?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Чулан и склад Вольфа Кицеса Previous Previous Next Next
История классической этологии: годы, идеи, главные достижения - Вольф Кицес
wolf_kitses
wolf_kitses
История классической этологии: годы, идеи, главные достижения

Год

Событие

I. Предыстория: формирование исследовательской области «поведение животных», создание основных концепций и моделей, сочетание которых дало «программу Лоренца-Тинбергена»

XVII век

Этологом «называли актёра, изображавшего, часто посредством пантомимы, человеческие характеры» (Гороховская, 1998: 11)

1898

Чарльз Уитман (Charles Whitman) впервые использует термин «поведение животных» в современном понимании как фундаментального аспекта в изучении, который охватывает всё наблюдаемую активность животного или какую-то её структурно определённую часть (т.е. также «наблюдаемую» с точки зрения «морфологического подхода к поведению»).

1899

Психолог Уильям Макдауэлл (William MacDougall) создал метафорическую модель инстинктивного поведения, которая затем будет воспринята Лоренцем

1908

Фон Юкскюль (von Uexьll) вводит понятие умвельта (der Umwelt, нем. «внешний мир», «окружающая среда» в смысле тех факторов, сигналов, воздействий извне, которые значимы для данного животного в данный момент его активности). Это предполагает понимание животного как активного субъекта поведенческого процесса, направленно и избирательно воспринимающего воздействия извне и активно «интерпретирующего» при помощи врождённых схем реагирования. Изучение последних составит основу исследовательской программы Лоренца и Тинбергена.

1911

Оскар Хайнрот (Oskar Heinroth) определяет этологию как изучение «языка и ритуалов» животных, и объединённых им в понятии «система коммуникации»

1911

Хейнрот ввёл понятие arteigene Triebhandlung («свойственное виду импульсивное поведение» или «видоспецифические врождённые координации действий») и тем конкретизировал понимание поведение, ставшее для этологии специфическим: представления о поведении как о специфических структурах в потоке деятельности животных (структурах морфологических и функционально определённых в той же степени, что и «настоящие» органы).

Оно кардинально отличается от традиционного понимания, что вся внешняя активность животных – проявление их «привычек», «инстинктов», «душевной деятельности» и т.п. эвфемизмов для обозначения психического.

Второе представление в целом сохранено сравнительной психологией и физиологией ВНД, тогда как этологи стремились от него всячески отмежеваться. Для них наиболее существенны видоспецифические структуры действий, соответствующие требованиям среды обитания и подлежащие «оценке» отбором, устойчивые до видоспецифичности.

1914

Статья Джулиана Хаксли (Julian Huxley) о брачном поведении чомги (Podiceps cristatus). Хаксли ввёл понятие ритуализации, показав, что точная координация социального поведения животных в сообществах осуществляется с помощью сигналов, символизирующих вполне определённую форму поведения (Huxley, 1914). Тем самым демонстрация побуждений и намерений превращается в знак, обслуживающий систему-социум в целом. Он указывает на возможности развития поведения обоих участников в следующий момент взаимодействия, а после победы одной и поражения другой птицы в данном социальном контакте – на вероятную модификацию поведения обоих особей в ближайшей перспективе развития их отношений (см. Bartley, 1995; Лоренц, 1998).

1918

Уильям Крейг (William Craig) предложил метафорическую модель инстинктивного акта. В соответствии с ней реализация инстинкта в определённом поведении состоит из двух этапов: «аппетентного поведения», связанного с поиском нужных стимулов, и консуматорного акта - выполнения инстинктивного действия под действием соответствующей стимуляции. После успешного консуматорного акта животное уходит от воздействия данных стимулов к поиску следующих, связанных с реализацией поведения более высокого уровня иерархии, или переходит в состояние, которое в дальнейшем вновь сменяется аппетентным поведением и пр.

