?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Вокальное обучение у птиц и людей - Вольф Кицес — LiveJournal
wolf_kitses
wolf_kitses
Вокальное обучение у птиц и людей

Хороший пример изоморфизма (конструктивного сходства между системами, заведомо неродственными друг другу, вплоть до полного тождества «узлов» и «блоков») – это гомологичная организация нервных путей, обеспечивающих вокальное научение у людей и трёх групп птиц, где такое научение зафиксировано – колибри, попугаев и певчих птиц. Соответствующие нервные центры и соединяющие их тракты делятся на два аппарата, обеспечивающих соответственно «запись» (запоминание речи или песни) и «воспроизведение», то есть выдачу запомненного, с положительной обратной связью между ними.

При этом понятно, что каждый из нас говорит сугубо индивидуально, также как самцы певчих птиц имеют свой индивидуальный напев (кроме индивидуальных особенностей, речь или песня несёт на себе групповые особенности, связанные с принадлежностью к определённому диалекту, но это я это опускаю, чтобы не осложнять картину). Однако ребёнок, выучивающий язык / молодой самец  певчей птицы, обучающийся видовой песне у старого, не просто копируют вокализацию учителя со всеми её индивидуальными особенностями, а извлекают «тип» из множества индивидуальных или ситуативных вариаций и «записывают» именно его, благодаря тому, что поток звуков на входе всегда сравнивается с нервной моделью – «золльвертом».

Если система записи дополняется «извлечением типа» через сравнение с нервной моделью, то воспроизведение всегда производится не точно, а с вариациями – у певчих птиц это импровизация, связанная с определёнными правилами комбинирования блоков, у людей – правила соединения слов в высказывания, которые задаются грамматикой. Последнюю можно вывести из простой последовательности слов в речи («несинтаксический синтаксис» Т.Гивона, когда знак модифицируется линейным добавлением к нему другого знака, а грамматика возникает как обобщение итогов этой модификации, стр.44.), то есть как статистическое правило, также как правила комбинирования блоков в песне соловья, определяющие её красоту и сложность. То есть постулировать врождённую грамматику необязательно, примерно понятно как она возникает плавно и постепенно в уже существующем «предъязыке» представленном только словарём.

Так вот, нервные пути, образующие систему записи и систему воспроизведения, одинаково организованы у таких разных групп, как с одной стороны, люди, с другой – попугаи, колибри и певчие воробьиные птицы. У людей и птиц обе подсистемы одинаковым образом сочленены друг с другом в мозгу, хотя у людей они располагаются в коре, а у птиц – в гиперстриатуме, гипертрофированном подкорковом образовании, которое взяло на себя функции неразвитой коры. Наконец, система вокального научения у птиц и людей в эволюционном процессе развивается в одной и той же последовательности.

Сперва появляется система воспроизведения с вариациями, источником которых  оказываются, например, эндогенные колебания уровня возбуждения в ЦНС ауторитмического характера. В результате происходит «расшатывание» вокализаций вполне врождённого характера  - формально они остаются видоспецифическими, но реально «плывут», распадаясь на множество ситуационноспецифических, мотивационноспецифических и индивидоспецифических вариантов плавно переходящих друг в друга, поскольку всякое изменение отношений животного со своим окружением, влияющее на его эмоциональное состояние, немедленно отражается на звуковом строе вокальной продукции.

В таком состоянии «полной неопределённости», «первичного бульона», в котором на время конституируются ad hoc сигналы, «имеющие хождение» лишь во взаимоотношениях знакомых особей с устоявшимися отношениями внутри группы, и то недолго, находится видоспецифическая вокализация и жестикуляция шимпанзе с бонобо, видимо и орангов тоже. Жаль, что у певчих птиц, попугаев и колибри пока не найдено такое же  состояние «первичной неопределённости вокализации» из которого затем кристаллизуются структуры специфической видовой песни, уже выучиваемой, а не врождённой. Но, думаю, будет найдено, если в примитивных группах поискать.

Затем к ней добавляется появляется «система записи», позволяющая из континуума звуков на входе «извлекать тип», добавлять к нему индивидуальные / групповые особенности вокализации и при выдаче воспроизводить звук по соответствующему идеальному образцу.

Работой соответствующих систем в первичном континууме звуков  кристаллизируются «значащие структуры» речи/видовой песни, которые затем воспроизводятся следующим образом: «тип» - точно, а вариации привязываются к ситуации, которые индивиду своим действием требуется разрешить, и к мотивации индивида, необходимой для того, чтобы найти в себе силы действовать по разрешению проблемной ситуации. В этот момент континуум звуков, в котором на время выделяются нечёткие сигналы ad hoc, превращается в структурированную систему комбинаторных сигналов, которая может быть использована как язык в соссюровском смысле (дифференцированная система знаков, соответствующая дифференцированным понятиям). А общие понятия те же антропоиды извлекать умеют – и из ситуации, и из своего эмоционального состояния в связи с ситуацией, и из наблюдения за действием других людей/обезьян в данной ситуации.

