?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Сигнальная наследственность в материнском поведении млекопитающих - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Сигнальная наследственность в материнском поведении млекопитающих

«…Влияние опыта собственного детства

Традиционно организация материнского поведения приматов и неприматов считается различной именно потому, что уже работы Гарри Харлоу (Harlow, 1958, 1963; Suomi, Harlow, 1978) убедительно показали, что у приматов определяющее влияние на формирование материнского поведения оказывает особый вид социального опыта, полученного в детстве от собственной матери. В других группах млекопитающих этот вид опыта не оказывал существенного влияния.

Харлоу был первым, кто показал, как забота, получаемая в детстве от матери, сказывается на обращении с собственными детёнышами. Как известно, в его лаборатории детёныши макаков резус были отняты от своих матерей и выращивались в полной или частичной социальной изоляции в присутствии манекенов, «замещающих» по разным параметрам материнские характеристики. Некоторые из этих детёнышей не общались с конспецификами вообще, другие выращивались в одной клетке со своими сверстниками.Когда такие детёныши вырастали, их искусственно осеменяли и наблюдали их отношение к появившемуся у них потомству.

Некоторые из этих самок проявляли к детёнышам адекватное материнское поведение и смогли их вырастить, другие не обращали на своих новорожденных никакого внимания, не контактировали с ними и не позволяли им сосать молоко. Поэтому детёныши могли быть выращены только в том случае, если их выкармливали из бутылочки. И, наконец, были самки, которые не только не заботились о детёнышах, но и били, кусали, агрессивно пресекали попытки детёныша приблизиться к ним. Влияние раннего опыта в части случаев необратимо и не поддаётся компенсации (Harlow, 1963; Suomi, Harlow, 1977; Crosby, Lucas, 2004).

Было показано, что, если животные выращены в полной социальной изоляции, большая часть из них (более 50%) затем безразлично относится к новорожденным, а примерно четверть проявляет нормальное материнское поведение. Выращивание в группах со сверстниками повышает пропорцию самок с нормальным материнским поведением до 80% за счёт уменьшения числа «безразличных» матерей. Однако выращивание со сверстниками не меняет долю самок, плохо обращающихся с детёнышами.

Таким образом, именно общий социальный опыт (общение со сверстниками) оказывается значимым фактором для организации нормального материнского поведения у приматов (Suomi, 1977).

Стивен Суоми (Suomi, 1999) интерпретировал результаты Гарри Харлоу с точки зрения теории привязанности Боулби. В нормальных условиях детёныши привязываются к своим матерям и используют их как базу безопасности, исследуя окружающий мир. Если матери нет, детёныши не могут искать у неё защиты, чтобы уменьшить свою тревогу и беспокойство. Активация симпатической нервной системы и гипоталамо-гипофизарной системы используется как показатель стресса страха, тревоги. Суоми считает, что когда детёныши вступают с матерью в вентро-вентральный контакт, напряжение уменьшается, симпатическая активация снижается. Показано, что в эти минуты уменьшается частота сердцебиений и концентрация кортизола в слюне. То есть этот контакт помогает детёнышам успокоиться, снова исследовать новый мир и адаптироваться к ситуации.

Детёныши, выращенные без матери, становятся более тревожными,  и это сказывается на их последующем материнском поведении. Действительно, уровень кортизола у них в крови существенно выше (Champoux et al., 1989).

 

Стили материнского поведения у приматов

Исследователи поведения приматов в природе и неволе уже давно заметили, что между самками существуют стойкие индивидуальные различия в особенностях их материнского поведения. Факторы, которые влияют на эти индивидуальные характеристики, разнообразной природы, в том числе это возраст, опыт, травмирующие события жизни, социальный статус и другие (см. обзор Фэрбенкс (Fairbanks, 1996) по Cercopithecina). Дарио Маэстрипиери (Maestripieri, 1998, 1999b) наблюдал отношения мать-детёныш в колонии макак резус в неволе. Он заметил, что некоторые матери часто трясли, грубо таскали и бросали своих детёнышей. Такой «нервный» стиль материнского поведения не сказывался на выживаемости и не требовал вмешательства со стороны человека. Когда были проведены подробные исследования, оказалось, что такие самки одновременно больше времени проводили в тесном контакте с детёнышем, больше следили за ним и ограничивали его свободу. Было обнаружено, что такое поведение сочетается с высоким уровнем тревоги (Maestripieri, 1998).

