Вольф Кицес (wolf_kitses) wrote,
Вольф Кицес
wolf_kitses

Category:

Обмен наркотическими традициями при колонизации Сибири

 

Элерт А.Х.

«…Бытовое пьянство среди аборигенов в ХVIII в. было весьма редким явлением, да и распространялось оно лишь на немногих коренных жителей, которые утратили связь с сородичами и жили в городах и острогах, нанимаясь на работу к русским. По мнению исследователей. Исключение составляли богатые скотоводы юга Восточной Сибири, в первую очередь буряты. Однако и у них злоупотребление алкогольными напитками носило сезонный характер и приходилось на лето: дело в том, что именно тогда изготовлялось большое количество кумыса и молочной водки.

Согласно Миллеру, даже название второго летнего месяца у бурятов (Chani-chara) напрямую связано с этим фактом: «Слово Chani означает дикий, поскольку в это время они [буряты] постоянно напиваются пьяным». Миллеру вторит Крашенинников, который, характеризуя «братских татар» (бурят), сообщает следующее: «В летнее время так, как и протчие татары, мужики и бабы, и малые робяты всегда пьяны, потому что <...<  из кобылья молока они вино сидят».

 

Русскую хлебную водку, или «вино», коренные жители употребляли лишь в пору редких посещений городов и отрогов, а также сбора ясака. Представители русских властей угощали их водкой, что служило своебразной формой награды за верность и исправную уплату ясака. В основном подобной награды удостаивались родовые начальники (князцы), однако в некоторых уездах угощали всех ясачных. Крашенинников наблюдал этот процесс у тюрков Красноярского уезда – качинцев: «Ясак платят иные по соболю, иные по 2, и по 3, и по 6, а выше сего не бывает. <...< даётся им вино по числу соболей, кто один соболь платит, тому и чарка одна, и так до 6».

Водка в больших объёмах была и своеобразной формой жалования, которое получали представители самых знатных аборигенных кланов. Так, по сведениям Миллера, титулованные внуки и правнуки знаменитого князя Гантимура, перешедшего с подвластными ему тунгусами на русскую территорию из Китая, получали в составе жалования от 5 до 20 вёдер водки в год. Правда, с 1734 г., по представлению Нерчинского воеводы, который обвинил князей Гантимуровых в том, что они «не выполняют никакой службы, а всё время проводят в кутежах», подобные выплаты были приостановлены.

Как сообщает Миллер, хорошо знавший князей, один из них действительно был «очень подвержен пьянству». «Только много ли в Нерчинске и большей части Восточной Сибири таких, о ком нельзя этого сказать? – добавляет учёный не без сарказма. – Если по этой причине лишать жалования, то немногие избегнут этого». Истинной же причиной, вызвавшей недовольство воеводы по мнению Миллера, стало то, что Гантимуровы перестали давать ему взятки, ссылаясь на указы, запрещающие подобную практику

Торговля водкой в местах расселения коренных жителей была строжайше запрещена. Не зафиксировано фактов, которые свидетельствовали бы о массовых нарушениях этого закона в XVII-XVIII вв. Не получила широкого распространения и практика обмена водки на меха частными лицами и государством. Однако в сенатском указе, которуй был вручён В.Берингу, отправленному во Вторую Камчатскую экспедицию, говорится следующее: «К тому ж вино сидеть на Камчатке ис тамошней слаткой травы и цену налагать не весма тягостную, но умеренную, также и того надзирать, чтоб тамошней народ за необыкностию до смерти не напивались». «Надзирать», видимо, нужно было не только за русскими, но и за ительменами, поскольку, согласно тому же указу в обмен на водку у жителей Камчатки следовало брать меха.

