Home
entries friends calendar user info Previous Previous Next Next
Вольф Кицес - Идеология и познание

Advertisement

wolf_kitses
[info]wolf_kitses
Add to Memories
Tell a Friend
Идеология и познание

Идеология как фактор устойчивости бытия (наблюдения натуралиста)

Человек, в отличие от животного, действует на основании определённых идей, а идеи, рождает, моделируя действительность вокруг себя - и природную и социальную. отсюда важность идеологии - некого набора изначальных конструктов, которые заранее дают  "заготовки" для этого моделирования, разворачивают внимание познающего субъекта в определённую сторону. К слову, идеологии бывают не только и не столько политические, но прежде всего - научные и религиозные. Об этом отлично писал Грамши в "Тюремных тетрадях" (они различаются методом, применяемым для познания). Этим идеологии в обыденной жизни точно соответствуют "колодкам познания", которые использует исследователь, учёный (см. "Как философствуют биологи?" ).

Для устойчивого продвижения по жизни каждому из нас приходится придерживаться одновременно двух несовместимых друг с другом идей.

Например, в США после 9/11 одновременно распространялись два тезиса - "бдительность, враг под кроватью" и "ничего не произошло, живём обычной жизнью". Одновременно друг с другом эти настроения, несовместимы но в процессе столкновения с жизнью личность интуитивно чувствует, когда надо применить первую, а когда вторую идею, в зависимости от того какое противодействие оказывает окружение и социальная среда. Так римский воин в бою то закрывался щитом, то колол мечом, в зависимости от того, замахивались на него или закрывались.

Поэтому не надо требовать логики от живых людей (но нужно требовать от раздумывающих над жизнью философов):  сосуществование несовместимых идей в одной голове противоречиво только внешне. В рамках системы "обработки людей людьми" т.е. общества по Марксу это не только осмысленно, но и необходимо. При этом какие идеи кажутся противоречащими друг другу а какие нет определяются ИДЕОЛОГИЕЙ, принятой индивидом.

Например, в дискуссии с wsf1917 по поводу легалайза в контексте «Опасных вопросов» С.Пинкера ЖЖ-юзер gilgamesh_lugal одновременно утверждает следующее: А. "для меня, например, любая аргументация, отвергающая право вменяемого взрослого человека распоряжаться своим  телом, жизнью, психикой автоматически выпадает из рассмотрения, как бессмысленная не смотря на степень аргументированности". Б. "Помимо этого всегда выступал, выступаю и буду выступать за эксперименты на особях Homo sapiens, противопоставивших себя обществу".

Это точка зрения либерала: он здесь не видит противоречия, поскольку доверяет принципам, на которых организовано капиталистическое общество. А поскольку принципы общественного устройства с точки зрения автора хороши, то люди, отвергнутые и наказанные обществом - заведомо плохи, на них можно ставить медицинские опыты, их можно пытать, чтобы узнать правду об их подозрительных действиях и пр. Естественное развитие такой точки ведёт к выводу, что в рыночном обществе бедные, неудачники, лузеры - такие же отвергнутые и наказанные, как преступники;  и следовательно всё сказанное про преступников относится к ним. Этот вывод был сделан и привёл к соответствующей социальной практике, см. "Смертоносная наука", 

Для wsf1917 - коммуниста А противоречит Б напрочь. Ведь кто именно противопоставил себя обществу, в какой степени и насколько, решает суд, то есть кодифицированное мнение обывателя (а часто и вообще администрация – то есть те, кого обыватель боится и боготворит). И если эти лояльные члены общества имеют право/возможность судить меня, в том числе и за инакомыслие, то право распоряжаться своей жизнью, строить жизнь как я сам считаю нужным, у меня отнимается сразу и навседа. Соответственно, ни о какой свободе в таком обществе речь уже не идёт.

Причина этого отношения к обществу и его представителям – в том, что коммунистическая идеология wsf1917 держит капиталистическое общество под подозрением. Суть подозрений инакомыслящего в отношении общества хорошо сформулировал М.Л.Гаспаров. В «Записях и выписках» он чётко зафиксировал понимание, что у личности нет никаких особых прав: каждый существует лишь попущением общества и в любой момент может быть смят и отброшен на дно, просто за то, что ест чей-то хлеб, заставляет других видеть своё лицо и т.п. И это давление именно общества, не государства – их предъявляет дом, трудовой коллектив и пр.

Соответственно для wsf1917 или меня капитализм - не рациональная организация человеческого устройства, а  система угнетения и эксплуатации ("из людей добывают деньги как из скота сало" - американская пословица), которое держится на несправедливости "верхов" и невежестве "низов". В том числе и невежестве по поводу механизмов функционирования данного социума. Исходно будучи диссидентом в этом обществе, я не верю в его суд и приговор, поскольку они несправедливы априори. Отсюда известное требование - заключённых можно наказывать лишением свободы, но нельзя унижать и мучить.

