?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Про агрессию автомобилистов - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Про агрессию автомобилистов

wsf1917 

Из научно-популярной статьи Е.Н.Панова про человеческую агрессивность:

«...многочисленные примеры спонтанной, вроде бы не спровоцированной агрессии, дает нам человек, сидящий за рулем автомобиля. Американские социальные психологи заинтересовались тем, какие эмоции испытывает водитель, сталкиваясь с неадекватными действиями других участников автомобильного движения. Анкеты с целым рядом вопросов, касающихся этой темы, были разосланы 26 мужчинам и 27 женщинам, постоянно пользующимся автомобилем.

И что же оказалось? 12% мужчин и 18% женщин признались, что они нередко ощущают острое желание убить водителя, который своими непредсказуемыми действиями нарушает привычный ход событий. Большинство опрошенных — 77% мужчин и 56% женщин в таких ситуациях проклинают мешающего им водителя про себя, а 23% и 41 % соответственно ругаются вслух.

 

... Как выяснилось из проведенного анкетирования, одно из проявлений неконтролируемой агрессивности в таких ситуациях — подача звуковых сигналов. Это позволило исследователям приступить к изучению агрессивности людей на автомобильной трассе, пользуясь примерно теми же приемами, что и зоолог, наблюдающий в природе из укрытия за поведением животных.

Эксперименты проводили следующим образом. Один из участников исследования сидит за рулем, а второй, скрытно расположившись неподалеку от светофора, наблюдает за происходящим. Первый подъезжает к перекрестку, пока горит красный свет. При включении зеленого сигнала он запускает секундомер и лишь спустя 12 секунд трогается с места. Все это время наблюдатель фиксирует марку стоящего сзади автомобиля, пол водителя и его поведение — в частности, момент, когда тот в нетерпении начинает сигналить.

Очень интересно было выяснить, существуют ли в принципе какие-либо особенности у препятствующего движению автомобиля, которые могут вызывать наиболее агрессивную реакцию у водителя, принужденного к пассивному ожиданию. С этой целью исследователи меняли антураж своей машины. Например, в некоторых опытах они клали винтовку на полочку у заднего стекла, и наклеивали на него яркий ярлык с надписью. Слово, отпечатанное крупными буквами на ярлыке, изменялось от опыта к опыту. В одних случаях это было слово «Друг», в других — «Месть».

После того, как удалось провести 137 опытов с ничего не подозревавшими водителями-мужчинами и 63 — с женщинами, выяснилось следующее. Как могли бы с самого начала догадаться и мы с вами, в наибольшем числе случаев «звуковую агрессию» наблюдали у водителей-мужчин, управляющих автомобилями современных марок в тех случаях, когда движению препятствовала машина с винтовкой у заднего стекла и с надписью «Месть». Здесь антагонизм проявлялся в 65% случаев. Если эта надпись присутствовала, а винтовки не было, процент негативных реакций у водителей этой категории был почти вдвое ниже (33%). Интересно, однако, что при той же комбинации «винтовка — «Месть» открытые проявления агрессивности (в форме подачи звуковых сигналов) оказались несопоставимо более низкими (всего лишь 14%) у мужчин, управляющих старыми, не престижными машинами". 

Далее, "...даже на автомобильной трассе, где по закону все равны, поведение водителей отражает их социальное неравенство. Водители престижных автомобилей не сдерживают своих негативных эмоций, тогда как собственники старых машин ведут себя много скромнее, осознанно или скорее неосознанно учитывая свой сравнительно невысокий социальный статус в данной ситуации.

И все же самое неожиданное, что удалось узнать при изучении агрессивных эмоций водителей, — это роль так называемой дегуманизации, а по-русски — обезличивания твоего потенциального недруга. В этой части экспериментов психологи использовали занавески, закрывающие заднее стекло автомобиля экспериментатора. Кроме того, чтобы едущий сзади водитель не мог видеть лица сидящего за рулем той машины, которая тормозит движение, ее зеркало заднего вида частично заклеивали пластырем. Поразительно, насколько резко эти манипуляции изменили поведение тех людей, которые невольно оказались участниками опытов.

