?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
Барон Осман в тропиках - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
Барон Осман в тропиках


Майк Дэвис

Коренная причина разрастания трущоб в городах, как представляется, лежит не в городской нищете, но в городском богатстве.

Гита Верма[1]

 

Примечание редакции: Барон Оссман — архитектор Жорж Эжен Оссман, перестроивший в 1850-60-е гг. значительную часть Парижа в целях предотвратить в дальнейшем (после опыта революции 1848 г.) возможность баррикадного уличного сопротивления и создать максимальное удобство для маневра войск при уличных беспорядках. При этом средневековые кварталы города были практически полностью уничтожены.

Поляризованные модели землепользования и плотность населения напоминают старую логику имперского контроля и расового господства. Повсюду в третьем мире постколониальные элиты унаследовали и ревностно воспроизвели физические признаки обособленного колониального города. Несмотря на риторику национального освобождения и социальной справедливости, они активно адаптировали расовое зонирование колониального периода для защиты своих собственных классовых привилегий и пространственной обособленности.

В Индии независимость также мало изменила географию обособления эпохи раджей. Кальпана Шарма в своей книге о «крупнейших трущобах Азии», «Rediscovering Dharavi»(*), подчеркивает, что «неравенство, определявшее Бомбей в качестве колониального портового города, сохранилось ... Инвестиции всегда найдутся, чтобы украсить уже хорошо обеспеченные части города. Но никогда нет денег, чтобы обеспечить даже самые элементарные услуги в бедных районах»[2]. Нандини Гупту показала, как «социалистическая» Партия Конгресса, которая в 1930-х и 1940-х годах восхваляла «гариб джаната» (простых людей), превратилась после обретения независимости в полного энтузиазма хранителя колониальной городской обособленности и социального разделения. «Прямо или косвенно, бедные были лишены места в гражданской жизни и городской культуре, и рассматривались как препятствие на пути прогресса и улучшения жизни общества»[3].

* Дхарави — пригород Мумбаи (бывш. Бомбея), крупнейший в Азии район трущоб (прим. переводчика)

Городская сегрегация – это не замороженный статус-кво, но непрерывная социальная война, в которую регулярно вмешивается государство во имя «прогресса», «благоустройства» и даже «социальной справедливости для бедных», перекраивая границы в пользу землевладельцев, иностранных инвесторов, элитных домовладельцев, а также принадлежащих к среднему классу жителей пригородов. Как и в Париже 1860-х годов под фанатической властью барона Османа, городская перепланировка по-прежнему направлена на максимизацию как частной прибыли, так и социального контроля. Масштаб переселений колоссален: каждый год в странах третьего мира сотни тысяч бедняков - законных арендаторов, а также сквоттеров – выселяются насильственно. Городские бедняки в результате становятся кочевниками, «находящимися в состоянии постоянного перемещения»[4].

В крупных городах третьего мира принуждающую, паноптическую роль «Османа», как правило, играют специальные учреждения, занимающиеся вопросами развития. Финансируемые оффшорными кредиторами вроде Всемирного банка и защищенные от местных вето, они призваны создавать и защищать острова кибер-современности среди неудовлетворенных потребностей города и общей экономической неразвитости.

Соломон Бенджамин изучил пример Бангалора, в котором группа Agenda Task Force, контролирующая принятие городских стратегических решений, находится в руках главы муниципалитета и крупных корпораций, при незначительной подотчетности местным выборным представителям. «Стремление политической элиты превратить Бангалор в Сингапур привело в итоге к массовым выселениям и сносу кварталов, особенно мелких предприятий, сконцентрированных в производственных районах города. Землю после сноса перераспределили в соответствии с генеральным планом между группами, заинтересованными в увеличении своей прибыли, в числе которых были корпорации»[5].

Аналогичным образом в Дели, как считает Банашри Чаттерджимитра, правительство полностью «подрывает задачу предоставления земли для жилья малоимущим», позволяя ей быть захваченной средним классом. Целью властей было выселение или «добровольное переселение» почти полумиллиона сквоттеров[6]. Опыт индийской столицы жестко подтверждает мнение Джереми Сибрука о том, что «термин «инновационная инфраструктура» - это новое кодовое обозначение бесцеремонного очищения города от хрупких убежищ бедняков»[7].

