?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Угнетение бедностью - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Угнетение бедностью

В самой богатой стране мира – США бедных, во-первых, существенно больше, чем в других развитых капиталистических странах. По данным US Bureau of Census (Statistical abstract of the United States, 117th Edition, 1997, table 737) в 1997 году 20% детей жило в бедности (среди белых их было 15,5%, чёрных 41,5%, испаноязычных – 39,3%, при уровне бедности $15569 в год на семью.). В США пропорционально больше бедняков (и детей, растущих в бедности), чем в любой другой индустриально развитой стране мира: в тот же год детей за чертой бедности в Канаде было 9%, в Швеции – 2%.

В моём понимании такой аномально большой %% бедняков есть жертва на алтарь либеральной идеологии, как некогда детей приносили в жертву Молоху, следствие принципиального нежелания смягчать капитализм хоть какими-то сдержками и противовесами социального государства.

Во-вторых (и это главное), американская бедность (в отличие, скажем, от кубинской) создаёт крайне  неблагоприятную среду для детей бедняков, непосредственно угрожающую их здоровью, развитию способностей и т.д.

Сравнение состояния здоровья детей из бедных и состоятельных семей в США

Проблема

Разница в заболеваемости у детей бедняков по сравнению с состоятельными

Низкий вес при рождении

В 1,5-2 раза чаще

Поздняя иммунизация

В 3 раза чаще

Астма

Немного чаще

Отравление свинцом

В 3 раза чаще

Неонатальная смерть

В 1,5 раза чаще

Смерть ребёнка от несчастного случая

В 2-3 раза чаще

Смерть ребёнка от заболевания

В 3-4 раза чаще

Состояние здоровья отмечается как удовлетворительное или плохое (но не хорошее)

В 2 раза чаще

%% детей с заболеваниями, ограничивающими школьную активность

В 2-3 раза выше

Задержка физического развития (на 5 перцентилей или выше)

В 2 раза выше

Количество дней болезни в год или пропусков школьных дней по болезни

На 40% выше

Существенное повреждение зрения

В 2-3 раза чаще

Серьёзная железодефицитная анемия

В 2 раза чаще

Источники

Starfield B., 1991. Childhood morbidity: comparisons, clusters and trends// Pediatrics. Vol.88. P.55-71.

Brooks-Gunn J., Duncan G.J., 1997.  The effects of poverty of children// The future of children. Vol.7. №2. Р.55-71.

Характерно – там, где существенен генетический компонент (астма), разница в заболеваемости детей бедняков и состоятельных семей минимальна, и максимальна в тех факторах риска, которые связаны именно и только с социальными влияниями.

Далее, в США существенная часть бедных голодает, в том числе голодают дети: в целом живёт под угрозой голода (зависит от продовольственной помощи, без которой подвергнется голоду) 36,2 млн. американцев, в т.ч. 12,4 млн. детей (данные 2007 года). По данным Community Childhood Hunger Identification Project (1995), 4 млн детей в возрасте до 12 лет пережили как минимум 1 год голода, 9,6 млн. испытывали воздействие голода – шли в школу без завтрака, ложились спать без ужина, то есть голод их мучил, но заметного вреда здоровью не наносил. но видимого вреда здоровью голодали. Родители в 70% домохозяйств, где в рамках проекта был зафиксирован голод, были рабочими, в 57% - работающими полный рабочий день. В 1999 году 29,3% всех американских детей до 12 лет – 13,6 млн. – находились под воздействием голода (FRAC report, 1999).

Но так или иначе, постоянный и даже периодический голод мешает учиться. В специальном исследовании было показано, что дети, которые приходят в школу не позавтракав, медленнее думают  на занятиях и достигают меньших успехов за период обучения в школе – по сравнению с теми, которые завтракают каждый день, при равных исходных способностях (Pollit E., 1995. Does breakfast make a difference in school? // Journal of the American Dietetic Association. Vol.95. №10. Р.1134-1139; Meyers A.F., Sampson A.E., Weitzman M., Rogers B.L., Kayne H., 1989. School breakfast program and school performance).