В силу полярности идеологий спорящих оказывается, "что для одного софизм - для другого очевидность" (gilgamesh_lugal), ведь именно идеология определяет нам, какие формы общественной жизни представляют собой "правильные, нормальные отношения и взаимодействия", а какие - "помехи", мешающие реализации правильных форм.

Познаваемость мира

Мне думается, мир познаваем из-за этого вот «антагонизма интересов» индивидов, включённых в определённые системы, - социальные, природные, политические и иные, и самих систем, пытающихся отношениями и взаимодействиями индивидов управлять (а иначе система не воспроизводит самоё себя в череде поколений). Индивидам для максимальной реализации в системе (не уточняю, реализации чего – от  дарвинской приспособленности до творческого потенциала) нужно объективное знание о ней, нужен познающий ум, а в длинном процессе эволюционной оптимизации систем выгоден «умный» субъект, умеющий быстро находить и занимать «своё» место в структуре отношений системы, и как только он появляется регуляторные механизмы системы будут «работать» на его поддержание и развитие.

Вот это идеологическое столкновение одних индивидов с другими, одной «колодки познания» с другой, заставляет их всех нуждаться в объективном знании о том, как их собственная идеология («модель мира», «колодка познания») соотносится с реальным устройством системы в которую включены они все – а это и общество, и природа? Учёные давно пишут о том, что столкновение идей – это не проблема, а возможность, ибо оно открывает новые перспективы для прогресса теории. Что верно для развития науки, думаю, верно для развития познания вообще – столкновение идеологий в рамках социальной практики ведёт к «онаучиванию» идеологий, своего рода естественный отбор общесоциальных и политических идей в условиях противостояния идейных противников требует «наполнения» их таким философским и общенаучным бэкграундом, что каждая из них приближается к истинности и в процессе приближения понимает свои собственные «слепые пятна», «слабые места» и ограничения.

Отсюда вывод о познаваемости мира  как естественном следствии того что система в которую включён познающий субъект (природа, общество) устроена по другим законам и находится в контрапункте с субъектом, его мыслями и желаниями. Как писал И.Кант «Человек хочет согласия, но природа лучше знает, что для его рода хорошо…она хочет раздора. Он желает жить беспечно и весело, а природа желает, чтобы он вышел из состояния нерадивости и бездеятельного довольства и окунулся с головой в работу, и испытал трудности, чтобы найти средства разумного избавления от этих трудностей».

То есть мысль человека предшествующей эволюционной историей (и просто историей) общества так же приспособлена к познанию мира, как копыто и зубы лошади к травянистым ландшафтам. И может познать мир в силу этого самого контрапункта: социальные системы, социальные взаимодействия, в которые включены индивиды (личностно развивающиеся во времени) постоянно пытаются этими индивидами управлять, и перестраиваются, так что их структура формы и методы управления всё больше приближаются к "настоящей" человеческой природе (в этом прогресс).

В тех же самых взаимодействиях люди, пытаясь развиваться личностно в рамках отношений и ограничений системы, натыкаясь на них, постепенно получают всё более и более верное представление "как мир устроен". То есть экспоненциальный рост научного знания приближает нас к истине, а не отдаляет от неё именно потому, что устройство системы, в которую включены развивающиеся личности, и "душевное устройство", жизненные задачи личностей находятся в контрапункте, «подогнаны» друг к другу всей предшествующей эволюционной историей нашего вида, от миноги до возникновения языка. И подгонка продолжает совершенствоваться. Свобода (познания) есть осознанная необходимость (для нашей мысли следовать реальному устройству мира, как низколетящим ракетам следует повторять неровности рельефа, чтобы не быть сбитыми).

Здесь есть два источника ошибок, "сбивающих" с поступательного прогресса познания. Первая - мысль Сент-Дьёрди, что мозг - орган не познания, а выживания и постоянно склонен принимать за истину то, что является просто преимуществом.

Отсюда очевидна социальная ответственность участников "нормальной науки", добывающих позитивное знание с помощью руководящих идей определённой парадигмы (они обязаны потратить некое время, чтобы разделить в добытом первое и второе). А вот сами авторы "руководящих идей" - Дарвин, Маркс, Лоренц, Фрейд, и пр. - от этой ответственности освобождены.

Поэтому отклики и обсуждение в научном сообществе, корректирующие научную идею, встраивающие полученный результат в ту или иную систему представлений в отношении прогресса, а не роста научного знания часто важнее самих результатов. Обсуждение совершенно отфонарной идеи А.Колли, что признаков в организме много больше, чем веществ, метаболическое или онтогенетическое взаимодействие которых даёт эти признаки, и поэтому признаки должны кодироваться последовательностью мономеров в каких-то длинных молекулах дало идею конвариантной редупликации и «двойную спираль ДНК. В момент высказывания идеи, в конце 19 века никто не мог оценить ни разнообразие признаков (реально – структур) организма, которые наследственно воспроизводятся, ни разнообразие веществ, потенциально пригодных для такого воспроизводства.

