?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Психология предрассудка: иллюзорные корреляции - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Психология предрассудка: иллюзорные корреляции

Всякий разделяющий национальные предрассудки «знает», что американцы тупы, неспособны ценить высокое и думают только о деньгах, кавказцы наглы, евреи пронырливы, хитры и корыстны, русские варвары и азиаты (либо ленивы и пьяницы), и  т.п. Это мнение о «чужих»,  негативное или уничижительное. Мнение «о своих» обычно комплиментарное, в стиле «мы самые великие» (у нас самая великая культура, самая богатая страна, самая мощная военная держава, самая развитая демократия, лидер свободного мира и т.п.) или в стиле «наши предки Рим спасли».

Возникает вопрос: почему такие мнения устойчиво держатся, хотя раз за разом их носители сталкиваются с множеством опровергающих примеров, то есть сама жизнь, сталкивающая разных людей друг с другом показывает обманчивость и предвзятость таких ярлыков? Это верно не только в отношении мнений о национальном характере нацменьшинств, но и о политических взглядах инакомыслящих, «несистемном» поведении людей и много о чём ещё.

За всё это ответственен психологический феномен, благодаря которому в нашем когнитивном процессе стереотипы сохраняются вопреки опровергающим примерам – это т.н. иллюзорные корреляции (illusory correlation).

Когда мы ожидаем, что две вещи будут взаимосвязаны между собой, то часто обманываемся, убеждая себя, что это и на самом деле так – даже когда в реальности эти вещи не имеют друг к другу никакого отношения. Например, распространено мнение, что семейные пары, не сумевшие завести детей, смогут зачать своего ребёнка после того, как усыновят чужого – людям кажется, что в такой ситуации муж и жена будут менее подавлены и не подвержены действию стресса.

И что же? Эта корреляция на деле оказывается совершенно иллюзорной. Время от времени паре, которая считается бесплодной, действительно удаётся зачать ребёнка после того, как взят приёмыш, но это случается не очень часто – не чаще, чем у бесплодных пар, которые не усыновили детей. Событие первого типа зачаровывает нас и мы живо его себе представляем, создавая в своём сознании феномен иллюзорной корреляции (Gilovich, 1991).

Предрассудки и стереотипы к этому имеют самое непосредственное отношение. Феномен иллюзорной корреляции чаще всего наблюдается, когда события или люди заметные и бросаются в глаза – то есть отличаются от заурядных событий и ли людей и от типичной социальной ситуации, к которой мы привыкли (Hamilton, 1981; Hamilton et al., 1993). Члены группы меньшинств, выделенных, скажем, по расовому признаку – сами по себе необычны и заметны, так как их в обществе мало. Другие группы, не отличающиеся количественно – скажем женщины, составляющие половину человеческого рода, могут выделиться стать заметными благодаря  нестереотипной профессии или таланту – например, женщина-сенатор произведёт более яркое впечатление.

Дэвид Гамильтон и Роберт Гилфорд в работе 1976 года показали, что это отличие и создаёт иллюзорную корреляцию и уверенность в ней – формируется взаимосвязь между выделяющимся на общем фоне человеком и его поведением. Гамильтон и Гилфорд предоставили участникам эксперимента информацию о двух вымышленных группах людей, А и Б. О людях той и другой группы две трети данных были позитивного характера и только треть негативна, так что «взвешенное» мнение должно было бы быть позитивным. Однако при одинаковой пропорции хороших и плохих суждений самих суждений о людях А было высказано вдвое больше, чем о людях Б.

Затем испытуемых попросили оценить, сколько позитивных и негативных данных они получили о каждой из групп.  Все участники эксперимента преувеличили количество раз, когда встречалась группа Б и нежелательное поведение, хотя на самом деле это сочетание встречалось реже всего. Если в действительности группе А приписывалось 16 суждений о желательном поведении и 8 о нежелательном, группе Б – 8 и 4 суждения соответственно, то по впечатлению испытуемых, о группе А было 20 желательных суждений и 4 нежелательных, о группе Б – 5 желательных и 7 нежелательных (Hamilton, Gilford, 1976). Люди группы Б выделяются, поскольку их меньше, а нежелательное поведение более заметно, поскольку воспринимается как аберрация и в смысле редкости, и в смысле аномальности, что и формирует чёткую иллюзорную корреляцию (другое дело, что поскольку в капиталистическом обществе национальные или расовые предрассудки выгодны, помогают защитить себя и «своих» от конкуренции «чужаков», и удерживать «чужаков» внизу общественной пирамиды, эта корреляция будет не просто сохраняться, но усиливаться).