В лабораторной колони японских макак таким самкам давали диазепам, снимающий напряжение. Оказалось, что одновременно с понижением уровня тревожности показатели неправильного поведения по отношению к детёнышам снизились (Troisi, D’Amato, 1994).

Линн Фербенкс (Fairbanks, 1989, 1996)  попробовала использовать для описания индивидуальных особенностей поведения приматов понятие материнского (родительского) стиля, которое характеризует типичные способы обращения с детьми и применяется в психологии (Baumrind, 1966, 1967).

Она выделила в материнском поведении самок приматов две оси – протективность и рестриктивность, и оценивала материнский стиль, давая оценки по этим двум параметрам.

Те самки, которые получают высокие оценк по шкале протективности, стремятся быть в постоянном контакте с детёнышами и ограничивать их свободу. Сдерживаемые своими матерями, такие детёныши меньше исследуют окружающий мир. Высоко протективные матери больше боятся окружения, более тревожны и не позволяют детёнышам исследовать среду, что вызывает, в свою очередь, у их потомства тревогу и страх перед миром. Рестриктивные матери ограничивают желание детёнышей вступить в контакт. Особенно это касается попыткок сосания (Fairbanks, 1989; Bardi, Huffman, 2002),.

Было найдено, что такой индивидуальный стиль – относительно устойчивая и постоянная характеристика. Более того, было обнаружено, что стиль имеет тенденцию передаваться от матери к дочери (Farbanks, 1989).

В частности, степень протективности дочерей находится в положительной корреляции с протективностью их собственных матерей. Хотя нельзя отрицать и влияния генетически факторов, Линн Фербенкс обнаружила, что протективность связана именно с социальным обучением, то есть зависит от того, как с самкой обращалась в детстве её собственная мать. В работе, исследовавшей стили приёмных родителей, Стивен Суоми показал, что стиль больше зависит от приёмной матери, чем от биологической (Suomi, 1999). Механизмы латентного обучения, которые обеспечивают этот феномен, пока ещё плохо изучены. Тем не менее этот эффект имеет большое значение, в том числе и для человека. Как известно, повторение в поколениях стиля воспитания детей показано во многих исследованиях (Brenner, Fox, 1999; Buist, 1998) [сюда же относятся наиболее известные примеры действия «сигнальной наследственности» у людей – дочь алкоголика без соответствующей психотерапевтической коррекции, как правило, выходит замуж также за алкоголика, а дочь матери-одиночки также становится матерью-одиночкой – В.К.].

 

Грызуны: передача материнских влияний через поколения

Ещё в 60-е годы XX века были сделаны исследования которые показали, что у грызунов опыт, полученный в детстве (так называемый «ранний опыт»), оказывает долговременное влияние на эмоциональность (Dennenberg, 1964; Levine, 1967), которая, в свою очередь, влияет на материнское поведение.

Основные результаты были достигнуты при помощи процедур «хэндлинга»  и «разлуки». Они заключаются в том, что детёныши в первые две недели жизни ежедневно забираются у матери на короткое (10-15 минут – «хэндлинг») или отноительно длительное (три  и более часа в день – «разлука») время. Оказалось, что обе эти процедуры оказывают долговременное влияние на поведение. Став взрослыми, особи, подвергавшиеся детскому хэндлингу, показывают, по сравненению с контрольными, пониженную эмоциональную реактивность в тесте открытого поля. Напротив, особи, подвергавшиеся разлуке с матерью, отличаются повышенной эмоциональностью (Levine, 1967). Показано также, что хэндлинг уменьшает напряжение гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, а разлука увеличивает, хэндлинг повышает адаптационные способности на стресс, а разлука понижает (Ackerman et al., 1975; Kuhn, Schanberg, 1998).

Предполагается, что, по крайней мере, частично механизм действия этих процедур связан с материнским поведением. Левин заметил, что возвращённые в гнездо после хэндлинга детёныши долго и интенсивно вылизываются и чистятся матерью. При кормлении крысят молоком после хэндлинга мать чаще принимает позу нависания, которая обеспечивает тесный телесный контакт между матерью  и детёнышем. То есть происходит усиление материнского комплекса вылизывание-чистка-кормление. Именно эта повышенная стимуляция со стороны матери приводит к стойкому снижению эмоциональности у потомства. Подробные исследования (Pryce et al., 2001; Caldij et al., 1998; Francis et al., 1999; Gonzales-Lima, 2006) показали, что самки, усилившие материнскую стимуляцию детёнышей, сохраняют этот паттерн при выращивании последующих выводков. Другими словами, если мать много контактирует с детёнышем, чистит и вылизывает его, он становится менее чувствительным к стрессу новизны.