Второй источник ошибок - то, что люди считают себя в первую очередь индивидами, а свои взаимодействия в обществе - в первую очередь взаимодействиями независимых и свободно мыслящих личностей. Тогда как то и другое - лишь взаимодействующие "узелки" в общей системе социальных отношений. "Маска индивидуальности" взаимодействий в системе мешает использовать их как "пробные шары" для узнавания того, как система устроена в самом деле.

Это сходно с эволюционной эпистемологией Лоренца, если развивать её не в сторону радикального конструктивизма, а в прямо противоположную сторону соприкосновения, сопряжения и слияния с диаматом (за возражение спасибо kosilova). Здесь предшествующая эволюционная история мира с одной стороны, познающего субъекта с другой, является некой гарантией того что он для объяснения опыта будет создавать правдоподобные метафизические модели (которые могут быть развиты и улучшены в сторону приближения к действительному строению моделируемого). С другой стороны - социальные механизмы в виде откликов учёных на идеи и результаты друг друга будут корректировать идеи развиваемые научным сообществом в сторону приближения к истине, а не удаления от неё - просто потому что наука не изолирована а является частью большого общества и научные идеи, теории, помимо жизни собственно внутри научной традиции получают новую жизнь в борьбе идей в самом обществе. Есть и обратное идейное влияние от таких форм жизни общества как политика и бизнес на структур научного познания
Так что всякая идея проверяется не только как она сочетается с другими идеями в структуре научной теории но и как она в сочетании с другими идеями влияет на качество жизни нашего вида, на нашу социальную практику.
Так что структура нашего познания оказывается "слепком" структуры того "участка мира", который мы стараемся уловить в познавательном процессе - приближением к реальности, а не развитием в бесконечность.

Неидеологичность познания: испытание социальной практикой

На это сразу же - возражение от kosilova: «Вы большой оптимист, но у вас встречается непоследовательность. Сначала пишете: познание встроено в социальную практику. Не продумываете эту мысль до конца, если бы продумали - поняли бы, что страшно оскорбили познание. Но затем в другой ветке пишете: рассуждать и анализировать надо всегда, а "близость" этому только мешает. То есть как бы призываете к объективности. Вы уж определитесь: познание идеологично или нет? Если да, то встроено в социальную практику, но не является анализом. Если нет, то является анализом, но не встроено в практику».

Я думаю можно (и нужно) быть встроенным в социальную практику и при этом взаимодействовать с ней в режиме диалога а не в режиме стимуляции-реагирования на массовые настроения и влечения (которые составляют бОльшую часть социальной практики). То есть "быть встроенным" и находиться в диалоге, но не поддаваться на соблазн делить элементы социальной практики на "близкие" и "далёкие". В этом случае ты исчезаешь как познающий субъект и оказываешься частью этой социальной практики, обывателем, даже если ты профессор в башне из слоновой кости.
Как оптимист я полагаю что познание (и отдельные познающие субъекты) могут включаться в социальную практику, не теряя своей специфичности как познающих субъектов, не поддаваясь соблазну чувств и влечений, массовых коллективных и иных. Если уж общество выращивает таких специализированных субъектов – эти своего рода проприоцепторы общества - то в наше время всеобщего взаимопроникновения и смешения им стоит оставаться таковыми всегда. Даже когда они выходят из своей сферы в "большое общество".

Как писал равви Элимелех из Лизенска (в ответ на переданный ему трактат Канта о правах человека) "обособление не выход: обосабливать следует не жизнь, а мысли". Следуя этой логике, мне кажется, если я как угодно встраиваюсь в социальную практику но трезво анализирую то что вокруг, а не поддаюсь на идеологические посылы, циркулирующие в этом "вокруг" я осуществляю именно познание. Наблюдаю, делаю выводы, строю концепцию происходящего, вместо того чтобы быть управляемым и манипулируемым.

Поэтому с идеологичностью / неидеологичностью познания нет дихотомии, высказанной kosilova. Конечно, всякая социальная практика заинтересована в тиражировании собственной идеологии и подчинении ей индивидов, и особенно мыслящих и действующих успешно. Собственно интеллигенты и нужны для производства идеологий, как рабочие для производства товара. На производстве за рабочими присматривает мастер, чтобы делали именно то, что нужно хозяину, и в нужном темпе, с нужным уровнем качества, а когда участники производства выйдут в большое общество, перейдут от работы к досугу  - они контролируются идеями, продуцируемыми интеллигентами, или оформленными с их участием, в общем попадают под действие аппарата социальной трансляции, о котором писал М.К.Петров.

Но если социальная практика хочет сохраниться и выжить «на длинной дистанции», изменяясь адекватно изменениям мира, она больше нуждается в верных идеях о мире, чем в идеологическом подчинении масс. То есть в процессе оптимизации соответствующей социальной системы под воздействием научных идей и идеология «большого общества» начинает эволюционировать становясь всё более «научной» (см. те же самые «Тюремные тетради» Грамши). Так что в долговременной перспективе идеологический посыл от большого общества способствует прогрессу, а не идеологизации  познания (в отличие от краткосрочных отрезков).

