёность. К концу средневековья сколько-нибудь заметную социально-политическую роль в Индии играли лишь те брахманы, которые давно отказались от своих исконных функций и инкорпорировались в военно-феодальную знать. Таковы читпаваны, с начала XVIII века и до 1818 г. правившие Махараштрой [Глушкова, 2000а: 301-303] или же стали чиновниками,  должностными лицами при феодальных правителях государств и областей [Бэйли, 1999: 64-73]. Наряду с этим происходило возвышение ряда торговых и ремесленных, а также земледельческих каст: рост экономического благосостояния и политического влияния сопровождался у них претензиями на более высокий статус, стремлением имитировать стиль жизни «дваждырожденных».

 

Для осуществления этих претензий существовали различные механизмы. Верхушка земледельческих и пастушеских каст, по традиции относившихся к шудрам, возвышалась до уровня мелких и средних феодалов, отказывалась от непосредственной работы на земле, усваивала профессию и ценности воинов и начинала претендовать на более высокое положение. Точно такой же процесс был характерен для элиты племён [Гордон, 1994: 192-195; Бэйли, 1999: 32-46.]. Ярчайший пример – национальный герой маратхов Шиваджи (1630-1680),выходец из сельской элиты (по изначальному варновому статусу – шудр), выдвинувшихся на службе мусульманским государям Декана.  Став основателем независимого государства маратхов, он мечом добыл себе и своим собратьям по касте кшатрийский статус, а за соответствующую мзду брахманы «нашли» подтверждения раджпутского происхождения маратхского вождя [Бэйли, 1999: 56-63; Лейн,2003: 30].

Богатство и активная политическая роль, позволили телики, низкой (даже среди шудр) касты маслоделов Андхры, заявить о себе как о кшатриях, и государственная власть поддержала эту абсурдную с точки зрения ортодоксального индуизма претензию, тут же «вспомнили» и легенду, дававшую ей мифологическое обоснование [Канака Дурга,2001: 141-174].  В ряде «народных регионов» современного Тамилнаду, как показал Н.Диркс, на рубеже средневековья и Нового времени верхушка калларов и мараваров – племён, отмеченных в древних и средневековых текстах как дикари, низк4кастовые разбойники, - стала с успехом претендовать на кшатрийский статус. В исследованном Н.Дирксом тамильском княжестве Пудуккотаи из калларов происходил сам махараджа, а местные брахманы в обмен на щедрые пожалованияпризнавали его кшатрием и истинным государем [Диркс, 1987: 129-130, 203-206]».

Ванина Е.Ю. ,2007. Средневековое мышление. Индийский вариант. М.: Наука. С.155-157.

Далее [C.168.], претензии раджпутов (и затем подражавших им маратхов в Махараштре и наяков в Южной Индии) «на прямую кровную связь с эпическими героями и вообще древними кшатриями не имели под собой исторических оснований. Едва ли какие-то прямые потомки этих древних воинов уцелели к VII-VIII в., к которым относятся первые достоверные сведения о раджпутских кланах и их вождях. По крайней мере, замечает американский исследователь  Андре Уинк, атворы раджпутских героических поэм XII-XIV вв. не смогли, при всём желании, создать для своих персонажей сколько-нибудь достоверной генеалогии старше VII в. [Уинк, 1999: 171]. Практически все раджпутские кланы в реальности происходили от полукочевых скотоводов Севера и Северо-Запада. «В качестве поднимающихся сельских джентри и правящей элиты, - подчёркивает далее А.Уинк, -  средневековые раджпуты сильно отличались от урбанизированной и высокообразованной классической варны кшатриев, по крайней мере, в том виде, как она описана в литературе. Преимущественно неграмотные воинские группы раджпутов освоили землевладение вместе с новообразованной кшатрийской идентичностью и дхармическим кодексом, связали себя с брахманами и брахманской религией [Уинк, 1999: 171]. Именно брахманы, стоит добавить, ставшие для раджпутских феодалов домашними жрецами, советниками и воспитателями, создали своим покровителям пышные генеалогии, восходившие к эпическим героям, и познакомили их с кшатрийскими ценностями».