Хороший пример – иллюзорная корреляция между евреями и деньгами, представление о еврейском доминировании среди капиталистов вообще или финансовых капиталистов. Однако сравнение списков Нобелевских лауреатов после 1925-го года (и особенно ныне живущих нобелиатов) со списками бизнес-элиты, которые публикует «Форбс» показывает, что евреи куда более успешны в занятиях наукой, чем в наживании денег. А на первом месте по добыванию денег из трудящихся, естественно, англосаксы, и это понятно, поскольку самая мощная экономика мира. Однако, встречая еврея- банкира, занимающегося инвестициями, или экономиста-рыночника, на них обращаешь внимание, на еврея-диспетчера Мосэнерго и ли учителя математики – нет, тем более с учётом уже существующего стереотипа о практичности и приземлённости евреев. Соответственно всякая новая информация будет обрабатываться с учётом уже возникшей иллюзорной корреляции, так что человек увидит то, что захочет видеть.

Другой пример иллюзорной корреляции – миф о доминировании «этнической организованной преступности» -  российском криминальном мире, и прежде всего в Москве и Московской области, безраздельно господствуют славянские преступные группировки.

И в неогранизованной, уличной преступности доли «чёрных» и «русских» распределяются вполне пропорционально их участию в населении и роду занятий, как мне писал юзер caliban_upon, изучивший соответствующую статистику на сайте МВД РФ.

Вообще надо сказать, будучи поставленными перед задачей составить мнение о чём-то или о ком-то в условиях разительного недостатка знаний, люди часто приходят к совершенно ошибочным, даже бредовым заключениям. Причём уверенность в правильности ошибочных заключений растёт со сложностью задачи! (а задача понимания Другого – человека других взглядов, другой нации, другого социального класса – в разы более сложна, чем задача управления техническими устройствами).

Вообще это проявление общего правила, описывающего поведение человека в условиях неопределённости – «ищи структуру в хаосе». «Оказывается люди под стрессом более склонны видеть закономерности там, где их нет. Например, парашютисты непосредственно перед прыжком чаще видят фигуры в случайных картинах из точек и клякс. А во время финансовых кризисов увеличиваются разделы газет, отведенные под астрологические прогнозы.

Вспоминается книга Пелевина "Числа" - в которой предполагается, что эта способность адаптивна и нужна для того, чтобы человек хоть что-нибудь делал, приняв пусть неправильное, но какое-то решение. Эволюция, которая безразлична к судьбе индивидуальной особи, но милостива к роду, в стрессовой ситуации подавляет инстинкт самосохранения и увеличивает чувство убежденности в своей правоте. Чтобы кто-то сдох, а кто-то и вылез» (via jackclubs)

То есть при всякой коммуникативной непонятности и неопределенности человек начинает в природе искать закономерности, а в звуках партнёра по общению - значащие структуры, искать в звуковом потоке определенный язык (который бы объяснил, что происходит, как вылезти из проблемы и что для этого надо делать). На эту тему есть книга Дитриха Дёрнера "Логика неудачи" - психологический анализ причин ошибок человека при его попытках «улучшить» положение в сложных областях реальности, про правильное и неправильное стратегическое мышление, типичные ошибки при управлении сложными системами, связанные с  общестатистическими закономерностями таких «дёрганий»  и с устойчивыми предрассудками типа вышеописанных.

Действительно, в условиях необходимости действовать при полном незнании обстановки, собственных возможностей и т.п.  лучше иметь какую-то гипотезу и в соответствии с ней дергаться, чем не иметь никакой и покорно ждать разрешения ситуации. На этом основана идея ауторитмии ("деятельного ощущения") Конрада Лоренца, как того «нуля» стохастических дёрганий живого в ситуации неизвестности/неопределённости, с которого начинается  всякое познание мира.

Источники

Gilovich T., 1991. How we know what isn't so: The fallibility of human reason in everyday life. New York: The Free Press.

Hamilton D.L., Gifford R. K., 1976. Illusory correlation in interpersonal perception: A cognitive basis of stereotypic judgments // Journal of Experimental Social Psychology, 12, 392-407.