Это как в процессе эволюционной оптимизации коммуникативных систем позвоночных стимулы, заставляющие реагировать на состояния и влечения демонстратора, заменяются знаками информирующие об альтернативных категориях объектов внешнего мира. Материальный носитель сигнала – демонстрация в этой случае остаётся один и тот же. Так и тут «большое общество», заведшее и культивирующее у себя познание мира в качестве обособленной отрасли, из «общества идеологий» превращается в общества знаний. Марксово определение соц.жизни как обработки людей людьми остаётся в любом случае но одно дело – обмен информацией, оставляющий свободу выбора и делающий твой выбор твоим собственным, обоснованным, и другое – оказаться в зоне воздействия массового мнения, настроения, или предрассудка. Тут ты можешь или следовать ему или сопротивляться, но вряд ли что-то сможешь понять.

И в заключение – опять про идеологию. Этой вот точке зрения в посте про познаваемость мира kosilova привела возражение: «Вы где лучше думаете, в посте или в комментах?». Она – в посте, я в комментах – мне нужны отклики, возражения и комментарии, чтобы оформить сырую и неопределённую мысль, отсечь лишнее, подчеркнуть значимое (и спасибо ей за это!). Наверно, поэтому я рассчитывают не оскорбить познание погружением в социальную практику, а закалить его, она – нет. То есть мы возвращаемся к началу текста – каждый действует в рамках собственной идеологии, столкновение идеологий высекает новое понимание «как мир устроен» и реального содержания происходящего, которое ассимилируется этими идеологиями, «онаучивая» их и давая выигрыш в конкурентной борьбе.


 

Tags: , , , , ,

Comments
alien_lv From: [info]alien_lv Date: November 16th, 2007 09:51 am (UTC) (Link)

Спасибо за размышления!

Прочитал с огромным интересом. Но когда дошел до слов "она больше нуждается в верных идеях о мире", увидел, что Вы самому себе противоречите.
Вроде казуса с Бердяевым, который в "Самопознании" разгромил напрочь все существующие теодицеи, а затем принялся сооружать свою. ;-)
wolf_kitses From: [info]wolf_kitses Date: November 16th, 2007 10:02 am (UTC) (Link)

Вспомните про диалектическую спираль

по которой относительное и идеологизированное познание поднимается к более и более научному - объективному
если конечно Вы про это...
nomen_nescio From: [info]nomen_nescio Date: November 16th, 2007 09:57 am (UTC) (Link)
Верность противоречащим друг другу концепциям - неаристотелевость мышления, объект не равен самому себе. "Мы не расисты, мы просто ненавидим чёрных". Расизм - это плохо, мы не плохие, значит, мы не расисты. Но наше мировоззрение хорошее, потому что мы всегда хорошие. А то, что наше мировоззрение и есть расизм, в сознание не укладывается, потому что такого ведь не может быть.
eversmith From: [info]eversmith Date: November 16th, 2007 10:42 am (UTC) (Link)
да, вот простая схема самообмана, который совершают миллиарды людей ежедневно по любому поводу:)
wolf_kitses From: [info]wolf_kitses Date: November 17th, 2007 02:56 pm (UTC) (Link)
Вот если описанный Вами субъект нацелен на познание "расовой биологии" в научном плане а не на продавливание своей расистской идеологии (предположим что такое бывает), он задумается - а кто такие чёрные? И увидит, что понятие тут сконстрировать непросто почти невозможно, поскольку граница "чёрных" и особенно "цветных" плавает в зависимости от того кого ненавидеть актуальнее. Например, в 7начале ХХ в. евреи были в массе своей беднотой и к "цветным" причислялись уверенно; сейчас, когда евреи вошли в западный истеблишмент заговорили об "иудеохристанской цивилизациии" в том же смысле в какой белая раса противопоставлялась чёрным и цветным в начале века. Т.е. не построишь понятие.
Далее, этот гипотетический расист-учёный-неидеолог должен был бы задуматься, а действительно ли позитивные и негативные ччеловеческие качества, которые ценят и оценивают в обществе - ум, талант, честность, доброта и противоположные им (склонность к преступлениям, к асоциальному поведению), зависят от расы, от национаьного происхождения ("крови"), а не от воспитания, социальной среды и личного выбора как продукта определённого соцпроисхождения и определённого воспитания.
И очень скоро увидел бы, что асистскую точку зрения надо было бы или продавливать вопреки научным данным (что и делали немцы с "расовой биологией") или отказаться от неё вовсе, или отступить на заранее заготовленые позиции. Так все те, кто в глубине души поддерживает идею о неполноценности цветных народов и низших классов, но желает оставаться честным учёным от класического расизма отступили к идее наследуемости интеллекта, наследственной обусловленности способностей и пр. А эти тезисы уже можно проверять и оспаривать чисто научными методами и вести интеллектуальную дискуссию, не разжигая страстей толпы с обоих сторон: ведь белый расизм породил чёрный и жёлтый.
Вот примерно такой путь онаучивания идеологий я вижу, и как мне кажется он работает для всех идеологий, а не только в этом экстремальном примере. И в обществе где ценят рациональное доказательство, чтобы победить оппонента в столкновении, надо прибегать к науке, а не апеллировать к авторитатам.
Т.ч. страсти, разжигаемые идеологией, при соблюдении этого условия оказываются источником прогресса познания.
q_spoiler From: [info]q_spoiler Date: November 16th, 2007 01:44 pm (UTC) (Link)
Никакого, ровно никакого отношения всё это к познанию не имеет. Это просто подведение фундамента, причем не под убеждения даже, а под желания.
wolf_kitses From: [info]wolf_kitses Date: November 16th, 2007 08:48 pm (UTC) (Link)
Думаю, вы не правы. Во всяком случае цитированные мною авторы эвол.эпистемологии с однйо стороны, да и марксисты с другой стороны считали что обосновывают именно познание
q_spoiler From: [info]q_spoiler Date: November 16th, 2007 08:59 pm (UTC) (Link)
С их стороны - это одно, с вашей - другое. Я думаю, что вы ставите телегу впереди лошади. Мы располагаем фактами и опытом, которыми те люди не располагали. Не стоило бы делать выводы на такой основе, на которой их делаете вы.