Более того, оказалось, что дочери более высокоактивных матерей сами более активны по отношению к своим детям (Francis et al., 1999), то есть эффект передаётся в поколениях. Если биологическая мать крысят характеризуется низкой активностью, а приёмная – высокой, то крысята, вырастая, показывают пониженную эмоциональность. И наоборот, если детёныши матери с высокой активностью выращиваются приёмными матерями с низкой активностью, их эмоциональность повышена. Это доказывает, что главное значение имеет эффект раннего опыта (Francis et al., 1999).

Очевидно, действием тех же механизмов можно объяснить результаты опытов по перекрёстному воспитанию серых полёвок (McGuire, 1988). Самки пенсильванской полёвки (Microtus pennsylvanicus) меньше времени проводят в гнезде с детёнышами и раньше отлучают их, чем  самки прерийной полёвки. Если подложить детёнышей пенсильванской полёвки самкам прерийной полёвки, они, вырастая, становятся похожими по характеристикам материнского поведения на приёмных матерей – то есть проводят больше времени в гнезде, больше времени кормят, чистят и вылизывают детёнышей, в сравнении с самками пенсильванской полёвки, выращенными приёмными матерями собственного вида.

Таким образом, прослеживается влияние количества материнской стимуляции, получаемой в детстве, на развитие последующего материнского поведения».

Е.П.Крученкова, 2009. Материнское поведение млекопитающих. М.: УРСС. С.99-99.

Tags: , , , , , , ,

16 comments or Leave a comment
Comments
buriwuh From: buriwuh Date: June 9th, 2009 04:12 pm (UTC) (Link)
Хм... вот интересно, если матерям-наседкам давать успокоительное, они перестанут гиперопекать своих детей...
pascendi From: pascendi Date: June 9th, 2009 04:17 pm (UTC) (Link)
Я где-то у себя в ЖЖ уже писал про то, что поведение человека в семье очень в большой степени определяется моделью, которую он получает в семье своих родителей.

Поэтому я сильно не одобряю современную тенденцию к неполным семьям...
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: June 9th, 2009 05:17 pm (UTC) (Link)
человеку вообще свойственно моделировать по образцу, не только в материнском, но и в агрессивном поведении скажем
http://wolf-kitses.livejournal.com/111191.html
а неполные семьи жизнь создаёт - все бы хотели иного, но современное капиталистическое общество толкает именно как этому (также как прежнее не позволяло разойтись даже партнёрам по уже умершему браку)
muhonogki From: muhonogki Date: June 9th, 2009 04:28 pm (UTC) (Link)
Интересно с точки зрения исследования поведения современных чайлдфри.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: June 9th, 2009 04:53 pm (UTC) (Link)

угу

amazonka_urals From: amazonka_urals Date: June 9th, 2009 10:12 pm (UTC) (Link)

