?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Предания о вампирах и социальная структура общества - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Предания о вампирах и социальная структура общества

Марксизм - штука интересная в том плане, что исторический материализм является универсальным методом для исследования самых разных аспектов как материальной, так и духовной жизни общества, и при добросовестном применении дает хорошие результаты. С утренним дождем довелось вспомнить о "мокрецах" Стругацких, а с мокрецов сонная мысль плавно перетекла к фильму "Интервью с вампиром" и навела на вопрос - что служит причиной тех или иных интерпретаций фольклорного образа вампира и почему упырь, известный нам по русским сказкам и произведениям русских писателей, отличается, например, от европейских и тем более от трактовки Голливуда?

Исходя из того, что все феномены сознания есть в той или иной степени отражения материальной жизни общества, то предания о вампирах можно смело делить на первобытно-общинные, феодальные и капиталистические. В общем и целом легенда о некоем человеке (или ожившем мертвеце), который пьет кровь есть атавистическое представление о характерном для первобытного общества каннибаллизме (который ужасен именно потому, что общество уже отказалось от него), в последующих обществах оно сохранялось постольку, поскольку в них сохранились черты животного стада - борьба за выживание, право сильного, отсутствие ценности человеческой жизни, эксплуатация социально сильными социально слабых.

Русские сказки (основной их массив) смело можно отнести к отражению первобытного, языческого представления о нечисти как о внешней, практически неодолимой и неумолимой злой силе природы. Точно так же, как приходит в деревню бешеный волк, приходит с кладбища упырь и сосет кровь с животным инстинктом. Для русских сказок в основном неважен социальный или семейный статус вампира - он такой же крестьянин, родич, он может быть и стариком, и младенцем, он не щадит никого, слепо, как косит людей мор, чума, голод. Постольку поскольку русская деревня была экономически длительное время отсталой, с/х производство экстенсивным (подсечное земледелие в Сибири просуществовало аж до 20 века), общественный строй деревни составляла сельская община - рудимент родового строя, то влияние классовой структуры общества проявляется в фольклоре гораздо позже и посредством литературной обработки фольклора русскими писателями - Толстым, Аксаковым, например. Потому помещика-кровососа на русской почве можно найти в среде городского фольклора, чем в классическом фольклоре.

В Западной Европе в силу гораздо более интенсивного развития феодальных отношений в фольклоре о вампирах гораздо резче отразилась классовая структура - главный вампир, разумеется, феодал. Несмотря на то, что легенду о Дракуле литературно оформили только в 18-19 веке, для западноевропейского фольклора это характерно, когда на место главного ужаса крестьянина/горожанина претендует не внешняя сила природы, являющаяся с кладбища, а вполне реальная общественная сила, являющаяся из феодального замка, которой просто приписываются сверхъестественные качества (аналог - легенда о Синей Бороде, великанах-людоедах, живущих в замках и т.д. В русском фольклоре мы вряд ли найдем сказания о кровососущем князе - это и понятно, эксплуатация крестьянства на Руси большую часть истории отставала от прогрессивной Европы в силу слабости феодального класса). Иными словами, вампир и эксплуататор в фольклоре обрели характер синонимов.

Капиталистический этап развил идею о вампирах в своем собственном ключе - эпоха первоначального накопления капитала сделала из вампира этакого буржуазного авантюриста, бродящего по свету и пьющего кровь, завлекая жертву обманом или иными капиталистическими способами (практически все экранизации о Дракуле представляют его как прощелыгу, охотящегося на людей ради прокормления или удовольствия, прибегающего активно к обману, подкупу, страху, игре на тщеславии и пороках). Его происхождение может быть благородно, а может нет - буржуа продолжает по традиции копировать аристократию, но не придает ему решающего значения. Голливудский вампир - типичный self-made man, строящий свою эксплуататорскую цепочку, вербующий себе рабов, поставляющих ему кровь.

Что интересно, капиталистическая культура активно использует все типы представлений о вампирах - они могут быть и порождениям непонятной американскому обывателю природы, иррациональными и довольно-таки безмозглыми ("От рассвета до заката"), и феодальными садистами в строгом соответствии с раннекапиталистическими воззрениями, но тем не менее всегда налет капиталистического делячества есть - в трэш-фильме "От рассвета до заката" вампиры специально собираются в клубе, завлекают жертвы, правда, на этом все делячество оканчивается. В "Ван-Хельсинге" типичный феодал Дракула тем не менее интригует похлеще любого буржуазного политика, а не лезет напролом с типично феодальным дуроломством, привыкшем к тому, что все проблемы решаются мечом. Капиталистическое сознание прагматично, а потому в этот период и появляются чисто позитивистские способы убить вампира - Голливуд дал массу фильмов о подвигах героических "охотников на вампиров", в противовес первобытно-общинным сказкам. в которых вампира можно было в лучшем случае обмануть или убежать или совершенно пессимистическим феодальным, в которых вампир без помощи господа бога, молитвы, креста вообще не убивался. Капитализм же взял древние магические поверья, почти затухшие в дошедшем до нас фольклоре и поставил их на прибыльный конвейер - механизированный выпуск серебряных пуль, осиновых колов, дубовых крестов, чесночной эссенции и нашейников против укуса.