В отличие от Парижа эпохи Второй империи, современная «османизация» часто захватывает центр – во имя неблагодарного высшего класса, чьи чемоданы уже упакованы для переезда в пригород. Если бедные ожесточенно сопротивляются выселению из городского центра, то хорошо обеспеченные жители добровольно обменивают свои старые кварталы на окруженные стенами окраинные районы. Конечно, старые «золотые берега» остались - Замалек в Каире, Ривьера в Абиджане, остров Виктория в Лагосе, и так далее, - но новой глобальной тенденцией с начала 1990-х был взрывной рост обособленных, закрытых пригородов на окраине городов третьего мира. Даже (или особенно) в Китае, закрытые сообщества были названы «наиболее значительной тенденцией развития в современном городском планировании и дизайне»[8].

Эти «внешние миры» (off worlds) – если использовать терминологию «Бегущего по лезвию»(**) - часто представлены в виде копий Южной Калифорнии. Так, «Беверли Хиллз» - это не только почтовый индекс 92102, это еще и похожий на Утопию и Страну Грез пригород Каира - богатый частный город, «жители которого могут оставаться вдали от зрелища и остроты бедности, насилия и политического ислама, которыми, по-видимому, пропитаны окрестности»[9]. Схожим образом, в северном предместье Пекина есть «графство Оранж», представляющее собой закрытое поместье из домов ценой в миллионы долларов в калифорнийском стиле, спроектированных архитектором из Ньюпорт Бич и с интерьером от Марты Стюарт. Лаура Руджери сравнивает роскошный образ жизни обитателей этой «импортированной» Калифорнии в тамошних больших полуособняках с условиями жизни их филиппинских домработниц, которые спят в похожих на курятники сараях на крышах домов[10].

** «Бегущий по лезвию» — фильм Р.Скотта, снятый в 1982 году по роману американского писателя-фантаста Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Внешними мирами в нем названы колонизируемые людьми планеты, в то время как Земля представляет собой мрачное урбанизированное место. (прим. переводчика)

Бангалор, конечно, прославился воссозданием в своих южных пригородах образов жизни Пало-Альто и Саннивейла, в комплекте со Starbucks и мультиплексами. Богатые экспатрианты (официально «временно проживающие индийцы») живут, как и в Калифорнии, в «эксклюзивных «сельских домах» и многоквартирных домах с собственными бассейнами, клубами здоровья, частной охраной, 24-часовым резервным электроснабжением и эксклюзивными клубными услугами»[11]. Липпо Каравачи в округе Тангеранг к западу от Джакарты не имеет американского названия, но у него есть иной способ «имитации» пригорода Западного побережья: он может похвастаться более или менее самодостаточной инфраструктурой «с больницей, торговым центром, кинотеатром, спортивными и гольф-клубами, ресторанами и университетом». Он тоже находится внутри закрытого района, известного в округе как «абсолютно охраняемая зона»[12].

Поиски безопасности и социальной обособленности носят навязчивый и универсальный характер. В центральных и пригородных районах Манилы ассоциации богатых домовладельцев ограждают улицы общественного пользования и выступают за снос трущоб. Бернер описывает обособленный район Лойола Хайтс вблизи университета: «Тщательно разработанная система железных ворот, блокпостов и контрольно-пропускных пунктов отмечает границы этого района и отрезает его от остальной части города, по крайней мере, на ночь ... Угрозы для жизни, физической неприкосновенности и собственности составляют главный предмет обеспокоенности состоятельных жителей. Дома превратились в настоящие крепости, окруженные высокими стенами, увенчанными стеклянными осколками и колючей проволокой, с тяжелыми железными прутьями на всех окнах»[13].

Эта «архитектура страха», как Тунде Агбола называет подобный образ жизни в Лагосе, является обычным явлением в странах третьего мира и в некоторых частях первого, но достигает крайней степени в крупных городских сообществах с большим социально-экономическим неравенством: в Южной Африке, Бразилии, Венесуэле и Соединенных Штатах[14].

В Бразилии самый известный обнесенный стенами американизированный город-на-окраине (edge-city) - это Альфавилль, в северо-западной части квадранта большого Сан-Паулу. Названный (в качестве извращенной шутки), в честь мрачного нового мира из антиутопического фильма Годара, Альфавилль является полностью частным городом с большим офисным комплексом, эксклюзивным торговым центром и обнесенными стенами жилыми районами – все это под защитой более чем 800 частных охранников.

Города на окраине Йоханнесбурга и Сан-Паулу (как и в Бангалоре с Джакартой) являются самодостаточными «внешними мирами», так как они включают большую базу занятости, а также большую часть розничной торговли и культурной инфраструктуры традиционного городского центра. В случаях же чисто жилых анклавов строительство высокоскоростных магистралей - как в Северной Америке - было непременным условием субурбанизации изобилия.