G.Duncan (1994) исследовал влияние бедности на уменьшение IQ ребёнка. Они собрали информацию о доходе семьи на крупной выборке семей за годы от рождения ребёнка до 5 лет; величину IQ рассматривали как функцию числа лет, проведённых в бедности. Если все первые 5 лет ребёнок провёл в бедности, IQ снижалось в среднем на 9,06 ед. по сравнению с контрольной группой (дети, родители которых никогда не жили в бедности), при частичной бедности – на 4,02 ед. Дункан учитывал образование матери и структуру семьи (полная, неполная, занятость/безрабюотица отца), поэтому данные различия являются именно следствием бедности. [Оригинал статьи в Child Development]

Далее, уже довольно давно было установлено, что непосредственной причиной снижения учебных успехов у детей и подростков из бедных семей является снижение объёма кратковременной (рабочей) памяти, куда наш  мозг «помещает» какие-либо данные, идеи или принципы, для того чтобы использовать их в обработке задач, или чтобы потом переправить их в долговременную память. Дети из бедных семей характеризуются устойчивым снижением объёма рабочей памяти по сравнению с детьми из семей среднего социально-экономического статуса. Это в среднем, в разных выборках бывает до трети-до четверти исключений, т.н. «устойчивые дети», факторы устойчивости которых специально изучают психологи, чтобы распространять остальным для примера и назидания (в самом деле, не среду же обитания же бедняков менять!). Устойчивые дети отличаются от уязвимых тем, что имеют благоприятное окружение – таких родителей, друзей или иных значимых взрослых, индивидуальные особенности которых уравновешивают стресс, которому ребёнок из бедной семьи подвергается в своей среде обитания.

Исследование  G.W.Evans & M.A.Schamberg показало, что «передаточным звеном» от бедности к сокращению рабочей памяти, влияющему на успехи в школе, является постоянный стресс, который испытывают дети из бедных семей.  Мерой стресса была т.н. аллостатическая нагрузка – биологический маркёр, показывающий «степень изношенности» организма по мере того, как все его физиологические системы включаются для нейтрализации последствий дистресса. Для её оценки используются такие параметры, как уровень кортизола, адреналина и норадреналина, артериальное давление и т.п. (см.табл.1. статьи).В исследовании была подтверждена отрицательная зависимость между уровнем бедности в детстве (число лет в бедности, от 1 до 13) и снижением рабочей памяти к завершению пубертатного периода. Чем больше лет в бедности жила семья, тем выше индекс аллостатической нагрузки у детей и, чем выше аллостатическая нагрузка, тем больше снижение рабочей памяти и т.д. (Оригинал статьи в PNAS, vol.106, 2009).

Откуда хронический стресс? Из токсичной среды обитания. Дети из бедных семей в США живут в опасном окружении, где высок риск пожара, где можно подвергнуться насилию со стороны соседей или других жителей; к тому же в районах, где они обычно проживают, наблюдается опасная концентрация свинца и других тяжёлых металлов (подострое отравление которыми, с одной стороны, значимо снижает школьную успеваемость, с другой – ответственно за значительную часть правонарушений и преступлений импульсивного характера).

По данным психолога Джеймса Гарбарино (выросшего в итальянской бедняцкой семье и изучающего среду обитания детей в городских гетто) в условиях городской бедности в США  живут почти 13 млн. детей. 1.5 млн живёт в кварталах городской бедноты; в некоторых из них уровень преступности самый высокий в стране, и понятно, что полиция здесь не следит за порядком, и не пресекает преступность, а просто следит чтобы она не распространялась из этих гетто в «приличные» кварталы.  

Почти половина учащихся начальных и старших классов из числа живущих в бедных кварталах за последний год стали свидетелями по крайней мере одного преступления с насилием; почти все слышали выстрелы оружия, видели, как избивают человека или торгуют наркотиками; к 15-летнему возрасту 30% детей видели убийство человека.

Ношение оружия распространено в школе, а также на улице. По данным национального обзора Центра контроля з-аболеваний за 1993 год, 22,1% учащихся старших классов сообщили, что они носили оружие – нож, пистолет или биту – в течение некоторого времени последние 30 дней, 7,9% детей носили пистолет. Гарбарино пишет, что «эти цифры гораздо больше напоминают  опыт детей в зоне военных конфликтов, которые мы посетили в других странах [когда проводили сравнительные исследования с детьми городских гетто США], чем то, что можно было бы ожидать от наших детей, живущих в «мире».