Этологи использовали схему Крейга, добавив, что определённое поведение – это значит типологически определённое, структуры которого обладают характерной динамической формой, специфической для вида и ситуации; как правило, они также специализированны в отношении определённой функции в биологии вида.

1936

Европейские зоологи всё больше сосредотачивались на изучении сложного видоспецифического поведения животных в естественной среде обитания. Для описания репертуара видоспецифического поведения (по возможности полного) Г.МакКинк (G MakKink) предложил понятие «этограмма», быстро ставшее популярным[1]

II. «Классическая этология»

1935

«Компаньон в мире птиц» (Der Kumpan in der Umwelten des Vцgels) Конрада Лоренца (Lorenz, 1935). Лоренц ввёл понятия «релизеров», «ключевых раздражителей» и «врождённых разрешающих схем», которые обеспечивают точный и «автоматичный» ответ на релизер» в виде типологически определённого инстинктивного действия (врождённой координации), понятие о котором также введено Лоренцем. «Kumpan…» обосновывает «морфологический подход» к поведению, определяет инстинктивное действие как базовое понятие исследований поведения. Определив инстинкт через специфику динамической формы инстинктивных движений животного, а не внутренних побуждений, заставляющих животное действовать, Лоренц положил начало исследованиям поведения как отдельного феномена, относящегося скорей к голоморфологии вида, чем к физиологии и психике особи. Также представлена концепция импринтинга как поведения, промежуточного между инстинктом и «чистым» научением.

1937

Работы Лоренца «О формировании понятия «инстинкт» (Uber die Bildung des Instinktbegriffes) и «О понятии инстинктивного действия» (Uber den Begriff der Instinkthandlung) (Lorenz, 1937а, b). Отвергнута рефлекторная трактовка инстинкта в пользу метафорической модели, основанной на схеме инстинктивного акта У.Крэйга (аппетентная активность + консумматорный акт).

 

 

1939

 «Сравнительное изучение поведения» (Vergleichende Verhaltensforschung) К.Лоренца (Lorenz, 1939а). Обоснованы возможности этологической «морфологии поведения» в области сравнительного анализа инстинктов близких видов, при решении таксономических, филогенетических и теоретико-эволюционных задач. Показано, что ритуализованные демонстрации и другие инстинктивные действия здесь ничуть не хуже традиционной морфологии. Они даже лучше: репертуар территориальных или брачных демонстраций сам по себе уже представляет собой набор изолированных элементов, которые можно непосредственно использовать для сравнения, тогда как из морфоструктуры, интегрированной с иными структурами в целостную систему-организм, подходящие для сравнения признаки ещё необходимо вычленить.

Развивая взгляды О.Хейнрота и Ч.Уитмана на видоспецифическое поведение, Лоренц показал основные модусы эволюции формы и функции инстинктивных действий, в первую очередь ритуализированных демонстраций, в филогенетических линиях (рядах близких форм). Это дало начало сравнительной этологии (comparative ethology) как дисциплине в большей степени эволюционистской, нежели чисто поведенческой

1940

Нико Тинберген сформулировал понятие смещённой активности (Die Ubersprungbewegung). Смещённые и переадресованные действия, также как движения намерения - наиболее обычный источник ритуализованных демонстраций у большинства видов (Tinbergen, 1940). Дальше все подобные движения и действия животного, непосредственно выражающие определённый конфликт мотиваций и поэтому особо склонные к превращению в демонстрации в ходе процесса ритуализации, получили название преддемонстраций. Согласно модели конфликта мотиваций Н.Тинбергена (Tinbergen, 1959), ритуализованные демонстрации выражают этот конфликт уже символически, в силу чего и являются сигналами.

1948

 «Социальные релизеры и экспериментальные методы их изучения» Нико Тинбергена (Social releasers and the experimental method required for their study», Tinbergen, 1948). Это первое изложение метода постановки и анализа данных экспериментов, позволяющих ответить на вопрос о потенциальной функции инстинктивных действий животных – в частности, являются ли они релизерами и какого рода ответ вызывает это действие как ключевой раздражитель. Методы легли в основу последующих этологических исследований сигнальной функции и коммуникативного эффекта таких социальных релизеров, как ритуализированные демонстрации и/или эксцессивые структуры позвоночных животных (которые почти всегда ассоциированы с некой демонстрацией, предъявляющей определенную структуру определённым партнёрам).