Ко времени пребывания на Камчатке Стеллера (1740-1744 гг.) ительмены уже успели приобщиться к этим своеобразным «плодам цивилизации», с которыми они познакомились лишь четверть века назад: «Многие ительмены очень любят водку, напиваясь ею до бесчувствия во время своего пребывания в русских острогах и в значительной мере от этого разоряясь. Другие же безо всякого удовольствия только для того изрядно напиваются, чтобы походить на казаков; они полагают, что такое опьянение – признак культурности последних. В состоянии же опьянения они очень стараются не упустить без подражания ничего из того, что они когда-либо замечали у пьяных казаков; при этом они навещают всех, даже лиц, которых обязаны уважать, чрезвычайно смешно хвастаясь, заявляя: «Я пьян, не сердись... я русскую натуру приобрёл... я ведь русский...», - и изрекают разные тму подобные глупости. Из этого видно, чего недостаёт этим бедным и добрым людям, а именно: просвещения, хороших примеров и рассудительности».

Нечто подобное сообщает и Крашенинников.

Однако нельзя утверждать, что пьянство, о котором говорят исследователи, было распространено везде, где существовали тесные контакты коренных жителей с русским населением. Известно, что татары Туринского уезда, которых крестили в массовом порядке в первой четверти XVIII в. жили, окружённые многочисленными русскими деревнями, на одном из самых оживлённых путей из европейской части России в Сибирь, однако порок пьянства практически не поразил их.

Чем закусывать мухомор?

У большинства народов таёжной полосы и лесотундры, которые не занимались разведением молочного скота, своеобразным заменителем алкоголя стали мухоморы – грибы-галлюциногены. В древности употребление мухоморов, вероятно, было широко распространено по всему северу Евразийского континента. Об этом, в частности, свидетельствуют изображения этого гриба на петроглифах, которые были обнаружены на Крайнейм Севере, в том числе на Чукотке, и датированы 1 тыс. до н.э. – сер. 1 тыс. н.э.

В традиционной культуре обских угров, самодийцев и палеоазиатов мухоморы употреблялись в самых разных сферах. В сакральных песнях мухомор представлен как лакомство духов; шаманы, поедая мухоморы, исполянли магические и обрядовые песни, общались с духами, переносились в иные миры; ворожеи и предсказатели под воздействием этих галлюциногенов впадали в транс, во время которого к ним являлись духи-советчики. Что касается обычных людей, то они в состоянии своеобразного ритуального «грибного опьянения» исполнял психоделические песни, именуемые «мухоморными», «грибными» или «пьяными».

Упоминания об употреблении мухоморов встречаются в исторических преданиях хантов и селькупов. В них говорится, что враги совершали набеги, «пьяные от гриба-мухомора», а мирное соглашение, которым завершилась междоусобица, бывшие противники отметили следующим образом: «мухоморы съели», так как «вина тогда не было» и т.п. Примечательно, что традиция ритуального поедания мухоморов и психоделического пения от аборигенов перешла к некоторым группам русских старожилов Индигирки и Камчатки. В материалах участников Второй Камчатской экспедиции есть данные о том, что мухоморы являлись одним из важных товаров, продававшихся северным народам, на территории проживания которых мухоморы встречались очень редко или не встречались вообще.

Участники экспедиции обращали внимание преимущественно на бытовой аспект употребления мухоморов: они называли его «пьянством». Миллер не только собирал сведения о данном явлении, но и включал их в программы и инструкции, предназначенные для других участников экспедиции. В инструкции, написанной для И.Э.Фишера, этой теме посвящено три пункта: «545. О употреблении мухомора, или панги, у остяков при реке Оби и какия бывают от него действия. 546. Употребляют ли мухомор юкагиры, коряки и камчадалы. 547. Убогие между юкагирами как Страленберг пишет, не збирают ли у богатых сцак и не бывает ли от того такого же действия, бутто бы они сами мухоморов ели».

В экспедиционных материалах самого Миллера содержатся немногочисленные данные по этому вопросу. Как правило, исследователь приводит информацию лишь о том, как называются мухоморы на языке того или иного народа и употребляются ли они этим народом в пищу. Более подробные описания процесса употребления мухоморов коряками, юкагирами и ительменами, в соответствии с инструкциями Миллера оставили Линденау, Стеллер и Крашенинников. Вот что писал о коряках Лнденау: «Некоторые шаманы, наевшись мухомора Wapach, начинают предсказывать будущее. Другие же едят его потому, что они от этого пьянеют. Мухомор у коряков – угощение богачей, бедные же довольствуются мочой последних; когда такой опьяневший от мухомора мочится, то к нему сбегаются многие и, выпив его мочи, пьянеют ещё больше, чем сам наевшийся мухоморов. Эти грибы собирают летом и сушат; перед едой гриб свёртывают, макают в жир и проглатывают целиком.