И, наконец, без отражения в современных представлениях о вампирах не мог остаться современный империализм - в "Блэйде" вампиры представляют собой не просто одиночек, а структурно организованную эксплуататорскую верхушку, "расу господ", которая выкачивает из людей кровушку точно так же, как монополии выкачивают деньги. И эта раса также совершенно неоднородна социально, в ней внутренние конфликты, конкурентная борьба и все та же старая цель мирового господства. Иными словами, если на месте расы вампиров поставить страны "золотого миллиарда", а на место людей - "третий мир", то получится довольно-таки точный слепок с нашего грешного мира. И, наконец, желание продюсеров срубить как можно бабла с удачной идеи сделало вампиров практически неубиваемыми, а если и убиваемыми, то неуничтожимыми как класс: постоянно воскресающий Дракула в том же "Блейде" как бы призван напомнить нам о вечности капиталистических отношений. Единственное, что должно бы капиталистов смущать в этой аллегории, так это то, что зритель пока что настроен все-таки видеть вампиров в конце каждой серии не иначе как с осиновым колом в сердце.

http://bortnik.livejournal.com/108223.html

P.S. Интересно, что в народных преданиях о вампирах упырями – кровососами часто бывают люди достойные и не кровососы никак. Так Жиль де Рэ стал героем истории про Синюю Бороду (или смешался с ним до полной неразличимости). Откуда закономерное появление подобной несправедливости? Из когнитивного диссонанса, что возникает у угнетённых при личном взаимодействии с такого рода вышестоящими. С одной стороны, социальный опыт поколений на уровне поротой спины подсказывает, что все господа враги и от господ ничего, кроме мерзостей ждать не приходится. С другой стороны – личный опыт показывает вполне человечного господина (а людям свойственно абсолютизировать свою историю и свой опыт, считать его всеобщим без каких-либо на то оснований). То есть личное знание входит в конфликт с классовой интуицией, которая разрешается мифом, очерняющим «доброго барина». Его доброта, ум, смелость, знание трактуется в мифе как маска, скрывающая нечто инфернальное. И in a long run, подобное разрешение оказывается верным и правильным: добрых бар и гуманных капиталистов единицы, а от бар вообще и капиталистов вообще ничего кроме зла ждать не приходится.

Тем более что даже очень хороший человек в этой позиции должен действовать сообразно классовой логике, а не индивидуальной гуманности, удовлетворяя последнюю «по остаточному принципу». Так ак.Вернадский держал товарное зерновое имение Вернадовку (в Тамбовской губернии), эффективно работал на рынок, почему был заинтересован в разорении окрестных крестьян, чтоб иметь батраков подешевле. А когда мужики бунтовали, вызывал из города казачков, особенно в 1905-1906 гг. Но зато изо всех сил помогал нуждающимся студентам, бесплатно читал на Высших женских курсах, вообще вовсю занимался подобной благотворительностью в столице. А в деревне, где шло накопление, всё было иначе.


Tags: , ,

22 comments or Leave a comment
Comments
moonwalker72 From: moonwalker72 Date: September 8th, 2008 07:40 am (UTC) (Link)
"Интервью с вампиром" -- вещь не такая простая и в приведенную Вами схему не укладывается. Там именно "полуночная сторона" показана со стороны обычного человека, ставшего вампиром и все же сохранившего какие-то человеческие черты. Да, архетип привилегированного эксплуататора и там можно увидеть, а также крушение феодальной системы, вытесняемой капитализмом (месть главного героя европейским вампирам в виде сожжения их в гробах), но вопрос о цели и, главное, направлении социального прогресса там остается без ответа. Тем более, что в финале до журналиста добирается герой Круза -- "плохой вампир" и даже знание о "полуночной стороне" остается закрытым, типа мировая элита свои тайны хранит. Так что если с этой стороны рассмотреть -- фильм в сущности охранительским оказывается. Но на мой взгляд, вампиры в данном вопросе -- это лишняя сущность. Демонизация врага в условиях войны необходима, но она должна подчиняться целям пропаганды и давать определенные результаты, а с вампирами это имхо недостижимо. Слишком много романтики и аристократизма, пусть и вымазанного в грязи -- люди все еще к этому тянутся.
steissd From: steissd Date: September 8th, 2008 07:53 am (UTC) (Link)
А не был ли Жиль де Рэ серийным убийцей-маньяком вроде Чикатилы? Я слышал, что его именно за это и казнили.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 8th, 2008 07:56 am (UTC) (Link)
anna_frid From: anna_frid Date: September 8th, 2008 07:57 am (UTC) (Link)
У историков есть большие подозрения, что это было классическое сфабрикованное дело тех времен. Сейчас этого, конечно, никак не доказать и не опровергнуть.
steissd From: steissd Date: September 8th, 2008 08:16 am (UTC) (Link)
А кому он перешёл дорогу? Это всё же граф и маршал Франции, а не бомж Федя, чтобы такого судить и казнить, нужны очень веские причины.