У детей из бедных городских кварталов наблюдаются характерные симптомы постравматического стрессового расстройства, как у детей из района военных действий – нарушения сна, раздражительность, неспособность к концентрации внимания, гневные вспышки и повышенная тревожность. У многих отмечаются «вспышки воспоминаний» или навязчивые воспоминания о травмирующих событиях. Это поддерживает гипотезу хронического стресса, в котором существуют дети из бедных семей.

Garbarino J., 1995.  Raising children in a socially toxic environment, Jossey-Bass, San Francisco, CA

Garbarino J., Kostelny K., 1997. What children can tell us about living in a war zone’ // Children in a  violent society. Ed.Osofsky J. D. Guildford Press, New York, NY

Можно задать «социал-дарвинистский» вопрос – ведь приведённые результаты исследований чётко показывают, что дети из бедных семей в среднем «глупее» и «хуже» своих сверстников из семей среднего класса. Может быть, это нормальное действие естественного отбора, как писал основоположник социального расизма и евгеники (и при этом великий биолог, без дураков) Фрэнсис Гальтон, «не трущобы плодят тупиц, а тупицы спускаются в трущобы)???

Так сказать, проигравшие в экономической конкуренции опускаются на дно, а признаки «худшести» закрепляются отбором как приспособления к специфической среде обитания бедняцких гетто. Нет, это объяснение не проходит. Я уже писал о том, что есть дети устойчивые, их много – до трети, до четверти, и устойчивы именно те, у которых родители, друзья, значимые взрослые облают индивидуальными особенностями, компенсирующими гнёт бедности, умеют создавать для детей противодействующую её среду и т.д. Наиболее известное лонгитюдное исследование устойчивости – работа Эмми Вернер и Рут Смит на острове Кауаи, о котором я расскажу дальше.

И, что самое главное, доля устойчивых детей отнюдь не уменьшается, как следовало бы ожидать в результате отбора, который в американском обществе действует уже 150 лет как минимум. И это при том, что из бедности вырваться трудно: дети из бедных семей во взрослом возрасте чаще всего сами живут в бедности (причём этот риск не зависит от школьных успехов  - стресс так или иначе надламывает), тем самым продолжая цикл воспроизводства токсичной среды обитания в следующем поколении, устойчивых детей не становится меньше, как можно ожидать из социал-дарвинистской логики.

Поэтому обнаруживаемое в исследованиях снижение показателей у бедняков отражает факт угнетения, а не биологической неполноценности. Как только угнетение снимется, все вышеописанные различия исчезнут, как исчезли они в СССР, СССР и другие страны соцлагеря были единственным районом планеты, где отсутствовали антропологические различия между людьми разного социального положения. А вот в более богатом первом мире и в более бедном третьем они были отлично выражены и, главное, выражались в одних и тех же признаках, что говорит о сущностных различиях между двумя общественными системами, два мира – два шапиро и т.д. Но это уже отдельная тема, к которой я вернусь осенью.

Tags: , , , , ,

150 comments or Leave a comment
Comments
isya From: isya Date: July 19th, 2009 03:34 am (UTC) (Link)
спасибо большое!