Но каждый гриб полагается заесть полной ложкой порсы  [высушенная и мелко истолчённая рыба – W.K.]. Зараз можно съесть 5-7 и даже 9 грибов, но непременно натощак. Наевшемуся мухоморов связывают руки и ноги, чтобы он не бесновался. На следующий день, когда он проспится, его развязывают. Связывают также и тех, кто после него напились мочи. Когда Gitoepitschan’ы [старшина, глава патриархальной группы – W.K.] посещают друг друга, то они обычно угощаются сами и угощают своих гостей мухомором».

Ительмены, по свидетельству Стеллера, практически перестали практиковать употребление мухоморов вблизи русских острогов, однако в отдалённых местностях этот гриб оставался «в особом почёте»: «Туземцы сушат эти грибы, поедают их, не пережёвывая, целыми кусками и запивают их значительной порцией холодной воды. Уже через полчаса после этого они впадают в дикое опьянени и им мерещатся самые причудливые вещи. Коряки и юкагиры ещё более падки на эту пищу и настолько любят её, что повсюду скупают мухоморы у русских: те же из них, которые по бедности не в состоянии купить их, собирают мочу опьянённых и, выпивая её, становятся от этого столь же возбуждёнными и ещё более сумасбродными. Моча эта действует, даже пройдя через четверых или пятерых». Поверить в это трудно, замечает исследователь, однако сказанное им «не подлежит сомнению».

Вот что Стеллер пишет о необычайной силе воздействия, которое мухомор оказывает на живое существо: «Северные олени, вообще очень падкие на грибы, межды прочим, не раз поедали мухоморы, после чего падали наземь и буйно вели себя, подобно пьяным, в продолжении некоторого времени, а затем впадали в глубокий сон. И вот, если коряки находят дикого северного оленя в подобном состоянии, они связывают его по ногам, пока он не выспится, и пока грибной сок не прекратит своего действия; только после этого они оленя закалывают: если бы они умертвили его во время сна и в состоянии опьянения, то всех, кто отведал бы его мясо, обуяло бы точно такое же бешенство, как если бы они сами поели мухоморов».

Ещё интереснее наблюдения, сделанные Крашенинниковым над ительменами и коряками, у которы было два способа употребления мухоморов «для веселья»:

1) мухоморы замачивали  в кипрейном сусле и затем пили его; 2) сухие грибы сворачивали трубкой и глотали целиком. «Первый и обыкновенный знак, по чему усмотреть можно человека, что его мухомор разнимает, - дёрганье членов, которое по прошествии часа или меньше последует, потом пьяные, как в огневой,бредят; и представляются им различные привидения, страшные или весёлые, по разности темпераментов: чего ради иные скачут, иные пляшут, иные плачут и в великом ужасе находятся, иным скважины большими дверьми и лошка воды морем кажется.

Но сие о тех разуметь должно, которые через меру его употребляют, а которые немного, те чувствуют в себе чрезвычайную лёгкость, веселие, отвагу и бодрость, так как сказывают о турках, когдаа они опия наедаются. <...< Сие примечания достойно, что все, кои мухомор едали, единогласно утверждают, что какие они сумозбродства тогда не делают, всё делают по приказу мухоморову, которой м повелевает невидимо. Но все их действия столь им вредны, что естьли бы за ними не было присмотру, то бы редкой оставался в живе». Мухоморы ели только мужчины. Согласно Крашенинникову, и ительмены, и коряки употребляли в пищу мухоморы не только «для веселья», но и в тех случаях, «когда убить кого намеряются».

А вот данные, которые исследователь приводит по поводу употребления коряками мочи тех сородичей, которые съедали мухоморы: «Впрочем, у сидячих коряк мухомор в такой чести что пьяному не дают мочиться на пол, но подставляют посуду и мочу его выпивают, от чего также бесятся, как и те, кои гибы ели; ибо они мухомор получают у камчадалов, а в их сторонах он не родится». Умеренным считалось потребление максимум четырёх грибов, а «для пьянства» съедали около десяти мухоморов.