Из 48 водителей, чье поведение наблюдали психологи, при открытых занавесках звуковые сигналы подавали 31%, при закрытых - 52%. Наибольшее число проявлений нетерпения, которое можно было расценить как признак агрессивности, наблюдали при задернутых занавесках, если к тому же из-под них торчала винтовка, а надпись на наклейке гласила: «Месть». В, таких ситуациях 77% водителей, не вытерпев задержки всего на какие-то 10 секунд, начинали отчаянно сигналить.

Любопытно и то, что водители-женщины, в отличие от мужчин, практически не меняли своего поведения в зависимости от присутствия или отсутствия оружия за стеклом идущего впереди автомобиля, как и от того, что именно было написано на наклейке. Впрочем, и в тех и в других случаях нервозность проявляли 50% от числа водителей-женщин. Неожиданным оказался лишь тот факт, что во всех опытах самый высокий уровень «автомобильной агрессивности» (80%) был отмечен у женщин, дорогу которым преграждал автомобиль, ничем не замечательный — с открытыми занавесками, без винтовки и какой-либо наклейки.

Это согласуется, правда, с данными анкетирования, которые показали, что женщины в целом чаще, чем мужчины, реагируют негативно, когда идущий впереди автомобиль перестраивается, не просигналив предварительно. Если среди мужчин это вызывает раздражение у 58% опрошенных, то у женщин эта цифра вырастает до 92%".

Отсюда

Связь большего уровня агрессивности водителей с индивидуализмом-эгоизмом очевидна, также как и с социальным неравенством; в отношении водителей к пешеходам это проявляется ещё ярче - см. «Автомобильные аналогии». Опять же, такая наука, как  этология человека солидарно с социальной психологией говорит, что когда субъект сидит в своём авто, отгородившись от мира (как крыса в своей норе, водитель отчуждён от других людей стенкой машины, в отличие от ситуации, когда человек движется в толпе или сидит на собрании), он настроен максимально эгоистично и агрессивно по отношению ко всему что вокруг. Поэтому в обследованных крупных городах ФРГ частота наездов авто на пешеходов позитивно коррелирует с частотой преступлений на почве национальной и расовой ненависти ("давящими" в обоих случаях движут сходные чувства) [нет ссылки на конкретное исследование, мне лично эта связь кажется сомнительной – В.К.], а негативные чувства автомобилистов друг к другу и особенно к пешеходам проистекают из идеи господства.

Водители престижных автомобилей не сдерживают негативных эмоций в адрес водителей непрестижных, те и другие – в адрес «безлошадных» или работающих на дороге, возникает и поддерживается социальная стратификация, в которой как в кривом зеркале отражается стратификация «большого общества».

Amasonka_urals: «Вопрос: почему вся сволота ездит на иномарках? А ответ прост: сволоту, которая пытается ездить на стареньких жигулях или москвичонках, дорога очень быстро выбрасывает путем естественного отбора. Если сволочь относится к бедным слоям населения, то на дороге она просто не удержится. Ведь за подобное поведение на дороге все-таки приходится платить штрафы или откупаться от гайцов, а иногда и выкупать отобранные права, а также надо ремонтировать машину. Ублюдки машину ремонтировать не умеют. Поэтому булюдок на стареньких жигулях - это достаточно большая редкость.
Поэтому поддерживаю полностью - "сволота на иномарках". Как водитель далеко не новых жигулей могу подтвердить, что многие водители иномарок ведут себя на дороге так, что сразу хочется отобрать у них и права и машину. Водитель подержанных жигулей не может вести себя подобным образом, потому что если он будет вести себя так, то он проездит очень недолго - откупаться-то за свои "подвиги" нечем. И на новую машину денег нет. Приходится беречь ту, которая у тебя имеется.

