?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Женщины и математика-2 - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Женщины и математика-2

В тему давнего длинного спора о том, чем обусловлены существенно меньшие успехи (американских) женщин в математике – природной неспособностью, связанной с генетико-биологическими причинами, или же угнетением женщины при капитализме [если кто знает аналогичные данные про не-американских женщин и математику, киньте в меня ссылкой плз].

Понятно, что если общество культивирует национальные, классовые или гендерные предрассудки о неспособности женщин, бедных, и цветных к … (нужное вставить), то эти предрассудки действуют намного сильней и убойней, чем формальная законодательная дискриминация, ведь они бьют по самым талантливым представителям меньшинств, кто в условиях отсутствия предрассудка мог бы подняться, реализоваться свой талант и т.п.  Среди факторов, снижающих успешность представителей меньшинств при распространении в обществе предрассудков, наиболее существенны два: самоподтвердающийся прогноз и страх подтверждения стереотипа.

Но вернёмся к женщинам и математике.

«При сравнении общих результатов мальчиков и девочек по IQ-тестам существенные различия не выявляются. Паттерны половых различий появляются только тогда, когда мы делим общий результат на показатели по отдельным навыкам. В среднем девочки в начальной школе несколько успешней  справляются с вербальными заданиями и с математическим счётом. Поскольку в первые годы обучения задания на математический счёт составляют существенную часть тестов достижений по математике, девочки обычно получают более высокие результаты по тестам достижений в начальной школе, и более высокие оценки. С другой стороны, мальчики успешнее в тех заданиях, где требуется логическое мышление. Это различие становится более заметным при сравнении тестов, проводимых в средней школе, где задания на мышление составляют наибольшую часть экзамена по математике.

Соответственно, по математическим заданиям Теста школьной успеваемости результаты мальчиков существенно сильней, чем девочек, и это различие сохраняется устойчивым на протяжении последних трёх десятилетий  в США.

Кроме того, регулярно подтверждаются 2 других различия. Во-первых, среди детей, способных к математике, основной процент составляют мальчики (вопрос, наверное, к a_shen - а какой процент девушек был в матклассах 57, 2-й и т.п. школ в 80-е годы?).
Во-вторых, мальчики в среднем достигают более высоких результатов в тестах на пространственные представления. Скажем, есть листок бумаги, сложенный пополам, через все слои бумаги проделано отверстие. Если листок разогнуть, как будут располагаться дырки (и несколько вариантов разного взаимного расположения дырок друг относительно друга). Или куб с расставленными буквами на гранях повёрнут, и нужно его опознать в повёрнутом виде среди нескольких разных кубов с по-разному нанесёнными буквами. Ещё вариант – опыты на мысленную ротацию трёхмерных фигур вроде этих вот: нужно сказать, конгруэнтны ли фигуры после ротации.

В выполнении таких заданий на мысленную ротацию, отмечены существенные половые различия, которые с возрастом становятся более выраженными (хотя перекрывание обоих колоколов мужских и женских результатов около 50%). Понятно, что это создаёт «общее мнение» о меньшей способности женщин к математике, а страх подтверждения стереотипа сильно снижает результаты даже у способных.

Однако в отношении математики мы располагаем вескими доказательствами того, что эти различия девочек и мальчиков формируются под влиянием ряда внешних факторов, характеризующих культуру Соединённых Штатов:

- Мальчики посещают больше занятий по математике по сравнению с девочками не потому, что мальчики обладают лучшими способностями к математике, но вследствие более позитивного отношения к этому предмету, большей уверенности в своих силах и т.п.  Если количество занятий математикой у девочек и мальчиков одинаково, то результаты математических текстов не отличаются даже в старших классах (Eccles, Jacobs, 1996).

- Более чем существенно разнится отношение родителей девочек и мальчиков к занятиям математикой. Родители чаще приписывают успехи дочери по математике её усидчивости или стараниям учителя, а вот неудачи – врождённой неспособности. С успехами мальчиков наоборот – по мнению родителей, они обусловлены его (врождёнными) способностями, а вот неудачи – нехваткой усидчивости (Halloway & Hess, 1985; Parsons et al., 1982).

- На уроках математики мальчики и девочки получают разный опыт. В начальной школе учителя уделяют намного  больше внимания мальчикам  в самом процессе выполнения задания, а вот девочкам – только при объяснении «парадных примеров» задач. Эти различия достигают максимума именно в старших классах: учителя математики адресуют мальчикам больше вопросов и пояснений, даже когда у доски отвечает девочка.

