?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Ещё пример обратного развития - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Ещё пример обратного развития
(за счёт сырьевой специализации экономики)
В продолжение этого
«Селькупы вели комплексное хозяйство, главными отраслями которого были охота и рыболовство. Оленеводство знали только северные селькупы, оно имело транспортное направление. Однако исследования последних лет показывают, что так было далеко не всегда. В доселькупских археологических культурах Западной Сибири обнаруживаются следы мотыжного земледелия, которое, по мнению М.Ф.Косарева, было принесено в Томско-Нарымское Приобье непосредственными предками селькупов. В селькупских захоронениях до 17 в. встречаются земледельческие орудия труда и глиняные горшки с растительной пищей. Весьма любопытны селькупские лингвистические материалы, связанные с земледельческой терминологией. В селькупском языке сохранились такие выражения, как «расчищать чащу» (кырачь меды), «рыхлить землю (выляль дотыты), «хлебная лепёшка» (нян) и др.
Наряду с земледелием, у южных селькупов прослеживаются также реликты старинного оленеводческого хозяйства, в котором олени были не только транспортными животными, но и давали мясо, молоко, шкуры. Это было таёжное вьючное оленеводство саянского типа, занесённое сюда предками селькупов из более южных мест. В результате приспособления к новым условиям селькупы выработали свои формы оленеводческой традиции, которые до настоящего времени проявляются в быту как южной, так и северной групп.
Для селькупов в прошлом были характерны также керамическое, ткацкое и металлургическое производства. Археологические раскопки показывают, что селькупы изготовляли из глины не только разнообразную посуду, но и другие вещи: предметы культа, детские игрушки, грузила для сетей, тигли и т.п. В селькупском Приобье найдены остатки литейных мастерских. В устной селькупской традиции до сих пор сохраняются рассказы о старинных мастерах, умевших выплавлять металл из особого «камня» (пох), изготавливать оружие, панцири, шлемы, орудия труда.
Керамика начинает исчезать из предметов погребального инвентаря селькупских могильников в 16 веке. К 17 веку керамическоре производство во многих районах Приобья полностью исчезло. То же самое произошло с ткачеством. В глубоком упадке находились селькупская металлургия, земледелие, коневодство и оленеводство, причём произошло это задолго до прихода русских. В противном случае они были бы зафиксированы русскими письменными источниками.
Г.И.Пелих связывает экономический регресс[1] селькупов к началу 17 в. с обилием пушного зверя, которым отличалась Западная Сибирь. Сибирские меха высоко ценились, и Приобье стало одним из основных центров концентрации торговцев пушниной из различных цивилизованных стран того времени. Селькупы, как и другие народы Западной Сибири, усиленно превращались в поставщиков пушнины. … Что же касается самих селькупов, то происшедшие изменения тяжело отразились на судьбе этого народа. Происходило одностороннее экстенсивное развитие охоты за счёт деградации других видов производственной деятельности (зерно, посуду, ткани и т.п. можно было приобрести в обмен на пушнину). В области охотничьего промысла имела место лишь консервация традиционных орудий и способов лова, которые в условиях изобилия пушного зверя вполне обеспечивали товарные потребности маленького народа. Когда же пушной бум прошёл, селькупы остались в истощённой тайге с разрушенным собственным производством и деградирующей экономикой».
Энциклопедия коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. М.: Библиотека коренных народов Севера, 2005. С.230-231.
-----------
Полгода назад я, готовясь к выступлению на нашем неформальном семинарчике насчёт того, в чём развитие науки в ХХ веке подтвердило, а в  чём опровергло концепции «роли труда в происхождении человека» + «происхождения семьи, частной собственности и государства», развитые Энгельсом и независимо от него – Морганом с Людвигом Нуаре[2], читал всякие книги по антропологии с социальной историей. Из них понял следующее магистральную линию развития и основные этапы процесса они наметили верно (сравни 1-2), а главных инноваций две.
Как верный сын 19 века с его идеей прогресса, Энгельс с наследовавшими ему антропологами эволюционистского направления до 60-х годов полагали, что, грубо говоря «никто пути пройдённого у нас не отберёт». Если общество в развитии вышло на следующую стадию, отказ невозможен даже под действием сильно неблагоприятных факторов, скорее оно погибнет. Оказывается, нет, по траектории развития можно ходить не только вперёд, но и назад, все достижения прогресса, если не подкрепляются в практиках следующих поколений, то утрачиваются, их надо всё время подтверждать, как нам для нормальной формы надо каждодневно делать зарядку и чистить зубы. Хороший пример – этногенез черногорцев,  «отступивших» от государственной стадии на родоплеменную, с сакральными военными лидерами (о нём расскажу в ближайшее время).
А вторая корректировка – принцип многообразия примитивных форм. Энгельс полагал, что разнообразие стадий, в его модели оказывающихся примитивными, не больше, чем тех, что в его модели продвинуты. Ан нет, среди «первобытных дикарей», охотников и собирателей, есть всё многообразие форм социальной организации – эгалитарные и деспотические, с подчинением женщин мужчинам и равноправием, а то и преимущественным положением женщин. Иногда разные варианты реализуются в разных общинах одного и того же этноса, как скажем у индейцев моче, живших 1200 лет назад на севере Перу: там одни общины возглавлялись сакральными лидерами-мужчинами, другие, по соседству – женщинами. И лишь потом, в ходе социальной эволюции, это разнообразие уменьшается, развитие общества выходит на некую «столбовую дорогу» и дальше идёт уже по ней.
К слову, в эволюционной истории социальной организации разных видов одного и того же отряда или семейства видим в точности то же самое – исключительное разнообразие у примитивных видов и сужение у продвинутых. Это т.н. принцип первоначального разнообразия в эволюции пространственно-этологических структур, предложенный В.А.Зубакиным[3] (+тут).