Частные автомагистрали в Буэнос-Айресе в настоящее время позволяют богатым жить в их загородных элитных домах в далеком Пилар и ездить на работу в офисы в центр города. (У Гран-Буэнос-Айреса также есть амбициозный город-на-окраине или megaempredimiento, названный Нордельта, чья финансовая жизнеспособность является сомнительной.)[15] В Лагосе, аналогичным образом, был проложен широкий коридор через густонаселенные трущобы с целью создания скоростной автомагистрали для менеджеров и государственных чиновников, живущих в богатом пригороде Аджа.

Важно осознавать, что мы имеем дело с реорганизацией пространства крупных городов, приводящей к резкому уменьшению возможности пересечения между жизнью богатых и бедных, что выходит за рамки традиционной социальной сегрегации и фрагментации городской среды. Некоторые бразильские авторы в последнее время говорят о «возвращении в средневековый город», но последствия выхода среднего класса из общественного пространства более радикальны[16]. Роджерс, вслед за Гидденсом, обозначает суть этого процесса, как «открепление» (disembedding) деятельности элиты от местных территориальных условий, квазиутопическую попытку уйти от удушающей матрицы нищеты и социального насилия[17].

Превращенные в подобие крепостей, анклавы и города-на-окраине, отделенные от собственных социальных ландшафтов, но включенные в парящую в цифровом эфире кибер-Калифорнию глобализации, возвращают нас к Филипу К. Дику. В этой «позолоченной клетке», добавляет Джереми Сибрук, буржуа городов третьего мира «перестают быть гражданами своей страны и становятся кочевниками, принадлежащими внетерриториальной топографии денег; они становятся патриотами богатства, националистами иллюзорного и золотого Нигде»[18].

Перевод Дмитрия Райдера
Опубликовано на сайте world-information.org [
Англоязычный оригинал статьи]

1. Gita Verma, Slumming India: A Chronicle of Slums and Their Saviours, London 2003, p. XIX

2. Kalpana Sharma, Rediscovering Dharavi, Delhi 2000, p. 8

3. Nandini Gooptu, The Politics of the Urban Poor in Early Twentieth-Century India, Cambridge 2001, p. 421

4. Tunde Agbola, Architecture of Fear, IFRA, Ibadan 1997, p. 51

5. Solomon Benjamin, «Globalization's Impact on Local Government», UN Habitat Debate 7:4 (December 2001), p. 25

6. Banashree Chatterjimitra, «Land supply for low-income housing in Delhi, in Baken and van der Linden, pp. 218-29; and Neelima Risbud, «Policies for Tenure Security in Delhi», in Durand-Lasserve and Royston (eds.), Holding Their Ground: Secure Land Tenure for the Urban Poor in Developing Countries, London 2002, p. 61.

7. Jeremy Seabrock, In the Cities of the South: Scenes from a Developing World, London 1996, p. 267

8. Pu Miao, «Deserted Streets in a Jammed Town: The Gated Community in Chinese Cities and Its Solution», Journal of Urban Design 8:1 (2003), p. 199

9. Asef Bayat and Eric Denis, «Who is afraid of ashiwaiyat?», Environment and Urbanization 17:2 (October 2000), p.

10. Laura Ruggeri, «Palm Springs. Imagineering California in Hong Kong», 1991/94, author website (www.spacing.org).

11. Solomon Benjamin, «Governance, economic settings and poverty in Bangalore», Environment and Urbanization 12:1 (April 2000), p. 39

12. Harald Leisch, «Gated Communities in Indonesia», Cities 19:5 (2002), pp. 341 & 344-45

13. Berner, Defending a Place, p. 163

14. For a description of Lagos' fortress homes, see Agbola, pp. 68-69

15. Guy Thuillier, «Gated Communities in the Metropolitan Area of Buenos Aires», Housing Studies 20:2 (March 2005), pp. 258-59

16. Amalia Geraiges De Lemos, Francisco Scarlato and Reinaldo Machado, «O retorno a cidade medieval: os condominios fechados da metropole paulistana», in Luis Cabrales (ed.), Latinoamerica: paises abiertos, ciudades cerradas, Guadalajara 2000, pp. 217-36

17. Dennis Rodgers, «“Disembedding” the city: crime, insecurity and spatial organization in Managua», Environment and Urbanization 16:2 (October 2004), p. 123