1950

 «Сравнительный метод в изучении врождённого поведения» Конрада Лоренца (The comparative method in studying innate behaviour patterns). Первое систематическое изложение этологической теории, включая «психогидравлическую» модель инстинктивного акта. Квинтэссенция «морфологического подхода» к поведению. «Система действий животного [под которой понимается полный репертуар «свойственного виду импульсивного поведения», включая весь набор инстинктивных реакций – В.Ф.] представляет собой такое же целое и обладает по крайней мере столь же многими составными частями, как тело самого животного»» (Lorenz, 1950: 234).

1950

В работе «Иерархическая организация нервных механизмов, обеспечивающих инстинктивное поведение» (The Hierarchical organization of nervous mechanisms underlying instinctive behaviour) Н.Тинберген предложил иерархическую схему организации инстинкта, исходя из более ранней схемы иерархической организации видоспецифического поведения вообще (Tinbergen, 1942, 1950).

1951

«The study of Instinct» Тинбергена – первое всеобъемлющее руководство по «классической» этологии.

III. «Современная этология»

Характеризуется отсутствием общеэтологической парадигмы: в 1970-80-х гг. «классические» концепции были подвергнуты острой критике и фактически сейчас находятся «в забвении», хотя приемлемой альтернативы так и не было выдвинуто, «научной революции», выводящей из кризиса, так и не произошло. Соответственно одни авторы характеризуют настоящее этологии как период концептуального кризиса (Панов, 1983а), другие – как период концептуального и методологического плюрализма, когда сообщество этологов объединяется не парадигмой, а общей темой исследований (по Холтону), так сказать, одной структурой проблемного поля.

В ситуации концептуального кризиса сравнительной этологии исходно доминирующий «морфологический подход к поведению» ушёл полностью на задний план. В «современной этологии» и в отличие от «классической» при исследовании сигнальных систем и «языка» животных доминируют объяснения противоположного типа. Они обращаются к «мотивации», «интеллекту» и «психике» животных, то есть к собственным и при этом внутренним характеристикам особи, которые могут быть исследованы лишь по внешним проявлениям, то есть не вполне объективно.

Этот процесс концептуальной подмены разворачивался с середины 1970-х гг. Уже в капитальной сводке Роберта Хайнда «Поведение животных» (М.: Мир, 1975) в предметном указателе отсутствуют «релизеры», и «ключевые стимулы», и «врождённые координации», зато сохранены «врождённый разрешающий механизм», «гидравлическая модель мотивации» и «конфликт мотиваций». На рубеже «классической» и «современной» этологии в поисках лучших объяснительных схем этологи перешли от сигналов или ключевых раздражителей внешнего мира животного (Umwelt) к параметрам состояния внутреннего мира животного (Innerwelt). Это сделало исследование видоспецифических сигналов и процессов информационного обмена в сообществах животных непродуктивным, и «закрыло» возможности теоретического прогресса в этой области.

 

 

Обозначения. Полужирным курсивом выделены главные понятия этологического «языка».

Источники

Гороховская Е.А., 1998. Становление классической этологии: историко-логический анализ. Автореф. и рукопись дисс. канд. биол. наук. М. 198 с.

Huxley, J., 1914. The courtship-habits of the great crested grebe (Podiceps cristatus) with an addition to the theory of sexual selection // Proceedings of the Zoological Society of London. Vol. 35. P. 491-562.

Huxley J., 1923. Courtship activities of the red-throated diver (Columbus stellatus Pontopp) together with a discussion of evolution of courtship in birds// J. Linn. Soc. London. Vol.25. P.253-292.