И все "заи" тоже ездят исключительно на дорогих иномарках. Потому что проблема "зай" на дорогах - это не проблема "женщин за рулем", пол тут совершенно ни при чем. Это все та же проблема богатых ублюдков на дорогах, которые еще и своим "заям" права покупают. Вы можете себе представить водительницу подержанных жигулей в роли той "заи" из Новосбириска, убившей мента? Нет, это исключено. Водительницы не новых жигулей тоже подвергаются очень жесткому естественному отбору.Из небогатых женщин за руль садятся те. которые могут нормально водить. А "заи" небогатых ублюдков как правило даже не знают, как машину завести».

 

Вообще, не только экологи, но и социалисты-коммунисты должны быть резко против автомобилей и целиком "за" общественный транспорт, прежде всего железные дороги. Прекрасную аргументацию, почему так, см. в лекции Б.Б.Родомана «Автомобильный тупик России и мира» на polit.ru. Автор -  крупнейший географ, и отлично видит проблему. А автомобиль сегодня – такой же символ буржуазности, как смокинг сигара и галстух-бабочка на плакатах 20-х гг.

Не зря ещё в 70-е годы треть автовладельцев в Париже отвечала что не оставит авто никогда, даже если общественный транспорт будет предельно удобный и совершенно бесплатный. Мол, он даёт ощущение свободы, такое же, как деньги на счету, - хотя реальность пробки показывает, что это лишь ощущение. А когда люди апеллируют не к реальности, а к своим представлениям о свободе и счастье, то автомобиль и его альтернативы – ж/д, другой общественный транспорт, из технических и экологических проблем превращаются в политические символы. Красным пора сие осознать.
 

Tags: , , , ,

49 comments or Leave a comment
Comments
brother2 From: brother2 Date: March 23rd, 2010 12:21 am (UTC) (Link)
Судя по сочетанию цитаьт с комментарием просто какая-то "приматология" получается - кто умеет выплёскивать агрессию на живых людей - ездит на иномарках, а кто в жежешке (ублидки аж три раза употреблено в таком коротком каменте, и 4 раза - сволочб/сволота) - тот на стрых жыгулях.
wsf1917 From: wsf1917 Date: March 23rd, 2010 12:36 am (UTC) (Link)
ну да, социал-дарвинизм рулит. ведь опосредующее умение "зарабатывать деньги" оно тоже некоторым образом связано с умением "выплёскивать агрессию на живых людей", принуждая их работать на себя. а кто не умеет принуждать - работает сам и ездит на стареньких жигулях, или вообще ходит пешком. Капитализм as is.
matus From: matus Date: March 23rd, 2010 02:34 am (UTC) (Link)
в наибольшем числе случаев «звуковую агрессию» наблюдали у водителей-мужчин, ... когда движению препятствовала машина с винтовкой у заднего стекла

Не верю.
(Deleted comment)
with_astronotus From: with_astronotus Date: March 23rd, 2010 02:44 am (UTC) (Link)
Странные выводы. Мечта о "черенке от лопаты", которым можно обидеть ближнего своего, так или иначе выскакивает в целом спектре ситуаций; машина здесь одновременно является дополнительным стресс-фактором (вести автомобиль по современным дорогам очень и очень сложно) и своего рода изолятором, позволяющим чувствовать себя отделённым от других участников движения. При давке в толпе нарушение норм общественного поведения - грубость и т.п. - обычно либо смягчается ритуалами общения (извинения, улыбка, жесты), либо приводит к немедленным и адекватным последствиям для нарушителя. Хамов учат. В автомобиле же человек лишён возможности напрямую взаимодействовать социально с обидевшим его лицом; более того - попытки такого взаимодействия потенциально опасны. В итоге происходит потеря социальной компетентности и вспышка агрессии.

