?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
экономические причины национальной ненависти

Современный мир переполнен угнетением, как гранат зёрнами, и в подавляющем большинстве случаев угнетение строится по национальному или расовому признаку. Это понятно: в обществе, построенном на конкуренции время деньги, и куда как проще рассортировать возможных встречных тебе людей на своих и чужих, опираясь на внешние несущественные признаки (цвет кожи, форма носа, понятные/непонятные язык/обычаи), чем разбираться с достоинствами - недостатками каждого.

Поэтому национализм и расизм в капиталистическом обществе выгодны всем индивидам, лояльным этой системе – почему и распространены так сильно. Для "коренных", занимающих "верхнюю" позицию в отношении "чужаков-понаехавших" распространение соответствующих предрассудков - лучший способ победить в конкуренции с талантливыми "чужаками", радикально снизив самооценку угнетённых, чтобы конкурентоспособные таланты там и не возникали (как это описывалось в прошлом посте).

Всякое действие рождает противодействие, один предрассудок зачинает другой, и национализм "коренных" рождает ответную националистическую реакцию у "чёрных" и "понаехавших". И здесь националистические предрассудки адаптивны, поскольку утешают, укрепляют, дают силы сопротивляться, причём (что удобно для угнетателей) сопротивляться не через эффективную конкуренцию с ними, а через "укрепление границ гетто", поскольку национализм угнетённой нации, если не сочетается с прогрессивной социальной теорией, увеличивает агрессию, но отнюдь не поднимает самооценки, не ведёт к росту достижений и т.п. Это хорошо видно на неграх США, арабах Франции и т.п.

В своё время Джон Доллард провёл классическое исследование предрассудков в маленьком промышленном городке, и один из первых отметил взаимосвязь между дискриминацией и экономической конкуренцией. Хотя первоначально, когда в этот город прибыли немецкие эммигранты, в нём не наблюдалось предвзятого отношения со стороны американцев, но когда работы в городе стало не хватать, в обществе распространились предрассудки.

«Местные белые, прибывшие в основном из близлежащих ферм, вели себя открыто агрессивно по отношению к переселенцам. О немцах говорили с презрением, явно пытаясь их унизить, а коренные жители испытывали удовлетворение, ощущая собственное превосходство над ними... Агрессия в отношении немцев считалась позволительно и вызвано это было в основном соперничеством в получении работы и социального статуса на единственном в городе деревообрабатывающем заводе. Местные жители чувствовали себя подавленно, когда немцы стали претендовать на их рабочие места, а в трудное время у них появилась возможность обвинять немцев, чьё присутствие усилило конкуренцию. При этом, ведь именно к немцам никогда не относились предвзято, если не считать подозрительности ко всем чужакам без исключения (всегда присутствовавшей в обществе), которая и пробудила предрассудки (Dollard et al., 1938)».

Точно так же в XIX веке в результате перемен в экономике и роста конкуренции наблюдались сильные изменения в жестоких предрассудках и стереотипах по отношению к китайским иммигрантам. Например, когда китайцы приняли участие в калифорнийской «золотой лихорадке» и стали прямыми конкурентам шахтёров англо-саксонского происхождения, их описывали как «порочных и злобных...обжор...кровожадных и бесчеловечных» (Jacobs, Landau, 1971: 71). Тем не менее, лишь несколько лет спустя, когда китайцы отправились на строительство трансконтинентальной железной дороги – редкий американец согласился бы на такой каторжный труд – их тут же стали считать разумными, трудолюбивыми и законопослушниыми.

Фактически китайцев стали так высоко оценивать, что Чарльз Крокер, один из крупнейших магнатов, финансировавших железную дорогу, писал: «Они как самые лучшие белые люди... очень честные, умные и всегда выполняют контракт» (Jacobs, Landau, 1971: 81). Когда гражданская война закончилась, поток бывших солдат хлынул на уже занятый рынок труда. В результате отношение к китайцам резко ухудшилось, теперь их считали преступными, хитрыми, бесчестными и глупыми (Jacobs, Landau, 1971).