18. Seabrock, p. 211

http://scepsis.ru/library/id_2260.html


За наводку спасибо юзеру wsf1917 

Tags: , , ,

28 comments or Leave a comment
Comments
From: global_verona Date: February 9th, 2009 06:35 pm (UTC) (Link)
вы были хоть в одном колониальном городе лично, чтобы судить о причинах бедности?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 9th, 2009 06:46 pm (UTC) (Link)
наука как раз и существует для того, чтобы получать объективное знание знакомство с которым позволяет не бывать лично. В компетентности автора я не сомневаюсь, иначе бы не постил
From: global_verona Date: February 9th, 2009 06:37 pm (UTC) (Link)
Поляризованные модели землепользования и плотность населения напоминают старую логику имперского контроля и расового господства. Повсюду в третьем мире постколониальные элиты унаследовали и ревностно воспроизвели физические признаки обособленного колониального города. Несмотря на риторику национального освобождения и социальной справедливости, они активно адаптировали расовое зонирование колониального периода для защиты своих собственных классовых привилегий и пространственной обособленности.

Вы хоть понимаете, какую чушь пишите. Вы знаете, что такое вообще Старый Город, например, в странах Северной Африки?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 9th, 2009 06:47 pm (UTC) (Link)
пишЕте.
Вы обратите внимание, в статье есть цифры, факты и прочая аргументация. Если Вы хотите спорить, будьте добры приводить контраргументы
From: global_verona Date: February 9th, 2009 07:01 pm (UTC) (Link)
контраргументы мои просты, они строятся на прямых наблюдениях
не буду ручаться за Индию, знаю, что тяжелая ситуация сложилась в Латинской Америке
буду говорить только за Северную Африку (тем более, что вы вспомнили барона Османа и французскую колонизацию)

1) старый город (медина) это не трущобы, это совершенно уникальная система, имеющая огромное количество преимуществ перед современным городом, причем перечень преимуществ будет только возрастать по мере усиления дефицита энергии в мире и развития кризисных явлений в странах Запада;

2) французы сохранили эту систему именно благодаря тому, что стали строить свои поселения рядом, а не разрушая медины (что неизбежно привело бы к люмпенизации); у них не было цели заполучить себе дешевую обслугу; цель была одна - сохранить присутствие в регионе и наладить экспорт (политика меркантилизма), чего можно было достичь только не идя на прямой конфликт с местным населением, ведущим традиционный образ жизни;

3) территория старого города ограничена не колониальной властью; она ограничена банально стеной (построенной задолго до колонизации);

4) бидонвили тоже имеются и развиваются как раз на окраинах новых современных городов (Касабланка тому лучший пример); более того, трущобные явления - характерный признак стран как раз после обретения независимости; поскольку традиционные среды жизни на селе развалены, а создание новых "отстает от графика"; обитатели касабланкских трущоб по большей части - сельская беднота, "поднятая на крыло" в десятилетия после деколонизации и прибившаяся к городу

5) основная же причина развития трущобных явлений - высокая демографическая динамика и теплый климат; в Канаде и части России с континентальным климатом жизнепригодные трущобы практически невозможны; Флорида не явлется ничьей колонией, но трущоб там - хоть отбавляй.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 10th, 2009 02:49 pm (UTC) (Link)
я знаю что бидонвили - это не медина. бидонвили связаны с неолиберализмом (а не с колониализмом, с французами и т.п.), когда для бедных есть только такая работа которая не прокормит (про купить дом я уж и не говорю). Плюс конечно опустынивание разорение фермеров/скотоводов их приток в города и т.п. (это у И.Д.Люри хорошо показано).
То есть капитализм сначала создаёт трущобы и эксплуатирует их жителей, а когда отслужат свой срок, эту территорию берёт себе средний класс и строит чистенькие домики а людей на фиг
From: global_verona Date: February 10th, 2009 02:53 pm (UTC) (Link)
бидонвилей в Марокко МАЛО
я не сказал, что их нет
в основном, они все собраны в районе Большой Касы
From: global_verona Date: February 10th, 2009 03:01 pm (UTC) (Link)
я с вами солидарен в критике среднего класса
действительно, в том же Марокко кварталы мидл-класса, построенные на калифорнийский манер - особняки с гаражом - производят удручающее впечатление
впрочим, их судьба после начала блэкаутов, в сравнении с мединой, незавидна

я не согласен с социалистическим предложением: для меня оба строя есть разновидности одного и того же модерна, и альтернатива им - только шариатское общество, уж извините