Резюмируя, «каста затрудняла социальную мобильность, но не исключала её вообще: в большинстве случаев повысить свой общественный статус могла каста в целом, а не отдельный человек, но и последнее не исключалось (в древних текстах можно найти известия о царях-шудрах, в средневековой литературе можно найти купцов – выходцев из ремесленных или земледельческих каст; известны высокопоставленные чиновники и даже министры из купцов). Предпринятое С.Талбот исследование эпиграфики Андхры XII-XV вв. дало немало примеров различия в социальном статусе между отцом и сыном, когда, например, сын купца или деревенского старосты фигурировал в надписях как военачальник [Талбот,2001а: 60-63]. При этом интересно, что в средневековой Андхре многие представители военно-феодальной верхушки и даже государи происходили из шудр и в отличие от правителей других регионов гордились своим происхождением и не претендовали на кшатрийский статус [Талбот, 2001а: 51].».

Вообще, кастовые перегородки в Индии в позднем средневековье в силу естественных причин шли к ослаблению и даже к исчезновению в крупных городах (на что горько жаловались их сторонники). Но английская колонизация сделала их вновь практически непроницаемыми: англичане внешней силой поддерживали брахманов,  а те не преминули утвердить старину в полном объёме. Как пишет Н.Диркс «я буду настаивать, что каста, какой мы её знаем сейчас, является феноменом нового времени, т.е. в основном продуктом колониального противостояния между Индией и западным колониальным владычеством. Я не имею в виду, что она была просто изобретена слишком умными британцами … но я полагаю, что именно при британцах каста стала единственным термином, способным выразить, организовать и прежде всего систематизировать разнообразные формы социальной идентичности, сообщества и организации в Индии [Диркс, 2001: 5]».

 

Tags: , ,

56 comments or Leave a comment
Comments
diana_spb From: diana_spb Date: January 7th, 2010 07:59 am (UTC) (Link)
А неприкасаемые могли возвысится?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: January 7th, 2010 01:28 pm (UTC) (Link)
да, до 16-17 в. Один из бхактов,святых,был неприкасаемый ткач (фамилие его позабыл). Но после консервации системы англичанами все возможности подъёма неприкасаемых-далитов в самом индийском обществе были пресечены, см. ambedkar.org и появились только в 10-30 гг., когда там появились политические движения современного типа, провозгласившие их эмансипацию - ИНК и коммунисты
(Deleted comment)
(Deleted comment)
misha_makferson From: misha_makferson Date: January 7th, 2010 02:00 pm (UTC) (Link)

Re: подумаешь

Брахманом нельзя стать. Брахманом можно только родиться. Это не отменяет того факта что в некоторых районах Индии ритуалы культа отправляют представители небрахманских каст.

>"стремлением имитировать стиль жизни «дваждырожденных»" это как?
Запрет замужества вдов, отказ или существенное сокращение употребления мясной пищи , отказ от "грязных" оскверняющих занятий и т. п.
(Deleted comment)
burchakov From: burchakov Date: January 7th, 2010 09:57 am (UTC) (Link)
В моем понимании кастовая принадлежность не зависит от рода занятий. везде есть свои брахманы, кшатрии и пр. брахман осуществляет общее руководство, сообразуясь с идеалами, которые он видит за счет своей невовлеченности в мирское. Кшатрий рвется выполнять волю брахмана, мотивируя на это остальных, шудры являются подпоркой кшатрия, в основном материальной, а вайшьи - поставщиком рабсилы, ну или скажем пушечного мяса. Проблемы возникают, когда происходит перестановка - скажем шудра становится на место брахмана и начинает заправлять кшатриями. Интересы шудры - личные интересы. В норме именно кшатрий заставляет его отстегивать на общее благо, но теперь кшатрий будет отнимать у общества на благо шудры (или их групп).