Для сравнения: в научных статьях по физике нет ссылок на классиков науки. Всё, на что можно было бы в этом смысле ссылаться, или подтверждено, или опровергнуто, и на этот счёт в научном сообществе есть почти единодушный консенсус. И невозможно бесконечно повторять пройденное.
wolf_kitses From: [info]wolf_kitses Date: November 16th, 2007 10:26 pm (UTC) (Link)
Физика - наука неразвитая и отсталая по сравнению с биологией; потому что изучает существенно более простую реальность. А философия имеет дело с реальностью ещё более сложной чем биология.
http://macroevolution.narod.ru/razgovor.htm
соотв. в биологии ссылки на классиков направления есть всегда, про философию и не говорю
q_spoiler From: [info]q_spoiler Date: November 16th, 2007 10:44 pm (UTC) (Link)
"Физика - наука неразвитая и отсталая по сравнению с биологией"
Насколько их вообще можно сравнивать, это утверждение неверно.

Вы что, хотите сказать, что физики более ленивы или что в физику поступает худший человеческий материал? Это вряд ли.

"изучает существенно более простую реальность" Копать вглубь можно до бесконечности, любой уровень сложности можно нарыть.

Философия в этом смысле (не отрицательном) - не наука, как говорят многие философы. Философия принципиально апостериорна.
q_spoiler From: [info]q_spoiler Date: November 16th, 2007 02:09 pm (UTC) (Link)

Хотелось бы подчеркнуть

Такая система взглядов, как это ни странно, близка к троцкизму.
wolf_kitses From: [info]wolf_kitses Date: November 17th, 2007 02:59 pm (UTC) (Link)

Re: Хотелось бы подчеркнуть

А что в этом плохого? Троцкизм - это класический марксизм, только не рассуждательный а действующий. А я марсист: для меня Ваш отзыв - похвала
q_spoiler From: [info]q_spoiler Date: November 17th, 2007 06:03 pm (UTC) (Link)

Re: Хотелось бы подчеркнуть

А я и не ругаюсь. Просто товарищ Троцкий был в некотором отношении не совсем адекватен, оттого и проиграл.
wolf_kitses From: [info]wolf_kitses Date: November 17th, 2007 06:05 pm (UTC) (Link)

Re: Хотелось бы подчеркнуть

Ну тогда и Сократ был не совсем адекватен и тоже проиграл - сходным людям и по сходной причине
q_spoiler From: [info]q_spoiler Date: November 17th, 2007 06:22 pm (UTC) (Link)

Выборочная идеализация - плохой метод.

Я даже не знаю, плакать или смеяться. По крайней мере, не верю в торжество морали, достигнутое через моральные извращения.

Но между Троцким и Сократом есть одна существенная разница. Сократ, можно сказать, выбрал свою судьбу, чего нельзя сказать о Троцком.
wolf_kitses From: [info]wolf_kitses Date: November 17th, 2007 08:45 pm (UTC) (Link)

Re: Выборочная идеализация - плохой метод.

И троцкий сам выбрал свою судьбу. Сократ не бежал, а Троцкий не сверг сталина, имея в руках армию: тот и другой в ситуации выбора предпочли стать мучениками идеи
q_spoiler From: [info]q_spoiler Date: November 17th, 2007 08:50 pm (UTC) (Link)
Извините, не могу в это поверить. Хотя, вероятно, Троцкий был бы лучше Сталина. Как минимум, Троцкий был намного умнее.