Кумулятивный эффект всех этих (средовых) факторов как раз и проявляется в старших классах».

Helen Bee. The developing child, 9th edition. Allyn & Bacon, 2004., chapter 7, главка про половые различия в достижениях.

Так что данные социальной психологии легко обнаруживают те средовые факторы, которые обуславливают неуспешность Ж. по сравнению с М. в США. Вообще, говорить о каком-то влиянии биолого-генетических факторов на различия в достижениях между представителями меньшинств и представителями (бывшей) господствующей группы можно только после того, как в обществе исчезнут дискринирующие стереотипы в отношении меньшинств. Скажем, ликвидируется gender gap, цветных или «чёрных» станут оценивать не как представителей своей расы/нации, а как индивидуальностей и т.д. Существование предрассудков, направленных против меньшинств, легко обнаруживается психологами, также как и количественное измерение их силы (или ущерба, которые дискриминируемые от этих предрассудков несут).

Так, Ян Айерс и его коллеги посетили 90 автомобильных магазинов в районе Чикаго и при помощи хорошо отработанной одинаковой  стратегии  пытались выторговать у продавца авто по самой низкой цене (машины стоили дилеру примерно $11000). Как выяснилось в ходе эксперимента, средняя окончательная  цена для белых мужчин составляла примерно $11362, для белым женщинам удавалось договориться о цене $11504, афроамериканцы выторговывали машину  за 11873 доллара, а вот негритянкам в среднем пришлось платить $12237. Таким образом, при покупке машины в США быть негром или женщиной довольно невыгодно.

Другой пример - предрассудки легко обнаруживаются в ответах на вопросы, касающиеся интимных контактов между представителями различных рас. Высказывание «Вероятно, я буду чувствовать себя неловко, если придется танцевать с чернокожим» отражает более сильное расовое чувство, чем слова «Вероятно, я буду чувствовать себя неловко, если придется ехать в одном автобусе с чернокожим». Это помогает объяснить, почему при опросе студентов из 390 колледжей и университетов 53 % чернокожих студентов чувствовали себя исключенными из сферы общественной деятельности (Hurtado et al., 1994). О сходных чувствах сообщили 24 % американцев азиатского происхождения, 16 % — мексиканского и 6 % — европейского. И наоборот – в  баскетбольных командах NBA меньшинство игроков (в данном случае белых) чувствуют похожую отстраненность от групповой социализации (Schoenfeld, 1995).  

Большинству женщин известно о существовании гендерных предрассудков. Они убеждены в том, что дискриминация по полу затрагивает большую часть работающих женщин, что выражается в более низкой заработной плате, а также в более низкой оплате традиционно женского труда — такого, как уход за детьми. Уборщики мусора получают больше, чем воспитатели дошкольных учреждений (по преимуществу женщины). Однако Фей Кросби и ее коллеги (Faaye Crosby & others, 1989) выявили в повторном исследовании интересный факт: большинство женщин отрицают, что чувствуют, будто лично они являются объектами дискриминации, и считают, что дискриминации подвергаются другие женщины. Их работодатель не является нечестным. Дела у них идут лучше, чем у женщин в среднем. Поскольку они не жалуются, руководители учреждений — даже тех, где дискриминация очевидна,— могут уверовать в торжество справедливости. Сходное отрицание личной ущемленности при признании дискриминации по отношению к своей группе выявлено у безработных, открыто заявляющих о себе лесбиянок, афро-американских и канадских меньшинств (Dion & Kawakami, 1996; Taylor & others, 1990)».

Д.Майерс. Изучаем социальную психологию. Глава IV. Социальные отношения.

Далее, Эдвард И.Джонс и Гарольд  создали остроумное приспособление, чтобы определить подлинные, а не социально приемлемые установки участников. Их аппарат представлял из себя впечатляющего вида машину, про которую психологи сообщали участникам экспериментов,что это разновидность детектора лжи. На деле это было всего лишь «железо», с клавишами которого экспериментатор мог незаметно манипулировать (Jones E. E.,  Sigal H., 1971. The bogus pipeline: A new paradigm measuring affect and attitude // Psychological Bulletin, 76: 349-364.). Аппарат использовали так: участникам предлагали два вида испытаний – отвечать на вопросы анкеты в письменном виде (в этом случае легко дать политкорректный ответ) либо используя аппарат (участники верили, что машина обнаружит истинные установки).