Re: угу

Вообще статьи чрезвычайно интересные. Вообще, данные исследований, которые вы приводите, совпадают с моими давними ощущениями насчет того, что никаких инстинктов у человека нет, человеку их приписывают.
А ссылку на дискуссию про чайлдфри прочла, но далеко не со всем тут согласна. Я в этом сообществе не состою, благо у меня двое взрослых детей и его не читаю, но про нежелание иметь или рожать детей могу кое-что сказать по собственному опыту. Я , начиная лет с 14, очень боялась физиологической стороны материнства и твердо решила для себя, что рожать я не буду никогда, лучше усыновлю ребенка. То есть я боялась не детей и не трудностей, связанных с их воспитанием, а испытывала жуткий страх перед беременностью. Более того, этот страх я испытывала всю свою жизнь. Наверное, я ничего так не боялась в своей жизни как беременности. И это был не только и столько страх перед болью или страх умереть, хотя он присутствовал тоже. Но главное тут было все-таки не это. Это был страх стать не такой как я есть, страх потолстеть, прибавить в весе, разучиться лазить по деревьям, ходить на руках, делать мостик, то есть страх утратить свои физические качества. То есть если выразиться точнее, то это был именно отказ от размножения в пользу соматического развития. И первое, что я начинала делать непосредственно еще в роддоме после рождения ребенка - это ходить на цыпочках, делать наклоны всякие, растяжки, ну то, что в первые дни уже посильно. У меня была просто физиологическая потребность побыстрее восстановить свои мышцы, с разрыхленными мышцами живота я себя ощущала полным инвалидом. И в первые дни после роддома, несмотря на бессонные ночи, для меня было крайне важно как можно быстрее выйти в стройку на руках, сделать мост, встать с него, то есть сделать все то, что для меня означало бы, что я - это я. Поэтому так отзываться обо всех чайлдфри не стоит. Хотя, конечно, мне непонятно, как можно об этом столько судачить. Ну, и насчет "свиноматок". Смотря что под этим словом подразумевать. Год тому назад на меня в ЖЖ напала одна чайлдфри, которой, видите ли, не понравилось то, что я, будучи матерью двоих детей и находясь уже в пенсионном возрасте, сохранила тот же вес и те же параметры фигуры, какие имела в двадцатилетнем возрасте, что я люблю гонять на роликах и спокойно могу ходить колесом. Ну, я обозвала ее свиноматкой и послала далеко. А кто ж она есть-то? Ну, если свиноматками обзывать женщин только за то, что они - детные, то это тупо. Под свиноматкой я, например, понимаю нечто иное. Это распустившая себя баба. В принципе она может быть и бездетной. Но вобщем-то это обзывательство все-таки связано больше с внешними данными и определенной формой поведения, при которой женщина демонстрирует, что ее ничего в этом мире не интересует, кроме ее ребенка (впрочем, не факт, что ее при этом и ребенок-то интересует).
amazonka_urals From: amazonka_urals Date: June 9th, 2009 10:24 pm (UTC) (Link)

Re: угу

Кстати, страх перед физиологической стороной материнства могут испытывать даже некоторые женщины, которые хотят иметь несколько детей, то есть имеют очень развтую склонность к родительству. Недаром ведь сейчас появился тип современной многодетной семьи, где своих родных детей только двое, а остальные - усыновленные. Уж эти-то женщины - точно не чайлдфри. Они хотят иметь детей. Но вот только рожать их не хотят. Наша современная наука и наше общество все еще боится признать этот факт - то, что женщины-то на самом деле не хотят рожать. При этом они могут вполне положительно относиться к самим детям, вот только беременность уж больно терпеть не хочется. Конечно, эта мотивация присутствует не у всех. Мне доводилось слышать от женщин, имеющих детей, прямо противоположное, что, мол, беременность - ерунда, а вот бессонные ночи с маленьким ребенком - вот это ужос-ужос. У меня как раз отношение прямо противоположное, хотя мне нянчиться вообще никто не помогал, все бессонные ночи были мои. И все же это для меня было детскими игрушками по сравнению с беременностью, которая для меня действительно ужос-ужос. Ну как жить, если ты не можешь носиться бегом, не можешь залезть на дерево, тебе трудно перелезть через забор или встать в стойку на руках? Считай, полуинвалид. И что будет, если ты потом на всю оставшуюся жизнь потом такой останешься? Вот это для меня было самым страшным. Именно это для меня и означало "стать свиноматкой", которая может только рожать, но не может лазить по деревьям и ходить на руках.
Но, разумеется, не все чайлдфри увлекаются спортом, да уже и практика доказала, что весьма известные спортсменки рожали детей, а потом умудрялись еще и олимпийские рекорды ставить после этого.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 17th, 2011 08:58 am (UTC) (Link)

Re: угу

страх родительства вполне обоснован: травматичность и смертность родов при прочем равном всегда остаётся выше, чем аборта.
http://feministki.livejournal.com/1329440.html
Неслучайно в патриархальной культуре, направленно воспитывая несамостоятельность девочек и девушек, их приучают бояться разной фигни, от тёмного леса до мышей и лягушек, но о главной опасности их жизни и здоровью не говорят.
nashev From: nashev Date: April 23rd, 2012 10:40 pm (UTC) (Link)

Re: угу

Кто ж так Вас напугал? И как умудрился? Очень интересно: как именно образуются такие сильные акценты в системе ценностей? Почему лазать на деревья и ходить колесом так ценно для Вас?
amazonka_urals From: amazonka_urals Date: June 9th, 2009 11:32 pm (UTC) (Link)

