что в V-VI веке (эпоха Тан) Китай совсем не был закрыт, а активно впитывал достижения чужеземной культуры. «Восторженный прием встретило в Китае искусство Средней Азии: мелодии, песни и музыкальные инструменты, буйные, темпераментные танцы. Художники Западного края [Ферганской долины] снискали славу, изображая полуфантастические для китайцев западные пейзажи, божества, растения, зверей. Широко распространилась в Китае иранская техника полихромной живописи, производившая столь поразительный объёмный эффект, что, по отзыву очевидцев, фигуры на фресках «словно сходили со стены». С VII века стали распространяться новеллы, повествующие о чудесных дарах и талисманах, преподнесённых двору иноземными посольствами в Западный край»
«История Китая» под ред. А.В.Мелтксетова. М.: изд-во МГУ, «Оникс 21 век», 2004. С.197-198.
Так что никакого «закрытого востока», напротив – пристальный интерес и полная открытость к чужому. Совершенно аналогичный интерес к восточному искусству мы видим в Англии (и, шире, северо-западной Европе) 18-19 века: «поток культурного влияния устремился с Востока на Запад. Европейские философы осмысливали учение совсем иной, но очевидно высокой цивилизации, в то время как художники и ремесленники использовали в своих работах часто непонятные мотивы Дальнего Востока и осваивали новый материал "фарфор" в Европе… Тесно связан со средневековьем, особенно из-за своей озабоченности традициями мистической религиозности, был поиск более древней и глубокой тайны и источников иррациональной мудрости на Востоке: в романтических, но также и консервативных государствах Кубла-хана или брахманов. Примечательно, что открыватель санскрита сэр Уильям Джон был непреклонным вигом-радикалом, который приветствовал американскую и французскую революцию, как подобает просвещенному джентльмену, но большинство поклонников Востока и создателей псевдоперсидских поэм, без чьего энтузиазма большая часть современного востоковедения не возникла бы, принадлежала к антиякобинской тенденции. Характерно, что индийский брахман был их духовной целью более, чем нерелигиозная и рациональная Китайская империя, которая занимала экзотическое воображение просветителей XVIII в.»
Эрих Хобсбаум «Век революций. 1789-1848»