Hamilton D. L. (Ed.), 1981. Cognitive Processes in Stereotyping and Intergroup Behavior. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Mackie, D. M. & Hamilton, D. L. Eds., 1993.  Affect, Cognition, and Stereotyping: Interactive Processes in Group Perception. San Diego, CA: Academic Press.

 


Tags: , , , ,

20 comments or Leave a comment
Comments
sahonko From: sahonko Date: February 16th, 2009 05:30 am (UTC) (Link)
Человеческая деятельность в социуме по организации своего существования - это трудовая деятельность, и как во всякой трудовой деятельности в ней центральным звеном являются орудия труда, инструменты, при помощи которых достигаются цели этой деятельности. Так вот знания и представления о социуме это и есть как раз такие инструменты, НЕОБХОДИМЫЕ человеку для существования в этом социуме, а не некоторая безотносительная совокупность познаний о мире, желательная, но в принципе не обязательная: зачем кухарке знать систему общественных отношений, пускай она разбирается со своими кастрюлями, и если она имеет такие знания(представления) о социуме, то это считается чем то факультативным, необязательным. Последнее совершенно неверно. Каждому человеку просто необходимо иметь ПОЛНЫЙ набор инструментов социального труда (социального поведения), и даже с избытком, чтоб не растеряться в новой непредвиденной ситуации. При этом представляется совершенно естественным, что подавляющее большинство этих инструментов человек приобретает не на основе познания и личного осознанного освоения, а более примитивными путями в виде прямой накачки (инсталляции) со стороны общества стереотипами и предрассудками (как инструментами социального поведения) удобными этому обществу и в первую очередь правящим классам. Этому способствует то, что большинство людей хотя бы в силу своей иной профессиональной ориентации (не обществоведческой), а если прямо говорить, ограниченности, просто не в состоянии освоить на сознательном уровне эти инструменты. Но при этом они не могут существовать без ПОЛНОГО набора этих инструментов. И потому человеку приходится пользоваться несовершенными (ошибочными, не выдерживающими научной критики) социальными инструментами, предрассудками грубыми стереотипами. Вторым по значимости фактором, обуславливающим пользование несовершенными социальными инструментами, является то, что при выборе этих инструментов зачастую решающим является удобство пользования, простота в обращении, а не качество этого инструмента. Понятно, инструменты, базитующиеся на сложной научной картине мира, "громоздки" и доставляют массу неудобств при повседневном бытовом использовании, где требуется быстота реакции. Все выше перечисленное касается не только отдельных инструментов но и их "упаковки", того инструментального ящика, в котором они хранятся - системы социальных инструментов, которая описывает их взаимодействие (картины мира). Она также должна быть в первую очередь удобной в посвседневном использовании. По этой причине большинство предпочитает простоту и полноту религиозных систем правильности и возможностям развития научной картины мира.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 16th, 2009 07:39 am (UTC) (Link)
да, вы совершенно правы
//прямой накачки (инсталляции) со стороны общества стереотипами и предрассудками (как инструментами социального поведения) удобными этому обществу и в первую очередь правящим классам//
посмотрите про рациоморфные процессы или социальное бессознательное
http://wolf-kitses.livejournal.com/65129.html
sahonko From: sahonko Date: February 16th, 2009 08:19 pm (UTC) (Link)
В продолжение моей мысли о деятельностном, трудовом характере реагирования на социальную обстановку.
То есть при всякой коммуникативной непонятности и неопределенности человек начинает в природе искать закономерности, а в звуках партнёра по общению - значащие структуры, искать в звуковом потоке определенный язык (который бы объяснил, что происходит, как вылезти из проблемы и что для этого надо делать).