Рассмотрим частный случай - пример со светофором, на котором экспериментаторы сознательно оставляли машину стоять. Даже далёкому от автомобилистики человеку (если только он не одержим патологической ненавистью к самой идее личного транспорта) ясно, что такая задержка создаёт на дороге потенциально аварийную ситуацию, блокируя по неясной водителям причине целую полосу. Автомобиль на дороге должен ехать, и если он стоит - с ним, очевидно, что-то не так. Самая частая причина - стресс у водителя (забыл нажать сцепление, пропустил сигнал светофора или ещё как-либо "зазевался" - в таких случаях звуковой сигнал выводит раззяву из ступора. Если же водитель не реагирует - участникам движения необходимо принимать меры к тому, чтобы самим продолжать движение. Они ведь выезжают на дорогу не для того, чтобы похвалиться своими дорогими иномарками - им нужно в строго определённое время попасть на завод, в кино, к зубному или забрать тёщу; неприятности на дороге серьёзно собьют весь их график. Поэтому водителям надо действовать, а в районе перекрёстка это чревато большими проблемами и даже опасностью для жизни, не говоря уж об имущественных потерях. И потому, когда "раззява" экспериментатор всё-таки трогается, ярость попавших по его вине в стрессовую ситуацию "водятлов" совершенно объяснима.

По мелким подробностям опыта.

Занавески, закрывающие заднее стекло, в общем случае повышают аварийность, и эксплуатация их на личных машинах во время движения, как правило, не допускается. Винтовка и вызывающая надпись выдают водителя неопытного, но "с понтами"; можно считать все эти наклеечки с хамскими выкриками своего рода социальной стигматой. Занятый делом взрослый человек (а таких среди водителей большинство) не станет заниматься таким "тюнингом". Заклеенное зеркало - это уже вообще "нечто"; в качестве аналогии можно представить себе человека в уличной толпе, несущего опасный груз с завязанными глазами и плеером в ушах. Иначе говоря, все эти признаки выдают в водителе социальную некомпетентность, которая за рулём превращается в жестокую опасность для жизни и имущества окружающих.

Вежливый водитель, остановившись вне графика где бы то ни было в зоне движения, обязательно включает "аварийку". Вежливый водитель при возможности пропускает машины. Вежливый водитель без необходимости не сигналит, а мигает фарами; и он же говорит "спасибо" за оказанную ему мелкую любезность, щёлкнув всё той же "аварийкой" 2-3 раза. У вежливого водителя есть буксировочный трос и провода для аккумулятора, чтобы "дать курнуть"; он помогает выталкивать из снега или грязи "чужие" машины; он вообще стремится уважать шофёра, ибо "дорога есть дорога, и силы неравны...". Для шофёра вести автомобиль - изматывающая и опасная работа, и других участников движения он воспринимает как коллег. Это норма.

Естественно, что "заи", малолетняя гопоть и "VIP" на немецких джипах с тремя семёрками в госномере воспринимают себя как бы отдельно от этой "общей серой массы" участников движения; их безграмотные и противоправные действия на дороге вызывают раздражение и ненависть.
with_astronotus From: with_astronotus Date: March 23rd, 2010 02:44 am (UTC) (Link)
Что до общественного транспорта - будущее, конечно же, должно остаться за ним, но при условии, что этот транспорт будет организован разумно и комфортно для пассажиров, а не так, как было в СССР. Начнём с того, что в общественном транспорте, как и в автомобилях, при движении все пассажиры должны сидеть... Никаких "уступи место старушке, это по-коммунистически!" быть вообще не должно! "По-коммунистически" станет только тогда, когда сесть смогут все желающие; иначе удобство и комфорт от личного авто с гарантией останутся "символами свободы и счастья". Второй наболевший вопрос - организация маршрутов и стыковок; третья - стоимость проезда (лично мне сейчас финансово выгоднее держать "иномарку", чем ездить на работу на автобусах: чистая экономия с учётом амортизации за 10 лет - 25% плюс снижение накладных расходов на лечение ОРВИ). Если все эти проблемы будут решены - долой личные авто! Если нет - это очередная афера, предлагающая "поработать и потерпеть" во имя "светлого будущего", которое, конечно же, наступит когда-нибудь после...
esya From: esya Date: March 23rd, 2010 02:55 am (UTC) (Link)
Я агрессивный водитель на старом жигулях ниссане :) Но не когда медленно, а когда не включают поворотники на полурегулируемом перекрестке. Если он едет прямо, я ей уступаю, если он поворачивает, то и он и я могут ехать... и? ни одна зараза поворотниками не пользуется :)
wingover From: wingover Date: March 23rd, 2010 09:01 am (UTC) (Link)
with_astronotus достаточно подробно расписал.