Re: угу

И еще в этом посте, касающемся чайлдфри, меня очень заинтересовала одна фраза, а именно насчет дифференцирования ролей в обществе и структурирования поведения. Но не в связи с чайлдфри, а в гораздо более широком смысле. Ведь по сути такие понятия как "женщина" и "мужчина" - это тоже роли. Человек хотя и рождается с определенным биологическим полом, но женщиной или мужчиной он становится в обществе. И "возраст" - это ведь тоже далеко не только физиологическое понятие. Это тоже социальная роль. То есть общество направляет на нас социальные ожидания в связи с нашим полом и возрастом и ждет от нас определенных стереотипных моделей поведения, исходя из этого. Кстати, насчет неполных семей вы тоже заметили очень верно. Девочки из неполных семей сами потом очень часто растят детей в неполных семьях в силу того, что женская роль ими может быть усвоена в неполном объеме или усвоена неверно, поэтому их поведение не соответствует социальным ожиданиям со стороны потенциальных женихов или мужа, причем они могут даже этого не осознавать. Я, к примеру, сама выросла в неполной семье , причем вполне благополучной. И я очень долго не понимала, почему мне неоднократно говорили, что я "очень красива, но начисто лишена женственности". Мною были усвоены чисто внешние формы женского поведения, относящиеся, в основном к одежде, косметике, внешности, фигуре. А по своей манере жить я была типичным "крепким парнем", твердо верящим в себя и не ищущим помощи со стороны. Больше всего я боялась попросить кого-либо о помощи, попасть в зависимость от кого-либо. Недаром в экспедициях, стоило мне сбросить с себя городской лоск и высокие каблуки и облачиться в штормовку и сапоги-кирзачи, все аборигены упорно считали меня мальчиком. У меня есть забавный рассказ под названием "Романтика", где я описала реальный случай из своей геологической практики, когда сосед-старик попросил моих буровиков, чтобы "мальчик" (то есть я) слазил на яблоню и помог собрать ему яблоки. Я в это время ходила за углем. Хитрые мужики меня "сдали" деду. Ну, я пошла, залезла на яблоню, собрала яблоки, и только уже потом, собирая мне корзинку для моих "дядек", дед понял, что я - не мальчик, а женщина, что он в качестве "мальчонки" нанял на работу начальника геологического отряда.
А в вобщем насчет того, что в обществе действительно существуют дифференцированные роли, и оно может очень сильно сопротивляться, если ты по каким-либо причинам не вписываешься в какую-либо роль, которую, согласно общепринятым нормам, ты должен выполнять, то могут возникать очень серьезные конфликты. Кстати, конфликты, связанные с исполнением (или неисполнением) роли, связанной с возрастом, могут быть еще более серьезными и жесткими, чем конфликты, связанные с гендерными ролями. Наше общество уже начинает помаленьку привыкать к отступлениям от гендерных стандартов, но оно встает на дыбы при малейшем отступлении от стандартов возрастных С возрастом я начала понимать, что в нашем обществе человек "обязан" становиться старым гораздо раньше, чем это предполагает физиология.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 17th, 2011 09:16 am (UTC) (Link)

Re: угу

у Вас замечательный коммент про "роли", вполне согласующийся с тем, что я знаю из научных данных и своего прожитого отрезка. Можно я его опубликую?
кстати, по данным психологов, такие же проблемы с возрастными стандартами возникают у подростков при половом созревании, причём при разных занятиях детей (обычные/плаванье/танцы) нормой является разная скорость созревания, и если это происходит раньше ии позже "своего занятия", ребёнок страдает, ему его тело кажется уродливым и т.п.
pronzus From: pronzus Date: June 13th, 2009 03:55 pm (UTC) (Link)
Очень интересные и важные исследования.

Скажи, а есть ли аналогичные исследования про отношение к детям отцов? Понимаю, что это не так важно, но интересно же!
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: June 18th, 2009 10:29 pm (UTC) (Link)
есть ли аналогичные исследования про отношение к детям отцов? //
есть и довольно много. о них тоже как-нибудь напишу
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 17th, 2011 09:12 am (UTC) (Link)
Да, кстати, про отцовскую заботу я таки написал - на примере груминга у грызунов. Кстати, именно эти виды полёвок сейчас выступают как модельный объект для анализа происх.человеческой моногамии
From: xeus_top_98 Date: June 16th, 2009 09:30 pm (UTC) (Link)

Вы попали в Топ-30 Зиуса!

Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Это очень положительное явление. Пожалуйста, продолжайте в том же духе. © Зиус
serg212 From: serg212 Date: September 23rd, 2013 01:43 pm (UTC) (Link)
Получается, что все наши взгляды СЕЙЧАС - определены опытом в прошлом? А как же свободный выбор человеком своей собственной судьбы?
16 comments or Leave a comment