?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Единство восприятия и действия у младенцев (в развитии) - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Единство восприятия и действия у младенцев (в развитии)

Про активную организацию восприятия и действия уже 2-3-месячных младенцев на «пересечении» определённого паттерна их собственной активности (аналогичного ауторитмии)  и структуры потока внешних событий (за которым ребёнок начинает следить, которые предвосхищает и перестраивает деятельность на основе предвосхищения).

 

Доклад Е.А.Сергиенко на семинаре по когнитивной науке 30.11.2006. Презентация.

 

Интересные места:

 

«К.Рови–Колльер (RoveeCollier, 1995) привязывала к ноге младенцев 2,5 –3 мес. резинкой яркую машинку, мигающую и издающую звуки. Младенцы в течение одной минуты обнаруживали связи между их брыканиями (бессмысленными рефлекторными действиями, по определению Бернштейна) и возможностью активизировать машинку, они увеличивают ритм движений, добиваясь более частого мигания и звучания машинки. Более того, они помнили о возможности своих действий неделю и больше, когда вновь видели машинку. Младенцы могли также различать элементы машинки, окружающий контекст, в котором тренировались, формировать простые категории и генерализовать функциональный контекст в новой ситуации тренировки» (то есть даже у таких маленьких детей, где ещё продолжается созревание и моторики, и анализаторов, действия не являются ни автономными, ни независимыми от среды, особенно от упорядоченных влияний последней, см.ниже).

«Данная задача была повторена Э.Телен (Thelen, 2000). Используя электронные датчики записи мышечных усилий, она показала, что 3 мес. младенцы были способны изменять длительность и координацию активации. Они могли также изменять баланс напряжения и расслабления, меняя позу, которая была бы оптимальна. Они способны запоминать найденные моторные способы действия несколько дней. Младенцы выполняют так хорошо задачу с машинкой, поскольку она предсказуема, а исполнительные действия поддаются модификации и контролю. Кроме этого в задаче усиливается взаимодействие и участие зрения и проприорецепции. Содружественное участие всех этих компонентов позволяет более эффективно запоминать и формировать категории событий. Поэтому кажущееся бессмысленным действие обретает целенаправленность, включенное в задачу».

«В пренатальный период  для нормального развития плода   необходима двигательная активность, играющая формирующую роль. Все эти виды движений плода необходимы, во- первых, для нормального развития костной структуры и сочленений суставов. Проприоцептивная информация предварительно картирует работу этих сенсорных систем, подготавливая самые общие, недифференцированные принципы обработки информации.

Пренатальной двигательной активности – это упражнение, подготовка будущих необходимых двигательных актов. Наиболее яркими примерами являются дыхательные движения плода, при которых регулярно вдыхается и выдыхается амнеотическая жидкость и сосание пальца. Наконец, двигательная активность плода непрерывные вращательные и «ползающие» движения предотвращают прилипание плода к стенке матки (Баттерворт, Харрис, 2000).

Таким образом, активность в пренатальном периоде является условием нормального развития, направлена на реализацию заложенного потенциала.   Активность будущего ребенка  становится залогом активности после рождения»

[и что ещё важней – так достигается непрерывность и преемственность ряда «сигнальной наследственности», формирующее влияние которой  для человека и высших приматов много важней генетической, см. 1, 2, 3. Поскольку на активность плода, понятное дело, влияет психофизиологическое состояние матери и характер обращения с ней её социальных партнёров. В.К.].

«Дж.Спенсер с коллегами (Spencer et al, 2000) провели  исследования развития дотягивания у младенцев. Центральным для понимания  развития навыка дотягивания является понимание, как множество компонентов образуют единую динамическую моторную систему.

Исходя из системной перспективы новое поведение такое как дотягивание предполагает взаимодействие множества независимых компонентов при определенной задаче и условиях окружения. Хотя многие компоненты вносят вклад в поведенческий паттерн в одно и тоже время: бинокулярное зрение, контроль позы, моторная память и т.п., один или несколько элементов могут быть особенно критическими в сдвиге уровня организации поведения. Эти элементы могут не наблюдаться, могут казаться несвязанными с мануальным навыком, но могут оказаться центральными для изменений.

Другое условие возникновения новых форм поведения – собственная активность систем. … Лонгитюдно прослеживалось развитие мануальной и постуральной активности в процессе свободной игры на первом году жизни у 4 младенцев при становлении стабильного дотягивания. Анализ кинестетических, кинематических и нейромускулярных показателей позволил выделить два переходных периода.

Первый – это переход от движений рук, которые не заканчиваются при контакте с объектом при первых дотягиваниях. Этот переход связан с изменением в модуляции напряжения или усилия, необходимого для направления руки к объекту. В течение первых недель дотягивания младенцы использовали комбинацию плечевых, шейных мышц для стабилизации головы и подъема руки к игрушке. Младенцы коактивировали напряжение плеч, шеи и мышц руки для стабилизации ее в местоположении игрушки. Переход к дотягиванию возможен только при достижении постурального контроля. Изменение в постуральном контроле появлялись до первых успешных дотягиваний за 2 недели. Контроль головы и торса становится основой для управления напряжения руки и стабилизации зрительного поля, что необходимо для координации движения руки к цели.