Сигал вместе с Ричардом Пэйджем обнаружили, что когда использовался такой аппарат, то студенты участники – и белые, и негры, - проявили в ответах существенно больше расовых предрассудков (Sigall H., Page R. A., 1971. Current stereotypes: A little fading, a little faking // Journal of. Personality and Social Psychology, 1, 247-255.). В похожем опыте юноши и девушки, студенты  колледжа, почти одинаково позитивно судили о правах женщин и их роли в обществе, когда отвечали на анкету письменно. А вот как стали использовать аппарат, сразу полезли сексистские предрассудки (Tourangeau R., Smith T.W., Rasinski K. Motivation to report sensitive behaviors in surveys: Evidence from a bogus pipeline experiment // Journal of Applied Social Psychology. 1997. Vol. 27. P.  209-222.).

Иными словами, пока предрассудок существует, никакие различия в достижениях между неграми и белыми, бедными и богатыми, Ж. и М. не могут служить доказательством «естественности» этих различий – остаётся не отведённой гипотеза, что различия созданы подавляющей силой предрассудков, особенно если наличие последних подтверждается в полевых исследованиях. Когда во всех ситуациях к тебе относятся хуже, чем к равному сопернику другой расы, другого соцпроисхождения или другого пола, тебе всё и везде достаётся дороже, это реально подавляет, опускаются руки и т.д.

Наконец, интересны данные по соотношению частоты встречаемости разных типов проблем у мальчиков и девочек.

Психопатология:

1) нарушение поведения, включая делинквентность (5:1),

2) тревожность и депрессия в подростковом возрасте (1:1),

3) синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью (3:1-5:1),

4) приблизительно определённая совокупность детей со всеми диагнозами, которые рассматриваются в психиатрических клиниках (2:1).

Нарушения интеллекта:

1) умственная отсталость (3:2), неспособность к обучению (3:1),

Физические проблемы:

1) слепота или существенные проблемы со зрением (1:1), 2) нарушения слуха (5:4)

Helen Bee. The developing child, 9th edition. Allyn & Bacon, 2004. table 15.4

Следовательно, поскольку разница в IQ у мальчиков/девочек одной общины и статуса до старших классов несущественена, а разного рода "биологические" проблемы мальчиков из седла выбивают чаще (что естественным образом следует из биологических концепций разделения полов, скажем В.А.Геодакяна), то женщин с высокими достижениями типа Нобелевской премии или поста президента Гарварда должно встречаться БОЛЬШЕ, чем мужчин, а не МЕНЬШЕ, как мы видим в американском обществе. А раз их меньше, значит единственно значимая причина - угнетённое и зависимое положение женщины в семье и обществе. А оно воспитывается, и что хуже всего,  к нему сами женщины привыкают и считают естественным.


 

Tags: , , , , , ,

117 comments or Leave a comment
Comments
(Deleted comment)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: August 23rd, 2009 09:14 pm (UTC) (Link)
А в США в специализированных школах или классах?
babs71 From: babs71 Date: August 23rd, 2009 09:15 pm (UTC) (Link)
>Следовательно, поскольку разница в IQ у мальчиков/девочек одной общины и статуса до старших классов несущественена, а разного рода "биологические" проблемы мальчиков из седла выбивают чаще (что естественным образом следует из биологических концепций разделения полов, скажем В.А.Геодакяна), то женщин с высокими достижениями типа Нобелевской премии или поста президента Гарварда должно встречаться БОЛЬШЕ, чем мужчин, а не МЕНЬШЕ, как мы видим в американском обществе

ИМХО, неверная аналогия. Из того, что джип имеет лучшую надежность, а при езде в городе он идет с той же скоростью, что спортивный автомобиль, не следует, что он будет чаще выигрывать гонки на треке у спортивного автомобиля. ;-)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: August 23rd, 2009 09:22 pm (UTC) (Link)
ИМХО, неверная аналогия. //
для биолога верная. социальная конкуренция - это как плавание в вязкой среде, важна обтекаемость форм и сопротивление среды. "Обтекаемость форм" у Ж. лучше чем у М., меньше сбоев, заставляющих сойти с дистанции значит действует сопротивление среды.
В Вашей аналогии то же самое: если джим с его большей надёжностью вытащили на трек для формулы - 1, то его специально поместили в неблагоприятные условя. На обычной просёлочной дороге понятно кто выиграет
(Deleted comment)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: August 23rd, 2009 09:22 pm (UTC) (Link)
а год?
From: a_shen Date: August 23rd, 2009 09:35 pm (UTC) (Link)