интересно, можно ли сравнить данные по США разных временных периодов - скажем, сегодняшние данные с 60-ыми и 70-ыми (до Рейгана и начала нового сильного расхождения доходов богатых и не-богатых.)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: July 19th, 2009 04:30 am (UTC) (Link)
Пока таких данных не знаю, если Вы что-то подскажете, будет хорошо. Я читал, что даже для среднего класса, для поддержания одного и того же социального статуса в последние 30 лет приходится вкладывать всё больше и больше сил (т.е. идёт фактическое обеднение), кому-то это компенсируется социальными программами и чем-то ещё, кому-то нет
____
С 1973 г. по 1994 г. реальный ВВП на душу населения в США вырос на 33%. Но одновременно реальная почасовая заработная плата рядовых работников упала на 14%, а реальная недельная заработная плата — на 19%. При этом чем меньше зарабатывали люди, тем больше снижались их заработки. У нижней квинтили (20%) рабочей силы заработки снизились на 23%, у следующей — на 21%. К концу 1994 г. реальные заработки вернулись к уровню конца 50-х годов. В среднем заработки снижались на 2,3% в год, причем с каждым годом темп падения заработков основной массы работников ускорялся. Л.К.Туроу. "Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний день» (Новосибирск, 1999). То есть типа прогноз об абсолютном обнищании потихонечку прорисовывается
ipain From: ipain Date: July 19th, 2009 04:35 am (UTC) (Link)
то есть вы с концепцией зпд не согласны получается?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: July 19th, 2009 04:44 am (UTC) (Link)
что есть зпд и как она относится к теме поста?
uborshizzza From: uborshizzza Date: July 19th, 2009 06:00 am (UTC) (Link)
Интересные данные. США во многом удивительная страна. Там, кажется, и организованных массовых выступлений трудящихся за свои права не бывает. Как-то они подмяли под себя профсоюзы. Меня всегда, например, удивляло, что у них нет дородового отпуска.Это ведь очень неудобно.
varjag_2007 From: varjag_2007 Date: July 19th, 2009 08:54 pm (UTC) (Link)
были. У меня есть книга 1947 года "Измена родине". она вся посвящена истории подавления борьбы рабочих в США за свои права.
(Deleted comment)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: July 19th, 2009 06:38 am (UTC) (Link)
спасибо, эти вещи очень интересны. А у их детей уже всё гут?
(Deleted comment)
(Deleted comment)
lunaire From: lunaire Date: July 19th, 2009 07:39 am (UTC) (Link)
тут нельзя недооценивать такую вещь как тупость, в америке не напрямую связанную с доходом. для примера - отравление свинцом и травматику. в моей второй нью йоркской квартире были свинцовые трубы и свинцовая краска и паровое отопление. там много таких, далеко не для бедных. для семьи, живущей в таком доме решающее значение будет иметь, собственно, способность к чтению - прочитают ли они всю кипу бумаги полученную, будут ли фильтровать воду, будут ли держаться на расстоянии от батарей. знают ли вообще что такое свинец?

вопрос стресса неясен - что хуже, получить по голове от соседа или испытывать непрерывное давление со стороны родителей относительно успеваемости? а вот отсутствие не-адреналиновых развлечений вероятно расстраивает кортизольную регуляцию.
(Deleted comment)
rezoner_s From: rezoner_s Date: July 19th, 2009 08:34 am (UTC) (Link)
Про детский стресс, как-то не верится.
"На улице" именно "образованный" ребенок будет чувствовать дискомфорт. До подросткового возраста дети и на помойке счастливы.

Недоедание в США неправдоподобно. Не вяжется с невероятным количеством ожиревших негров и латинос,
и ставит под сомнение остальную статистику :))

Астма, как говорят по телевизору, результат американского санитарно-гигиенического психоза. Организм лишается тренинга борьбы с "грязью", т.е. у нечистоплотных бедных, вообще должна отсутствовать.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: July 19th, 2009 09:50 am (UTC) (Link)
Недоедание в США неправдоподобно.//
там есть ссылка на данные госорганов США. Почитайте про foof insecurity и food stamps program
Ожиревшие негры и латинос - это семьи, которые чуть боле богаты, чем те кто голодает. Поэтому они едят хлеб, дешёвые углеводы и жиры, а не дорогие фрукты, овощи и мясопродукты. В современном мире самые бедные голодают, а чуть менее бедные жиреют, поскольку здоровое питание дорого - это хорошо известно.
для проверки собственного недоверия уместно обратиться к ссылкам - для этого они делаются
Про детский стресс, как-то не верится.//
кортизол не обманешь, имхо
andy_scott From: andy_scott Date: July 20th, 2009 01:48 pm (UTC) (Link)

Болезни человеческой цивилизации в крысиной популяци

Спасибо, очень интересно и познавательно. В порядке обсуждения: вот текст bulochnikov, который, как мне кажется, в чем-то подтверждает ваши мысли, но в чем-то если не противоречит, то дополняет:

Учёные провели эксперимент. Над крысами, естественно. Они же не какие ни будь политики – экономисты, чтобы над людьми эксперименты проводить.
Они построили большой садок и запустили туда несколько пар крыс. Вначале крысам там было просторно и крысы вели себя также, как вели бы себя в естественных условиях. То есть, ели, размножались и устанавливали иерархию между собой. Осваивали территорию. Однако, по мере размножения крыс и переполнения популяции, поведение крыс стало всё больше меняться. И всё более отличаться от природного. Причём, еды и воды всем хватало. И температура была оптимальной. Полный аналог современного города.
Во первых, всё больше самок становилось бесплодными или малоплодными. Всё больше детёнышей рождалось с генетическими аномалиями. И всё больше детёнышей рождалось с ослабленной иммунной системой. У самок всё чаще стали происходить выкидыши и досрочные роды. У самцов делалась всё слабее потенция. Вплоть до полной импотенции. Появилось много самцов, совершенно не интересующихся самками. Удивительные трансформации происходили и с детёнышами. Они, хотя и вырастали, но продолжали демонстрировать детский тип поведения вплоть до середины своей жизни. Короче, росли инфантилами. И не спешили обзаводиться потомством.
Сами крыса разбились на небольшие группки, которые демонстрировали немотивированную агрессию по отношению к другим таким же группкам. И в самих группках индивиды всё более превращались в замкнутых аутистов, отвечающих агрессией на попытку другого представителя своей группки войти с ними в контакт.
Население популяции в садке практически перестало расти.
Включились неизвестные науке генетические механизмы ограничения рождаемости в связи с переполнением популяции.
В геноме любого существа большинство так называемых «молчащих» генов. Они не участвуют в формировании организма. Некоторые учёные высказали предположение, что эти гены – паразиты. Остатки вирусных инфекций, вшитые в геном. Почему то никому в голову не пришло, что «молчащие» гены могут кодировать не строение организма, а его поведение. Это тем более странно, что в существовании генетически заданных программ поведения – инстинктов, учёные не сомневаются.
Именно этими генами и задаётся ограничение рождаемости в переполненных популяциях.
Узнаёте проблемы современной городской европейской цивилизации?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: July 20th, 2009 02:56 pm (UTC) (Link)

Re: Болезни человеческой цивилизации в крысиной популя

эксперимент описан плохо и некачественно, причиной там не рост численности с переуплотнением, а "право собственности" (это известные опыты колхауна)
http://wolf-kitses.livejournal.com/167534.html?style=mine
orphanka From: orphanka Date: July 20th, 2009 02:11 pm (UTC) (Link)

Имею вопросы.

по поводу этого высказывания: "СССР и другие страны соцлагеря были единственным районом планеты, где отсутствовали антропологические различия между людьми разного социального положения"

1. Хотеолось бы посмотреть на данные про антропологические различия между людьми разного социального положения в Канаде и Швеции.
2. Если антропологическими различиями считать данные про США приведенные в этом посте, то где можно посмотреть подобные же данные по СССР? Насколько я помню по личному опыту в 70-е годы среди студентов ВУЗов выходцев из рабочего класса и крестьянства было те же 5-10%, что и сейчас в США. Исключением были целевые инженерно-отраслевые ВУЗы (отсутствуют в США как категория, что есть большое упущение, конечно) и военные училища.
3. Почему, как вы думаете, из всей этой статитстики по снижению IQ и связи ожирения с низким доходом выпадают азиаты, особенно китайского происхождения? Как вы полагаете многовековая традиция "ученье свет" и национальная культура питания имеют к этому отношение?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: July 20th, 2009 02:54 pm (UTC) (Link)

имею ответы.

1. про антропологические различия - см. ссылку на статью Годиной, я доверяю её выводам (и повторяю их)
2. по моим наблюдениям в 80-е годы из рабочего класса и крестьянства было 30-40-50%, в зависимости от вуза (я сам сын рабочего). Но я учился в Москве а не во Фрунзе, на югах давно уже тогда семейственность складывалась, поэтому оттуда кто был не из "хорошей семьи" ехали к нам поступать в мск
3. про выпадание азиатов прошу ссылку, что я убедился что они действительно выпадают. насколько я знаю, бедность на их IQ и прочие параметры действует точно также как на негров и белых - снижает и ухудшает
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
pronzus From: pronzus Date: July 20th, 2009 03:49 pm (UTC) (Link)
Спсасибо за интересные и важные данные. Пригодятся в споре с социал-дарвинистами.
tandem_bike From: tandem_bike Date: April 17th, 2010 05:53 pm (UTC) (Link)
социал-дарвинистов не переспорить. бесполезно. а данные хоть и интересные а главное правдивые - явно приводят к тенденциозной интерпретации. у нас социальная катастрофа. сама "бедность" тут вторична, и самым бедным широко доступна и бесплатная еда и квалифицированная бесплатная медицинская помощь, "state-of-the-art". проблема не в отсутствии еды и прививок. их предстаточно. проблема в развале семьи, социальных структур, полном провале образования, и недостаточно агрессивной ранней социальной поддержки детей.
150 comments or Leave a comment