[1] Интересно, что регресс производства у селькупов сопрягается с подъёмом политической организации, которая в это время достигает максимума. «К этому времени [конец 16 века] на Средней Оби существовало селькупское объединение, известное под названием Пегая орда с князцом Воней. Имея до 400 вооружённых людей, Воня длительное время отказывался признать власть русского царя, заключив союз с татарским ханом Кучуомом. Лишь с основанием Нарынского острога (1596) русские сумели обложить селькупов данью». Ibid., C.229.
[2] я только летом от А.Г.Козинцева узнал, что (как многие прорывные теории), трудовая теория происхождения человека и человеческого языка одновременно с Энгельсом была развита его соотечественником Людвигом Нуаре (Noire, 1877, 1880; см.один из переводов). Последнего Г.П.Плеханов не зря именовал "скрытым марксистом" - он сильно повлиял на создание теории деятельности через А.Н.Леонтьева.
[3] Зубакин В. А. Принцип первоначального разнообразия в эволюции пространственно-этологических структур у птиц // Современные проблемы изучения колониальности у птиц. Симферополь-Мелитополь: СОНАТ, 1990. С.22-26.

Tags: , , , , , , ,

13 comments or Leave a comment
Comments
kemchik From: kemchik Date: September 24th, 2013 04:56 am (UTC) (Link)
Интересное совпадение - индийские хлебные лепешки "нан"
http://www.kulina.ru/articles/national/indian/nan/