Второй переход к стабильному дотягиванию происходит  около 7 мес. Переходу к стабильному плавному и прямому дотягиваю до цели  предшествует усиленная мануальная активность в виде схватывания объекта и помещения его в рот, ритмических осцилляций рук. Подобные осцилляции никогда не наблюдаются после перехода к стабильному дотягиванию и связаны с изменением в моторном контроле, показателем чего становится некоторая произвольность позы и движения конечностей (Spencer et al., 2000). Таким образом, навык дотягивания как целенаправленное действие, формируется постепенно, одним из ключевых элементов в организации моторной системы играет контроль позы. Переход от активности к действию - это переход к более высоко организованной динамической системе, включающей и внешние цели».

«В работах Г.Л.Выгодской показана динамика развития хватательных движений младенца. Сначала это бедные  и однообразные манипуляции (засовывание в рот, хаотическое размахивание предметом), а к концу первого года манипуляции приобретают разнообразный и специализированный характер, определяемый спецификой предмета: размахивать погремушкой, бросать мячик, нажимать на резиновую игрушку, стучать кубиком и т.д. Позднее ребенок пытается достать один предмет с помощью другого предмета, что квалифицируется как первое проявление интеллекта. Данные формы манипулирования предметами подготавливает ребенка к овладению орудийными операциями (по Запорожец, 2000)».

«Во многих исследованиях показано, что двигательный навык может быть воспроизведен различными моторными системами. Например, научившись писать свое имя карандашом, можно это сделать и палочкой, и мелом, и ногой, и держа палочку в зубах, с большими или меньшими потерями в качестве.

Удивительным доказательством данного положения являются последние исследования Дж.Гэлловей и Э.Телен (Galloway, Thelen, 2004). Младенцам, начиная с 8 недель, каждую неделю предъявляли игрушки на уровне рук и ног по их средней линии. Младенца начинали дотягиваться к игрушке в 8 недель (на 1 месяц раньше),  чем руками,  а осуществляли контакт с ней ногами в 11,7 недели, а руками в 15,7 недель. Более того, контакты ногами были более частыми, быстрее была обратная связь от контакта и дольше время контакта. Причина более раннего использования ног для целенаправленного дотягивания к объекту у младенцев состоит в том, что ноги имеют меньшие степени свободы. Это ограничение движений в латеральном пространстве в свою очередь редуцирует контролируемый объем движений.

Сами паттерны движений рук и ног также отличны. Паттерны движений ног менее вариабельны в пространственно – темпоральных характеристиках. Младенцам легче адаптировать ноги для целенаправленной активности, поскольку хорошо сформированы проводящие пути в виду меньших степеней свободы. Руки в это время находятся в более тяжелой ситуации с позиций их возможной регуляции, что связано с более диффузными мозговыми системами управления, связанных как с большим числом степеней свободы, так и множественностью участия различных мозговых областей. Таким образом, моторный навык дотягивания может быть воспроизведен другой моторной системой. Авторы замечают, что полученные данные противоречат, считавшемуся незыблемым  цефалокаудальному принципу (направление увеличения кортикального контроля над спинальной частью и стволом мозга, McGraw, 1945)».

[это значит, что двигательные системы организованы также инвариантно, как и перцептивные, а двигательные навыки человека «строятся» во взаимодействии с внешней средой, а не «созревают» и потом «оттачиваются в употреблении» как инстинкты. Инстинктивное действие от целенаправленного как раз и отличается ем, что у него есть своя специфическая система вызывания (ключевой раздражитель) и управления/построения действия (врождённый разрешающий механизм). И в других двигательных системах воспроизвести от же инстинктивный акт невозможно. В.К.].

«Goodale & Milner,(1992), показали, что функционирование зрительной системы разделено на два независимых направления: одно связано преимущественно с перцептивным контролем и управлением движениями, другое – с восприятием и опознанием объектов и событий.  Действие с объектом требует представить его эгоцентрически – в координатах моторного аппарата, включённого в действие. А вот восприятие объекта происходит аллоцентрически – в координатах относительно стабильного и константного окружающего мира. Первая подсистема обеспечивает пространственно-временное упреждение событий, вторая – избирательность в восприятии. [у младенцев] субсистема опознания  становится основой для целенаправленных действий, тогда как субсистема восприятие - действие – для достижения цели.

Система восприятия и действия всегда направлена на проспективный контроль. Информация, необходимая для спецификации событий, содержится в оптическом и акустическом потоке и используется для контроля будущих действий.  В наших исследованиях  способность к антиципирующей динамической фиксации была обнаружена у младенцев  4-х недельного возраста, и пространственно-временное упреждение движущегося объекта возрастало как по числу ответов, так и по времени упреждения (Сергиенко, 1992)».

И в конце автор доказывает, что успешность выполнения когнитивных задач в наибольшей степени определяется уровнем моторной готовности.

***

Большое спасибо croissante за книжку этого автора  «Раннее когнитивное развитие: новый взгляд» (М.: «Институт психологии РАН», 2006), горячо рекомендую всем интересующимся темой  + короткая выжимка из книги см. 1 и 2.

 

 

Tags: , , ,

3 comments or Leave a comment
Comments
dm_kalashnikov From: dm_kalashnikov Date: March 1st, 2011 06:39 am (UTC) (Link)

В тему

dm_kalashnikov From: dm_kalashnikov Date: March 1st, 2011 06:41 am (UTC) (Link)
Кстати, не встречались ли Вы с исследованиями о языке детей? Просто есть масса примеров, когда маленькие дети, ещё не умеющие правильно говорить на "взрослом" языке, свободно друг друга понимают на своём, "детском" языке.
jenthetx From: jenthetx Date: March 3rd, 2011 12:32 am (UTC) (Link)
Вавввв зачет%))))
3 comments or Leave a comment