?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Как работает сигнальная наследственность: социальная поддержка и социальная компетентность - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Как работает сигнальная наследственность: социальная поддержка и социальная компетентность
Красивый пример влияния качества социальной поддержки со стороны взрослых на развитие социальной компетентности детёнышей даёт исследование реакции обезьян – матерей разного ранга на участие их отпрысков в играх со сверстниками. Так, в группе японских макаков Macaca fuscata доминантные самки не препятствовали детёнышам отдаляться от них, в ответ на приближение к детёнышу игрового партнёра они не проявляли реакций страха, угрозы и беспокойства. Благодаря этому детёныши доминантных матерей находились в обогащённой социальной среде, и чувствовали себя уверенно даже далеко от матери. Детёныши проводили в играх 20% времени и лишь 1/3 – в контактах с матерью. 

Подчинённые самки, наоборот, ограничивали игры своих детёнышей с другими особями. Они пытались сократить дистанцию между собой и детёнышем, постоянно угрожали игровым партнёрам детёныша и отгоняли их. Соответственно, детёныш подчинённой самки более половины времени проводил в контакте с матерью и менее 10% - в играх со сверстниками и другими обезьянами (French, 1981).

Так возникают закономерные различия в гибкости и адаптивности поведения детёнышей матерей разного ранга, проявляющиеся уже в самостоятельной жизни. Они отнюдь не наследственны, но определяются качеством социальной поддержки, которую им могут оказать матери или взрослые самцы, стремящиеся играть с детёнышами. Качество социальной поддержки фактически задано уровнем сложности того социального окружения, которое формирует для детёныша поведение его матери.

Сложность социального окружения детёныша определяет то разнообразие социальных связей с ближайшими «прикосновенными» к нему особями, которое формирующемуся поведению приходится «учитывать», чтобы сохранять оптимальное соотношение разнородных активностей и при этом быть достаточно успешными во взаимодействиях. Например, молодые макаки-резусы M.mulatta, выросшие в группах сверстников без взрослых особей и без матерей, большую часть времени проводят в очень тесном контакте друг с другом. Но без «социальной поддержки» со стороны взрослых животных игровое поведение у них проявляется крайне слабо, оно занимает столь же малую долю времени, как у детёнышей, выращенных в изоляции.

У подобных особей во взрослом состоянии репертуар социальной активности остаётся бедным и однообразным. Эксперименты в семейных группах резусов показывают, что избыточное игровое общение детёнышей друг с другом (оно означает уменьшение «социальной поддержки» от взрослых) ведёт к очень раннему социальному созреванию, но к повышенной агрессивности обезьян, вырастающих в этих условиях (Suomi, 1982).

Анализ социальной поддержки в сообществах приматов дал возможность детскому психологу J.Bawlby разработать модель «эластичного троса», описывающую механизм взаимной привязанности родителей и детёнышей у приматов, включая человека. «Эластичный трос» - метафора для обозначения двусторонней привязанности матери и детёныша, взаимного контроля и взаимного управления их действиями друг друга, которая устанавливается ещё во младенчестве (bonding). Она оказывается проводником двусторонних взаимодействий в системе «мать-детёныш», благодаря которым родительское поведение матери и становление индивидуальности (умственное, языковое, коммуникативное) прогрессируют сопряженно и взаимно обуславливают прогресс друг друга.

«Трос» увеличивает отзывчивость матери на незрелое поведение детёныша, поднимает готовность матери быть «островком безопасности» и «базой операций» для деятельности детёныша в чужом социальном окружении. В-вторых, «трос» становится средством, поддерживающим развитие детёныша, прочность «троса» стимулирует его инициативу и активность в ином социальном окружении, готовность вариировать возможное поведение в определённых ситуациях для выработки оптимальной тактики. В третьих - успешные взаимодействия детёныша с социальными партнёрами, повторяясь и накапливаясь, укрепляют «трос» и одновременно увеличивают самостоятельность детёныша, расширяют его «базу операций» в терминологии J.Bowlby.

«Трос» формируется с самых первых взаимодействий матери и ребёнка в «младенческого лепета» (Винарская, 1987). В первые месяцы жизни ребёнка часть коммуникативных механизмов импринтинруется. Среди них именно те, «которые являются необходимой предпосылкой всякого взаимодействия»: быстрые и пристальные взгляды, движения приближения, улыбка, смех, характерные звуки голоса. Все эти реакции подкрепляются поведенческими механизмами матери, которые включаются и действуют настолько неосознанно для неё самой, что автор даже совершает «ошибку потенциальности», предположив их врождённость.

Это замедление тона материнской речи в ответ на эмоциональные проявления ребёнка, повышение средней частоты основного тона голоса за счёт высоких частот и пр. Если б речь пошла о диалоге взрослых, можно было бы сказать, что мать переводит речь в регистр «для иностранца». Собственно «стимуляция подобного подобным» состоит в следующем: «Чем больше физические характеристики эмоциональных высказываний матери уподобляются голосовым возможностям младенца, тем легче ему подражать ей и, следовательно, устанавливать с нею характерный для раннего возраста эмоциональный социальный контакт. Чем полнее … контакт, тем скорее врождённые звуковые реакции ребёнка начинают приобретать национальные специфические черты» (Винарская, 1987: 21).

Источники

Винарская Е.Н., 1987. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение. 159 с.

French J., 1981. Individual difference in play in Macaca fuscata: the role of maternal status and proximity// Int. J. Primathol. 1981. Vol.2. №.3. Р.237-246.

Suomi S., 1982. The development of social competence by rhesus monkeys// Ann. Inst. super. sanita. Vol.18. №2. Р.193-202.

 


 

Tags: , , , , , ,

1 comment or Leave a comment
Comments
vakurov From: vakurov Date: November 23rd, 2014 12:08 pm (UTC) (Link)
Спасибо. Очень занимательно и тонко.

Перепостил, однако.
1 comment or Leave a comment