Edited at 2008-09-08 08:18 am (UTC)
anna_frid From: anna_frid Date: September 8th, 2008 08:27 am (UTC) (Link)
Да мало ли. Опальный маршал, большие владения (конфискованные по итогам процесса, между прочим), междоусобицы с соседями...

А материалы дела, сколь я понимаю, типичны для судов над ведьмами.
bdag_med From: bdag_med Date: September 8th, 2008 07:56 am (UTC) (Link)
Это было бы смешно, если бы не было так грустно - трудно отилчить от некоторых вполне серьезных текстов.
platonicus From: platonicus Date: September 8th, 2008 08:46 am (UTC) (Link)
Да, хорошая пародия.
From: igor_83 Date: September 8th, 2008 08:30 am (UTC) (Link)
Мне еще интересней узнать, какиу у русских существую рассказы об упырях. 5 лет изучаю русский фольклор и чего-то не встречал там ничего об упырях, так что мне кажется это больше персонажи сербского и болгарского фольклора.
lenka_iz_hij From: lenka_iz_hij Date: September 9th, 2008 06:52 am (UTC) (Link)
За пять лет изучения в поле вашего зрения не попал трехтомник русских народных сказок, собранных А.Н.Афанасьевым, где мертвецам и упырям посвящен немаленький раздел? Кстати, сказку под названием "Упырь" на весь мир прославила Марина Цветаева своей поэмой.
laiska From: laiska Date: September 8th, 2008 10:17 am (UTC) (Link)
Фильм называется "От заката до рассвета". От рассвета до заката продолжается день, и вампиры не могут действовать.
marina_fr From: marina_fr Date: September 8th, 2008 04:57 pm (UTC) (Link)
Скверный текст. Автор хотя и ярый противник влияния чувств на политическую борьбу, но протаскивает сомнительные идеи как раз давя на чувство. Сомнительная идея состоит в том, что склонность к эксплуатации чужого труда сравнивается с вампиризмом - болезнью редкой,наследственной и неизлечимой На деле же во многих типах эксплуататорских обществ в эксплуатации так или иначе замазана большая часть населения, включая, увы, вполне трудящихся, которые могли бы, кажется, и без этого. Авторская позиция приводит к тому, что при попытке установления справедливости главный враг и эксплуататор назначается приказом, точно так же как белые и пушистые. Впрочем, с его политической позицией это, кажется, вполне совпадает.
marina_fr From: marina_fr Date: September 8th, 2008 05:03 pm (UTC) (Link)
На месте коммунистов сравнила бы скорее с сифилисом.
В тяжёлых случаях поражено может быть большинство населения.
Может передаваться при половых контактах и от родителей к детям, но надёжное суждение возможно только при реакции Вассермана.
Ввиду социальной опасности может лечится принудительно, но прочной основой борьбы является согласие большинства населения на обследование и лечение и хорошо поставленная санитарная пропаганда.
Возможна вакцинация детей и подростков, но её эффективность не стопроцентна, и существуют побочные эффекты.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 8th, 2008 05:15 pm (UTC) (Link)