по сути дела, вы, как левый советского типа, предлагаете всю бедноту превратить в некое подобие ниже-среднего класса за счет "раскулачивания" крупного капитала, а в условиях Магриба это катастрофа - прежде всего именно экологическая

в действительности же, демографический переход уже способствует сокращению трущобных явлений, и обеспечивается он не "просвещением" и модернизацией, а обусловлен естественной популяционной динамикой, связанной с возрастом этносов, составляющих население страны
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 10th, 2009 03:04 pm (UTC) (Link)
демографический переход уже способствует сокращению трущобных явлений, и//
нет, не способствует. В индии и лат.америке он должен завершится раньше чем в мусульманских странах, а трущобы растут как показывает статья, потому что средний класс решает свои проблемы за счёт бедняков.
в магрибе ещё повсеместно аридизация, опустынивание в связи с перевыпасом, поэтому миграционный вклад в концентрацию в городах много выше чем за счёт размножения
From: global_verona Date: February 10th, 2009 03:08 pm (UTC) (Link)
в Индии и Латинской Америке нет шариатских механизмов смягчения демографического роста
нет закята, нет джамаатов, нет цеховых братств

аридизация Магриба сильно преувеличена, особенно в связи с последними климатическими изменениям в регионе - занялся бы кто проблемой Испании лучше
From: global_verona Date: February 10th, 2009 03:15 pm (UTC) (Link)
Особенно же печальна участь Латинской Америки с ее левыми популистами

в Марокко, кроме того, имеются криптомеханизмы, связанные с Францией и Испанией
проще говоря, лобби во Франции, террористический шантаж Мадрида и "доение бабла" из ЕС на инфраструктурные проекты
wsf1917 From: wsf1917 Date: February 10th, 2009 09:35 pm (UTC) (Link)
Особенно же печальна участь Латинской Америки с ее левыми популистами//
если исравнивать уровень развития науки/культуры (и даже просто промышленности) то лат.америка тут безусловно по сравнению с магрибом лидирует. И именно благодаря левым популистам!!! популюс это же народ, популист - это просто демократ, кто что-то для народа делает а не для господ
From: global_verona Date: February 9th, 2009 07:09 pm (UTC) (Link)
забыл добавить, что в современных частях североафриканских городов - 95% населения - местные
в Марракеше, например, всего 25 000 проживающих там на постоянной основе французов при двухмиллионном населении
все что делается в плане модернизации там - делается для своей страны и своего народа
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 10th, 2009 02:46 pm (UTC) (Link)
все что делается в плане модернизации там - делается для своей страны и своего народа//
голая фраза - делается богатыми марроканцами (+ средним классом) за счёт бедных, которых в стране большинство. Если можно, предоставьте информацию - как выглядят бедняцкие кварталы, как кварталы богачей, каково соотношение их в городах, какова динамика.
Важен не национальный состав а социальное расслоение поскольку городская динамика отражает ход классовой войны.
From: global_verona Date: February 9th, 2009 07:16 pm (UTC) (Link)
никакого дефицита территорий, "занятых подлыми колониалистами" - тоже нет
так, вслед за завершением строительства района Гелиз в Марракеше было начато стоительство нового района к юго-востоку от города: места там хоть отбавляй

и вообще, плотность населения в Марокко меньше, чем в Испании, перенаселенности никакой не чувствуется

ИМХО, основной конлфикт - конфликт между традиционной шариатской моделью жизни и градостроения и проекциями французского модерна, частично воспринятыми местным населением

если бы Марокко продолжало строить, как строило до французов, бездомных бы не было: традиционный арабский дом на семью строится за два месяца

к сожалению, уже существующий старый город не резиновый
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 10th, 2009 02:44 pm (UTC) (Link)
если можно, расскажите мне несведущему: есть ли в Касабланке, Феце, Марракеше кварталы трущоб? какой %% горожан там живёт, какой %% бездомных. Растут ли новые красивые кварталы среднего класса за счёт бедняцких, как об это рассказывается для индии. И если можно, не ваши путевые впечатления (они бывают обманчивы) а серьёзные социологические данные.
проблема не в нехватке земли а в её дороговизме имхо. Тем более в марокко и в магрибе в целом вовсю идёт опустынивание, там город не может расширяться поскольку погубит хорошие с/х земли
//если бы Марокко продолжало строить, как строило до французов, бездомных бы не было: //
не верю я читал рассказы элиаса канетти про фец и марракеш - и трущобы и бездомные и пржэ. не говоря уже про марокко 18-19 в. (только что осилил книжку Дьякова про Магриб).
Так что нужны цифры по тем же показателям которыми оперирует автор статьи для Индии и Лат.Америки, чтобы я Вам поверил что в Магрибе иначе (априори для этого нет никаких оснований, чудес не бывает)
From: global_verona Date: February 10th, 2009 02:49 pm (UTC) (Link)
цифр придется подождать