Вообще, это большая беда, когда во главе государства становится сын деревенского алкоголика. И когда есть система, которая позволяет этому случиться.
wolf_kitses From: [info]wolf_kitses Date: November 17th, 2007 09:46 pm (UTC) (Link)
Извините, не могу в это поверить. //
Увы, сей факт известен всем кто в теме. Его подталкивали он отказался.
Видимо Вы не в теме.
q_spoiler From: [info]q_spoiler Date: November 17th, 2007 09:50 pm (UTC) (Link)

А я и не говорил, чтоя троцкист

Послушайте, если вы страстно желаете найти себе образ для идеализации,
вы его обязательно найдёте.
----
Тоже мне факт. Секрет Полишинеля.
"Его подталкивали он отказался. " Весь вопрос, почему.
wolf_kitses From: [info]wolf_kitses Date: November 17th, 2007 10:00 pm (UTC) (Link)

Re: А я и не говорил, чтоя троцкист

Я скептик и не склонен идеализировать кого-либо. Я просто старался показать некоторую необдуманность Ваших тезисов - их можно обернуть совсем в другую сторону.
q_spoiler From: [info]q_spoiler Date: November 17th, 2007 10:47 pm (UTC) (Link)
Вы как будто знаете что-то такое всем открытое, но с чем мало кто может согласиться. Явочным порядком, эзотерическое нечто. Вас это не смущает? Не нужно считать людей в массе глупее, чем они есть.
gnuzzz From: [info]gnuzzz Date: November 16th, 2007 03:56 pm (UTC) (Link)
В тех же самых взаимодействиях люди, пытаясь развиваться личностно в рамках отношений и ограничений системы, натыкаясь на них, постепенно получают всё более и более верное представление "как мир устроен". То есть экспоненциальный рост научного знания приближает нас к истине, а не отдаляет от неё именно потому, что устройство системы, в которую включены развивающиеся личности, и "душевное устройство", жизненные задачи личностей находятся в контрапункте, «подогнаны» друг к другу всей предшествующей эволюционной историей нашего вида, от миноги до возникновения языка. И подгонка продолжает совершенствоваться. Свобода (познания) есть осознанная необходимость (для нашей мысли следовать реальному устройству мира, как низколетящим ракетам следует повторять неровности рельефа, чтобы не быть сбитыми).

Честно говоря, я вот не уверен в существовании "истины" или "реального устройства мира", если его понимать как "полное описание мира конечной длинны" (если полное описание имеет бесконечную длинну, то тогда понятие приближения к нему лишено смысла).
Скорее, можно говорить о разработке все более и более сложных моделей реальности, дающих все большую и большую точность предсказания ее (реальности) поведения.
kosilova From: [info]kosilova Date: November 16th, 2007 04:40 pm (UTC) (Link)
я в комментах не умею отвечать, я подумаю и в посте отвечу :))
wolf_kitses From: [info]wolf_kitses Date: November 16th, 2007 08:05 pm (UTC) (Link)
Спасибо. С удовольствием прочту.
ipain From: [info]ipain Date: November 16th, 2007 10:17 pm (UTC) (Link)
есть всякие несогласия. во первых ваши цитаты про америку по традиции в молоко. понимаете, в америке трудно найти глупость или несправедливость. многие люди годами пытаются, потому что если найти такую - маааалюсенькую несправедливость (популярный в россии случай с горячим кофе из макдональдса например), то можно хорошо денег заработать и осуществить управление обществом снизу вверх. наиболее эффективный способ между прочим, построеный на понимании двух принципов.

первый. радикальный конструктивизм маркса, возможен только в отрицании любой правды и возможности задать вопрос любому слову властного или ущемляющего дискурса.

второй. свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.

Edited at 2007-11-16 10:18 pm (UTC)
wolf_kitses From: [info]wolf_kitses Date: November 16th, 2007 10:23 pm (UTC) (Link)
Мог лажануться с америкой. Но про одновременное циркулирование двух этих несовместимыъх идей мне независимо рассказали три моих друга, сейчас живущие там. Один сейчас кстати приехал к нам на конференцию по молбио. Спрошу его ещё раз.
А что было на самом деле? Что изменилось в умонастроении людей?
И главное - по существу: как Вам идея что столкновение альтернативных идеологий ведёт к "онаучиванию" каждой из них и общему приближению к истине, и поэтому погружение в практику не оскорбляет познание? Главный смысл был про это...
ipain From: [info]ipain Date: November 16th, 2007 10:38 pm (UTC) (Link)
это скорей циркулирующие в сми присказки, народ забыл об этом также как о норд-осте примерно через полгода. это обычный срок памяти городской популяции, а уж если посмотреть на обратное влияние сми (я однажды занимался как раз этим вопросом), то там все перемешано до неузнаваемости. друзья живущие в америке конечно более надежный источник информации, но как и в россии, у надежности тоже есть степени.

в умонастроениях по разному все тоже изменилось. страна большая.

про главную идею надо перечитать подробней наверно. у маркса ж вроде практика заменяла познание в некотором роде довольно успешно, разве нет? то есть если думать что пренебрежение к абсолютным истинам есть оскорбления для познания, то тогда конечно - оскорбляет. если начать познание определять через вовлечение людей в соответствующие дискурсы, то любое познание рано или поздно приводит к появлению пи эйч дис.