"Эксперимент" вызывает сомнения, как в методике, так и в технике проведения эксперимента. Если бы вы водили машину, вы бы сами над ним посмеялись.

Ну кто там разглядит - винтовка лежит на заднем стекле, или какое другое барахло? (кстати, попробуйте как-нибудь положить винтовку поперек заднего стекла - влезет? Сомневаюсь. Разве что обрез.)

С гудком вообще экспериментаторы натянули сову на глобус. Мысль о том, что сигнал использовался как средство обратить внимание отвлекшегося человека на светофор, видимо, показалась ученым слишком примитивной...
wsf1917 From: wsf1917 Date: March 25th, 2010 08:37 am (UTC) (Link)
Боюсь, что его сомнения исходят из его предубеждений, т.е. надуманы. Первые 3 предубеждения, которые ни откуда не следуют, есть уже в первой фразе. Я как-то предпочитаю работы специалистов, тем более, как Вы понимаете, в профессиональном кругу их есть кому оспорить. Тем более что среди коллег-психологов есть противники развиваемой ими теории, и обязательно будут страстные автолюбители. Если статья прошла рецензирование и опубликована, то результат получен и надёжен, разными могут быть только интерпретации
asafich From: asafich Date: March 23rd, 2010 09:14 am (UTC) (Link)
По своему автомобильному опыту скажу, что в России спонтанная агрессия у людей, встречающихся лицом к лицу (будь то на улице, в магазине, на работе и т.д.), проявляется гораздо чаще, чем у сидящих за рулем. И это даже несмотря на пресловутую недисциплинированность наших водителей. Подавляющее большинство водителей понимают, что такая агрессивность может стоить слишком дорого (не только в денежном выражении), поэтому держат себя в рамках. Тем самым автомобиль в России выполняет важнейшую культурную миссию: он воспитывает вежливость, законопослушание и гражданское самосознание (автомобилисты выступают сейчас как одна из наиболее организованных протестных групп) - то, что русская культура не додает. Если бы законы в РФ соблюдались так же, как ПДД, а люди на улицах были столь же вежливы, как водители на дорогах - в этой стране было бы ОЧЕНЬ хорошо жить...
nature_wonder From: nature_wonder Date: March 23rd, 2010 09:19 am (UTC) (Link)
"вежливость, законопослушание и гражданское самосознание"
Особенно выделяются автолюбители как группа, на регулярной основе дающая взятки.
nature_wonder From: nature_wonder Date: March 23rd, 2010 09:17 am (UTC) (Link)
Не раскрыта тема агрессивности пешеходов по отношению к водителям. Особенно к тем, кто заезжает на тротуары или обдают пешеходов грязью.
wsf1917 From: wsf1917 Date: March 25th, 2010 08:39 am (UTC) (Link)
Боюсь, что нераскрыта за отсутствием эмпирического материала. Вы им владеете? Есть подозрения, что его будет в разы трудней собрать - примерно по тем же причинам, как данные об агрессии граждан в отношении милиции, уж больно велик гэп в вооружённости -:)))
pollika From: pollika Date: March 23rd, 2010 10:06 am (UTC) (Link)
Странно, почему не было реакции "покатились от хохота", когда увидели клоунов надписью "месть" и муляжом винтовки на заднем стекле.
misha_makferson From: misha_makferson Date: March 24th, 2010 12:05 pm (UTC) (Link)
Хм, может быть потому, что в США например это совсем не смешно.
isinda_bubuev From: isinda_bubuev Date: March 23rd, 2010 12:32 pm (UTC) (Link)
нда интересная лекции Б.Б.Родомана, до кучи:



49 comments or Leave a comment