несколько комментариев

1) по фактической стороне дела - собеседования в матклассы показывают (довольно устойчиво), что в среднем при чуть более низких требованиях на собеседовании девочек оказывается процентов 15-20% (но это данные по 57 школе в те годы, когда там был высокий конкурс со всей Москвы)

2) в целом я с большим скептицизмом отношусь к этим психологическим исследованиям - эти цифры допускают самые разные интерпретации. Скажем, данные о нарушениях поведения (как я понимаю, психические отклонения типа шизофрении тоже попадают сюда) в пропорции 5 к 1 хорошо согласуются с названной цифрой (и очевидной корреляцией математических способностей с психическими отклонениями).

3) Ещё более странны выводы о предлагаемых мерах. Скажем, среди наших школьниц были очень сильные, которым математика просто надоедала, и они занялись чем-то ещё. Почему надо считать, что это плохо, и принимать меры к понужденю их занятий, неясно. Гораздо более естественно сделать очевидные вещи, которых действительно люди хотят - больше возможностей приходить с детьми, типа игровых комнат, групп и пр., варианты с академическим отпуском и перерывом в позиции на время рождения детей, и т.д и т.п.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: August 23rd, 2009 10:04 pm (UTC) (Link)

Re: несколько комментариев

по п.3. существенно, что даже у способных школьниц в силу описанных стереотипов поведения учителя ещё в младших классах развитие математических способностей будет подавлено и/или интерес к математике отбит. И в старших классах на собеседование в спецшколу она уже не придёт, - а могла бы, если бы учитель в своём поведении не реализовывал сексистский предрассудок
нарушения поведения - имеются в виду криминальные, привод в полицию и т.д, психиатр.диагнозы - это 4)
данные по стереотипам поведения учителей и их дифференцированном отношении М. и Ж. мне кажутся очень существенными, эти стереотипы устойчивы почти как инстинкт, их без специальной психологической и социальной работы не изживёшь. А данные по величине разрыва в достижениях да, могут быть самыми разными. Данные с "детектором лжи" мне кажутся очень убедительными - вообще все опыты, когда человека ставят в ситуации, когда то что на уме оказывается и на языке против его воли. Вообще я люблю красивые опыты.
Опять же для постов стараюсь выбирать наиболее авторитетных авторов, не замеченных в подыгрывании политкорректным, или напротив, сексистским стереотипам, стремящимся понять как на самом деле, а не доказать свою исходную установку. Хелен Би - почти классик,я читал 9-е издание, а сейчас уже вышло 11-е.
а откуда идея о связи матспособностей с психиатр.диагнозом. многие так считают, но знаете ли Вы надёжные данные "за" (скажем, эфроимсон в своих исследованиях "генетики гениальности" такую связь отрицает)?
fregimus From: fregimus Date: August 23rd, 2009 09:39 pm (UTC) (Link)
Знаете, я этим исследованиям верить перестал. Мне тоже интересно было, но я понял: ежели надо кому найти статью, где со всей очевидностью доказывается, что женщины (негры, евреи, унитарианцы, подставьте, что хотите) умнее (выносливее, сосредоточенее, менее подвержены подставьте, что хотите) мужчин (китайцев, австралийских аборигенов, либертарианцев, подставьте и сюда, что хотите) — пожалуйста, вот она. А хотите, чтобы они были равны по тем же признакам — пожалуйста, есть у нас и такая правда. Правда здесь найдется на любой вкус.

Вот как мне с этим мутным потоком истины быть? Как Вы определяете, где правда правда, а где ангажированная истина?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: August 23rd, 2009 09:46 pm (UTC) (Link)
Вот как мне с этим мутным потоком истины быть? Как Вы определяете, где правда правда, а где ангажированная истина? //
данные по стереотипам поведения учителей и их дифференцированном отношении М. и Ж. мне кажутся очень существенными, эти стереотипы устойчивы почти как инстинкт, их без специальной психологической и социальной работы не изживёшь. А данные по величине разрыва в достижениях да, могут быть самыми разными. Данные с "детектором лжи" мне кажутся очень убедительными - вообще все опыты, когда человека ставят в ситуации, когда то что на уме оказывается и на языке против его воли. Вообще я люблю красивые опыты.
Опять же для постов стараюсь выбирать наиболее авторитетных авторов, не замеченных в подыгрывании политкорректным, или напротив, сексистским стереотипам, стремящимся понять как на самом деле, а не доказать свою исходную установку. Хелен Би - почти классик,я читал 9-е издание, а сейчас уже вышло 11-е.
taras_braga From: taras_braga Date: August 23rd, 2009 09:44 pm (UTC) (Link)
«   »
...то женщин с высокими достижениями типа Нобелевской премии или поста президента Гарварда должно встречаться БОЛЬШЕ, чем мужчин, а не МЕНЬШЕ, как мы видим в американском обществе. А раз их меньше, значит единственно значимая причина - угнетённое и зависимое положение женщины в семье и обществе.