ведет ли спор к истине? иногда да.
wsf1917 From: [info]wsf1917 Date: November 17th, 2007 11:36 am (UTC) (Link)

Про США

Думаю Вольф и имел ввиду именно циркулирующие присказки и штампы. Тем более что "средний человек" когда от него требуют мнения, склонен их бессознательно повторять. Наверно, в Америке тоже?
Скажите, а как Вам такая книга - С.А.Полозов. "Сделано в США"?, насколько адекватно она описывает страну, людей, нравы?
http://www.sergeipolozov.com/madeinusa-internet.html
Знакомый эколог написал, сейчас преподающий охрану природы в Орегоне.
ipain From: [info]ipain Date: November 18th, 2007 02:54 am (UTC) (Link)

Re: Про США

"средний человек" когда от него требуют мнения

оказывается не знают как и зачем мурчат кошки. в лаборатории они ж не урчат. так и со "средним" человеком, может и повторяет 'бессознательно' (вы надеюсь понимаете что это термин? и я например его не одобряю?) - когда делать нечего. а когда надо рассуждает и слушает.

книжку поглядел, ну типа да персональные заметки. где про то что автор знает, боле мене нормально. а чуть шаг в сторону и начинаются тоже фантазии.
asafich From: [info]asafich Date: November 17th, 2007 12:11 pm (UTC) (Link)
****Поэтому не надо требовать логики от живых людей сосуществование несовместимых идей в одной голове противоречиво только внешне.*****
Это верно. Но надо уточнить, что проиворечить друг другу могут лишь понятия и логичские конструкции из них; а «идеи в одной голове» как правило не представлены в понятийной форме. Т.е. суждение о противоречивости идей – это результат логической интерпретации «идеологии»; оно становится явным в результате взгляда извне (включая саморефлексию).

Кроме того, «сосуществование несовместимых идей» - это свойство ЛЮБОГО повествования, не только идеологического. Как показал А.-Ж. Греймас, наличие антагонистических актантов, то есть «действующих лиц» в самом широком понимании – это универсальная черта структуры повествования. Греймас («Структурная семантика: Поиск метода. М.: Акад. проект, 2004»), обобщая идеи В. Проппа о структуре сказки, выделяет 6 таких универсальных актантов: Субъект, Объект (желаемый Субъектом), Помошник, Противник (помогает и мешает Субъекту обрести Объект), Отправитель (определяет ситуацию действия) и Получатель (пожинает плоды ситуации). В Вашем американском примере Противник – это, очевидно, враг под кроватью, а Помошник – государство, которое мешает ему вылезти из-под кровати. Если подвести образы Помошника и Противника под понятия, то они будут противоречивы, но для человека «внутри» противоречия нет. К вопросу о «софизме и очевидности».

***Мне думается, мир познаваем из-за этого вот «антагонизма интересов» индивидов, включённых в определённые системы, - социальные, природные, политические и иные, и самих систем, пытающихся отношениями и взаимодействиями индивидов управлять (а иначе система не воспроизводит самоё себя в череде поколений).****
Мне же думается, что «мир» в строгом смысле непознаваем, поскольку это иррациональный предмет (познанный мир перестаёт быть миром). Мир – это конструкт, который возникает в результате проекции всего совокупного знания и опыта человека об остальных предметах и о самом себе на исходно (иррационально) принятую им основу – на миф или, в Вашей терминологии, на идеологию. Сами же предметы и их совокупность познавать, конечно, можно.
Далее, «антагонизм интересов», по-моему, напрямую важен только для социального познания. Общество – это не объект, подобный объекту физики, исследователь всегда вовлечен в ситуацию, поэтому тут об объективности говорить не приходится. Новое знание об обществе можно добыть из позиции, внешней по отношению к этому обществу, то есть из позиции отверженного. Именно в этом, по-моему, состоит значение левых движений: они говорят из таких позиции, сообщая обществу массу нового о нём самом. Связь же естественнонаучного познания с «антагонизмом интересом», по-моему, опосредованная. Научный метод с его установкой на объективность и воспроизводимость – это как раз попытка преодолеть такой антагонизм, подняться «над схваткой».

*****То есть мысль человека ... эволюционной историей (и просто историей) общества так же приспособлена к познанию мира, как копыто и зубы лошади к травянистым ландшафтам.****
В данном случае отсыл «эволюционная история» выступает как та самая мифологема (или идеологема), которая априорно принимается как основа для конструирования образа «мира» и, следовательно, обоснования возможности «правильного» знания. Точно по той же схеме Декарт обращается к Богу как к гаранту достоверности знания. Но ведь «эволюционная история» - это такой же предмет знания, как и любой другой, и я не вижу причин (кроме иррациональных) класть её в основу эпистемологии.