хорошее сравнение

да готовность эксплуатировать похожа на сифилис, и отвратительна, и передаётся примерно также, и к специфическим изменениям в епсихике приводит
asafich From: asafich Date: September 8th, 2008 07:24 pm (UTC) (Link)
Интересно, а как марксисты трактуют сюжет про вампиров в фильме "Paris, je t'aime"?
bortnik From: bortnik Date: September 9th, 2008 04:48 am (UTC) (Link)
не досмотрел - скучно стало
asafich From: asafich Date: September 10th, 2008 01:57 pm (UTC) (Link)
Как-то это Вы не по-марксистски...:)
pronzus From: pronzus Date: September 8th, 2008 07:27 pm (UTC) (Link)
Интересная мысль! Надо её подумать!
lenka_iz_hij From: lenka_iz_hij Date: September 9th, 2008 06:40 am (UTC) (Link)
Марксистская методология явила себя во всем блеске. ;) Во-первых, не все славянские вампиры - покрытые землей монстры, ведомые животным инстинктом. Один из самых известных наших фольклорных вампиров, "Упырь" из сказок Афанасьева, более известный читающей публике по поэме Цветаевой "Молодец" - вполне себе герой-любовник, не хуже нынешних голливудовских вампиров, и по легенде хоть и не аристократ, но и не пролетарий ни разу - купеческий приказчик (и для сюжета это важно). Во-вторых, разница между восточнославянским и западноевропейским вампиризмом, как совершенно очевидно, есть прежде всего разница между фольклором и авторской литературой. А еще точнее - разница между мифом и его обработкой, потому что европейская литература о вампирах порождена славянскими верованиями (в частности, вампирический бум XVIII века, подаривший миру того Вампира, которому подражает Печорин, начался от расследований по делам Плогойовитца и Пауля, произведенных австрийскими властями). А уж все остальные ингредиенты - чернокнижие, летучую мышь, цыган, Влада Цепеша Дракулу (не графа, разумеется, а господаря по реалу) - литераторы набрали сами, руководствуясь законами романтизма. Общими для всех времен и классов.

В ХХ веке к мифу добавился еще один фактор, демократически-гуманистический: чо сразу колом, разобраться надо, может, у него метаболизм такой, может он хороший и жертва обстоятельств... В результате истории о вампирах из категории триллера начали плавно переходить в дамскую литературу. Нас ведь хлебом не корми, дай пожалеть какого-нибудь гада. ;) Да еще это легло на ранее заданную магическую притягательность вампира - отсюда весь последний пласт, от "Интервью" до Великой Белорусской Писательницы Ольги Громыко.

А я за свои слова отвечаю. Как автор опубликованного рассказа о вампире (одного) и нескольких стебов. :)))

Да, возможно, Вам будет интересно узнать, что А.А.Богданов (Малиновский) был автором романа о вампирах "Инженер Мэнни", который вызвал резкую критику В.И.Ленина. Есть статья про это: "Миф о вампире и русская социал-демократия".
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 9th, 2008 08:14 am (UTC) (Link)
Как Вы серьёзно восприняли -:))) и интересно написали... а взгляните на теги -:)))
единственное - мне всегда казалось что как литературное течение романтизм был продуктом вполне определённой эпохи (которая давно закончилась а с ней закончился и романтизм), содержание которой вполне определяется особенностями раннего капитализма в Европе. У Гаспарова в "Записях и выписках" на этот счёт очень убедительно написано. Соответственно ни о какой методологии общей для всех времён и народов и речи быть не может да и нет таких "общечеловеческих" литературных стилей или форм. Иначе бы мы понимали Апулея Кантемира Хераскова Чехова и Трифонова с одинаковой лёгкостью
lenka_iz_hij From: lenka_iz_hij Date: September 9th, 2008 08:45 am (UTC) (Link)
Вижу я теги. Это, может быть, для этологов миф о вампире - юмор, а для научных журналистов и фантастов - вполне серьезный объект, притом неплохо изученный. Фант-литературоведы об истории вампирского мифа писали 150 раз, потому я и в теме.

Насчет романтизма - если мы будем понимать его в сугубо узком смысле, тогда из него придется исключить не только Стокера с его Дракулой, но и Александра Грина. Романтизм XVIII-XIX века формализовал и популяризовал приемы, которые остались в литературе навсегда, но существовали, не имея названия, и раньше, так как завязаны они на основные человеческие эмоции. Необычные персонажи в необычных обстоятельствах, любовь и прочие страсти - как основные темы и движители опуса.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 16th, 2008 12:03 pm (UTC) (Link)
ну этолог по отношению к анализируемому поведению животного находится ровно в той же позиции что литературовед по отношению к литературной продукции писателя (и вообще всей его жизни). Поэтому мне близки литературоведы и не близки писатели, бо сам писать не умею. Основные человеческие эмоции - да, они всегда основные, но мне кажется, романтизм отличался не приёмами (которые он придумал или популяризовал), а прежде всего романтическим героем и романтической историей - каким-нибудь типом "в гарольдовом плаще" да ещё на фоне готического замка. Другие жанры таких героев и таких историй избегали. А если следовать тому, какие эмоции описываются, то и Онегин с Героем нашего времени это романтизм - сколько там самых разнообразных страстей!!!
22 comments or Leave a comment