Я не понимаю как связать «раз из меньше, то единственно значимая причина - угнетённое ...». Может быть еще много причин. И я не вижу достаточных аргументов в исследованиях. Не вижу при чем тут американское общество к нежеланию женщин становится нобелевскими лауреатами. Разве много советских или китайских женщин достигли выдающихся успехов в науке? Тогда и они угнетенные? И женщины «старого света» тоже?

Тут вопрос я бы ставил так: почему женщины могут взять больше нобелевских премий, чем мужчины, но не хотят?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: August 23rd, 2009 09:49 pm (UTC) (Link)
Может быть еще много причин. //
каких, расскажите. ИМХО достаточно тех причин, что описаны в книжке Х.Би - я чту бритву оккама.
//Не вижу при чем тут американское общество к нежеланию женщин становится нобелевскими лауреатами.//
в отношении других, не-нобелевских достижений всё тоже хуже, отсюда и вывод о дискриминации - см. текст из книги Майерса и ссылку на статью про сексизм в википедии
//почему женщины могут взять больше нобелевских премий, чем мужчины, но не хотят?//
этот вывод неверен с учётом сказанного в посте: они может быть и могут, но им не разу не давали,в силу общественного устройства где есть угнетение Ж.
kot_kam From: kot_kam Date: August 23rd, 2009 09:48 pm (UTC) (Link)
Интересно было бы взять данные по тому периоду, когда в СССР наиболее активно стирали грань между женщиной и мужчиной, и посмотреть на результаты. Например, по количеству и процентному соотношению женщин-математиков, получивших воспитание именно в этот период, в вузах (студентов, преподавателей, профессоров, совершивших заметные достижения в этой науке - например, какие-то открытия и т.п.) И, для сравнения, то же по гуманитарным наукам, например, количество женщин-филологов. Только вот не соображу, какой период это должен быть. Довоенный, до того, как в школах ввели раздельное обучение?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: August 23rd, 2009 09:51 pm (UTC) (Link)
20-30-е годы, между введением равенства в избирательных правах и до начала раздельного обучения, когда традиционно-патриархальное отношение начало восстанавливаться.
вот один из примеров успешного преодоления различий мужских и женских профессий
http://wolf-kitses.livejournal.com/134838.html#cutid1
(Deleted comment)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: August 24th, 2009 01:00 pm (UTC) (Link)
и в нашей культуре равный. см. Психогенетику Равич-Щербо.
lunaire From: lunaire Date: August 24th, 2009 11:10 am (UTC) (Link)

кому он нужен, этот неуловимый Джо?

я часто веду подобные беседы в женщинами, отличающимися незаурядными способностями к построению логических цепей и улавливания закономерностей - и все примерно сводится к одному "мы можем но не хотим"
обработка абстрактных категорий, как и быстрый бег, требует огромнейших затрат энергии, и, кроме того ведет к головной боли
поэтому, за исключением тех у кого наука является побегом от реальности, они просто не хотят заниматься целый день этой мутотенью. А предпочитают работать с людьми, строить отношения и думать почему он не позвонил. И нет никакой возможности учесть этот фактор в статистических исследованиях.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: August 24th, 2009 01:02 pm (UTC) (Link)

Re: кому он нужен, этот неуловимый Джо?