В нашей стране к власти пришли кшатрии, никогда не знавшие, что такое воля брахмана - брахманы КПСС с достаточно масштабным мышлением выродились после войны. Церковь же, я разумею РПЦ, как брахманический институт выродилась еще задолго до этого. Поэтому бесконечные разговоры об идеологии и госудаственной идее бессмысленны - идея не может исходить от кшатриев и шудр - это не их функция и это не в их силах. Может ли кто-то из них стать брахманом? Да, если отринет свои нынешние интересы. К сожалению, в сложившейся системе кресла для брахмана не предусмотрено. В отсутствии одной их каст остальные три неизбежно напоминают мне лебедя, рака и щуку.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
andrei_koval From: andrei_koval Date: January 7th, 2010 10:55 am (UTC) (Link)
Про англичан -- любопытное соображение, как мне кажется. Ну правильно: diuide et impera, что они и делали. Но нужно всё же сказать, что мыслительная привычка относить себя к той или иной не варне даже, а именно "касте" (то есть к куда более мелкому и конкретному подразделению, почти всегда основанному на этнопрофессиональном принципе) -- так вот, эта привычка у индийцев почти неистребима. Я приведу всего два примера, но характерных. Первый -- великий гуру сикхов, который все варны "отменил": мол, хальса есть нечто вполне однородное, а то всё было старое, обветшало и не нужно.
Конечно, сикхи -- несколько особая статья, но всё же кастовое мышление и у них тоже хоть куда, что было видно из дальнейших событий. После смерти своего гуру довольно быстро сикхская хальса опять расслоилась на касты, что и продолжается до сих пор. То есть проект хальсы фактически лопнул -- по крайней мере, в том "чистом" виде, как он замышлялся.
И второй пример -- Ганди и Неру. Они были совершенно разными любдьми, во всём. И вот в Неру всегда было полуосознаннное отождествление себя с высокой кастой пенджабских ... не знаю точно кого, но высокой и богатой. Всегда было это ощущение у него. Он всего один раз получил дубинкой при разгоне демонстрации, и не мешает почитать, какое потрясение на него это произвело. МЕНЯ УДАРИЛИ! КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО? А Ганди -- тот получал по харе много раз и сам лез, и ничего, наоборот -- других своим примером увлекал. Так что вот Ганди -- он как тот сикхский гуру, который варны "отменил". Ганди тоже этого хотел. Ну, чем это его хотение закончилось -- известно. А вот Неру... он под внешним слоем энглизированного политика всё равно сохранял свою кастовую "самотождественность".
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
andrei_koval From: andrei_koval Date: January 7th, 2010 01:53 pm (UTC) (Link)
Язык -- это немаловажно. Это ОЧЕНЬ важно. В сущности, англичане да, во-первых, имели дело с интеллектуальной верхушкой, а во-вторых, оставили своей колонии несколько даров: язык, железные дороги, структуру административную, кое-какую промышленность... Ну небольшую, согласен, но всё равно... Но язык, именно для Индии -- это в корне важно. Сами понимаете. Пусть это будет напр. английский. Но не хинди! Потому что дравидскому Югу хинди нафиг не упал.
И вот, как это ни странно, заслуги англичан. Парадокс.
dobryj_manjak From: dobryj_manjak Date: January 7th, 2010 12:39 pm (UTC) (Link)
Кажется, первый правитель Маратхской конфедерации тоже был из низших каст. Вообще, похоже, что соседство и власть мусульман кастовую систему разрушали, даже вопреки воле конкретных правителей, которым она могла казаться выгодной, как позже британцам.
misha_makferson From: misha_makferson Date: January 7th, 2010 02:14 pm (UTC) (Link)
Шиваджи был маратха, но маратха-ватанджар. Теоретически маратха шудры, но ватанджары держали в своих руках власть на уровне местной общины и сами себя шудрами не считали.
А насчет разрушения кастовой системы под влиянием эгалитарного ислама. С одной стороны да, но с другой стороны у индийских мусульман возникли касты. Панджабский раджпут-мусульманин не будет считать ровней обращенного из низкой касты.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
misha_makferson From: misha_makferson Date: January 7th, 2010 02:08 pm (UTC) (Link)
Ну я так понимаю, что англичане утвердили брахманское понимание жизни не потому, что были такие зловредные. Столкнувшись с проблемой управления огромной и густонаселеной страной и не полагаясь на прежнюю властвующую мусульманскую элиту они призвали брахманов. То есть брахманы использовали англичан (но и англичане использовали брахманов).
wsf1917 From: wsf1917 Date: January 8th, 2010 12:22 pm (UTC) (Link)
Так они "столкнулись с проблемой управления огромной ... страной" именно потому что хотели её захватить и эксплуатировать. В этом и заключается "зловредность" любого захватчика, разве нет?
somnusfanum From: somnusfanum Date: January 7th, 2010 02:15 pm (UTC) (Link)
Замечательная иллюстрация действия механизма ревитализации направленного на поддержание традиционных структур организации мышления и общества в традиционных культурах.
wsf1917 From: wsf1917 Date: January 8th, 2010 12:22 pm (UTC) (Link)
а что такое механизм ревитализациии? первый раз слышу
From: (Anonymous) Date: September 5th, 2012 08:34 am (UTC) (Link)
А откуда у неарийских, дравидийских народов Индии взялась кастовая система? Навязана арийсмими властями или дравиды сами ее приняли?
56 comments or Leave a comment