И, наконец, самое замечательное. Как известно, у высших обезьян распознаванием сложных движений партнёра с выделением типической компоненты, отсечением индивидуальных вариаций или с «пересчётом» их на своё собственное поведения для последующего воспроизведения действий в той же ситуации по идеальному образцу ответственны системы зеркальных нейронов. У низших обезьян они определяют «передразнивание», у антропоидов также точное изготовление орудий труда, вообще ситуации когда животные учатся точно действовать по образцу друг у друга, у людей – также при обучении речи. У птиц соответствующие зеркальные системы обеспечивают обучение песне и в структуре «системы записи» размещаются также, как у людей.

Система воспроизведения выученного, видимо, унаследована птицами и людьми от их общих предков (то есть рептилий), а система «записи с вариациями» также как система «комбинирования блоков при выдаче» развивалась независимо в сторону конструктивного сходства

Вот рисунок, показывающий это конструктивное сходство

Proposed comparable vocal and auditory brain areas among vocal learning birds (ac) and humans (d). Left hemispheres are shown, as this is the dominant side for language in humans and for song in some songbirds. Yellow regions and black arrows indicate proposed posterior vocal pathways; red regions and white arrows indicate proposed anterior vocal pathways; dashed lines indicate connections between the two vocal pathways; blue indicates auditory regions. For simplification, not all connections are shown. The globus pallidus in the human brain, also not shown, is presumably part of the anterior pathway as in non-vocal pathways of mammals. Basal ganglia, thalamic, and midbrain (for the human brain) regions are drawn with dashed-line boundaries to indicate that they are deeper in the brain relative to the anatomical structures above them. The anatomical boundaries drawn for the proposed human brain regions involved in vocal and auditory processing should be interpreted conservatively and for heuristic purposes only. Human brain lesions and brain imaging studies do not allow one to determine functional anatomical boundaries with high resolution. Scale bar *7 mm.

Источник

Erich D. Jarvis, 2007. Neural systems for vocal learning in birds and humans: a synopsis// J Ornithol. Vol.148. Suppl.1:S35–S44

 


Tags: , , ,

13 comments or Leave a comment
Comments
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 9th, 2008 03:13 pm (UTC) (Link)

ещё ссылка в тему изоморфизма вокального научения

pollika From: pollika Date: December 9th, 2008 03:16 pm (UTC) (Link)
Извините, можно уточню? Я вот тут дала ссылку на Ваш пост, но, честно говоря, сама не разобралась с уточнением авторства - это вы писали сами целиком, или перевели Erich D. Jarvis, или перевели и доработали для нашего понимания?
pollika From: pollika Date: December 9th, 2008 03:16 pm (UTC) (Link)

тут

wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 9th, 2008 03:31 pm (UTC) (Link)
Я пересказал работу Ярвиса,с учётом собственного взгляда на проблему
pollika From: pollika Date: December 9th, 2008 03:35 pm (UTC) (Link)
Спасибо. Теперь, когда дочитала до конца, сама сообразила :-)))
И за то, что пересказали спасибо - я все ваши птичьи посты, на которые натыкаюсь, использую в качестве научного просвещения :-)
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 9th, 2008 03:32 pm (UTC) (Link)
рисунок из ярвиса и ссылка на работы его лаб-рии
svamitot From: svamitot Date: December 9th, 2008 04:55 pm (UTC) (Link)
> выдачу запомненного, с положительной обратной связью

отрицательной
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: December 9th, 2008 04:59 pm (UTC) (Link)
положительной: точное воспроизведение некого образца увеличивает способность выделять этот образец в потоке звуков на входе системы увеличивает точность записи т .д.
svamitot From: svamitot Date: December 9th, 2008 05:12 pm (UTC) (Link)
именно эта обратная связь и называется отрицательной.
ariwch From: ariwch Date: December 9th, 2008 07:28 pm (UTC) (Link)
Положительной.
Отрицательная бы уменьшила способность выделять образец.
svamitot From: svamitot Date: December 9th, 2008 10:17 pm (UTC) (Link)
каким определением вы пользовались?
falcon_peregrin From: falcon_peregrin Date: December 10th, 2008 01:51 pm (UTC) (Link)
имхо совершенно нормальным определением :)
именно положительная получается в данном контексте :)
svamitot From: svamitot Date: December 10th, 2008 08:45 pm (UTC) (Link)
имхо, заведомо ненормальным никто и не пользуется. мне хотелось увидеть ссылку.

но если таковой нет, можно и своими словами - чем положительная ос отличается от отрицательной?
13 comments or Leave a comment