это предвзятое мнение, я считаю. попробуйте его как-то объективировать. Скажем, показать, что Ваше мнение полученное в рез-те разговоров, имеет более общий характер и подтверждается на более объективно подобранной выборке "талантливых женщин"
cormix From: cormix Date: August 24th, 2009 03:45 pm (UTC) (Link)
Вольф, по поводу гендерных различий - выучите, наконец, страшные слова "гормональный фон" и еще более страшные слова "тестостерон" и "эстроген". А потом откройте учебник эндокринологии и прочитайте о действии этих гормонов на мозг. Многое прояснится.
Тестостерон, он не только мускулатуру наращивает.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: August 24th, 2009 04:12 pm (UTC) (Link)
я вообще-то биолог и зоолог, физиологию человека и животных сдавал, так что в курсе спасибо. А кто по образованию Вы?
По-вашему, интеллект зависит только от уровня тестостерона? Но он существенно повышен и у наиболее успешных спортсменов, и у определённого типа лесбиянок, и у наиболее жестоких убийц, которых сложно обвинить в излишнем уме.
Хотя то что у б-ва талантливых женщин пик достижений поздний, а не ранний, некоторое влияние тестостерона отражает. однако существенно то, что в силу дискриминативных м-мов описанных в статье многие потенциально талантливые до этого пика просто не добираются. Отсюда необходимость эмансипации - чтобы их таланты были реализованны полностью, а не оставались под спудом
roman_sharp From: roman_sharp Date: August 24th, 2009 04:45 pm (UTC) (Link)
Участие в обсуждениях по вопросу привело меня к выводу, что "чистый эксперимент" по данной проблеме поставить практически невозможно.

Нужно создать совершенно изолированную среду, которая будет заниматься воспитанием без предпосылок и стереотипов "что кому можно и нужно".


Для меня меньшинство женщин в таких отраслях как математика или ИТ - это загадка. Я не знаю, почему так.

Поводом плохо относиться к женщинам это не является. Разговор о математических абстракциях или компьютерных проблемах является глубоко отвлеченным от проблем пола. С кем бы ты не разговаривал - ты должен говорить об этом в предметной области на предметной терминологии, далекой от любых половых признаков и вопросов.


Даже если вдруг окажется, что имеется некая предрасположенность полов или рас к чему-либо {одна точно есть - мужчины не рожают}, - это совершенно не повод навязывать эту предрасположенность и "молиться" на нее.


Р.S. Но, хочу отметить, что с моей стороны представление об эмансипации доходит местами до неполиткорректности: я выбираю, не стесняясь, называть дуру дурой так же, как не стесняюсь называть дурака дураком. Некоторые усматривают в этом сексизм.
amazonka_urals From: amazonka_urals Date: August 24th, 2009 07:14 pm (UTC) (Link)
А для меня не загадка ни разу. Культура меняется медленно. Всего каких-то сто лет прошло с той поры, когда среднестатистическая русская женщина рожала 7 детей при средней продолжительности жизни 33 года. Содержание взрослой женской жизни 100 лет тому назад - это сплошная репродуктивная деятельность. Объективно при жизни такой различия между мужчинами и женщинами будут радикальные. Добавьте сюда еще и высокую смертность при родах.
Так вот культурные стереотипы - они всегда отражают день вчерашний.
Я полагаю, что никакой предрасположенности полов к той или иной деятельности нет и быть не может. ОТ пола не зависит. Действуют установки патриархальной культуры. И будут действовать еще в течение того или иного периода времени. Они очень глубокие, эти установки, так быстро они не изживаются.
Насчет "называть дуру дурой, а дурака дураком". Если мы считаем, что интеллект не зависит от пола, то мы не будем стесняться называть дуру дурой, если мы не стесняемся называть дурака дураком. Сексизм - это когда утверждают, что все женщины - дуры. В силу своего пола. А утверждение о том, что некоторые бабы являются дурами (ей-богу являются) это нормальное утверждение. Раз есть дураки, значит должны быть и дуры. Поскольку интеллект от пола ни разу не зависит.
From: anon888 Date: August 28th, 2009 06:57 am (UTC) (Link)
"Вообще, говорить о каком-то влиянии биолого-генетических факторов на различия в достижениях между представителями меньшинств и представителями (бывшей) господствующей группы можно только после того, как в обществе исчезнут дискринирующие стереотипы в отношении меньшинств.".
Да, и заменятся всеобщим taboo на подобные исследования. А малейшие попытки добиться истины будут презрительно объявляться возвратом к стереотипам.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: August 29th, 2009 10:57 pm (UTC) (Link)
Да, и заменятся всеобщим taboo на подобные исследования. //
с чего Вы взяли? как раз наоборот - такие исследования сейчас необычайно модны именно потому,что это отличный идеологический козырь против эмансипации угнетённых
cimii783 From: cimii783 Date: January 6th, 2014 06:22 am (UTC) (Link)

:)

Автор талантлив
117 comments or Leave a comment