Опыт ительменов переняли и русские служилые люди. До того, как был открыт морской путь на Камчатку, они вынуждены были с боями прорываться через земли воинственных коряков на Камчатском перешейке и просто физически не могли ввезти на полуостров ни водку, ни продукты, необходимые для производства алкоголя на месте. По этой причине алкоголь заменили именно мухоморы. Впрочем, и в 1730-1740-х гг., когда проблемы с алкоголем у населения Камчатки не стало, многие русские всё-таки продолжали есть мухоморы.

На сей счёт Крашенинников приводит немало комических а подчас и трагических примеров «сумозбродств» служивых, когда употребление мухоморов толкало их на совершение самых невероятных поступков, в том числе приводивших к смерти. Вот один из этих примеров: «Денщику подполковника Мерлина, который был на Камчатке у следствия и розыску, приказал мухомор удавиться с таким представлением, то все ему дивиться будут. <...<  Другому из тамошни жителей показался ад и ужасная огненная пропасть, в которую надлежало быть низвержену; чего ради по приказу мухомора принуждён он был пасть на колени и исповедывать грехи свои, сколько мог вспомнить.

Товарищи его, которых в ясашной избе, где пьяной приносил покаяние, было весьма много, слушали того с великим удовольствием, а ему казалось что он в тайне пред богом кается о грехах своих. <...< Некоторой служивой едал, сказывают, мухомор умеренно, когда ему в дальней путь итти надлежало, и таким образом переходил он знатное расстояние без всякого устатка, наконец, наевшись его допьяна, раздавил себе яйца и умер. Бывшей у меня в толмачах большерецкой казачей сын, опоённой мухомором в незнании, разрезал было себе брюхо по приказу мухоморову, отчего насилу его избавить успели, ибо уже  самом замахе руку ему задержали».

Интересно, что потребление мухоморов ительменами не приводило к столь опасным для жизни «сумозбродствам». Крашенинников связывал этот факт с тем, что ительмены либо соблюдали разумную «меру», либо так «въелись» в мухоморы что «организм привык к ним».

Алкоголь и галлюциногены в жизни аборигенов Сибири // Наука из первых рук. 2007. №2 (14). С.113-121.

***

Ситуация кардинально ухудшилась в 1833 году, когда разрешили сбыт «горячих» напитков аборигенам, и далее в 1902 году, при установлении государственной винной монополии. Складывающиеся товарно-денежные отношения в крае быстро заменились на товарно-водочные, что особенно тяжело сказалось на народах, обряды которых требовали использования не алкоголя, а мухоморов. Но это уже другая история.

 

Tags: антропология, биология человека, история СССР
Subscribe

  • (без темы)

    Весь год шли разговоры о супервозможностях ИИ, вплоть до "восстания машин против людей", в связи с чем вспомнилось стихотворение об этом аж 1958 г.…

  • Бородастики как "производители" дупел

    Кроме дятлов, из "производителей" дупел в экосистемах не меньше важны бородастики, и некоторые другие группы птиц (трогоны, гаички, ряд…

  • "Дятловое" долбление у бородастиков

    Наиболее вероятные предки дятлов, азиатские бородастики, известны способностью выдалбливать дупла в сухой иди мёртвой древесине, но лишь в 1972 г.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • (без темы)

    Весь год шли разговоры о супервозможностях ИИ, вплоть до "восстания машин против людей", в связи с чем вспомнилось стихотворение об этом аж 1958 г.…

  • Бородастики как "производители" дупел

    Кроме дятлов, из "производителей" дупел в экосистемах не меньше важны бородастики, и некоторые другие группы птиц (трогоны, гаички, ряд…

  • "Дятловое" долбление у бородастиков

    Наиболее вероятные предки дятлов, азиатские бородастики, известны способностью выдалбливать дупла в сухой иди мёртвой древесине, но лишь в 1972 г.…