Такие изменения  в общественном мнении наводят на мысль о том, что в суровое время и при скудных ресурсах члены группы своих чувствуют угрозу со стороны группы чужих, и поэтому более склонны к предрассудкам, дискриминации и жестокости по отношению  последним. Как можно проверить эту гипотезу? Мы могли бы выяснить, не возрастает ли число актов насилия в периоды экономического спада по отношению к меньшинствам. Карл Ховланд и Роберт Сирс (Hovland, Sears, 1940) как раз так и поступили, они сопоставили два показателя:

а) цены на хлопок в южных штатах с 1882 по 1930 год и

б) число линчеваний негров в тот же период (надо сказать, что в США тех лет линчевали не только негров или евреев, но и, скажем, социалистов, или активистов движения за расовое равноправие). В это время хлопок был основной культурой на Юге; экономика напрямую зависела от продаж хлопка. Ховланд и Сирс обнаружили, что корреляция  соответствующих временных рядов составляет r = +0,72.

По мере того, как цена на хлопок падала, возрастало число линчеваний, то есть когда члены группы «своих» переживали трудности, связанные с экономической депрессией, они вели себя более враждебно по отношению к членам группы «чужих», которые воспринимались как угроза собственному благополучию. Это чувство враждебности привело к возрастанию актов насилия – так, как это показано на рисунке.

 

Хотя эти данные были получены почти 60 лет назад, они необычайно надёжны – применив более изощрённую технику анализа корреляционной связи между этими временными рядами, получили близкие значения корреляций (Hepworth, West, 1988). Точно так же  обзоре, который проводился в 70-е годы, психологи обнаружили, что предвзятое отношение к чёрнокожим встречалось среди тех людей, которые экономически стояли всего на одну ступеньку выше афро-американцев. Причём предрассудки усиливались, когда именно эти белые и афро-американцы становились конкурентами, претендуя на одну и ту же работу (Simpson, Yinger, 1985).

Так что бытие определяет сознание и особенно «эмоциональную часть» последнего – любви, ненависти, доверия, недоверия и прочие предрассудки.

Источники

Dollard J., Doob K., Miller N., Mowrer O.H., Sears R., 1939. Frustration and aggression. New Haven, CT: Yale University Press

Hovland C. L., Sears R. R., 1940. Minor studies in agression: VI. Correlation of lynchings with economic indices // Journal of Psychology. Vol.9. P.301–310. 

Jacobs P., Landau S., 1971. The serve to devil. Vol.2. Colonials and Sojourners. NY: Vintage books.

Hepworth J.T., Stephen G. W., 1988. Lynchings and the Economy: A Time Series Reanalysis of Hovland and Sears (1940) // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 55. P.239-247.

Simpson G.E., Yinger J.M., 1985. Racial And Cultural Minorities: , An Analysis Of Prejudice And Discrimination Fifth Edition. NY: Plenum.

 

И хороший теоретический анализ по теме. Этьен Балибар, Иммануил Валлерстайн. «Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности».

 

 


 