"Нан - слово, обозначающее лепешку у иранцев, киргизов и многих других народов Средней Азии."
http://hlebopechka.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=126&topic=1315.0
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 24th, 2013 05:01 am (UTC) (Link)
тут интересны интенсивные торговые связи народов З.Сибири с сасанидским ираном. скажем, всякие художественные серебрянные изделия иранских мастеров того периода в обмен на меха (причём тогда там ещё был чёрный соболь) накапливались хантами-манси и дарились ими своим богам, где их потом находили
siegmund_kafka From: siegmund_kafka Date: September 24th, 2013 05:16 am (UTC) (Link)
то не совпадение, это общее заимствование. Ср. также второй элемент в русск. пель-мень.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 25th, 2013 09:21 pm (UTC) (Link)
spasibo
misha_makferson From: misha_makferson Date: September 24th, 2013 06:12 am (UTC) (Link)
ну запросто может быть заимствованием причём заимствованием старым. В конце концов ираноязычные этносы ранее были распространены от Черного моря до Восточного Туркестана.
iwia From: iwia Date: September 24th, 2013 06:08 am (UTC) (Link)
"Нян" - это из какого-то из тюркских заимствование?
Интересно, да.
misha_makferson From: misha_makferson Date: September 24th, 2013 06:17 am (UTC) (Link)
Интересно, а что селькупы выращивали в среднем Приобье когда ещё владели земледелием. Ячмень, рожь, горох, капусту, репу? Картофеля более приспособленного к таким условиям тогда ещё не было.
vlad_kosarev From: vlad_kosarev Date: September 24th, 2013 09:43 am (UTC) (Link)
Я бы сказал, что такая утрата навыков - это результат специализации, а не деградации. Специализация к добыче соболя.
Как и при видообразовании, специализация приводит к вымиранию вида (в данном случае культуры), когда объект специализации (спрос на соболя) исчезает.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 24th, 2013 02:07 pm (UTC) (Link)
имхо, тут содержательное отличие истории (народа, общества, государства) от биологической эволюции. В первом случае надо сохраняться в постоянно усложняющемся мире, т.е. уметь увеличивать "доступное разнообразие" профессий, производств и пр., иначе будешь затёрт конкурентами. В эволюции виду достаточно прогресса специализации, да, если нет экокризиса и его ценоз не рушится. Я думаю это связано с тем, что в нашей истории новизна нарастает так быстро, что и вмещающий ландшафт, и структура социума рушатся и преобразуются всё время, тут специализация не поможет, нужен постоянный прогресс.
vlad_kosarev From: vlad_kosarev Date: September 24th, 2013 02:20 pm (UTC) (Link)
Мы говорим о вымирании культуры, а не народа. В таких терминах культуры добыча соболя вымерла, и народ получил другую версию культуры, основанную на обедненных навыках.

Имхо, мне нравится думать об изменениях культур как об изменении видов, методологически это кажется правильным способом нотации этих изменений и их анализа. Вся наработанная систематиками методология оказывается применима к культурам и их взаимодействию друг с другом.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: September 25th, 2013 09:25 pm (UTC) (Link)
но ведь и в биологических популяциях, вроде наших птиц, в нестабильной среде мы видим не специализацию к одной какой-то жизненной стратегии, а удержание "пучка" альтернативных стратегий в некотором соотношении. Т.е. где появляется хоть какая-то автономизация от среды, как у высших позвонков, адаптации широкого значения выигрывают у узких специализаций. Тем более это верно для культур

//Имхо, мне нравится думать об изменениях культур как об изменении видов//
имхо, это неоправданное допущение, поскольку у культур в отличие от видов есть экономика, дающая прибавочный продукт, который (при разумном управлении обществом, должном соц.устройстве и пр.) можно пустить на тот самый полиморфизм занятий, который обеспечивает устойчивость к истощению одного из ресурсов. Или целиком проесть/потратить на элиту - это уже вопрос политический
aosypov From: aosypov Date: September 24th, 2013 09:21 pm (UTC) (Link)
Важное отличие эволюции организма от эволюции культуры - принципиально разная связность объекта. Отсюда очень многое вытекает.
From: crdigger Date: September 25th, 2013 12:19 am (UTC) (Link)

Это явление известно как голландская болезнь

По окончанию действия ее причин экономика проваливается,но потом,как правило,загубленные отрасли экономики возрождаются или появляются новые.У меня есть подозрение,что причина упрощения селькупской экономики - не только в последствиях голландской болезни,но и в налаженных торговых связях.Тяжело это, вести прозводящее хозяйство в северной тайге, большинство товаров стало возможно купить.
13 comments or Leave a comment