****Как писал равви Элимелех из Лизенска ... "обособление не выход: обосабливать следует не жизнь, а мысли". .. мне кажется, если я как угодно встраиваюсь в социальную практику но трезво анализирую то что вокруг, ... я осуществляю именно познание. Наблюдаю, делаю выводы, строю концепцию происходящего, вместо того чтобы быть управляемым и манипулируемым.****
Я с Вами согласен: само противопоставление познания и социальной практики кажется мне странным. Тем более что, по-моему, идеология и естествознание (по крайней мере биология) очень тесно повязаны друг на друге (http://asafich.livejournal.com/526.html). Уточню лишь, что «наблюдая и делая выводы, вместо того, чтобы быть управляемым…», Вы тоже реализуете некоторую идеологию.
wolf_kitses From: [info]wolf_kitses Date: November 17th, 2007 01:53 pm (UTC) (Link)
Спасибо. Очень интересно. Буду переваривать
q_w_z From: [info]q_w_z Date: November 20th, 2007 10:05 am (UTC) (Link)

вспомнилось

Но особенно дьявольским выглядит капитал, способный извлекать прибыль одновременно из противоположных точек зрения.
Если рабочие получают более высокую зарплату, они могут купить больше товаров - в результате прибыль возрастает. А если они получают более низкую зарплату, это позволяет сэкономить на найме рабочей силы - и прибыль опять же возрастает, В мирное время прибыль растет благодаря стабильности. Во время войны она растет благодаря новому спросу и т.д. Возникает впечатление, что капитал вовсе не анонимен, что за ним скрывается дьявольский субъект, практикующий «win-win-play» - игру, в которой он всегда выигрывает, поскольку извлекает равную выгоду из противоположных результатов. Это более глубокое подозрение нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, ведь такой субъект может быть изображен только черным по черному и потому остается невидим. Но подозрение, согласно которому миром в его целостности, в его тотальности управляет дьявольский субъект, возникает именно потому, что этот мир представляется нам единством противоположностей, онтологическим парадоксом, ускользающим от когерентного дискурса.
Конститутивным признаком философского или революционного субъекта является как раз то, что он апроприирует скрытый и действующий во мраке дьявольский разум и посредством вербализации трансформирует его в разум диалектический. Только подозрение, что существует не только капитал, но и заговор капитала, то есть власть, использующая капитал одновременно как прикрытие и как орудие и торжествующая всякий раз, когда он выигрывает (стало быть, всегда), - только такое подозрение конституирует субъект, цель которого – обнаружить и апроприировать эту власть. Кто-то назовет такое подозрение параноидальным, беспочвенным, недоказуемым, в общем, клеветническим. Однако, как справедливо заметил Александр Кожев в своих комментариях к философии Гегеля, любая революция начинается с клеветы. И столь же справедливо Кожев указывал на то, что ответственность за возникновение такой клеветы лежит не на тех, кто ее формулирует и распространяет, а на власть имущих, окруженных темной, непрозрачной аурой власти, которая и дает основания для подозрения. Революционное подозрение есть эффект паранойи. Но это не «субъективная» паранойя, которую нужно лечить методами психиатрии или психоанализа, а паранойя «объективная», поскольку условием ее возникновения служит предмет, подозрительный тем, что выглядит темным, непрозрачным и ускользающим от когерентных операций разума. Весь мир кажется нам таким предметом, внушающим неизбежное подозрение, что он скрывает в своем нутре демонический разум, власть которого - это власть парадокса. В западном культурном контексте капитал редко ставится под такое подозрение. Однако хорошей иллюстрацией к тому, как это подозрение функционирует, служит терроризм, превратившийся в последнее время в предмет объективной паранойи.


Борис Гройс «Коммунистический постскриптум»
wolf_kitses From: [info]wolf_kitses Date: November 20th, 2007 10:08 am (UTC) (Link)

Большое спасибо!

Гройс - он умница.
У него есть что=н. в сети?
q_w_z From: [info]q_w_z Date: November 20th, 2007 10:42 am (UTC) (Link)

Re: Большое спасибо!

вот не знаю
этот кусок я сам сканировал
From: (Anonymous) Date: April 18th, 2009 08:13 pm (UTC) (Link)

Re: вспомнилось

Ну так же можно рассуждать про любой субьект.
Например про рабочих.

Скажим при низкой безработице они получают приимущество от конкуренции предпринимателей за их услуги и вымогают себе несправедливо большую плату.

А при высокой безработице - они не работают, а посвящают время досугу, вымогая у государства социальные пособия.

Воистину дьяволы эти пролетарии :-))
q_w_z From: [info]q_w_z Date: November 20th, 2007 10:12 am (UTC) (Link)
там ещё, у Гройса есть занятные формулировки про уживания казалось бы несовместимых идей
у меня просто опод рукой нет, чтоб сюда запостить, тока эту цитату нашёл
36 comments or Leave a comment
profile
Вольф Кицес
Name: Вольф Кицес
calendar
Back April 2007
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
page summary
tags

Advertisement

Customize