Tags: , , ,

104 comments or Leave a comment
Comments
050778 From: 050778 Date: May 2nd, 2009 03:52 pm (UTC) (Link)
хороший пост получился, спасибо
gazpedal From: gazpedal Date: May 2nd, 2009 04:03 pm (UTC) (Link)
Отмечу, как бывший житель Баку и окрестностей.
В советские времена, азербайджанцы, жившие в массе заметно лучше русских(и в АзССР и в России) были настроены вполне про-нацистски, а к концу 80х - расистски. А вот русские - нет.
При том, что азеры имели законодательные привилегии и работниками были, в основном, плохими.
orphanka From: orphanka Date: May 2nd, 2009 05:43 pm (UTC) (Link)
Соглашусь, как бывший житель Фрунзе и окрестностей.
orphanka From: orphanka Date: May 2nd, 2009 05:43 pm (UTC) (Link)
Ну разумеется, что основа большинства ксенфобий - борьба за выживание.
Но вот причем тут эксплуатация? Эксплуататорам-то какая разница какого цвета рабочая сила? И почему наиболее успешное в борьбе с ксенофобией общество случилось в США, оплоте капитализма? В СССР-то было очень просто, партия объявила "у нас ксенофобии и национализма нет", а что там на самом деле творилось в нацуиональных республиках никого не интересовало.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 2nd, 2009 06:15 pm (UTC) (Link)
И почему наиболее успешное в борьбе с ксенофобией общество случилось в США, оплоте капитализма?//
Вы шутите? американское общество ещё в 60-х гг. было столь же расистским, как гитлеровская германия, и до сих пор очистилось от этого не более чем на треть
(Deleted comment)
orphanka From: orphanka Date: May 2nd, 2009 06:49 pm (UTC) (Link)
Я видела! Буквально на прошлой неделе на лекцию его ходила. Таки таджик, который учился в Москве, а сейчас в Гарварде преподает и таки гениально открыл несколько TLRов.
unrealcolonel From: unrealcolonel Date: May 3rd, 2009 05:21 am (UTC) (Link)
"Для "коренных", занимающих "верхнюю" позицию в отношении "чужаков-понаехавших" распространение соответствующих предрассудков - лучший способ победить в конкуренции с талантливыми "чужаками", радикально снизив самооценку угнетённых, чтобы конкурентоспособные таланты там и не возникали "

Конечно. При капитализме ведь наверх всегда пробиваются именно самые талантливые, это и мы по современной РФ и пр. постсоветским республикам видим. А завистливые неудачники пытаются им помешать разными методами.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 3rd, 2009 08:54 am (UTC) (Link)
почему-то талантам всегда приходится пробиваться, разве что при коммунизме будет иначе. Знаете, даже пословица есть: "таланту нужно помогать, бездарности пробьются сами". И главным аргументом тех, кто талантливых людей давит, почему-то всегда является отсылка к национальности/
Но в целом Вы согласны с идеей экономических причин национальной ненависти?
(Deleted comment)
burchakov From: burchakov Date: May 3rd, 2009 05:55 am (UTC) (Link)
Спасибо, очень наглядно.
sahonko From: sahonko Date: May 3rd, 2009 08:41 am (UTC) (Link)
Очень близкие соображения
http://sahonko.livejournal.com/7828.html
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 3rd, 2009 08:55 am (UTC) (Link)
Да, спасибо, мне очень понравилось
isto4nik_zarazi From: isto4nik_zarazi Date: May 3rd, 2009 11:16 am (UTC) (Link)
немного офтопик.
по моему у вас как-то был пост о конкуренции, как причине ксенофобии. Там было про эксперимент в детском лагере, когда детей разделяли на группы и они соревновались друг с другом, что вело к взаимной вражде. Может быть поделитесь ссылкой на него?
From: redbut Date: May 4th, 2009 01:27 pm (UTC) (Link)
В том виде, в каком оно здесь представлено, сравнение цены на хлопок с количеством линчеваний негров - очень иллюстративная спекуляция, которая вполне может привести к желаемым, но абсолютно неверным выводам. Отсутствует необходимая для серьезной оценки третья кривая - число преступлений внутри рассовой группы. Это не сразу и не всем очвидно, к сожалению.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 5th, 2009 07:07 am (UTC) (Link)
а как линчевание связано с преступлениями? имхо никак. если ненависть поднялась до некого уровня, то линчуют независимо от наличия или отсутствия преступлений, их в такой ситуации легко выдумывают - см. дело франка.Ненависть потому и расовая, что имеет повод не в преступлениях
torbasow From: torbasow Date: May 10th, 2009 02:32 pm (UTC) (Link)
Не готов предложить никаких выводов, но если взять российские данные за 2004—2007 гг. по доле населения с доходом ниже прожиточного минимума (с сайта Госкомстата) и числу расистских/неонацистских убийств (отсюда), то мы увидим обратную зависимость (меньше нищеты — больше убийств), которая прослеживается и по всем категориям жертв, кроме сравнительно немногочисленных уроженцев азиатско-тихоокеанского региона.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 10th, 2009 05:08 pm (UTC) (Link)
А вы не сделаете совместный график обоих рядов динамики???
104 comments or Leave a comment