Lorenz K., 1935. Der Kumpan in der Umwelten des Vögels// J.Ornithol. Bd.83. S.137-213, 289-413.

Lorenz K., 1937а. Über die Bildung des Instinktbegriffes// Naturwiss. Bd.25. S.289-300, 307-318, 324-331.

Lorenz, K., 1937b. Uber den Begriff der Instinkthandlung // Folia Biotheoretica. Ser. B. Bd. 2. Instinctus. S.17-50.

Lorenz K., 1939. Vergleichende Verhaltensforschung// Verh. Deutsche Zool. Ges., Zool. Anz. Suppl. Bd.12. S.69-102.

Lorenz, K., Tinbergen, N., 1938. Taxis und Instinkthandlung in der Eirollbewegung der Graugans// Zeitschrift für Tierpsychologie. Bd. 2. S. 1-29.

Thorpe W. 1951. The definition of terms used in animal behaviour studies// Bull. Anim. Behav., 9.' 34-40.

Tinbergen N., 1952. Derived activities: their causation, biological significance, origin and emancipation during evolution// Quarterly Review of Biol. Vol.27. P.1-32.

Tinbergen N., 1959. Comparative study of the behaviour of gulls (Laridae): a progress report// Behaviour. Vol.15. P.1-70.

Tinbergen N., 1962. The evolution of animal communication - a critical examination of methods// Symp. Zool. Soc. Lond. Vol.8. P.1-6.

Tinbergen N., 1965. Behaviour and natural selection// Ideas of modern biology. Proc. XVI Int. Zool. Congr. Washington. P.521-542.

http://salmon.psy.plym.ac.uk/year1/animbeha.htm.

 

 

 

Tags: ,

6 comments or Leave a comment
Comments
skuchayu From: skuchayu Date: May 2nd, 2007 03:33 am (UTC) (Link)
Супер! А по этологии человека можно такую же табличку? И вообще, я сижу и думаю, а не дать ли вам доступ к сайту ethology.ru в качестве редактора? Ну, сколько вас тут народу читает (судя по кол-ву френдов человек 50, да и то нерегулярно) а на ethology.ru 600 в день минимум! Небо и земля. Как вам мое предложение?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 2nd, 2007 03:44 am (UTC) (Link)
Предложение отличное! Я - за, тем более что новости науки чатаю регулярно. А по этологии человека я не специалист - я орнитолог, птицами занимаюсь. И к тому же на мой взгляд - человек не может быть полноценным объектом этологии, поскольку у него стереотипы, выработанные культурой, заняли место врождённых инстинктов, шлифуемыфх эвоюционным процессом. НАдо думать, как класс.этологическую теорию применять к человеку, во всяком случае понятно что а) этого нельзя делать в лоб и б) это делать надо, поскольку у человека реакции стереотипные ритуализированные и проходящие мимо сознания занимают изрядное место в поведении и в то же самое время это не инстинкты, которые изучал Лоренц. Кстати, табличку, можете взять дя этология.ру., если понравилась
skuchayu From: skuchayu Date: May 2nd, 2007 04:45 am (UTC) (Link)
Значит договорились насчет редакторства. Надо встречаться дабы я обучил вас выкладывать материалы в сайт (это также просто, как в LJ (можно копи-пейстом из Ворда)), но есть своя специфика. Плюс вы интервью обещали дать. Давайте где-нибудь в интернет-кафе в центре Москвы?
wolf_kitses From: wolf_kitses Date: May 2nd, 2007 11:20 am (UTC) (Link)
ОК, после 15.05. Сейчсас я не в Москве. Писать мне можно на edezor@list.ru, a Вам?
skuchayu From: skuchayu Date: May 2nd, 2007 02:39 pm (UTC) (Link)
csco собака km.ru
pahtyabhose From: pahtyabhose Date: January 7th, 2014 06:11 am (UTC) (Link)

:)

Писака неутомим
6 comments or Leave a comment