?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Наука, политика и бизнес: формы взаимодействия в наши дни - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Наука, политика и бизнес: формы взаимодействия в наши дни

К науке «по способу действия» ближе всего политика и бизнес: там также важна конкуренция идей, важны соответствие «хорошей идеи» реальному положению дел, «цена» каждой идеи и плана действия. Наконец, в политике и бизнесе, как и в науке, иерархическая организация сообщества возникает и дифференцируется «сама собой», в ходе конкуренции и отбора идей субъектов рынка либо участников политической борьбы, а не задана некой «табелью о рангах» извне.

Очевидна и диффузия научного знания, «добытого» научным сообществом, в политику и бизнес, также как и в обратную сторону. Политики используют научные теории как матрицу для порождения политических идей и программ, а затем используют высокий статус «научности» и «обоснованности» как мощный довод в борьбе своих лозунгов и программ с таковыми соперников. Современное общество почитает объективное и беспристрастное знание так же, как в XVIII-XIX веке почитало «правильную веру» и «хорошую мораль» (поскольку знание – сила). Потому любые идеи, планы, программы политиков получат сильное преимущество, если граждан можно убедить в их «научности», не идя на прямой подлог и обман.

Бизнес использует научные идеи, превращая их в прибыльные технологии. Обратно, из политики и бизнеса, в научное сообщество диффундируют практики общения, убеждения, доказательства, вообще способы обращения с людьми и формы человеческих отношений, что сильно трансформирует социальные взаимоотношения в научном сообществе. Например, в начале 1980-х гг. на защите диссертаций по физиологии человека и животных нормой было показать не более 7-10 слайдов. Сейчас – не много и батареи из 35-40 слайдов, притом, что в научную жизнь уже входит поколение, воспитанное на видеоклипах, с ещё большей скоростью восприятия визуальных образов (Марьянович, 2001). Эта страсть к визуализации результатов и идей, ко всё более интенсивной стимуляции аудитории визуальными образами – результат проникновения в научную жизнь способов убеждения, принятых в бизнесе (давление и управление вместо рассуждения и доказательной аргументации, см. Вайссман, 2004).

Это только один пример. В целом способы объяснения и доказательства принятые в бизнесе и политике, кардинально "ненаучны", поскольку основаны на давлении и влиянии, а не на объяснении и понимании, на создании эмоционального отношения к предмету вместо беспристрастности (Чалдини, 2006). Сохранится ли в этом случае академическая беспристрастность, не станут ли «современные парадигмы" и "модные концепции» настолько инерционными, что полностью исключат свободный выбор исследователя? Не знаю. Во всяком случае, способность сопротивляться таким процессам станет на ближайшие 25-30 лет главным испытанием способности науки к «производству» объективного и достоверного знания. В наше время рыночные формы организации межчеловеческих взаимодействий ставят независимость науки под угрозу, сопоставимую с той, которую наука некогда имела от церкви, причём исходит она не от конкретных корпораций или правительств, но от стихийных и безличных процессов социальной трансформации.

Источники

Вайссман Дж., 2004. Мастерство презентаций. М.: ООО «Вершина». 288 с.

Марьянович А.Т., 2001. Эрратология или как избежать наиболее неприятных ошибок при подготовке диссертации. Изд.3-е, исправл. М.: Вузовская книга. 168 с.

Чалдини Р., 2006. Психология влияния. СПб.: Питер. (Серия "МАстера психологии"). 288 с.


 

Tags: , , ,

3 comments or Leave a comment
Comments
sofiyakievskaya From: sofiyakievskaya Date: May 15th, 2007 06:58 am (UTC) (Link)
Прочитала Ваш пост с большим интересом. На мой взгляд, надо все же конкретизировать эти "стихийные и безличные процессы социальной трансформации", угрожающие независимости науки.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 15th, 2007 10:45 am (UTC) (Link)
Ну, причина-то общая - капитализм, который всё человеческое подчиняет требованию извлечения прибыли (и человеческие продукты, и человеческое поведение и человеческие качества). ТО есть сперва веке в 19-м, требованием прибыльности стало определяться производство вещей, затем - изобретение вещей, с 60-70-х гг. ХХ в. - уже производство знаний и человеческие качества. Это даже не коммерциализация а тот специфический корыстный взгляд на всё - и на людей, и на научные проблемы, при котором всякое исследовательское действие (что исследовать с каких позиций) рассматривается под углом эффективности (условно говоря, грантоёмкости и диссертабельности). А вот каким конкретно способом в каждом отд.случае это самое "коммерческое мышление", коммерческие способы убеждения и докзательства подменяют собой инструменты беспристрастного поиска истины, придуманные ещё БЭконом - мне как этологу очень интересно посмотреть.
О том же но с других позиций, рекомендую статью нашего известного палеонтолога В.А.Красилова
http://macroevolution.narod.ru/r_krasilov.htm
dorinem From: dorinem Date: May 15th, 2007 08:19 am (UTC) (Link)
Спасибо! Очень интересно и заставило задуматься.
3 comments or Leave a comment