а когда перееду туда, будут вам и фотофакты и отзывы местного населения
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 10th, 2009 03:06 pm (UTC) (Link)
фотофакты и отзывы местного населения//
не доверяю, увы, вот по этой причине
http://wolf-kitses.livejournal.com/132442.html?mode=reply
нужны научные исследования, социология и статистика, пусть самая примитивненькая. личные впечатления и взгляд фотокамеры обманывают (хотя взглянуть было бы любопытно, с того берега срю.моря я был интересно было бы взглянуть на этот)
ipain From: ipain Date: February 10th, 2009 05:01 pm (UTC) (Link)
ышо раз: методологически в личные впечатления попадают как фотокарточки туристов так и научные социологическо-статистические исследования.
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 10th, 2009 09:38 pm (UTC) (Link)
вот смотрите - одно дело впечатление моего лучшего друга - не орнитолога, кому я безусловно доверяю, что в Палермо много зелёных попугаев (по описанию понятно что это попугай крамера).
Другое - статья в British birds об орнитофауне Палермо со списком видов, данными по биологии и т.п. Что полезней и интересней?
Также и с застройкой, трущобами ет цетера.
ipain From: ipain Date: February 10th, 2009 11:13 pm (UTC) (Link)
ээ - точнее то чему можно задать вопрос в живом эфире. и статья и впечатление произведены конкретным человеком. от людей и стоит танцевать, а не от наличия табличек и авторитетности журналов. с проблемой автора знакомы? бахтин, милграм, клиффорд, постколониализм?

например судят вашего друга утверждающего наличие зеленых попугаев в палермо, демонстрируя журнал про птиц, в табличках которого зеленых попугаев нет. кому вы поверите? а суд? если бы, журнал (кто либо) был вне подозрений, то суда ведь не надо?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 13th, 2009 07:00 pm (UTC) (Link)
вы разбираете больше вариантов чем их в данном случае может быть. тут только два - друг неспециалист с его впечатлением и специалист со своим проф.мнением
ipain From: ipain Date: February 13th, 2009 07:20 pm (UTC) (Link)
как раз два. но вобще суд ведь именно так и устроен: между двумя специалистами с своими разными профессиональными мнениями выбирает неспециалист (точнее 12 неспециалистов) исключительно по впечатлениям. заметьте что это предельная модель - ведь никогда по решению текущего конфликта (коммуникационного акта со средой) специалистов не имеется. имеются специалисты по предыдущим решениям, с заведомо противоположными подходами, методиками и результатами. выбирать между ними некому кроме как неспециалиста. и это универсальный процессс.
roman_sharp From: roman_sharp Date: February 9th, 2009 07:05 pm (UTC) (Link)
Читал (слежу за "Скепсисом" постоянно по RSS и всем рекомендую), хорошая статья.
caliban_upon From: caliban_upon Date: February 13th, 2009 06:53 pm (UTC) (Link)
М-да...
Не, хороший пример "фукоизма" на практике. :)
Жаль, но это как обычно - про капитализм ни слова(про то что он лежит в основе этих изменений). :))
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: February 13th, 2009 06:59 pm (UTC) (Link)
ну да. и учитывая что поляризованный городской ландшафт делает классовые границы явными и зримыми - ни в коем случае после революции нельзя было располагать чк в здании жандармского управления, обком - в здании дома губернатора и т.п. Иначе поддерживается та самая дурная преемственность, которую революция хочет разорвать
caliban_upon From: caliban_upon Date: February 13th, 2009 07:04 pm (UTC) (Link)
Ну да, есть такое.
isinda_bubuev From: isinda_bubuev Date: December 17th, 2009 08:27 am (UTC) (Link)
вставлю 5-копеек потому как причастен:
в Бангалоре при ликвидации трущебы надо заручится 70% подпиесей,
ет кнешно не 95% как в развитых буржуинствах, но треть несогласных
может блокировать "проект реабилитации територии", по закону штата
перезжающему за еденицу жилья(якая может быть бальшой картонной коробкой) инвестор обязан предатавить капитальную квартиру "с удобствами" в 24м2.
28 comments or Leave a comment