Вольф Кицес (wolf_kitses) wrote,
Вольф Кицес
wolf_kitses

Categories:

Макаренко жжот -:)))

"Завтрашний день должен казаться обязательно лучше сегодняшнего в детском коллективе, состоящем из людей, еще не способных надолго вперед располагать свои стремления и интересы. Чем старше возраст, тем дальше отодвигается обязательная грань ближайшей оптимистической перспективы. У юноши 15-16 лет близкая перспектива уже не имеет такого большого значения, как у подростка в 12-13 лет. У взрослого человека вполне достаточным бывает наличие только далекой перспективы, в зависимости от сознания и политического развития данной личности.
В развитии нашего воспитательного процесса одной из самых существенных задач является переход от более близких к более далеким удовлетворениям. Однако эта задача в области перспективы еще недостаточна и принципиально ничем не отличает нашу педагогику от педагогики буржуазной. Наша работа в области перспективы заключается еще и в том, что мы все должны воспитывать коллективные линии устремлений, а не только личные. Человек, у которого коллективная перспектива преобладает над личной, является человеком советского типа."

«Только такой человек, человек, воспитанный в коллективистической этике, человек, гармонично связавший свои интересы с интересами общими, способен очень просто и очень легко понять значение знаменитой формулы: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Индивидуалист никогда этой формулы понять бы не мог. Для него потребности каждого определяются жадностью каждого.
И вместе с ним кое-кто разводит еще руками и удивляется: как же это возможно. Если каждому дать по потребности, каждый и набросится на общественное добро. К счастью, это не так. Уже в настоящее время в нашей стране очень много людей, который способны жить по этой формуле и ничего не будут расхватывать и тащить в свои дома. Они уже понимают, что нельзя определить мои потребности, если не думать о потребностях всего общества."

А.С. Макаренко, "О коммунистической этике".

Полностью - здесь:

http://www.detskiysad.ru/ped/ped294.html
"
Макаренко великолепен. Для меня он - яркий пример того, как можно живо, совершенно без псевдонаучной сухости изобилующего терминами текста, доносить до читателя (или слушателя) свои мысли.
А под катом для себя и для интересующихся выкладываю выдержки из лекции Макаренко о половом воспитании. ( Читал он их по радио в 1937 году, книга 1951 года издания.)

Это прекрасно :)

"Вопрос о половом воспитании в семье может быть разрешен правильно только тогда, когда родители хорошо себе представят самую цель, которую они должны преследовать в половом воспитании своих детей. Если эта цель будет для родителей ясна, ясными станут и пути к ее достижению.

(...)
Половая жизнь человека должна существенно отличаться от половой жизни животного, в этом отличии и заключаются цели полового воспитания. Но бывает, что половая жизнь человека отличается от половой жизни животного не в лучшую, а в худшую сторону. Животное имеет потребность в половой жизни постольку, поскольку оно стремится иметь потомство, у животных почти не бывает разврата. Человек сплошь и рядом стремится к половому наслаждению независимо от желания иметь детей и это стремление иногда приобретает такие беспорядочные и нравственно неоправданные формы, что приносит несчастье и ему самому и другим людям. Человек прошел длинную историю развития. И развивался он не только как зоологический вид, но и как общественное существо. В истории этого развития давно выработаны человеческие идеалы для многих сторон нравственности и в том числе выработаны идеалы половых отношений человека.

(...)

Что требует общественная нравственность в вопросах половой жизни? Она требует, чтобы половая жизнь человека, каждого мужчины и каждой женщины, находилась в постоянном гармоническом отношении к двум областям жизни: к семье и к любви. Она признает нормальной и оправданной только такую половую жизнь, которая основывается на взаимной любви и которая проявляется в семье: то есть в открытом гражданском союзе мужчины и женщины, союзе, который преследует две цели: человеческое счастье и рождение и воспитание детей.
(...)

Очень много внимания половому воспитанию было уделено в старое время. Тогда многие думали, что половая сфера есть самая главная, решающая сфера в физической и психической конституции человека, что все человеческое поведение зависит от половой сферы.

(...)

Многие из этих "теорий" так и остались погребенными в книгах, даже не дойдя до широкого читателя, но многие просочились в широкое общество и породили самые вредные и самые опасные мнения.
Больше всего беспокоились о том, чтобы ребенок был как-то по-особенному разумно подготовлен к половой жизни, чтобы он не видел в ней ничего "стыдного", ничего тайного. Стремясь к этому, старались как можно раньше посвятить ребенка во все тайны половой жизни, объяснить ему тайну деторождения. Конечно, с настоящим "ужасом" показывали на тех "простаков", которые обманывали детей и рассказывали им сказки об аистах и других фиктивных виновников деторождения. Полагали при этом, что если ребенку все разъяснить и растолковать, если в его представлении о половой любви не останется ничего стыдного, то этим будет достигнуто и правильное половое воспитание.
Надо с очень большой осторожностью относиться к таким советам. К вопросам полового воспитания надо относится с гораздо большим спокойствием и не делать из него непоправимых фокусов.

(...)

Для всякого знания приходит свое время, и нет никакой опасности в том, если вы ответите ему:

- Ты еще мал, подрастешь - узнаешь.
Нужно при этом отметить, что никакого особенного настойчивого интереса к половым вопросам у ребенка нет и не может быть. Такой интерес наступает только в период полового созревания, но к этому времени обыкновенно ничего таинственного в половой жизни для ребенка уже нет.

(...)