В том-то и дело, что человек не ищет закономерности или пытается осистемить неопределенность. Он прежде всего подбирает способ реакции на эти условия, как он должен будет действовать в этих условиях. Конечно, задним числом, когда человек объясняет свои действия, он подводит под них некоторую рациональную (с его т.з.) базу. В реальности же берется первая, самая доступная и удобная, процедура (стереотип) реагирования из заложенных в результате воспитания и обучения (или другого индивидуального опыта), чтоб совершить некоторый трудовой акт при помощи стереотипа-инструмента. При этом в подавляющем большинстве случаев человека мало интересует, как функционирует данный инструмент, он чистый пользователь. В ситуации новизны, когда не находится подходящий стереотип, программа реакции, человек вынужден срочно подбирать новый инструмент. По этой причине он обыкновенно с такой легкостью прячется за спину авторитета, капитана, который должен вложить в руки этот инструмент. Здесь важны два момента. Первый, даже при наличии достаточного времени для адаптации к новизне, срабатывает эффект срочности, поскольку снятие неопределенности в кратчайший срок всегда было первейшим условием выживания, ведь на то она и неопределенность, что неизвестно дает ли она время на адаптацию или нет. Поэтому в качестве инструмента берется первое, что подворачивается под руку, порой не выдерживающее мало мальски рациональной критики. От того так распространен в таких ситуациях метод проб и ошибок. И второе. Только в самую последнюю очередь люди пытаются создать самостоятельно некоторый новый инструмент-программу для реагирования, и у большинства это получается это из рук вон плохо, поскольку большинство пользователи и инструментарием для производства инструментов реагирования они просто не обладают. Потому-то, зная это они и занимаются этим в самом крайнем случае, а если занимаются, то у них получается это не очень удачно. А уж мировоззренческую базу под это они подводят еще более скверно.
web_mistress From: web_mistress Date: April 23rd, 2009 07:36 pm (UTC) (Link)
+1
andrei_koval From: andrei_koval Date: February 16th, 2009 07:07 am (UTC) (Link)
Володя, сейчас в западной (особенно штатовской) гуманитарной науке такая мода: на всех возможных примерах показать, что представление о "Другом" формируется загодя и совершенно необоснованно. Яркий пример -- Эдвард Саид (Said), палестинец и профессор англ. литературы, стремившийся разоблачить колониалистские представления о "Востоке". Но это пошло и в историю: напр., Francois Hartog, The Mirror of Herodotus: the Representation of the Other in the Writing of History («Зеркало Геродота: изображение “Другого” в историографии»: University of California Press, 1988); и Edith Hall, Inventing the Barbarian («Выдумывание варвара»: Oxford: Oxford University Press 1989): «Другого» всегда «выдумывают» -- и, конечно, всегда предвзято.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 16th, 2009 07:43 am (UTC) (Link)
Я знаю, читал этих авторов, они во многом правы. Тут самое интересное, что значит загодя: ведь когда оно формируется для этого уже есть некая "база знаний о другом", откуда берутся основания для суждений, причём вполне себе практически выгодная. Я думаю, искажённость связана именно с тем что на "людей внешних" смотрят с точки зрения того, что полезного из них можно извлечь а не как на людей, и психол. вещи вроде иллюзорной корреляции тут играют свою роль. А ты сам как относишься к этому подходу?
vas_s_al From: vas_s_al Date: February 16th, 2009 09:36 am (UTC) (Link)
Большое спасибо! Этот раздел психологии мне был неизвестен.
Я слышал о неверности стереотипов и неоднократно проверял это сам, но механизм их образования мне был неизвестен.
entropy_lk From: entropy_lk Date: February 16th, 2009 01:32 pm (UTC) (Link)
А по-моему, это просто маркер.
nadeyka_sh From: nadeyka_sh Date: February 17th, 2009 12:27 am (UTC) (Link)
спасибо!!!!!
From: prostoj_narod Date: February 24th, 2009 10:25 pm (UTC) (Link)
Когда-то будучи еще подростком читал в "Новом мире" Твардовского статью Игоря Кона "Психология предрассудка" очень мне тогда понравившуюся.
Порылся в Инете и набрел на нее:
http://scepsis.ru/library/id_887.html

wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 25th, 2009 01:39 pm (UTC) (Link)
спасибо большое! читал её
хотя сам кон сейчас не столько с предрассудками борется, сколько консультирует разные порножурналы вроде СПИД-инфо или Кул. Бытие определяет сознание
From: prostoj_narod Date: February 26th, 2009 09:15 am (UTC) (Link)
Не могу с Вами согласиться.
Вы наверное заметили дату статьи - 1966 год. Это очень старый человек (1928 г рожд). Так вот на его лекции в МГУ (а он еще их читает) "цвет" нашего чудесного российского студенчества ему устроил обструкцию по описанию точь-в-точь как то, что устраивали немецкие студенты 30-х годов профессорам евреям.
Так что с предрассудками борется до сих пор. Именно с теми, которые в наше время доминируют.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 26th, 2009 11:49 am (UTC) (Link)
Я этого не знал, простите (воспринимал его только как автора текстов). Мои сведения взяты отсюда
"«CoolGirl» пытались привлечь к уголовной ответственности. Кончилось ничем. Так же и с аналогичным журналом «Молоток» (главным редактором которого, кстати, является сын известной писательницы Л. Петрушевской – вот так все повязаны). А «Молоток» подкармливается сетью «пип-шоу». То есть этот журнал целенаправленно формирует сознание будущих стриптизерш и проституток. А И.С. Кон, между прочим – член редакционного совета (или редколлегии, не помню) «софт-порно» газеты «СПИД-Инфо» (которая замаскирована под «медицинское просветительское издание»). То есть основной доход у Кона – не ставка старшего научного сотрудника РАН, а доход от «софт-порно» издания (спасибо, хоть «софт»)".
http://www.left.ru/2003/14/tarasov90.html
имхо, борясь с предрассудками, этого делать не стоит - хотя его тексты, связанные с этой борьбой, остаются замечательными в любом случае. а описанные Вами способности нынешнего студенчества вполне ожидаемы
From: prostoj_narod Date: February 26th, 2009 05:42 pm (UTC) (Link)
Вот-вот ИМХО понимаш проклятое…стоит-не стоит…
Кроме национальных предрассудков есть и другие. Например, тот, который объединяет и фашистов, и сталинистов, а значит доминирует в современном российском обществе. Имя ему – гомофобия.

wolf_kitses From: wolf_kitses Date: March 1st, 2009 06:15 pm (UTC) (Link)
ааа, вы про это. тут мне сложно сочувствовать - как инвалида (скажем, диабетика) вряд ли можно считать нормальным и здоровым, так и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации вряд ли возможно считать нормой (они же именно этого добиваются?).
скажите, а всё-таки: И.С.Кон консультирует порножурналы вроде СПИД-инфо или нет?
From: prostoj_narod Date: March 2nd, 2009 03:53 pm (UTC) (Link)
Инвалиды должны иметь равные права с остальными гражданами (например – летать на самолётах)
К сожалению не смогу Вам ответить, кого он консультировал – его профессиональная деятельность как сексолога меня не очень интересует. Так же как если бы я узнал, что Вы практикующий гинеколог – не стал бы выспрашивать про последние интересные случаи из Вашей практики.
Сочувствовать – не сочувствовать – это Ваше личное дело, как человека. Я просто решил, что Вы профессиональный ученый, занимающийся изучением предрассудков - простите – признаю, что ошибся.
Продолжать диалог – мне откровенно скучно – sorry

wsf1917 From: wsf1917 Date: February 26th, 2009 12:50 pm (UTC) (Link)
Это очень старый человек (1928 г рожд). Так вот на его лекции в МГУ (а он еще их читает) "цвет" нашего чудесного российского студенчества ему устроил обструкцию по описанию точь-в-точь как то, что устраивали немецкие студенты 30-х годов профессорам евреям.//
не расскажете об этом подробнее?? на какой лекции это было, с чем связано? нет ли развёрнутого описания случившегося? мне кажется страна должна знать своих героев, то бишь мерзавцев
From: (Anonymous) Date: July 17th, 2011 08:52 am (UTC) (Link)

My first post

Hi , very nice forum !!!!!! [url=http://google.com]:)[/url]
From: (Anonymous) Date: August 15th, 2011 01:50 am (UTC) (Link)

hot shot tools transparent pink hair dryer

|6 Dec 2006 Fortunately, for men hairstyles it is always about evolution not sides short with curls on top is the best look for hispanic men with
[URL=http://ulco6666ard.tk/brunette-hair-style-picture.html]hair style picture[/URL]
thumbs 2009 prom hairstyles 2 Welcome to Womens Hairstyles! . Then go directly to the link above and rate each of the 5 of my pictures!
knyasa_o From: knyasa_o Date: October 28th, 2013 11:15 am (UTC) (Link)
это всё не наши исследования, интересно было бы посмотреть наши, так как в обществе такие упаднические настроения, всё трактуется совершенно обратным образом, в России всё хреново, в любой другой стране всё идеально.
Это странно и противоречит человеческой природе
20 comments or Leave a comment