но если вы начнете с ним толковать о самых секретных подробностях в отношении между мужчиной и женщиной, вы обязательно поддержите в нем любопытство в половой сфере, а потом поддержите и слишком рано взбудораженное воображение. То знание, которое вы ему сообщите, для него совершенно не нужно и бесполезно, но та игра воображения, которую вы у него возбудите, может положить начало половым переживаниям, для которых еще не наступило время.
Совершенно не нужно бояться того, что ребенок узнает о тайне деторождения от своих товарищей и подруг и будет держать свое знание в секрете. Секрет в этом случае вовсе не страшен. Ребенок должен приучаться к тому, что многие стороны жизни человека составляют интимную, секретную область, о которой не нужно делиться со всеми, которую не нужно выставлять напоказ всему обществу. И только тогда, когда у ребенка уже воспитано это отношение к интимной жизни людей, когда у него есть большая привычка к целомудренному умолчанию о некоторых вещах, только тогда, следовательно, можно говорить с ребенком о половой жизни.

(...)

Вторым важнейшим фактором является вообще воспитание чувства любви у ребенка. Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер, школу, свою родину, если в его характере воспитаны начала грубого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную им женщину. Такие люди проявляют очень часто самые сильные половые чувства, но всегда склонны неуважать ту, которая их привлекает, не дорожить ее духовной жизнью и даже не интересоваться ею. Они поэтому легко меняют привязанности и очень недалеко стоят от обыкновенного разврата. Конечно, это бывает не только с мужчинами, но и женщинами.

(...)

И поэтому мы советуем родителям черезвычайно внимательно относиться к вопросу о чувствах ребенка в людям и обществу. Необходимо заботиться, чтобы у ребенка были друзья (родители, братья, товарищи), чтобы его отношение к этим друзьям не было случайным и эгоистичным, чтобы интересы друзей занимали ребенка. (...)Конечно, для такой цели мало одних разговоров. Надо, чтобы ребенок много видел, о многом думал, чтобы он переживал художественное впечатление. Этим целям замечательно хорошо соответствуют художественная литература, кино, театр.

(...)

Следующим важным условием полового воспитания является нормальная загруженность ребенка заботой и работой.(...) Некоторая нормальная приятная усталость к вечеру, представления об обязанностях и работах в течение дня по утрам - все это создает очень важные предпосылки для правильного развития воображения, для равномерного распределения сил ребенка в течение дня. При таком условии у ребенка не остается ни психического, ни физического стремления к пустому, ленивому бродяжничеству, к излишней игре воображения, к случайным встречам и впечатлениям.

(...)

Все указанные выше воспитательные мероприятия и начала как будто не направлены непосредственно к цели полового воспитания, но они неуклонно ведут к этой цели, так как наилучшим образом соответствуют воспитанию характера, организуют психический и физический опыт молодежи. Они и являются самыми могучими средствами полового воспитания.

(...)

Если же указанные нами выше условия не соблюдены, если не воспитывается чувство ребенка к отдельным людям и коллективам, если не организованы режим и спорт, никакие разговоры, даже самые остроумные и своевременные, не могут принести пользы.
Беседы эти должны возникать по случаю. Никогда не нужно вести беседы авансом, поучая ребенка вперед, ничего не предъявляя к нему в его поведении. (...) Поводом для таких бесед должны быть: свободные циничные разговоры и словечки, повышенный интерес к чужим семейным скандалам, подозрительное и не вполне чистоплотное отношение к любовным парам, легкомысленная дружба с девушками, явно несвободная от простого полового интереса, неуважение к женщине, излишнее увлечение нарядами, ранняя кокетливость, интерес к книгам, которые слишком открыто изображают половые отношения.

В более старшем возрасте беседы эти могут иметь характер убеждения, раскрытия и анализа явления, показа более положительных решений вопроса, указания на пример других юношей и девушек.
В более молодом возрасте эти беседы должны быть короче и иногда не лишены тонов прямого запрещения и укора, простого требования более чистоплотного поведения."

---------------------------
А ниже - ссылка на более известный текст из "Книги для родителей". Он более гладкий, более концентрированный, в нем меньше примеров того, как "надо" и лишь задается общее направление. Но в любом случае, это очень интересно.
А вообще, я буквально тащусь от Макаренко, от его произведений и сочинений - настолько он простой, без лишнего сюсюканья, свойственного современным работам на эту тему и без чванства перед читателем.

http://www.r-komitet.ru/school/sex/razdel/makarenko

Взято здесь


Tags: история СССР, коммунизм, личность, общество
Subscribe

  • Чем плохо биологизаторство?

    В продолжение темы минусов «однониточных» объяснений Сперва характерный пример:Наблюдения за двумя дикими группами зелёных мартышек…

  • Про мужчин с широким лицом

    Социобиологи доказывали, что «обладатель широкого лица может спасти вас в трудную минуту». Но увы… Социобиологи любят…

  • Война и мир в первобытном обществе

    Корякские воины в доспехах «…понимание особенностей военного дела у эскимосов требует учета их отношения к смерти. Так, повсюду у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments

  • Чем плохо биологизаторство?

    В продолжение темы минусов «однониточных» объяснений Сперва характерный пример:Наблюдения за двумя дикими группами зелёных мартышек…

  • Про мужчин с широким лицом

    Социобиологи доказывали, что «обладатель широкого лица может спасти вас в трудную минуту». Но увы… Социобиологи любят…

  • Война и мир в первобытном обществе

    Корякские воины в доспехах «…понимание особенностей военного дела у эскимосов требует учета их отношения к смерти. Так, повсюду у…